Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 17 апреля 2020 г. по заявке N 2019728724
Решением Суда по интеллектуальным правам от 30 октября 2020 г. по делу N СИП-591/2020 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Заявка: |
2019728724 |
Название: |
ЯНДЕКС АФИША |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
10.02.2020 |
Дата коллегии: |
27.03.2020 |
Дата утверждения: |
17.04.2020 |
Заявитель: |
ООО "Компания Афиша" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 10.02.2020, поданное ООО "Компания Афиша", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 724232, при этом установлено следующее.
Словесный оспариваемый товарный знак "" по заявке N 2019728724 с приоритетом от 17.06.2019 зарегистрирован 20.08.2019 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации за N 724232 в отношении товаров 09, 16 и услуг 35, 38, 39, 41, 42, 45 классов МКТУ, на имя ООО "ЯНДЕКС", Москва (далее - правообладатель).
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 10.02.2020, оспаривается правомерность предоставления правовой охраны указанному товарному знаку ввиду того, что, по мнению лица, его подавшего, указанная регистрация была произведена в нарушение требований пунктов 6, 10 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- ООО "Компания Афиша" (далее - "Заявитель"), создано 27.01.2010 года путем реорганизации в форме преобразования ЗАО "Афиша Индастриз", которое, в свою очередь, было создано 11.03.1999 года и является его правопреемником;
- основным видом деятельности компании является производство товаров и оказание услуг в издательской сфере, в сфере развлечений, досуга, реализации билетов и т.д., в том числе в сети Интернет. Для обеспечения деятельности в сети Интернет лицо, подавшее возражение, осуществляет разработку программного обеспечения, как для компьютеров, так и для мобильных устройств;
- лицо, подавшее возражение, входит в группу компаний "Rambler Group" и на принадлежащем с 1998 года ООО "Компания Афиша" домене afisha.ru с 12.09.1998 года, на одноименном сайте с названием "Афиша" осуществляет деятельность по распространению информации о развлечениях и различных мероприятиях, а также деятельность по реализации билетной продукции по категориям: "Кино, Концерты, Театр, Выставки, Дети, Рестораны". Территорией пользовательского охвата сайта является вся Российская Федерация, так как возможность ознакомиться с информацией на сайте и приобрести билеты предоставляется жителям около 250 городов Российской Федерации;
- ООО "Компания Афиша" посредством магазинов приложений для мобильных устройств на операционных системах iOS и Android бесплатно распространяется собственное мобильное приложение "Афиша" (более 2 миллионов скачиваний), а также мобильные приложения "Афиша-Рестораны" (скачали более 200 тысяч пользователей), "Афиша-Еда" (скачали более 200 тысяч пользователей), "Путеводитель Афиши" (скачали более 1 миллиона пользователей) и др., "Афиша Мир";
- для реализации вышеуказанной деятельности лицом, подавшим возражение, создаются различные программы и программное обеспечение, а также проводит развлекательные мероприятия и т.д.;
- лицо, подавшее возражение, является правообладателем словесного товарного знака "", зарегистрированного 01.11.2001 по свидетельству N 206077 с приоритетом от 30.12.1998 г. Данный товарный знак зарегистрирован, в том числе, для товаров и услуг 09, 16, 35, 38, 39, 40, 41 и 42 классов МКТУ (в терминологии, действовавшей на дату подачи заявки МКТУ);
- заявитель считает, что товарный знак "Яндекс Афиша" по свидетельству N 724232 и "" по свидетельству N 206677 являются сходными до степени смешения в силу наличия у противопоставляемых знаков семантического, фонетического и графического сходства. По своему содержанию обозначение "Яндекс Афиша" не обладает какой-либо фантазийностью и по сути состоит из двух существительных, грамматически и смыслово между собой связанных, где слово "Яндекс" воспроизводит элемент с принадлежащей правообладателю серии знаков, а слово "Афиша" является охраняемым товарным знаком лица, подавшего возражение, и, также, воспроизводит основной элемент принадлежащей ему серии знаков;
- анализ оспариваемого товарного знака "Яндекс Афиша", состоящего из двух существительных в именительном падеже, с учетом его содержания и структуры свидетельствует о том, что он относится именно к категории обозначений, в которых слова не связаны друг с другом по смыслу и грамматически;
- часть товаров/услуг 09, 16, 35, 38, 39, 40, 41 классов, в оспариваемой регистрации "Яндекс Афиша" по свидетельству N 724232, является однородной товарам/услугам 09, 16, 35, 38, 39, 40, 41 и 42 классов МКТУ товарного знака по свидетельству N 206077 в силу их принадлежности к одной и той же родовой/видовой группе, их назначения, круга потребителей, условий реализации;
- лицо, подавшее возражение, является правообладателем серии товарных знаков по свидетельствам N 263830 (), приоритет от 13.09.2002, N 361579 (
), приоритет от 25.03.2008, N 361580 (
), приоритет от 25.03.2008, N 632492, (
), приоритет от 27.01.2016, N 658012 (
), приоритет от 03.08.2016, N 696705 (
), приоритет от 27.04.2018, N 637445 (
), приоритет от 15.04.2016. При наличии блока товарных знаков, образующих серию товарных знаков одного и того же правообладателя, риск того, что у потребителя может возникнуть представление о принадлежности этих товаров и услуг одному производителю, крайне высок;
- оспариваемый товарный знак "Яндекс Афиша" по свидетельству N 724232 полностью включает в себя в качестве самостоятельного элемента семантически и фонетически тождественный принадлежащий заявителю товарный знак N 206077, то есть является знаком, включающим в себя в качестве самостоятельного элемента охраняемое, обладающее близкой к тождеству степенью сходства и высокой известностью средство индивидуализации третьего лица.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит удовлетворить возражение и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 724232 недействительным частично в отношении части товаров 09, 16 и части услуг 35, 38, 39, 41, 42 классов МКТУ:
