Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 12 марта 2020 г. по заявке N 2018726070
Решением Суда по интеллектуальным правам от 14 мая 2021 г. по делу N СИП-864/2020, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 13 сентября 2021 г. N С01-1313/2021, настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Заявка: |
2018726070 |
Название: |
МИЛИЦИЯ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
19.12.2019 |
Дата коллегии: |
17.02.2020 |
Дата утверждения: |
12.03.2020 |
Заявитель: |
ИП Осиюк Елена Александровна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 19.12.2019. Данное возражение подано Индивидуальным предпринимателем Осиюк Е.А., г. Владивосток (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2018726070, при этом установлено следующее.
Заявка N 2018726070 на регистрацию словесного обозначения "" была подана на имя заявителя 22.06.2018 в отношении услуг 45 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом было принято решение от 25.07.2019 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2018726070. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в связи с его несоответствием требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Доводы мотивированы тем, что заявленное обозначение "МИЛИЦИЯ" представляет собой бывшее название органов правопорядка в России (в т. ч., в Советской России, СССР, а потом и в Российской Федерации). Со вступлением в силу нового федерального закона "О полиции" 1 марта 2011 года милиция в Российской Федерации была официально переименована в полицию. В связи с изложенным, заявленное обозначение способно создать в сознании потребителей ассоциативное представление о том, что услуги, оказываемые под заявленным обозначением, оказываются государственным органом исполнительной власти. Таким образом, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя способна ввести потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, а также противоречит общественным интересам.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 19.12.2019 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявитель считает, что словесное обозначение "Милиция" в качестве наименования правоохранительного органа Российской Федерации более не применяется;
- в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" органом правопорядка, входящим в систему органов МВД, является полиция;
- в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, нрав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественною порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности;
- полиция, в том числе ранее действовавшая на территории РФ милиция, не оказывает услуги, перечисленные в 45 классе МКТУ;
- 45 класс МКТУ подразумевает оказание услуг частным лицам, в том числе оказание услуг, связанных с физической защитой материальных ценностей и индивидуальных лиц, консультациями по вопросам интеллектуальной собственности, консультациями по вопросам физической охраны, консультациями юридическими по запросу при заключении договора о поставке, контролем в области интеллектуальной собственности для юридических лиц, контролем систем охранной сигнализации и прочие;
- в соответствии с Федеральным законом от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" милиция защищала частные интересы, в том числе раскрывая преступления против личности и частной собственности;
- вышесказанное свидетельствует об отсутствии противоречия общественным интересам, так как услуги 45 класса МКТУ никоим образом не нарушают общественный порядок, не направлены на оказание аморальной деятельности, и в полной мере соответствуют функционалу ранее действовавшей Милиции;
- деятельность заявителя, которая подтверждается выпиской из ЕГРИП, оказывается исключительно в интересах частных лиц и не противоречит принципам этики, не носит антигосударственный характер, не содержит непристойных призывов, оскорблений, не нарушает прав верующих, соответствует правилам орфографии;
- довод Роспатента о том, что термин "Милиция" ассоциируется у людей исключительно с органом исполнительной власти, не мотивирован;
- заявитель предоставляет социологический опрос, в соответствии с которым, по мнению заявителя, можно сделать вывод о том, что термин "Милиция" в сознании подавляющего большинства людей не ассоциируется с государственным органом исполнительной власти;
- представленное заключение специалиста по лингвистическому исследованию N 119 АНО "Московский центр экспертизы и оценки" позволяет прийти к выводу, что значение заявленного обозначения "Милиция" и наименование государственного органа не являются семантически идентичными;
- нормативно не установлены ограничения на использование понятия "милиция", в виду чего данный термин может быть использован и как товарный знак;
- заявитель считает, что тот факт, что термин "милиция" ранее использовался для обозначения правоохранительного органа, сам по себе не создает правовых препятствий для его использования в предпринимательской сфере.
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в отношении всех заявленных услуг 45 класса МКТУ.
В подтверждение изложенных доводов к возражению приложены следующие документы (копии):
1. Лист записи о регистрации ИП Кобзарь П.А.;
2. Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
3. Свидетельство о регистрации брака от 15.06.2019 г. (подтверждение смены фамилии заявителя с Кобзарь на Осиюк);
4. Паспорт Оснюк Е.А.;
5. Выписка из ЕГРИП Осиюк Е.А. от 13.12.2019 г.;
6. Решения Федеральной службы но интеллектуальной собственности от 25.07.2019 г. N 2018726070/50(W 18017385) об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания);
7. Заключение специалиста по лингвистическому исследованию N 119 ДНО "Московский центр экспертизы и оценки";
8. Статья Интернет-ресурса: "В МВД не поддержали законопроект о создании муниципальной милиции";
9. Статья Интернет-ресурса: "Правительству не поправилась идея муниципальной милиции";
10. Результаты социологического опроса "Ваше отношение к милиции?".
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия считает доводы, представленные в возражении, неубедительными.
С учетом даты подачи (22.06.2018) заявки N 2018726070 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности морали.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
При рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Заявленное обозначение "" является словесным и выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана знаку испрашивается в отношении услуг 45 класса МКТУ.
Стоит согласиться с мнением экспертизы о том, что "МИЛИЦИЯ" - бывшее название органов правопорядка в России (в т. ч., в Советской России, СССР, а потом и в Российской Федерации). Компетенция и права милиции регулировались Законом "О милиции" 1991 г., согласно которому милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах. Со вступлением в силу нового федерального закона "О полиции" 1 марта 2011 года милиция в Российской Федерации была официально переименована в полицию.
В связи с изложенным, как правомерно указано в решении Роспатента, заявленное обозначение способно создать в сознании потребителей ассоциативное представление о том, что услуги 45 класса МКТУ, оказываемые под заявленным обозначением, оказываются государственным органом исполнительной власти, что не соответствует действительности. Следовательно, регистрация заявленного обозначения в отношении услуг 45 класса МКТУ на имя заявителя, способна ввести потребителя в заблуждение относительно лица их оказывающего, и не соответствует требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Данный вывод также подтверждается представленными заявителем результатами социологического опроса, согласно которым 83% опрошенных понимают термин "МИЛИЦИЯ" как правоохранительный орган, функционировавший до появления полиции.
Следует также отметить, что поскольку регистрация заявленного обозначения со словесным элементом "МИЛИЦИЯ" испрашивается в отношении услуг 45 класса (таких как: агентства брачные; агентства по усыновлению детей; арбитраж; аренда доменных имен в сети интернет; аренда сейфов; бальзамирование; бюро похоронные; возвращение найденных предметов; выпуск голубей на особых событиях; кремация; перечень не является исчерпывающим), при этом сфера деятельности Милиции - это поддержания общественного порядка и стабильности в стране, области, регионе, то такая регистрация признана противоречащей общественным интересам.
В материалах возражения представлено лингвистическое заключение, которое не может быть учтено, поскольку представляет собой мнение частного лица, которое в свою очередь не опровергает мнения коллегии основанного на словарно-справочных источниках и нормах законодательства Российской Федерации.
Таким образом, коллегия усматривает, что регистрация заявленного обозначения на имя заявителя способна ввести потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, а также противоречит общественным интересам.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 19.12.2019, оставить в силе решение Роспатента от 25.07.2019.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 марта 2020 г. по заявке N 2018726070
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru