Письмо Федеральной таможенной службы от 20 сентября 2004 г. N 01-06/871
"О применении приказов ГТК России от 21.08.2003 N 915 и от 03.12.2003 N 1377 в части представления паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров"
В связи с вступлением в силу с 18.06.2004 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформлении паспортов сделок" (зарегистрирована в Минюсте России 17.06.2004, рег. N 5859) (далее - Инструкция N 117-И) разъясняем порядок реализации положений приказов ГТК России от 03.12.2003 N 1377 "О представлении паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров" (зарегистрирован Минюстом России 08.01.2004, рег. N 5388) (далее - приказ N 1377) и от 21.08.2003 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003, рег. N 5060) в части заявления сведений, необходимых для валютного контроля.
1. В соответствии с пунктом 1 приказа N 1377 представление паспорта сделки (далее - ПС) и указание его реквизитов (номера и даты) в ГТД требуется при помещении товаров под заявляемый таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении ПС.
Сведения о представлении ПС подлежат заявлению в графе 28 ГТД согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, с учетом следующего.
1.1. В связи с тем, что порядком оформления паспортов сделок, установленным Инструкцией N 117-И, отдельного указания в ПС даты его оформления не предусмотрено (месяц и год оформления ПС указываются в первой части номера ПС), указание в графе 28 ГТД под номером 1 даты оформления ПС не требуется.
1.2. В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеэкономическому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Таким образом, требование об оформлении ПС не распространяется на:
а) договоры, по которым расчеты осуществляются через счета резидентов, открытые в Банке России (ГУ РКЦ Банка России), поскольку подразделения Банка России не являются уполномоченными банками;
б) договоры, предусматривающие поставку товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, учет валютных операций по которым осуществляет уполномоченный банк, ведущий в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации соответствующий кредитный счет, не являющийся счетом экспортера (импортера)*;
в) договоры, заключенные и оплачиваемые за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на основании письменного подтверждения организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о таких договорах**;
г) договоры аренды (лизинга), не предусматривающие выкупа предмета аренды (лизинга) по остаточной стоимости (т.е. в которых не определены условия такого выкупа - величина остаточной стоимости, дополнительно оплачиваемой арендатором (лизингополучателем), порядок и сроки ее оплаты), т.к. указанные договоры в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России) не относятся к договорам возмездного оказания услуг, а представляют собой отдельный вид договора. В случае выкупа предмета аренды (лизинга) по остаточной стоимости (если определена выкупная цена и сроки ее оплаты) на данный договор распространяется действие Инструкции N 117-И и требования по порядку заполнения ГТД по договору, предусматривающему расчеты за перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары (коды характера сделки из разделов 1, 2 и 3 Классификатора характера сделки (приложение 6 к приказу ГТК России от 23.08.2003 N 900);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее дату вышеназванного приказа ГТК России N 900 следует читать как "от 23.08.2002"
д) договоры между резидентами;
е) договоры между нерезидентами.
1.3. Согласно абзацу 3 пункта 1 приказа N 1377 не требуется повторного представления ПС и указания сведений о его реквизитах в таможенной декларации при изменении таможенного режима товаров, если ПС представлялся при помещении этих товаров на основании того же договора под ранее заявленный таможенный режим. В этом случае в графе 28 ГТД сведения под номерами 2, 3, 4 не указываются.
1.4. На основании абзаца 4 пункта 1 приказа N 1377 в случае декларирования товаров, перемещаемых на основании безвозмездных договоров либо по возмездным договорам в качестве безвозмездной поставки, т.е. при указании в графе 24 ГТД кода характера сделки "80", представление ПС не требуется.
1.5. Согласно пункту 3.2 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС не распространяется на валютные операции, осуществляемые по договору, заключенному:
а) между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
б) между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
в) между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
г) между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, с учетом внесенных изменений и дополнений. При этом в соответствии с телетайпограммой ГТК России от 24.06.2004 N ТФ-2096 в графе 24 ГТД должен заявляться код характера сделки "90".
2. При проверке ГТД следует исходить из того, что код характера сделки заявляется для каждой декларируемой товарной партии, а форма расчетов - для внешнеэкономического договора в целом и не меняется для каждой партии товаров в зависимости от кода характера сделки.
