Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 15 мая 2020 г. по заявке N 1435666
Решением Суда по интеллектуальным правам от 16 февраля 2021 г. по делу N СИП-658/2020, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 17 июня 2021 г. N С01-745/2021, настоящее решение признано недействительным в части отказа в предоставлении правовой охраны на территории РФ товарному знаку по международной регистрации N 1435666 в отношении заявленных товаров и услуг
Заявка: |
1435666 |
Название: |
NEAUVIA |
Объект охраны: |
международный знак |
Дата обращения: |
10.02.2020 |
Дата коллегии: |
29.04.2020 |
Дата утверждения: |
15.05.2020 |
Заявитель: |
ITP S.A. |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации международному знаку |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, рассмотрела возражение, поступившее 10.02.2020, поданное компанией "ITP S.A.", Польша (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N 1435666, при этом установлено следующее.
Международная регистрация знака "NEAUVIA" с датой приоритета от 05.06.2018 была произведена Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности за N 1435666 на имя заявителя в отношении товаров и услуг 03, 05, 10, 41, 44 классов МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Роспатентом 10.10.2019 принято решение об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N 1435666 в отношении заявленных товаров.
В предварительном решении Роспатента от 29.05.2019 указано, что знаку не может быть предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации в отношении всех товаров и услуг на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Отказ мотивирован тем, что знак по международной регистрации N 1435666 сходен до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя иного лица товарными знаками:
- "" по свидетельству N 32916 (1), в отношении однородных товаров 05 класса МКТУ;
- "" по свидетельству N 137829 (2), в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ;
- "NIVEA" по международной регистрации N 936721 (3), правовая охрана предоставлена в отношении однородных товаров 05 класса МКТУ;
- "" по международной регистрации N 911016 (4), правовая охрана предоставлена в отношении однородных товаров 03 класса МКТУ;
- "" по международной регистрации N 803978 (5), правовая охрана предоставлена в отношении однородных товаров и услуг 03, 41, 44 классов МКТУ;
- "" по международной регистрации N 1108512 (6), правовая охрана предоставлена в отношении однородных товаров и услуг 03, 05, 44 классов МКТУ;
- "" по международной регистрации N 951550 (7), правовая охрана предоставлена в отношении однородных товаров и услуг 03, 05, 41, 44 классов МКТУ;
- "" по международной регистрации N 1301174 (8), правовая охрана предоставлена в отношении однородных товаров и услуг 03, 05, 44 классов МКТУ;
- "NIVEA BEAUTY EXPERT" по международной регистрации N 961307 (9), правовая охрана предоставлена в отношении однородных товаров 03, 10 классов МКТУ;
- "" по международной регистрации N 1189128 (10), правовая охрана предоставлена в отношении однородных услуг 41 классов МКТУ.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 10.02.2020 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- визуально сопоставляемые обозначения значительно различаются, поскольку состоят из разного количества букв, отличаются длиной, схожие буквы занимают разное место в обозначениях;
- сопоставляемые обозначения отличаются по произношению, поскольку обозначение "NIVEA" произносится как "N-I-V-E-A" (на русском языке: "Н-И-В-Е-А" либо "Н-И-В-Е-Я"), в то время как обозначение "NEAUVIA" при прочтении сочетания "eau" по нормам французского языка будет звучать как "N-O-V-I-А" (на русском языке: "Н-О-В-И-А");
- заявленное обозначение "NEAUVIA" является неологизмом и в переводе с итальянского языка означает "новый путь", противопоставленный словесный элемент "NIVEA" в переводе с латыни означает "белый как снег", в этой связи сравниваемые обозначения имеют абсолютно различное семантическое значение и не могут ассоциироваться друг с другом;
- противопоставленные товарные знаки используются в сочетании синего и белого цветов, элемент "NIVEA" всегда расположен в круге и выполнен нестандартным шрифтом, заявленное обозначение используется в ином шрифте в сочетании красного, белого и черного цветов, поэтому становится очевидным отсутствие риска смешения рассматриваемых обозначений среди потребителей;
- продукция, маркированная обозначением "NIVEA" и "NEAUVIA", отличается составом, назначением, ценой, точками реализации, кругом потребителей и условиями применения;
- представленная заявителем информация подтверждает, что продукция "NEAUVIA" относится к сфере профессиональной косметики, узнаваема потребителями и никоим образом не может ассоциироваться с товарами "NIVEA";
- Бюро интеллектуальной собственности Европейского Союза (EUIPO) рассмотрело возражение, поданное правообладателем противопоставленных товарных знаков, и вынесло отказ в связи с различиями обозначений "NIVEA" и "NEAUVIA", в том числе, несмотря на высокую различительную способность и известность товарных знаков "NIVEA".