09 класс МКТУ: "блоки магнитной ленты для компьютеров; блоки памяти для компьютеров; видеокассеты; видеоэкраны; вывески светящиеся; голограммы; диапозитивы [фотография]; диафрагмы [фотография] дискеты; диски магнитные; диски оптические; диски звукозаписи; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; дисплеи носимых мониторов; дисплеи электронно-цифровые; доски интерактивные электронные; доски объявлений электронные; изделия оптические; интерфейсы для компьютеров; кассеты для фотопластинок; карандаши электронные [элементы дисплеев]; катушки [фотография]; кинопленки экспонированные; книги электронные; книжки записные электронные; ленты магнитные; ленты магнитные для видеозаписи; манипуляторы типа "мышь" [периферийное оборудование]; манипуляторы шаровые [компьютерная периферия]; микропроцессоры; микшеры звуковые; модемы; мониторы [компьютерное оборудование]; мониторы [программы для компьютеров]; медиаплееры портативные; наушники; носители звукозаписи; ноты электронные загружаемые; носители информации магнитные; ноутбуки; обеспечение программное для компьютеров; оборудование компьютерное; объективы [линзы] [оптика]; платы для интегральных схем; платформы программные, записанные или загружаемые; платы печатные; плееры для компакт-дисков; плееры кассетные; пленки для звукозаписи; помощники цифровые персональные [ПЦП]; приборы для обучения; приборы регулирующие электрические; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; процессоры [центральные блоки обработки информации]; публикации электронные загружаемые; приборы наблюдения; сканеры [оборудование для обработки данных]; словари карманные электронные; средства обучения аудиовизуальные; схемы интегральные; терминалы интерактивные сенсорные; усилители звука; устройства для записи на магнитную ленту; устройства для проецирования виртуальных клавиатур; устройства для сушки фотоснимков; устройства для считывания знаков оптические; устройства для центровки диапозитивов; устройства и приспособления для монтажа фильмов [кинопленки]; устройства связи акустические; устройства считывающие [оборудование для обработки данных]; устройства фотокопировальные [фотографические, электростатические, тепловые]; устройства электронные и электрические для музыкальных инструментов; устройства для видеозаписи; устройства для воспроизведения звука; устройства для обработки информации; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; файлы звуковые, загружаемые для звонков мобильных телефонов; фильмы мультипликационные; фотоаппараты; фотоглянцеватели; фотозатворы; фотометры; фотоосветители импульсные; футляры для смартфонов; футляры специальные для фотоаппаратов и фотопринадлежностей; хронографы [устройства для записи времени]; часы табельные [устройства для регистрации времени]; штативы для фотоаппаратов; эквалайзеры [аудиоаппаратура]; экраны флуоресцирующие; экраны [фотография]; элементы графические, загружаемые для мобильных телефонов; эмотиконы, загружаемые для мобильных телефонов";
16 класс МКТУ: "акварели [картины]; альбомы; альманахи; атласы; афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; блокноты; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; газеты; гравюры; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; доски наборные [полиграфия]; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; закладки для книг; календари; картинки; каталоги; картинки переводные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; купоны печатные; книжки-комиксы; литографии; листовки; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; ноты печатные; олеографии; открытки музыкальные; открытки почтовые; открытки поздравительные; офорты; плакаты; проспекты; портреты; произведения искусства литографические; продукция печатная; расписания печатные; репродукции графические; регистры; реестры; табло из бумаги или картона для объявлений; товары писчебумажные; учебники [пособия]; фотогравюры; флаеры; фотографии [отпечатанные]; шаблоны; шаблоны для стирания; эмблемы [клейма бумажные]; эстампы [гравюры]; этикетки из бумаги или картона";
35 класс МКТУ: "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг целевой; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; менеджмент в области творческого бизнеса; написание текстов рекламных сценариев; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; обновление рекламных материалов; обзоры печати; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; оценка коммерческой деятельности; оптовая и розничная продажа товаров, в том числе через сеть Интернет; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление рекламных материалов; оформление витрин; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; прогнозирование экономическое; производство программ телемагазинов; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; пресс-службы; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; радиореклама; расклейка афиш; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; распространение рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; распространение образцов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; сведения о деловых операциях; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; сбор и предоставление статистических данных; службы по связям с прессой; телемаркетинг; услуги по исследованию рынка; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги РРС; экспертиза деловая";
38 класс МКТУ: "агентства печати новостей; вещание беспроводное; доска сообщений электронная [телекоммуникационная служба]; информация по вопросам дистанционной связи; обеспечение доступа в Интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; передача видео по запросу; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; передача поздравительных открыток онлайн; предоставление онлайн форумов; рассылка электронных писем; связь с использованием компьютерных терминалов; услуги по передаче потока данных";
39 класс МКТУ: "бронирование билетов для путешествий; бронирование путешествий; информация по вопросам перевозок; логистика транспортная; организация круизов; организация пассажирских перевозок для третьих лиц через онлайн-приложение; организация транспорта для туристических маршрутов; перевозка путешественников; сопровождение путешественников; услуги транспортные для туристических поездок; хранение данных или документов в электронных устройствах", 41 класс МКТУ: "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; выпуск музыкальной продукции; дискотеки; игры азартные; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; кинопрокат; киностудии; клубы-кафе ночные [развлечение]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радио программ; написание теле- и киносценариев; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение концертов; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация балов; организация конкурсов [учебных и развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация досуга; парки аттракционов; передвижные библиотеки; предоставление видеофайлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление услуг кинозалов; представление цирковых спектаклей; представления варьете; представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; прокат театральных декораций; прокат видеофильмов; прокат звукозаписей; прокат кинофильмов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат декораций для шоу-программ; публикация интерактивная книг и периодики; развлечение гостей; развлечения; радиопередачи развлекательные; редактирование текстов; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; создание фильмов, за исключением рекламных; сочинение музыки; услуги гидов; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги диск-жокеев; услуги звукорежиссеров для мероприятий; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги образовательно-воспитательные; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги оркестров; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги светотехников для мероприятий; услуги студий записи; услуги по распространению билетов [развлечение]; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; фотографирование; фоторепортажи; шоу-программы";