В связи с вышеизложенным при принятии решения о необходимости представления ПС при декларировании и выпуске товаров в соответствии с приказом N 1377 в зависимости от вида внешнеэкономического договора и проводимых по нему валютных операций следует руководствоваться приложением к настоящему письму.
В случае отсутствия ПС по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "в" подпункта 1.2 и подпунктах "а", "б" и "в" подпункта 1.5 настоящего письма, при заявлении в ГТД кода характера сделки, свидетельствующего о необходимости представления ПС в соответствии с приложением 1 к данному письму, или при заявлении кода характера сделки "90", в графе 44 ГТД под номером 9 должны указываться реквизиты Инструкции N 117-И в качестве документа, подтверждающего отсутствие необходимости оформления ПС по представленному договору, в виде записи: "от 15.06.2004 N 117-И".
В случае представления ПС, оформленного по возмездному договору, на который, по мнению должностного лица таможенного органа, осуществляющего проверку ГТД, согласно Инструкции N 117-И не распространяется требование об оформлении ПС, указанный ПС должен приниматься таможенными органами, а его номер указываться в графе 28 ГТД.
3. При декларировании товаров, перемещаемых по договорам, предметом которых является выполнение работ (например, ремонтные работы, в том числе с заменой деталей (узлов), стоимость которых включена в цену работ), предоставление услуг (например, по переработке сырья), не предусматривающим расчеты непосредственно за декларируемые товары, как при перемещении сырья (товаров) на переработку (ремонт, модернизацию), так и при обратном ввозе (вывозе) продуктов переработки (отремонтированных, модернизированных товаров), в ГТД указываются следующие сведения:
- в графе 24 - код характера сделки "71" - "75";
- в графе 28 под номером 1 - сведения о номере ПС;
- в графе 28 под номером 3 - код формы расчетов "91" - "93" в зависимости от валюты платежа (при расчетах векселями (чеками) - в зависимости от валюты, в которой они выражены);
- в графе 42 - при перемещении сырья (товаров) на переработку (ремонт, модернизацию) - стоимость товаров по счету-проформе (инвойсу), а при ввозе (вывозе) продуктов переработки (отремонтированных, модернизированных товаров) - стоимость, полученная путем сложения фактурной стоимости сырья (товаров) и стоимости переработки (ремонта, модернизации).
О проверке сведений, заявляемых в графе 42 ГТД, см. телеграмму Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2004 г. N ТФ-3399
4. В случае заключения российскими лицами нескольких договоров, предусматривающих продажу иностранным лицам товаров на территории Российской Федерации и их переработку на таможенной территории Российской Федерации с последующим вывозом продуктов переработки, следует исходить из того, что экспорт указанных товаров осуществляется на основании нескольких технологически связанных контрактов (на приобретение и на переработку).
В связи с тем, что действие Инструкции N 117-И не распространяется на контракты, не предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, не требуется оформления ПС на контракт на закупку российского сырья нерезидентом без его вывоза с таможенной территории Российской Федерации, направляемого на переработку на территории Российской Федерации (письмо Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России от 06.08.2004 N 12-1-5/2541).
Таким образом, при декларировании товаров по нескольким технологически связанным контрактам в таможенный орган должны быть представлены ПС, оформленные на те контракты, на которые в соответствии с Инструкцией N 117-И распространяется требование об оформлении ПС (переработка и вывоз товаров). При этом в соответствии с пунктом 3.3 данной Инструкции резидент по каждому договору оформляет один ПС.
В связи с этим в четвертой части номера ПС должны быть указаны следующие коды видов контракта:
- 03 "Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидентом" (по каждому договору на переработку);
- 09 "Смешанная сделка" (по контракту на переработку с последующим вывозом товаров).