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и предоставить правовую охрану на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N 1435666.
К возражению приложены следующие материалы:
- копия решения по международной регистрации N 1435666 от 10.10.2019 (1);
- скриншоты веб-сайта https://www.nivea.ru (2);
- скриншот веб-сайта https://neauvia.ru (3);
- прайс-лист на филлеры "NEAUVIA" (4);
- скриншоты онлайн-магазинов Л'Этуаль и OZON (5);
- выдержка из журнала "Красивый Бизнес", сентябрь 2018 (6);
- выдержка из журнала "Инъекционные Методы в Косметологии", июль 2018 (7);
- выдержка из журнала "Облик", август 2019 (8);
- выдержка из журнала "LESNOUVELLESESTHETIQUES", февраль 2019 (9);
- скриншот веб-сайта https://neauvia.ru в отношении мероприятий (10);
- копия решения от 19.05.014 года (с заверенным переводом) (11).
Изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя, коллегия находит доводы заявителя убедительными в части.
С учетом даты приоритета (05.06.2018) знака по международной регистрации N 1435666 правовая база для оценки его охраноспособности на территории Российской Федерации включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, изложенным в подпунктах (1), (2), (3) пункта 42 Правил.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Знак по международной регистрации N 1435666 представляет собой словесное обозначение "NEAUVIA", выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Предоставление правовой охраны знаку на территории Российской Федерации испрашивается в отношении товаров и услуг 03, 05, 10, 41, 44 классов МКТУ.
Экспертизой противопоставлена серия знаков: "" (1), "" (2), "NIVEA" (3), "" (4), "" (5), "" (6), "" (7), "" (8), "NIVEA BEAUTY EXPERT" (9), "" (10). Правовая охрана знакам предоставлена на территории Российской Федерации, в том числе, в отношении товаров и услуг 03, 05, 10, 41, 44 классов МКТУ.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных знаков (1-10) показал следующее.
В заявленном обозначении имеется единственный индивидуализирующий словесный элемент "NEAUVIA". Противопоставленные товарные знаки (1-10) представляют собой серию знаков, объединенных общим элементом "NIVEA", который несет основную индивидуализирующую нагрузку в данной серии. В товарных знаках (9) и (10) слово "NIVEA" не образует с остальными словесными элементами указанных знаков какие-либо устойчивые словосочетания, поэтому коллегия проводит экспертизу по словесному элементу "NIVEA" отдельно. Сопоставление по словесным элементам "NEAUVIA" заявленного обозначения и "NIVEA" противопоставленных товарных знаков показало, что они имеют одинаковый состав согласных букв [N-V-] и сходный состав гласных букв [-I-E-A] и [-E-A-U-I-A], близкое количество звуков, расположение близких звукосочетаний по отношению друг к другу.
Таким образом, сравниваемые обозначения следует признать сходными по фонетическому признаку сходства обозначений.
Анализ словарных источников (http://translate.yandex.ru/) показал, что рассматриваемые словесные элементы не являются лексическими единицами какого-либо языка, то есть обозначения в целом являются фантазийными, что не позволяет провести анализ сравниваемых знаков по семантическому критерию сходства.
Довод заявителя о том, что словесный элемент "NIVEA" с латыни означает "белый как снег", "белоснежный", не убедителен, поскольку латинский язык считается мертвым языком, так как давно вышел из разговорного употребления. В этой связи словесный элемент "NIVEA" будет восприниматься потребителями как фантазийное обозначение, не имеющее семантического значения.
Основные индивидуализирующие элементы сопоставляемых знаков выполнены в одинаковом шрифтовом исполнении, буквами одного алфавита, что обуславливает их графическое сходство. Наличие в противопоставленных знаках (4-7, 10) изобразительной части и иных словесных элементов в знаках (9) и (10) не оказывают существенного влияния на восприятие знаков, в связи с чем эти отличия являются несущественными.
В целом знаки ассоциируются друг с другом, поскольку отсутствие оригинальности графической проработки заявленного обозначения и семантических значений слов обуславливает превалирование фонетического фактора сходства, по которому коллегией установлено сходство сравниваемых обозначений. Изложенное позволяет признать сравниваемые знаки сходными в целом.
Относительно довода заявителя об отсутствии сходства в связи с различным цветовым и словесным использованием сравниваемых знаков (2-10), необходимо отметить, что сопоставительному анализу на тождество и сходство подвергаются обозначения в том виде, в котором они зарегистрированы или заявлены на регистрацию в качестве товарных знаков. В этой связи данный довод следует признать неубедительным.
Анализ однородности товаров и услуг 03, 05, 10, 41, 44 классов МКТУ сравниваемых обозначений, показал следующее.
Товары 03 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается правовая охрана знаку по международной регистрации N 1435666 и зарегистрированы противопоставленные знаки (2, 4, 5-9), являются однородными, поскольку соотносятся как род/вид (например, "косметические средства" и "средства по уходу за волосами и кожей", "моющие средства" и "мыла, препараты для уборки"), имеют одинаковое назначение (препараты для чистки, уборки, используемые дома и в окружающей среде, средства по уходу за внешним видом), условия реализации (магазины косметики и парфюмерии, отделы химии) и круг потребителей (затрагивает широкий круг потребителей).
Товары 05 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается правовая охрана знаку по международной регистрации N 1435666 и товары 05 класса МКТУ, приведенные в перечне противопоставленных знаков (1, 3, 6-8), являются однородными, поскольку часть из них содержит тождественные позиции, остальная соотносится как род/вид ("фармацевтические и ветеринарные препараты" и "препараты для лечения ожогов; лекарственные корни"), имеет одинаковое назначение (лечение людей и животных, уход за полостью рта, борьба с вредными растениями и животными и так далее), условия реализации (аптеки, интернет-магазины, отелы химии) и круг потребителей (затрагивает широкий круг потребителей).
Правовая охрана противопоставленного знака (9) предоставлена на территории Российской Федерации в отношении товаров 10 класса МКТУ "массажные аппараты для ухода за телом и косметический уход; вибромассажные аппараты; маски для лица на батарейках для стимуляции кожи", которые, по сути, представляют собой приборы и аппараты медицинского назначения. В этой связи коллегия усматривает, что товары 10 класса МКТУ противопоставленного знака (9) и заявленные товары 10 класса МКТУ, относящиеся к медицинским препаратам и изделиям, следует признать однородными, так как они имеют одно назначение (лечение и профилактика болезней, уход за внешним видом человека), условия реализации (аптеки, специализированные медицинские магазины) и круг потребителей (затрагивает широкий круг потребителей).
Заявленные услуги 41 класса МКТУ "образование; предоставление обучения; развлечения; спортивные и культурные мероприятия; услуги конферансье; время проведения спортивных мероприятий; цирки; профессиональная ориентация [образование или обучение]; обучение; фотография; фоторепортаж; обучение гимнастике; азартные игры; игровые услуги, предоставляемые в режиме онлайн из компьютерной сети; образовательная информация; развлекательная информация; рекреационная информация; предоставление услуг караоке; предоставление услуг казино [азартные игры]; клубные услуги [развлечения или образование]; услуги оздоровительного клуба [оздоровительные и фитнес-тренинги]; услуги музыкальной композиции; электронные настольные издания; практические занятия [демонстрация]; физкультура; парки развлечений; монтаж видеокассет; предоставление музейных помещений [презентация, выставки]; видеосъемка; заочные курсы; религиозное образование; ночные клубы; услуги оздоровительных лагерей [развлечения]; предоставление площадок для гольфа; кино-презентации; предоставление услуг игровых автоматов; услуги зоологического сада; организация балов; организация и проведение концертов; организация и проведение конференций; организация и проведение конгрессов; организация и проведение семинаров [обучение]; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация и проведение коллоквиумов; организация конкурсов [образование или развлечения]; организация конкурсов красоты; проведение лотерей; услуги спортивных лагерей; планирование вечеринок [развлечения]; организация шоу [услуги импресарио]; организация выставок в культурных или образовательных целях; организация спортивных соревнований;
услуги оркестра; услуги сценариста; написание текстов, отличных от рекламных текстов; организация показов мод в развлекательных целях; дубляж; моделирование для артистов; производство музыки; производство фильмов, кроме рекламных фильмов; производство видеокассет; микрофильмирование; производство радио-и телевизионных программ; проведение занятий фитнесом; театральные постановки; детские сады; издание электронных книг и журналов в режиме онлайн; предоставление электронных изданий в режиме онлайн, не загружаемых; издание книг; публикация текстов, кроме рекламных текстов; радио-развлечения; производство шоу; бронирование мест для шоу; развлечения; мюзик-холлы; презентация живых выступлений; субтитры; образовательные услуги; киностудии; услуги студии звукозаписи; школы-интернаты; телевизионные развлечения; перевод; сурдоперевод; дрессировка животных; предоставление объектов отдыха; предоставление спортивных объектов; услуги букмобиля; услуги билетного агентства [развлечения]; услуги каллиграфии; услуги диск-жокея; услуги верстки, кроме рекламных целей; профессиональная переподготовка; услуги репортеров новостей; услуги школ [образование]; услуги переводчика языка; услуги персонального тренера [фитнес-тренинг]; коучинг [обучение]; услуги дискотеки; аренда теннисных кортов; аренда спортивных площадок; аренда стадионов; прокат кинопроекторов и аксессуаров; прокат радио-и телевизионных установок; прокат осветительных приборов для театральных декораций или телевизионных студий; прокат декораций шоу; прокат кинофильмов; прокат видеокамер; прокат видеокассет; аренда библиотек; прокат видеокассет; прокат звукозаписей; прокат аудиоаппаратуры; прокат снаряжения для подводного плавания; прокат игрового оборудования; прокат спортивного инвентаря, кроме транспортных средств; прокат игрушек; академии [образования]" являются однородными услугам 41 класса МКТУ "спортивные мероприятия" противопоставленного знака (5), услугам 41 класса МКТУ "культурные мероприятия, а именно программы поддержки организации обучения и повышения квалификации" противопоставленного знака (10), услугам 41 класса МКТУ "обеспечение обучения и повышения квалификации, для других лиц, в области косметического ухода и косметики, в частности теоретического и практического обучения использованию средств ухода и/или декоративной косметики; спортивных и культурных мероприятий, развлечений" противопоставленного знака (7), поскольку сопоставляемые услуги соотносятся друг с другом как род-вид, объединены родовыми понятиями "обучение и образование", "услуги, связанные с развлечениями, и сопутствующие им услуги" (например, "обучение развлечениям" и "организация конкурсов красоты", "театральные постановки"), "услуги в области спортивных и культурных мероприятий, и сопутствующие им услуги" (например, "спортивные мероприятия" и "предоставление спортивных объектов"), имеют одно назначение, являются взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми, оказываются одними и теми же лицами и организациями, имеют одинаковый круг потребителей.