42 класс МКТУ: "анализ компьютерных систем; восстановление компьютерных данных; дизайн графический рекламных материалов; дизайн художественный; защита информационных систем от вирусов; исследования научные; исследования технологические; инсталляция программного обеспечения; консультации в области информационных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по защите цифровых данных; консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации по вопросам программного обеспечения; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; обслуживание программного обеспечения; обеспечение программное как услуга [SaaS]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление программной платформы, готовой к использованию облачных сервисов [PaaS]; предоставление поисковых средств для интернета; преобразование данных и информационных программ, за исключением физического преобразования; прокат программного обеспечения; предоставление информации в области компьютерной технологии и программирования через веб-сайты; проектирование компьютерных систем; прокат ВЭБ-серверов; размещение компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов; разработка компьютерных платформ; разработка программного обеспечения; разработка программного обеспечения для издательского дела; сервер хостинг; составление программ для компьютеров; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; тиражирование компьютерных программ; услуги "облачных" вычислений; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги внешние в области информационных информационных технологий; услуги технологий; услуги консультационные консультационные в области в области телекоммуникационных технологий; хранение данных в электронном виде". К возражению приложены следующие материалы:
1. распечатка сведений о товарном знаке N 724232 с сайта https://www.fips.ru/;
2. распечатка выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Компания Афиша";
3. распечатка выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО "Афиша Индастриз";
4. распечатка сведений сервиса WHOIS;
5. распечатки сайта afisha.ru;
6. распечатка вкладки сайта afisha.ru со списком городов присутствия;
7. данные сервисов учета аудитории Яндекс. Радар и Google Аналитика;
8. данные Google Аналитика за 2009 и за 2017 г. по сайту afisha.ru;
9. скриншоты первых страниц результатов выдачи поисковых систем;
10. копия свидетельства о регистрации СМИ, эл. N 77.4302 от 16.01.2001;
11. копия выписки из Реестра зарегистрированных СМИ; Эл. N ФС77-76519;
12. скриншоты страниц сайтов мобильных приложений;
13. распечатка страницы сайта forbes.com;
14. распечатка страницы сайта sobaka.ru;
15. распечатка страницы сайта daily.afisha.ru;
16. распечатка страницы сайта www.the-village.ru;
17. распечатка сведений о товарном знаке N 206077 с сайта http://www.fips.ru/;
18. копия договора N РАМ-7473-2011-ПРД-56;
19. копия договора N 013-А/16 от 06.07.2019;
20. копия договора N PИXД 2017/235 от 02.02.2017;
21. рейтинг ООО "Медиалогия";
22. распечатка страницы сайта forbes.com;
23. распечатка страницы сайта sobaka.ru;
24. распечатка страницы сайта daily.afisha.ru;
25. распечатка страницы сайта www.the-village.ru;
26. копия с сайта https://yandex.ru (результаты запроса по "яндекс афиша";
27. копия страницы сайта http://ru.vikipedia.org;
28. копия статей с сайтов www.cnews.ru; www.roem.ru; www.vc.ru;
29. копия титульных листов и стр.754 комментария к части четвертой Гражданского Кодекса РФ.
Лицо, подавшее возражение, является заинтересованным в подаче настоящего возражения, что правообладателем не отрицалось.
Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о поступившем возражении, на заседании коллегии, состоявшемся 27.03.2020, устно изложил доводы отзыва, основные аргументы которого сводились к следующему:
- само лицо, подавшее возражение, в материалах заявки N 98720428 указывает на товарный знак является комбинированным;
- оспариваемый товарный знак по свидетельству N 724232 и противопоставленный товарный знак по свидетельству N 206077 (а также другие, упомянутые возражении товарные знаки лица, подавшего возражение) не являются сходными до степени смешения. Сравниваемые знаки в целом производят разное зрительное впечатление, элемент "Афиша" является "слабым" элементом и не оказывает решающего влияния при установлении сходства;
- элемент "Яндекс" оспариваемого товарного знака является "сильным" элементом. Также при сравнении товарных знаков имеются фонетические и смысловые отличия, и знаки не являются сходными до степени смешения;
- обозначение "Афиша" используется многими лицами для предоставления информации о мероприятиях, а также присутствует в ряде товарных знаков в качестве неохраняемого элемента;
- вероятность введения потребителей в заблуждение в отношении производителя товаров и услуг отсутствует;
- использование оспариваемого товарного знака возможно однозначно идентифицировать с ООО "Яндекс", как с лицом, производящим товары, оказывающим услуги;
- товарные знаки лица, подавшего возражения, не используются в отношении большинства товаров и услуг, указанных в перечнях свидетельств, и у потребителей нет ассоциаций с лицом, подавшим возражение, как с их производителем;
- лицом, подавшим возражение, не доказана однородность части товаров 09, 16, услуг 35, 38, 39, 41, 42 классов МКТУ;
- правообладателю принадлежит серия из трех общеизвестных товарных знаков по свидетельству N 165,
по свидетельству N 72,
по свидетельству N 164. Кроме того, правообладателю также принадлежат иные товарные знаки, в основе которых лежит обозначение "Яндекс";
- правообладатель активно и на протяжении длительного времени использует обозначение "Яндекс" для индивидуализации своих многочисленных сервисов, название которых строится по одинаковому принципу "Яндекс + слово (обладающее низкой различительной способностью)";
- элемент "Яндекс" оригинален, обладает фантазийным характером, активно используется, располагается первым в оспариваемом товарном знаке;
- использование оспариваемого товарного знака возможно однозначно идентифицировать с правообладателем как с лицом, производящим товары и оказывающим услуги. "Яндекс" - транснациональная компания, владеющая одноименной системой поиска в сети Интернет, интернет-порталами и службами в нескольких странах. Поисковая система "Яндекс" является четвертой среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых поисковых запросов;
- сервис "Яндекс Афиша" - русскоязычный сервис по информированию населения о предстоящих культурных и развлекательных мероприятиях, а также по продаже билетов на развлекательные мероприятия, который функционирует с 2005 года. Длительное и интенсивное использование "Яндекс Афиша" подтверждается различными статьями, пресс-релизами, справками и т.д.
В подтверждение своих доводов правообладатель выразил просьбу о приобщении и оценке в рамках настоящего дела документов, которые были приложены к отзыву в рамках рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 724232, поступившего в Роспатент 23.09.2019, поданное ООО "Компания Афиша". На основании изложенного в рамках рассматриваемого дела были проанализированы следующие документы, предоставленные правообладателем:
30. словарные источники в отношении значения слова "афиша";
31. таблица использования ослова "афиша" с XIX века, составленная на основе сведений Национального корпуса русского языка вместе с распечаткой в отношении слова "афиша" с сервиса Национального корпуса русского языка;
32. таблица использования обозначения "афиша" третьими лицами в сети Интернет вместе с распечатками с Интернет-сайтов третьих лиц;
33. диск с ссылками на Интернет-сайты третьих лиц, использующих обозначение "афиша";
34. распечатки с сервиса WHOIS в отношении третьих лиц, использующих обозначение "афиша" на принадлежащих им Интернет-сайтах
35. заключение Института лингвистических исследований РАН от 12 ноября 2019 г.;
36. распечатки из Открытых реестров Роспатента в отношении товарных знаков третьих лиц с элементом "афиша";
37. таблица товарных знако ООО "Яндекс";
38. таблица сервисов ООО "Яндекс", в коснове названия которых лежит элемент "Яндекс";
39 .распечатки с Интернет-ресурсов в отношении известности обозначения "Яндекс Афиша";
40. заявление о признании товарного знака "Яндекс" общеизвестным;
41. распечатки с Интернет-ресурсов в отношении известности обозначения
42. сводные таблицы по доводам и доказательствам обеих сторон;
43. отчет Фонда ВЦИОМ от 23 декабря 2019 г.;
44. заключение Института Социологии РАН по результатам социологического опроса от 16 декабря 2019 г.;
45. рецензия АНО "Левада-Центр" на заключение ИС РАН от 17 декабря 2019 г.;
46. заключение Института социологии РАН по результатам контент-анализа использования обозначения "афиша" от 24 декабря 2019 г.;
47. копии материалов заявки по товарным знакам ООО "Компания Афиша";
48. выписки из ЕГРЮЛ в отношении юридических лиц с фирменным наименованием с элементом "афиша".
Изучив материалы дела, заслушав участников рассмотрения возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 724232, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета (17.06.2019) товарного знака по свидетельству N 724232 правовая база для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения.
Государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 49 Правил на основании пункта 10 статьи 1483 Кодекса устанавливается, не содержит ли заявленное обозначение элементы, являющиеся охраняемыми в соответствии с Кодексом товарными знаками других лиц и наименованиями мест происхождения товаров, сходными с ними до степени смешения обозначениями, а также промышленные образцы, указанные в пункте 9 статьи 1483 Кодекса.
При проверке сходства заявленного обозначения используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил.
Регистрация в качестве товарных знаков обозначений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается при наличии согласия, предусмотренного пунктом 6 и подпунктами 1 и 2 пункта 9 статьи 1483 Кодекса.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 724232 представляет собой словесное обозначение, выполненное буквами русского алфавита стандартным шрифтом в одну строку. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 09, 16 и услуг 35, 38, 39, 41, 42, 45 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 206077 представляет собой слово "", выполненное курсивом буквами русского алфавита жирным шрифтом. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 и услуг 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 классов МКТУ.
Сопоставительный анализ товаров 09, 16 и услуг 35, 38, 39, 40, 41 и 42 классов МКТУ, указанных в перечнях сравниваемых знаков, показал следующее.
Оспариваемые товары 09 класса МКТУ "блоки магнитной ленты для компьютеров; блоки памяти для компьютеров; видеокассеты; видеоэкраны; вывески светящиеся; голограммы; диапозитивы [фотография]; диафрагмы [фотография] дискеты; диски магнитные; диски оптические; диски звукозаписи; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; дисплеи носимых мониторов; дисплеи электронно-цифровые; доски интерактивные электронные; доски объявлений электронные; изделия оптические; интерфейсы для компьютеров; кассеты для фотопластинок; карандаши электронные [элементы дисплеев]; катушки [фотография]; кинопленки экспонированные; книги электронные; книжки записные электронные; ленты магнитные; ленты магнитные для видеозаписи; манипуляторы типа "мышь" [периферийное оборудование]; манипуляторы шаровые [компьютерная периферия]; микропроцессоры; микшеры звуковые; модемы; мониторы [компьютерное оборудование]; мониторы [программы для компьютеров]; медиаплееры портативные; наушники; носители звукозаписи; ноты электронные загружаемые; носители информации магнитные; ноутбуки; обеспечение программное для компьютеров; оборудование компьютерное; объективы [линзы] [оптика]; платы для интегральных схем; платформы программные, записанные или загружаемые; платы печатные; плееры для компакт-дисков; плееры кассетные; пленки для звукозаписи; помощники цифровые персональные [ПЦП]; приборы для обучения; приборы регулирующие электрические; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; процессоры [центральные блоки обработки информации]; публикации электронные загружаемые; приборы наблюдения; сканеры [оборудование для обработки данных]; словари карманные электронные; средства обучения аудиовизуальные; схемы интегральные; терминалы интерактивные сенсорные; усилители звука; устройства для записи на магнитную ленту; устройства для проецирования виртуальных клавиатур; устройства для сушки фотоснимков; устройства для считывания знаков оптические; устройства для центровки диапозитивов; устройства и приспособления для монтажа фильмов [кинопленки]; устройства связи акустические; устройства считывающие [оборудование для обработки данных]; устройства фотокопировальные [фотографические, электростатические, тепловые]; устройства электронные и электрические для музыкальных инструментов; устройства для видеозаписи; устройства для воспроизведения звука; устройства для обработки информации; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; файлы звуковые, загружаемые для звонков мобильных телефонов; фильмы мультипликационные;
фотоаппараты; фотоглянцеватели; фотозатворы; фотометры; фотоосветители импульсные; футляры для смартфонов; футляры специальные для фотоаппаратов и фотопринадлежностей; хронографы [устройства для записи времени]; часы табельные [устройства для регистрации времени]; штативы для фотоаппаратов; эквалайзеры [аудиоаппаратура]; экраны флуоресцирующие; экраны [фотография]; элементы графические, загружаемые для мобильных телефонов; эмотиконы, загружаемые для мобильных телефонов" оспариваемого товарного знака являются однородными товарам 09 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "приборы и инструменты электрические, фотографические, кинематографические, оптические; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; торговые автоматы и механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, оборудование для обработки информации и ЭВМ", поскольку сравниваемые товары соотносятся как вид/род, имеют одинаковое назначение и круг потребителей.
Оспариваемые товары 16 класса МКТУ "акварели [картины]; альбомы; альманахи; атласы; афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; блокноты; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; газеты; гравюры; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; доски наборные [полиграфия]; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; закладки для книг; календари; картинки; каталоги; картинки переводные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; купоны печатные; книжки-комиксы; литографии; листовки; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; ноты печатные; олеографии; открытки музыкальные; открытки почтовые; открытки поздравительные; офорты; плакаты; проспекты; портреты; произведения искусства литографические; продукция печатная; расписания печатные; репродукции графические; регистры; реестры; табло из бумаги или картона для объявлений; товары писчебумажные; учебники [пособия]; фотогравюры; флаеры; фотографии [отпечатанные]; шаблоны; шаблоны для стирания; эмблемы [клейма бумажные]; эстампы [гравюры]; этикетки из бумаги или картона" оспариваемого товарного знака являются однородными товарам 16 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "бумага, картон и изделия из них, не относящиеся к другим классам; периодические печатные издания (журналы); материалы для переплетных работ; фотоснимки; писчебумажные товары; клейкие вещества для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников; кисти; пишущие машины и конторские принадлежности (за исключением мебели); учебные материалы и наглядные пособия (за исключением аппаратуры); пластмассовые материалы для упаковки (не относящиеся к другим классам); игральные карты; шрифты; клише типографские", поскольку сравниваемые товары относятся соотносятся как вид/род, имеют одинаковое назначение и круг потребителей.
Оспариваемые услуги 35 класса МКТУ "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг целевой; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; менеджмент в области творческого бизнеса; написание текстов рекламных сценариев; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; обновление рекламных материалов; обзоры печати; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; оценка коммерческой деятельности; оптовая и розничная продажа товаров, в том числе через сеть Интернет; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление рекламных материалов; оформление витрин; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; прогнозирование экономическое; производство программ телемагазинов; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; пресс-службы; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; радиореклама; расклейка афиш; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; распространение рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; распространение образцов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; сведения о деловых операциях; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; сбор и предоставление статистических данных; службы по связям с прессой; телемаркетинг; услуги по исследованию рынка; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги РРС; экспертиза деловая" оспариваемого товарного знака являются однородными услугам 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба", поскольку сравниваемые услуги соотносятся как вид/род, имеют одинаковое назначение и один круг потребителей.
Оспариваемые услуги 38 класса МКТУ "агентства печати новостей; вещание беспроводное; доска сообщений электронная [телекоммуникационная служба]; информация по вопросам дистанционной связи; обеспечение доступа в Интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; передача видео по запросу; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; передача поздравительных открыток онлайн; предоставление онлайн форумов; рассылка электронных писем; связь с использованием компьютерных терминалов; услуги по передаче потока данных" оспариваемого товарного знака являются однородными услугам 38 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "связь", поскольку сравниваемые услуги соотносятся как вид/род, имеют одинаковое назначение и один круг потребителей.
Оспариваемые услуги 39 класса МКТУ "бронирование билетов для путешествий; бронирование путешествий; информация по вопросам перевозок; логистика транспортная; организация круизов; организация пассажирских перевозок для третьих лиц через онлайн-приложение; организация транспорта для туристических маршрутов; перевозка путешественников; сопровождение путешественников; услуги транспортные для туристических поездок; хранение данных или документов в электронных устройствах" оспариваемого товарного знака являются однородными услугам 39 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "транспорт [перевозки]; организация путешествий", поскольку сравниваемые услуги соотносятся как вид/род, имеют одинаковое назначение и один круг потребителей.
Оспариваемые услуги 40 класса МКТУ "обработка бумаги; печатание рисунков; печатание фотографий; печать офсетная; полиграфия; проявление фотопленок; работы переплетные; составление фотокомпозиции; услуги ЗD-печати на заказ для третьих лиц; фотографировка" оспариваемого товарного знака являются однородными услугам 40 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "обработка материалов", поскольку сравниваемые услуги соотносятся как вид/род, имеют одинаковое назначение и один круг потребителей.
Оспариваемые услуги 41 класса МКТУ "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; выпуск музыкальной продукции; дискотеки; игры азартные; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; кинопрокат; киностудии; клубы-кафе ночные [развлечение]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радио программ; написание теле- и киносценариев; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение концертов; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация балов; организация конкурсов [учебных и развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация досуга; парки аттракционов; передвижные библиотеки; предоставление видеофайлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление услуг кинозалов; представление цирковых спектаклей; представления варьете; представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; прокат театральных декораций; прокат видеофильмов; прокат звукозаписей; прокат кинофильмов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат декораций для шоу-программ; публикация интерактивная книг и периодики; развлечение гостей; развлечения; радиопередачи развлекательные; редактирование текстов; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; создание фильмов, за исключением рекламных; сочинение музыки; услуги гидов; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги диск-жокеев; услуги звукорежиссеров для мероприятий; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги образовательно-воспитательные; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги оркестров; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги светотехников для мероприятий; услуги студий записи; услуги по распространению билетов [развлечение]; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; фотографирование; фоторепортажи; шоу-программы" оспариваемого товарного знака являются однородными услугам 41 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий", поскольку сравниваемые услуги соотносятся как вид/род, имеют одинаковое назначение и один круг потребителей.
Оспариваемые услуги 42 класса МКТУ "анализ компьютерных систем; восстановление компьютерных данных; дизайн графический рекламных материалов; дизайн художественный; защита информационных систем от вирусов; исследования научные; исследования технологические; инсталляция программного обеспечения; консультации в области информационных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по защите цифровых данных; консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации по вопросам программного обеспечения; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; обслуживание программного обеспечения; обеспечение программное как услуга [SaaS]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление программной платформы, готовой к использованию облачных сервисов [PaaS]; предоставление поисковых средств для интернета; преобразование данных и информационных программ, за исключением физического преобразования; прокат программного обеспечения; предоставление информации в области компьютерной технологии и программирования через веб-сайты; проектирование компьютерных систем; прокат ВЭБ-серверов; размещение компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов; разработка компьютерных платформ; разработка программного обеспечения; разработка программного обеспечения для издательского дела; сервер хостинг; составление программ для компьютеров; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; тиражирование компьютерных программ; услуги "облачных" вычислений; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги внешние в области информационных технологий; услуги консультационные в области информационных технологий; услуги консультационные в области телекоммуникационных технологий; хранение данных в электронном виде" оспариваемого товарного знака являются однородными услугам 42 класса МКТУ противопоставленного товарного знака: "программирование", поскольку сравниваемые услуги соотносятся как вид/род, относятся к одним родовым понятиям, обладают одинаковыми характеристиками, имеют одинаковое назначение и один круг потребителей.
Таким образом, коллегия пришла к выводу о том, что сравниваемые товары 09, 16 и услуги 35, 38, 39, 40, 41 и 42 классов МКТУ оспариваемого товарного знака и противопоставленного товарного знака являются однородными.
Анализ оспариваемого товарного знака с точки зрения несоответствия требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, показал следующее.
Сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака и противопоставленного товарного знака с точки зрения фонетического фактора сходства показал, что сравниваемые знаки характеризуются фонетическим вхождением противопоставленного товарного знака "афиша" в оспариваемый товарный знак "Яндекс Афиша".
С точки зрения семантического фактора сходства коллегия отмечает, что словесный элемент "афиша" представляет собой лексическую единицу русского языка, которая имеет значение "объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции" (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992., см. www.dic.academic.ru). Данное обстоятельство свидетельствует о вхождении семантически тождественного словесного элемента "афиша" противопоставленного товарного знака "афиша" в оспариваемый товарный знак "Яндекс Афиша".
При этом коллегией принято во внимание, что оспариваемый товарный знак включает словесный элемент "Яндекс", который занимает первоначальное положение в знаке и воспроизводит собственно фирменное наименование правообладателя оспариваемого товарного знака, содержащееся в ЕГРЮЛ.
Наряду с вышеизложенным коллегия отмечает, что словесный элемент "Яндекс" употребляется в именительном падеже. Словесный элемент "Афиша" оспариваемого товарного знака также употребляется в именительном падеже. В этой связи синтаксическое и грамматическое восприятие указанных словесных элементов возможно путем расставления логического ударения как на словесный элемент "Яндекс", так и на словесный элемент "Афиша".
Вместе с тем, правообладателем оспариваемого товарного знака были предоставлены результаты исследования, проведенного Фондом "ВЦИОМ" [43], согласно которому элемент "Афиша" большинство опрошенных (97%) связывают с каким-либо мероприятием или баннером об этом мероприятии, среди них названы - анонс, объявление о предстоящем культурном событии (54%), реклама, рекламный постер (23%), расписание, репертуар (9%). Частая встречаемость словесного элемента "АФИША" при анализе факта его использования разными лицами в отношении товаров 09, 16, услуг 35, 38, 39, 41, 42 классов МКТУ в настоящее время, а также на дату приоритета противопоставленного товарного знака по свидетельству N 206077 была оценена в рамках исследования [46]. В рамках исследования [43] большинство респондентов указали, что в оспариваемом товарном знаке сильным элементом является слово "Яндекс" (82%), а слабым - элемент "Афиша" (70%), а также с учетом ретроспективы: "Яндекс" (84%) против "Афиша" (74%). Частое использование элемента "Афиша" в отношении услуг 09, 16, услуг 35, 38, 39, 41, 42 классов МКТУ, связанных с печатной продукцией, плакатами, афишами, программным обеспечением, компьютерными приложениями, рекламой, телекоммуникациями, развлечениями и т.д., в том числе до даты приоритета оспариваемого товарного знака разными лицами отражено в заключении [45].
Также согласно результатам заключения Института Социологии РАН по результатам социологического опроса от 16 декабря 2019 г. [44] исследовался "вопрос о наличии или отсутствии сходства до степени смешения между товарным знаком N 724232 "Яндекс Афиша" и товарными знаками лица, подавшего возражения, в том числе товарным знаком по свидетельству N 206077 "АФИША". Согласно результатам этого исследования на дату приоритета оспариваемого товарного знака сравниваемые знаки не являются сходными ни по внешнему виду (87%), ни по звучанию (83%), ни по смыслу (67%). В том же исследовании отмечено, что подавляющее большинство потребителей (89%) полагают, что товары и услуги под товарным знаком N 724232 "Яндекс Афиша" и товары/услуги под товарными знаками ООО "Компания Афиша" (в том числе свидетельство N 206077) производятся разными компаниями. У подавляющего большинства опрошенных (94%) не возникает ассоциаций между товарным знаком по свидетельству N 724232 "Яндекс Афиша" и каким-либо из товарных знаков ООО "Компания Афиша". Кроме того, 95% опрошенных могут однозначно отличить тестируемые обозначения друг от друга, исключая, тем самым, возможность смешения товарного знака N 724232 "Яндекс Афиша" и какого-либо товарного знака ООО "Компания Афиша".
Коллегией принято во внимание, что согласно отчету Фонда ВЦИОМ от 23 декабря 2019 г. [43] обозначение "АФИША" у абсолютного большинства респондентов (87%) ассоциируется с объявлением о мероприятии и рекламным плакатом. Кроме того, 57% опрошенных считают, что обозначение "АФИША" характеризует какие-либо товары или услуги. Подавляющее большинство опрошенных респондентов (87%) отметили, что обозначение "Яндекс Афиша" для продажи своих товаров или оказания услуг использует компания "Яндекс". Половина участников исследования (51%) заявили, что обозначение "Яндекс Афиша" используется для размещения анонсов и объявлений о мероприятиях, фильмах и т.д. Кроме того, абсолютное большинство опрошенных (87%) отметили, что ООО "Яндекс" является правообладателем обозначения "Яндекс Афиша". В рамках исследования [43] с учетом ретроспективы на дату приоритета оспариваемого товарного знака и ранее 94% опрошенных отметили, что товары и услуги под оспариваемым товарным знаком и ранее реализовывались компанией "ЯНДЕКС". При этом указанные в исследовании [43] выводы также свидетельствуют о том, что элемент "Афиша" в оспариваемом товарном знаке является слабым элементом.
Таким образом, с учетом результатов проведенных социологических исследований, коллегия пришла к выводу о том, что довод лица, подавшего возражение, о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, является неубедительным и, следовательно, у коллегии отсутствуют основания для вывода о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 724232 требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса В отношении довода лица, подавшего возражение, о несоответствии регистрации оспариваемого товарного знака требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса, установлено следующее.
Как было указано выше, оспариваемый товарный знак "Яндекс Афиша" и противопоставленный товарный знак "афиша" характеризуются фонетическим и семантическим вхождением противопоставленного товарного знака "афиша" в оспариваемый товарный знак "Яндекс Афиша", что приводит к выводу о сходстве сравниваемых знаков по звуковому и смысловому факторам сходства. В сравниваемых обозначениях слово "афиша" выполнено в именительном падеже, в связи с чем используется в прямом значении слова "афиша" и несет одинаковую смысловую нагрузку в знаках. Следует отметить, что исполнение оспариваемого товарного знака и противопоставленного товарного знака буквами русского алфавита без использования графических элементов усиливает влияние фонетического и семантического сходства при проведении сравнительного анализа обозначений. Как было указано выше, в оспариваемом товарном знаке восприятие словесных элементов "Яндекс" и "Афиша" возможно путем расставления логического ударения как на словесный элемент "Яндекс", так и на словесный элемент "Афиша".
При этом, коллегией принято во внимание, что элемент "афиша" сам по себе охраняется в качестве товарного знака по свидетельству N 206077, ранее зарегистрированного на имя лица, подавшего возражение. Таким образом, оспариваемый товарный знак по свидетельству N 724232 включает в себя в качестве элемента семантически и фонетически тождественный принадлежащий лицу, подавшему возражение, товарный знак по свидетельству N 206077.
Результаты исследований, предоставленные правообладателем [43-46], не опровергают факта включения в оспариваемый товарный знак охраняемого средства индивидуализации - товарного знака "афиша" по свидетельству N 206077, принадлежащего другому лицу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в рамках анализа оспариваемого товарного знака на соответствие требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса.
Таким образом, факт включения в оспариваемый товарный знак средства индивидуализации, принадлежащего другому лицу, а также однородность товаров и услуг, в отношении которых предоставлена правовая охрана сравниваемым знакам, позволяет сделать вывод о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству N 724232 требованиям пункта 10 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 10.02.2020, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 724232 недействительным в отношении части товаров 09, 16 и части услуг 35, 38, 39, 40, 41, 42 классов МКТУ:
"09 - блоки магнитной ленты для компьютеров; блоки памяти для компьютеров; видеокассеты; видеоэкраны; вывески светящиеся; голограммы; диапозитивы [фотография]; диафрагмы [фотография] дискеты; диски магнитные; диски оптические; диски звукозаписи; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; дисплеи носимых мониторов; дисплеи электронно-цифровые; доски интерактивные электронные; доски объявлений электронные; изделия оптические; интерфейсы для компьютеров; кассеты для фотопластинок; карандаши электронные [элементы дисплеев]; катушки [фотография]; кинопленки экспонированные; книги электронные; книжки записные электронные; ленты магнитные; ленты магнитные для видеозаписи; манипуляторы типа "мышь" [периферийное оборудование]; манипуляторы шаровые [компьютерная периферия]; микропроцессоры; микшеры звуковые; модемы; мониторы [компьютерное оборудование]; мониторы [программы для компьютеров]; медиаплееры портативные; наушники; носители звукозаписи; ноты электронные загружаемые; носители информации магнитные; ноутбуки; обеспечение программное для компьютеров; оборудование компьютерное; объективы [линзы] [оптика]; платы для интегральных схем; платформы программные, записанные или загружаемые; платы печатные; плееры для компакт-дисков; плееры кассетные; пленки для звукозаписи; помощники цифровые персональные [ПЦП]; приборы для обучения; приборы регулирующие электрические; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; процессоры [центральные блоки обработки информации]; публикации электронные загружаемые; приборы наблюдения; сканеры [оборудование для обработки данных]; словари карманные электронные; средства обучения аудиовизуальные; схемы интегральные; терминалы интерактивные сенсорные; усилители звука; устройства для записи на магнитную ленту; устройства для проецирования виртуальных клавиатур; устройства для сушки фотоснимков; устройства для считывания знаков оптические; устройства для центровки диапозитивов; устройства и приспособления для монтажа фильмов [кинопленки]; устройства связи акустические; устройства считывающие [оборудование для обработки данных]; устройства фотокопировальные [фотографические, электростатические, тепловые]; устройства электронные и электрические для музыкальных инструментов; устройства для видеозаписи; устройства для воспроизведения звука; устройства для обработки информации; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; файлы звуковые, загружаемые для звонков мобильных телефонов; фильмы мультипликационные; фотоаппараты; фотоглянцеватели; фотозатворы; фотометры; фотоосветители импульсные; футляры для смартфонов; футляры специальные для фотоаппаратов и фотопринадлежностей; хронографы [устройства для записи времени]; часы табельные [устройства для регистрации времени]; штативы для фотоаппаратов; эквалайзеры [аудиоаппаратура]; экраны флуоресцирующие; экраны [фотография]; элементы графические, загружаемые для мобильных телефонов; эмотиконы, загружаемые для мобильных телефонов;
16 - акварели [картины]; альбомы; альманахи; атласы; афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; блокноты; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; газеты; гравюры; доски, щиты для объявлений бумажные или картонные; доски наборные [полиграфия]; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; закладки для книг; календари; картинки; каталоги; картинки переводные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; купоны печатные; книжки-комиксы; литографии; листовки; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; ноты печатные; олеографии; открытки музыкальные; открытки почтовые; открытки поздравительные; офорты; плакаты; проспекты; портреты; произведения искусства литографические; продукция печатная; расписания печатные; репродукции графические; регистры; реестры; табло из бумаги или картона для объявлений; товары писчебумажные; учебники [пособия]; фотогравюры; флаеры; фотографии [отпечатанные]; шаблоны; шаблоны для стирания; эмблемы [клейма бумажные]; эстампы [гравюры]; этикетки из бумаги или картона;
35 - абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; исследования маркетинговые; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг целевой; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; менеджмент в области творческого бизнеса; написание текстов рекламных сценариев; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; обновление рекламных материалов; обзоры печати; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; оценка коммерческой деятельности; оптовая и розничная продажа товаров, в том числе через сеть Интернет; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление рекламных материалов; оформление витрин; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; прогнозирование экономическое; производство программ телемагазинов; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; пресс-службы; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; публикация рекламных текстов; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; радиореклама; расклейка афиш; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; распространение рекламных материалов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; распространение образцов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; сведения о деловых операциях; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; сбор и предоставление статистических данных; службы по связям с прессой; телемаркетинг; услуги по исследованию рынка; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги РРС; экспертиза деловая;
38 - агентства печати новостей; вещание беспроводное; доска сообщений электронная [телекоммуникационная служба]; информация по вопросам дистанционной связи; обеспечение доступа в Интернет; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; обеспечение телекоммуникационного подключения к Интернету; передача видео по запросу; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; передача поздравительных открыток онлайн; предоставление онлайн форумов; рассылка электронных писем; связь с использованием компьютерных терминалов; услуги по передаче потока данных;
39 - бронирование билетов для путешествий; бронирование путешествий; информация по вопросам перевозок; логистика транспортная; организация круизов; организация пассажирских перевозок для третьих лиц через онлайн-приложение; организация транспорта для туристических маршрутов; перевозка путешественников; сопровождение путешественников; услуги транспортные для туристических поездок; хранение данных или документов в электронных устройствах;
41 - бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; выпуск музыкальной продукции; дискотеки; игры азартные; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; кинопрокат; киностудии; клубы-кафе ночные [развлечение]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радио программ; написание теле- и киносценариев; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение концертов; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация балов; организация конкурсов [учебных и развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; организация досуга; парки аттракционов; передвижные библиотеки; предоставление видеофайлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление услуг кинозалов; представление цирковых спектаклей; представления варьете; представления мюзик-холлов; представления театрализованные; представления театральные; прокат театральных декораций; прокат видеофильмов; прокат звукозаписей; прокат кинофильмов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат декораций для шоу-программ; публикация интерактивная книг и периодики; развлечение гостей; развлечения; радиопередачи развлекательные; редактирование текстов; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; создание фильмов, за исключением рекламных; сочинение музыки; услуги гидов; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги диск-жокеев; услуги звукорежиссеров для мероприятий; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги образовательно-воспитательные; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги культурные, образовательные или развлекательные, предоставляемые художественными галереями; услуги оркестров; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги музеев [презентация, выставки]; услуги светотехников для мероприятий; услуги студий записи; услуги по распространению билетов [развлечение]; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; фотографирование; фоторепортажи; шоу-программы;
42 - анализ компьютерных систем; восстановление компьютерных данных; дизайн графический рекламных материалов; дизайн художественный; защита информационных систем от вирусов; исследования научные; исследования технологические; инсталляция программного обеспечения; консультации в области информационных технологий; консультации в области разработки и развития компьютерной техники; консультации по защите цифровых данных; консультации в области дизайна веб-сайтов; консультации по вопросам программного обеспечения; модернизация программного обеспечения; мониторинг компьютерных систем для выявления неисправностей; мониторинг компьютерных систем для обнаружения несанкционированного доступа или взлома данных; мониторинг компьютерных систем с удаленным доступом; обслуживание программного обеспечения; обеспечение программное как услуга [SaaS]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление программной платформы, готовой к использованию облачных сервисов [PaaS]; предоставление поисковых средств для интернета; преобразование данных и информационных программ, за исключением физического преобразования; прокат программного обеспечения; предоставление информации в области компьютерной технологии и программирования через веб-сайты; проектирование компьютерных систем; прокат ВЭБ-серверов; размещение компьютерных сайтов [веб-сайтов]; размещение серверов; разработка компьютерных платформ; разработка программного обеспечения; разработка программного обеспечения для издательского дела; сервер хостинг; составление программ для компьютеров; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; тиражирование компьютерных программ; услуги "облачных" вычислений; услуги по созданию образа [промышленная эстетика]; услуги внешние в области информационных информационных технологий; технологий; услуги консультационные услуги консультационные в области в области телекоммуникационных технологий; хранение данных в электронном виде".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 апреля 2020 г. по заявке N 2019728724
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 14 февраля 2023 г. N С01-1937/2020, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 22 мая 2023 г. N С01-1937/2020, по делу N СИП-591/2020 настоящее решение признано недействительным