Учитывая изложенное, при декларировании вывозимых товаров (продуктов переработки) в ГТД указываются следующие сведения:
- в графе 24 - код характера сделки,свидетельствующий о расчетах за вывозимые товары;
- в графе 28 - реквизиты всех представленных ПС. Если в графе недостаточно места для заявления реквизитов всех ПС, то необходимые сведения согласно пункту 11 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, должны быть указаны на дополнительно прикладываемых листах формата А4, которые являются неотъемлемой частью ГТД, с соответствующей записью в графе 28 ГТД: "см. доп. N ___ на ___ л.". В электронную копию ГТД должны вноситься сведения о реквизитах всех представленных ПС (включая содержащиеся в дополнениях);
- в графе 42 - суммарная фактурная стоимость, полученная путем сложения закупочной стоимости товаров и стоимости их переработки по всем представленным контрактам;
- в графе 44 под номером 1 - реквизиты всех технологически связанных контрактов.
Учитывая, что при отсутствии ПС по контракту на закупку сырья валютный контроль за поступлением выручки от экспорта товаров не может осуществляться в полном объеме в рамках автоматизированных технологий таможенно-банковского валютного контроля, порядок валютного контроля за такими операциями будет определен в рамках системы управления рисками.
5. Сомнение в правильности указания в ПС кода вида договора, а также сведений, указываемых в других графах ПС, не влияющих на возможность идентификации ПС по отношению к представленному договору, не является основанием для отказа в выпуске товаров.
6. Учитывая, что Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 и от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 признаны утратившими силу, при проверке формы ПС следует руководствоваться требованиями, установленными пунктом 7 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации. Таким образом, в случае представления копии ПС, заверенной не уполномоченным банком, оформившим данный ПС, для сверки оттиска печати уполномоченного банка с карточкой образцов оттисков печатей уполномоченного банка, используемых для целей валютного контроля, таможенный орган вправе запросить оригинал ПС.
Кроме того, на основании пункта 8 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации документы, необходимые для таможенного оформления (в том числе, ПС), могут быт представлены в форме электронных документов в порядке, определенном приказом ГТК России от 30.03.2004 N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2004, рег. N 5765).
7. Статьей 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами проводятся через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с данным Федеральным законом.
На основании статьи 23 ГК России к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица (лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей), применяются правила данного кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации расчеты в наличной денежной форме при осуществлении внешнеэкономической деятельности не допускаются независимо от суммы договора (сделки).
В связи с изложенным, если при осуществлении таможенного контроля установлено, что расчеты за декларируемые товары совершены в наличной форме, выпуск товаров может быть осуществлен без представления ПС при заявлении в графе 24 ГТД кода характера сделки, свидетельствующего о наличных расчетах ("10" или "30" в соответствии с приложением 6 к приказу ГТК России от 23.08.2003 N 900) в зависимости от валюты платежа, на основании информации, предоставленной декларантом. При этом в графе 28 ГТД под номером 1 в соответствии с правилами заполнения грузовой таможенной декларации делается запись "Наличный расчет".
При выявлении в ходе таможенного оформления и контроля нарушений безналичного порядка расчетов при осуществлении внешнеэкономической деятельности информацию об указанных нарушениях необходимо направлять в территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) в субъектах Российской Федерации.
С вступлением в силу с 01.10.2004 Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" за осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования предусмотрена административная ответственность по статье 15.25 КоАП России. На основании части 6 статьи 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП России таможенные органы будут иметь право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России.
Заместитель руководителя |
Л.А. Лозбенко |
_____________________________
* Управление государственным долгом Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" осуществляет Минфин России.
** Списки конечных пользователей по займам и грантам МБРР и ЕБРР, а также организаций, уполномоченных представлять в таможенные органы информацию о контрактах, финансируемых за счет средств указанных займов, и копии карточек с образцами подписей организаций и подписей лиц, уполномоченных подписывать справки о контрактах, финансируемых за счет средств займов и грантов МБРР и ЕБРР, доводятся до таможенных органов УВК в соответствии с информацией Минфина России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной таможенной службы от 20 сентября 2004 г. N 01-06/871 "О применении приказов ГТК России от 21.08.2003 N 915 и от 03.12.2003 N 1377 в части представления паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров"
Текст письма опубликован в газете "Таможенный вестник", октябрь 2004 г., N 20, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2004 г., N 12
Приказом Федеральной таможенной службы от 9 августа 2007 г. N 956 настоящее письмо признано недействующим
Письмом Федеральной таможенной службы от 31 марта 2005 г. N 01-06/10139 настоящее письмо не подлежит применению