Заявленные услуги 44 класса МКТУ "медицинские услуги; ветеринарные услуги; гигиенический и косметический уход за людьми или животными; ароматерапия; услуги банка крови; хиропрактика; пластическая хирургия; стоматология; физиотерапия; хосписы; имплантация волос; общественные бани для гигиенических целей; турецкие бани; маникюр; массаж; уход за больными; медицинское обслуживание; услуги оптиков; медицинские центры; дома престарелых; медицинская помощь; ветеринарная помощь; аптечные консультации; услуги психолога; реабилитация больных наркоманией; парикмахерские; салоны красоты; санатории; больницы; татуаж; терапевтические услуги; медицинские консультации; услуги фармацевтов по составлению рецептов; услуги медицинских клиник; санаторно-курортные услуги; услуги логопеда; услуги альтернативной медицины; услуги акушерки; услуги телемедицины; услуги сауны; услуги солярия; услуги визажистов; прокат медицинского оборудования; аренда санитарных объектов; уход за животными; уход за домашними животными; услуги экстракорпорального оплодотворения" являются однородными услугам 44 класса МКТУ "гигиенический и косметический уход за людьми" противопоставленного знака (5), услугам 44 класса МКТУ "медицинские услуги, гигиенический и косметический уход за людьми" противопоставленного знака (8), услугам 44 класса МКТУ "услуги парикмахерского салона и салона красоты; консультация по вопросам красоты, диетологии, предоставление саун, соляриев и массажных кабинетов; гигиенический и косметический уход; маникюр; предоставление информации о косметике и косметических услугах в Интернете" противопоставленных знаков (6, 7), поскольку соотносятся друг с другом как род-вид, объединены родовыми понятиями "медицинские, гигиенические и косметические услуги, связанные как с людьми, так и с животными и сопутствующие им услуги (например, "аренда санитарных объектов)", "различные услуги по уходу за телом, кожей, ногтями", имеют одно назначение, являются взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми, оказываются одними и теми же лицами и организациями (медицинские учреждения, салоны красоты), имеют одинаковый круг потребителей.
Заявленные услуги 44 класса МКТУ "сельское хозяйство, садоводство и лесоводство; аквакультура; хирургия деревьев; уничтожение сорняков; животноводство; цветоводство; ландшафтное садоводство; садоводство; дома отдыха; ландшафтный дизайн; воздушная и поверхностная подкормка удобрениями и другими сельскохозяйственными химикатами; посадка деревьев в целях компенсации углекислого газа; питомники растений; услуги искусственного осеменения; уничтожение паразитов в сельском хозяйстве, садоводстве и лесном хозяйстве; уход за газонами; изготовление венков; прокат сельскохозяйственной техники" (agriculture, horticulture and forestry services; aquaculture services; tree surgery; weed killing; animal breeding; flower arranging; landscape gardening; gardening; horticulture; nursing, rest homes; landscape design; aerial and surface spreading of fertilizers and other agricultural chemicals; tree planting for carbon offsetting purposes; plant nurseries; artificial insemination services; vermin exterminating for agriculture, horticulture and forestry; lawn care; wreath making; farming equipment rental) не являются однородными вышеуказанным услугам 44 класса МКТУ противопоставленных регистраций (5-8), так как отличаются родом и видом оказываемых услуг, имеют разное назначение, условия оказания услуг и круг потребителей.
Коллегия отмечает, что маркировка однородных товаров и оказываемых услуг сходными знаками обуславливает возможность возникновения у потребителя представления об их принадлежности одному лицу.
Таким образом, установленное сходство заявленного обозначения с серией противопоставленных знаков (1-10) и однородность проанализированных выше товаров и услуг 03, 05, 10, 41 и части услуг 44 классов МКТУ позволяют сделать вывод о сходстве сравниваемых знаков до степени смешения в отношении однородных товаров и части однородных услуг.
В связи с этим заявленное обозначение в отношении всех товаров и услуг, за исключением вышеуказанных услуг 44 класса МКТУ, не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Приложенное к возражению решение (11) не может быть положено в основу вывода об отсутствии сходства сопоставляемых обозначений, поскольку делопроизводство по каждой заявке ведется отдельным самостоятельным порядком с учетом всех материалов и доводов, представленных заявителем.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 10.02.2020, отменить решение Роспатента от 10.10.2019, предоставить правовую охрану на территории Российской Федерации знаку по международной регистрации N 1435666 в отношении услуг 44 класса МКТУ "agriculture, horticulture and forestry services; aquaculture services; tree surgery; weed killing; animal breeding; flower arranging; landscape gardening; gardening; horticulture; nursing, rest homes; landscape design; aerial and surface spreading of fertilizers and other agricultural chemicals; tree planting for carbon offsetting purposes; plant nurseries; artificial insemination services; vermin exterminating for agriculture, horticulture and forestry; lawn care; wreath making; farming equipment rental".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 мая 2020 г. по заявке N 1435666
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru