Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 20 февраля 2020 г. по заявке N 2018730272
Заявка: |
2018730272 |
Название: |
ГЛОБУМАРКЕТ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
30.08.2019 |
Дата коллегии: |
05.02.2020 |
Дата утверждения: |
20.02.2020 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Глобус Маркет" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, рассмотрела возражение, поступившее 30.08.2019, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Глобус Маркет", г. Казань (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2018730272 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2018730272, поданной 19.07.2018, испрашивается на имя заявителя в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне.
Согласно материалам заявки, заявлено комбинированное обозначение .
Роспатентом 24.04.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2018730272 в отношении всех услуг 35 класса МКТУ. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении всех услуг 35 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании положений пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса. Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим:
- в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ заявленное обозначение [1] сходно до степени смешения с товарными знаками:
- по свидетельству N 598265 (приоритет от 22.01.2015) [2];
- по свидетельству N 601937 (приоритет от 22.01.2015) [3];
- по свидетельству N 440379 (приоритет от 14.05.2010) [4];
- по свидетельству N 437320 (приоритет от 02.11.2009, срок действия регистрации продлен до 02.11.2029) [5];
- по свидетельству N 427248 (приоритет от 30.06.2009) [6];
- по свидетельству N 426855 (приоритет от 30.06.2009) [7];
- по свидетельству N 361492 (приоритет от 03.05.2007, срок действия регистрации продлен до 03.05.2027) [8];
- по свидетельству N 331089 (приоритет от 30.06.2005, срок действия регистрации продлен до 30.06.2025) [9];
- по свидетельству N 330788 (приоритет от 30.06.2005, срок действия регистрации продлен до 30.06.2025) [10];
- по свидетельству N 321910 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [11];
- по свидетельству N 321911 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [12];
- по свидетельству N 321912 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [13];
- по свидетельству N 321913 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [14];
- правовая охрана противопоставленным товарным знакам [2-14] была предоставлена ранее на имя: "ГЛОБУС Холдинг ГмбХ Унд Ко.КГ", Лейпцигер Штрассе 8, Д-66606 Санкт-Вендель, Федеративная Республика Германия;
- в словесном элементе "ГЛОБУСМАРКЕТ" заявленного обозначения [1] буква "С" выполнена в виде множества точек, выходит за рамки слова. В заявленном обозначении [1] словесный элемент "ГЛОБУС" является сильным элементом, занимает начальную позицию, а элемент "МАРКЕТ" - слабым, поскольку указывает на область деятельности заявителя;
- заявленное обозначение [1] и противопоставленные товарные знаки [2-14] являются сходными до степени смешения по фонетическому и семантическому критериям сходства.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 30.08.2019 возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- в перечне противопоставленного товарного знака [3] отсутствуют услуги 35 класса МКТУ и однородные услуги в иных классах;
- сравнивая словесный элемент "ГЛОБУМАРКЕТ" заявленного обозначения [1] и словесные элементы "Глобус / Globus / Globus Zentr / Глобус Центр", противопоставленных товарных знаков [2-14] по признакам фонетического сходства можно сделать вывод, что сравниваемые обозначения имеют различное количество слогов, в заявленном обозначении [1] - 4 слога, в противопоставленных знаках 2 слога, а в словосочетаниях 3 слога, присутствует различное количество звуков и букв;
- в заявленном фантазийном обозначении [1] присутствует 4 гласных буквы, на которые может падать (и варьироваться) ударение, что невозможно в противопоставленных знаках [2-14], в которых ударение падает только на букву "о"; - противопоставленные знаки [2-8], [11,12] имеют отличительный графический элемент в виде стилизованного глобуса, что также усиливает семантическую нагрузку обозначений. Заявленное обозначение [1] также обладает индивидуализирующей графикой в виде геометрической фигуры круга с окружностью и наложенными на них изображение фужера с изогнутыми линиями. Также в заявленном обозначении [1] присутствует изобразительный элемент окружности, состоящий из четырех пиксельных линий, образующих своим размером градиент. Данное графическое решение не вызывает ассоциаций с глобусом, так как на нем отсутствуют характерные для глобуса черты, такие как параллели и меридианы;
- заявленное обозначение [1] воспринимается как состоящее из неразрывно связанных частей и в целом образует единую композицию;
- в сравниваемых обозначениях [1] и [2-14] присутствует различный вид (размер) шрифта, разное графическое написание с учетом характера букв, различное расположение букв по отношению друг к другу, а также различный алфавит;
- словесный элемент "ГЛОБУМАРКЕТ" заявленного обозначения [1] не содержит какой-либо определенной семантической нагрузки. Разделение экспертизой заявленного обозначения [1] на конкретные морфемы спорно, при этом ничто не указывает на однозначное наличие слова "глобус".
На основании изложенного в возражении содержится просьба об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения [1] в качестве товарного знака в отношении всех заявленных услуг 35 класса МКТУ.
В подтверждение своих доводов заявителем к материалам возражения была приложена копия решения Роспатента от 24.04.2019.
Изучив материалы дела, выслушав присутствующих при рассмотрении возражения, поступившего 30.08.2019, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (19.07.2018) заявки N 2018730272 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения [1] включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно требованиям пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (1) - (3) настоящего пункта. Признаки, перечисленные в подпунктах (1) - (3) настоящего пункта, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены и т.д.
Заявленное обозначение [1] по заявке N 2018730272 является комбинированным и включает словесный элемент "ГЛОБУСМАРКЕТ", выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита, стилизованное изображение земного шара с бокалом, при этом буква "С" выполнена из ряда точек. Регистрация заявленного обозначения [1] в качестве товарного знака испрашивается в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Как известно, при восприятии потребителем комбинированного обозначения, состоящего из изобразительного и словесного элементов, его внимание, как правило, акцентируется на словесном элементе. Словесный элемент к тому же легче запоминается, чем изобразительный. Словесный элемент "ГЛОБУСМАРКЕТ" состоит из слов "ГЛОБУС" и "МАРКЕТ". Буква "С", несмотря на стилизованное исполнение, совместно с элементом "ГЛОБУ-" способствует прочтению данного слова как "ГЛОБУС". Стилизованное изображение земного шара способствует однозначному восприятию словесного элемента как "ГЛОБУС". Словесный элемент "МАРКЕТ" образован от английского слова "market" - рынок (во всех смыслах) (cм. электронный словарь: https://ru.wiktionary.org/wiki/) и в силу своего смыслового значения является слабым элементом. Таким образом, наиболее значимым элементом, определяющим восприятие заявленного обозначения [1] в целом, является элемент "ГЛОБУС".
В отношении несоответствия заявленного обозначения [1] требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
В качестве противопоставлений в заключении по результатам экспертизы указаны следующие товарные знаки: по свидетельству N 598265 (приоритет от 22.01.2015) [2]; по свидетельству N 601937 (приоритет от 22.01.2015) [3]; по свидетельству N 440379 (приоритет от 14.05.2010) [4]; по свидетельству N 437320 (приоритет от 02.11.2009, срок действия регистрации продлен до 02.11.2029) [5]; по свидетельству N 427248 (приоритет от 30.06.2009) [6]; по свидетельству N 426855 (приоритет от 30.06.2009) [7]; по свидетельству N 361492 (приоритет от 03.05.2007, срок действия регистрации продлен до 03.05.2027) [8]; по свидетельству N 331089 (приоритет от 30.06.2005, срок действия регистрации продлен до 30.06.2025, словесный элемент "ZENTR" - неохраняемый) [9]; по свидетельству N 330788 (приоритет от 30.06.2005, срок действия регистрации продлен до 30.06.2025, словесный элемент "ЦЕНТР" - неохраняемый) [10]; по свидетельству N 321910 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [11]; по свидетельству N 321911 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [12]; по свидетельству N 321912 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [13]; по свидетельству N 321913 (приоритет от 17.02.2005, срок действия регистрации продлен до 17.02.2025) [14], правовая охрана которым была предоставлена ранее на имя: "ГЛОБУС Холдинг ГмбХ Унд Ко.КГ", Лейпцигер Штрассе 8, Д-66606 Санкт-Вендель, Федеративная Республика Германия в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне регистраций.
В перечне противопоставленного товарного знака [3] отсутствуют услуги 35 класса МКТУ, в связи с чем, он не может быть противопоставлен заявленному обозначению [1]. Срок действия противопоставленных товарных знаков [6,7] истек 30.06.2019 и не был продлен надлежащим образом, в связи с чем, данные знаки не могут быть противопоставлены заявленному обозначению [1].
Анализ заявленного обозначения [1] и противопоставленных знаков [2,4,5,8-14] на тождество и сходство показал следующее.
Противопоставленные знаки [2,4,5,8-14] в качестве основных индивидуализирующих элементов включают словесные элементы "ГЛОБУС" / "GLOBUS".
Сопоставительный анализ по фонетическому критерию сходства заявленного обозначения [1] и противопоставленных товарных знаков [2,4,5,8-14] показал тождество звучания доминирующих словесных элементов: "ГЛОБУС" / "GLOBUS".
Сравниваемые словесные элементы "ГЛОБУС" / "GLOBUS" [1] / [2,4,5,8-14] вызывают однозначные смысловые ассоциации с глобусом - шарообразная модель небесного тела с нанесенным на нее картографическим изображением определенного масштаба или модель звездного неба. "GLOBUS" - в переводе с немецкого языка на русский язык означает "глобус" (cм., например, электронный словарь: https://translate.academic.ru/globus/de/ru/). С учетом изложенного коллегия считает, что в сравниваемые обозначения [1] / [2,4,5,8-14] заложено одно и то же понятие, и они могут быть признаны сходными по семантическому критерию сходства словесных обозначений.
Графические особенности исполнения обозначений [1] / [2,4,5,8-14] носят в данном случае вспомогательный характер с точки зрения их индивидуализирующей способности и не приводят к отсутствию сходства между сравниваемыми обозначениями.
Таким образом, с учетом сходства словесных элементов "ГЛОБУС" / "GLOBUS" [1] / [2,4,5,8-14] можно сделать вывод о сходстве заявленного обозначения [1] и противопоставленных товарных знаков [2,4,5,8-14] в целом, так как сравниваемые обозначения ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В отношении однородности сравниваемых услуг 35 класса МКТУ коллегия отмечает следующее.
Сравниваемые услуги 35 класса МКТУ, указанные в перечнях заявленного обозначения [1] и противопоставленных товарных знаков [2,4,5,8-14] идентичны (например, "реклама; продажа аукционная; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; распространение рекламных материалов; публикация рекламных текстов; изучение рынка; распространение образцов; исследования конъюнктурные; прокат офисного оборудования и аппаратов; обзоры печати; услуги фотокопирования; сбор и систематизация информации в компьютерных базах данных; демонстрация товаров; услуги в области общественных отношений; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; оформление витрин; организация торговых ярмарок, выставок в коммерческих или рекламных целях; исследования в области бизнеса; экспертиза деловая" и т.д.), либо соотносятся как род / вид ("услуги в области рекламы"; "услуги по исследованию рынка и изучению общественного мнения"; "услуги конторские"; "услуги в сфере бизнеса"; "услуги по прокату оборудования"; "услуги посреднические"), имеют общее назначение, один и тот же круг потребителей, что обуславливает их однородность.
Заявитель в материалах возражения не оспаривает однородность сравниваемых услуг 35 класса МКТУ.
Изложенное обуславливает принципиальную возможность возникновения у потребителей представления о принадлежности сравниваемых услуг 35 класса МКТУ одному лицу - правообладателю "старшего" права противопоставленных знаков [2,4,5,8-14].
На основании проведенного анализа коллегия пришла к заключению о том, что заявленное обозначение [1] и противопоставленные товарные знаки [2,4,5,8-14] являются сходными до степени смешения в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ.
Следовательно, вывод, указанный в заключении по результатам экспертизы, о несоответствии заявленного обозначения [1] в отношении услуг 35 класса МКТУ требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса является правомерным.
Также коллегией учтена известность и репутация "ГЛОБУС Холдинг ГмбХ Унд Ко.КГ" (правообладатель противопоставленных товарных знаков [2,4,5,8-14]) в области торговли, ритейла.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 30.08.2019, оставить в силе решение Роспатента от 24.04.2019.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 20 февраля 2020 г. по заявке N 2018730272
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru