Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 14 октября 2020 г. по заявке N 2018753765
Заявка: |
2018753765 |
Название: |
ЛАЙФ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
09.06.2020 |
Дата коллегии: |
07.10.2020 |
Дата утверждения: |
14.10.2020 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Ибатуллин А.В., г. Уфа |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, рег. N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 09.06.2020 возражение, поданное Индивидуальным предпринимателем Ибатуллиным А.В., г. Уфа (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2018753765, при этом установила следующее.
Словесное обозначение "" по заявке N 2018753765 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 05.12.2018 на имя заявителя в отношении услуг 35, 36 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 07.02.2020 было принято решение о государственной регистрации товарного знака только в отношении услуг 36 класса МКТУ "сдача недвижимого имущества в аренду, сдача нежилых помещений в аренду; операции с недвижимостью". В соответствии с заключением по результатам экспертизы, являющимся неотъемлемой частью решения Роспатента, заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении всех заявленных услуг 35 класса МКТУ и части услуг 36 класса МКТУ "страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции".
Доводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы, сводятся к тому, что заявленное обозначение "" сходно до степени смешения с товарными знаками иных лиц с более ранним приоритетом, зарегистрированных в отношении однородных услуг, а именно:
- с товарным знаком "" [1] по свидетельству N 562486 с приоритетом от 05.11.2013, зарегистрированным в отношении однородных услуг 36 класса МКТУ на имя Общества с ограниченной ответственностью "Лайф", 125195, Москва, ул. Беломорская, 6А;
- с товарным знаком "" [2] по свидетельству N 579757 с приоритетом от 22.01.2014, зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя Мельниченко Александра Валентиновича, ул. Лятошинского, д. 14 А, кв. 172, г. Киев, 03191, Украина;
- с товарным знаком "" [3] по свидетельству N 478924 с приоритетом от 08.12.2010, зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя Общества с ограниченной ответственностью "Акваника", 607007, Нижегородская обл., Кулебакский р-н, с. Саваслейка, ул. Родниковая, 1/2;
- со знаком "" [4] по международной регистрации N 1285164 с приоритетом от 30.10.2015, правовая охрана которому на территории Российской Федерации предоставлена в отношении услуг 35, 36 классов МКТУ на имя компании L.I.F.E. Holding GmbH, Gonzagagasse 17 A-1010 Wien.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом его доводы сводятся к тому, что заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [2], [3] по свидетельствам N 579757 и N 478924 имеют фонетические, семантические и графические отличия. Однако, в случае признания сравниваемых обозначений сходными до степени смешения заявитель просит ограничить заявленный перечень услуг 35 класса МКТУ следующим образом: "аренда площадей для размещения рекламы; розничная продажа непродовольственных товаров, а именно: лакокрасочных изделий, химических веществ, лекарств и биологически активных добавок, средств гигиены, строительных материалов, косметики, повседневной одежды и обуви, посуды и домашней утвари, мебели и предметов домашнего интерьера, электро-бытовой техники, музыкальных инструментов, хозяйственных товаров, часов и ювелирных изделий, канцелярских товаров, сумок и чемоданов, детских игрушек, сигарет, спичек и зажигалок; розничная продажа продовольственных товаров, а именно: мясных и рыбных продуктов, молочных продуктов, овощей и фруктов (свежих и обработанных), кондитерских изделий, мучных продуктов, приправ; оптовая продажа непродовольственных товаров, а именно: лакокрасочных изделий, химических веществ, лекарств и биологически активных добавок, средств гигиены, строительных материалов, косметики, повседневной одежды и обуви, посуды и домашней утвари, мебели и предметов домашнего интерьера, электро-бытовой техники, музыкальных инструментов, хозяйственных товаров, часов и ювелирных изделий, канцелярских товаров, сумок и чемоданов, детских игрушек, сигарет, спичек и зажигалок; оптовая продажа продовольственных товаров, а именно: мясных и рыбных продуктов, молочных продуктов, овощей и фруктов (свежих и обработанных), кондитерских изделий, мучных продуктов, приправ". При этом, по мнению заявителя, услуга 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы" неоднородна услугам, в отношении которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак [3] по свидетельству N 579757.
Изучив материалы дела, коллегия сочла доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты (05.12.2018) поступления заявки N 2018753765 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Исходя из положений пункта 42 Правил, сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков:
общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначение понятий, идей (в частности, совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Обозначение "" по заявке N 2018753765, заявленное на регистрацию в качестве товарного знака 05.12.2018, является словесным, выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Заявленное обозначение подавалось на регистрацию в качестве товарного знака для индивидуализации услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; реклама; розничная продажа непродовольственных товаров, розничная продажа продовольственных товаров, неспециализированная розничная продажа, оптовая продажа непродовольственных товаров, оптовая продажа продовольственных товаров, неспециализированная оптовая продажа, демонстрация товаров; оформление витрин; продвижение товаров (для третьих лиц); снабженческие услуги для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами), распространение образцов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих целях; продажа аукционная; сбыт товаров через посредников; коммерческие операции, связанные с оптовой и розничной продажей; услуги по сбору и группированию (за исключением транспортировки) в торговых залах товаров для удобства приобретения и изучения потребителям; услуги оптовой и розничной продажи; магазины по продаже товаров; оптовая и розничная продажа; дистанционная продажа товаров потребителям", а также услуг 36 класса МКТУ "сдача недвижимого имущества в аренду, сдача нежилых помещений в аренду; страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью".
Отказ в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении вышеуказанных услуг 35 класса МКТУ и части услуг 36 класса МКТУ основан на наличии противопоставленных товарных знаков с более ранним приоритетом, принадлежащих иным лицам: "" [1], "
" [2], "
[3], "
" [4].
Противопоставленный товарный знак "" [1] по свидетельству N 562486 с приоритетом от 05.11.2013 является комбинированным, включает в свой состав изобразительный элемент в виде комбинации окружностей разного цвета - зеленого, оранжевого, красного, а также словесные элементы "Лайф", "Факторинг", выполненные стандартным шрифтом черного цвета буквами русского алфавита. При этом словесный элемент "Факторинг" указан в качестве неохраняемого.
Противопоставленный товарный знак "" [2] по свидетельству N 579757 с приоритетом от 22.01.2014 является комбинированным, включает в свой состав расположенную на фоне прямоугольника голубого цвета плашку синего цвета, в которой находится изобразительный элемент в виде круга белого цвета с латинской буквой "G", а также словесный элемент "life", выполненный буквами латинского алфавита шрифтом, близким к стандартному, белого цвета.
Противопоставленный товарный знак "" [3] по свидетельству N 478924 с приоритетом от 08.12.2010 является комбинированным, включает в свой состав расположенные на фоне четырехугольника черного цвета изобразительный элемент в виде стилизованной буквы "Х", а также словесный элемент "life", выполненный буквами латинского алфавита шрифтом, близким к стандартному белого цвета.
Противопоставленный знак "" [4] по международной регистрации N 1285164 с приоритетом от 30.10.2015 является комбинированным, включает в свой состав словесный элемент "LIFE", каждая из букв которого расположена на фоне вертикально ориентированных прямоугольников серого цвета с эффектом тети оранжевого цвета.
В части сопоставительного анализа заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1], [2], [3], [4] на предмет их сходства следует указать, что для определения сходства сопоставляемые обозначения следует рассматривать в целом. Различие в деталях не играет определяющей роли, так как следует учитывать, что потребитель, как правило, не имеет возможности сравнить два знака, а руководствуется общими впечатлениями, часто нечеткими, о знаке, виденном ранее. При этом в памяти обычно остаются отличительные элементы знака.
Заявленное обозначение "" по заявке N 2018753765 в качестве единственного индивидуализирующего элемента содержит в своем составе слово "ЛАЙФ", выполненное стандартным шрифтом без каких-либо запоминающихся графических особенностей, при этом данное слово отсутствует в качестве лексической единицы в русском языке. Указанные обстоятельства нивелируют значимость визуального и семантического критериев сходства при сопоставительном анализе сравниваемых обозначений, обуславливая ведущую роль фонетического признака сходства при их восприятии.
В свою очередь противопоставленные товарные знаки "" [1], "
" [2], "
" [3], "
" [4] относятся к комбинированным обозначениям. Следует отметить, что, как известно, основную индивидуализирующую функцию в комбинированных обозначениях выполняют словесные элементы, которые могут быть восприняты не только визуально, но и на слух (например, посредством звуковой рекламы), вследствие чего легче запоминаются потребителем. В данном случае в противопоставленных товарных знаках таким элементом является охраноспособное слово "ЛАЙФ" / "LIFE".
Фонетическое тождество индивидуализирующих словесных элементов "ЛАЙФ" / "LIFE" заявленного обозначения и противопоставлений [1], [2], [3], [4] является очевидным. Кроме того, в заявленном обозначении и противопоставленном товарном знаке [1] индивидуализирующие словесные элементы "ЛАЙФ" характеризуются также и графическим тождеством, поскольку выполнены буквами одного и того же алфавита - русского.
Таким образом, имеющееся фонетическое тождество индивидуализирующих словесных элементов заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1], [2], [3], [4], а также и графическое тождество словесных элементов "ЛАЙФ" заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1], обуславливает вывод о сходстве сравниваемых обозначений до степени их смешения в целом, несмотря на отдельные отличия.
Что касается анализа однородности услуг 35, 36 классов МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков, то необходимо указать следующее.
Согласно доводам возражения в том случае, если сравниваемые обозначения будут признаны сходными, заявленный перечень услуг 35 класса МКТУ ограничивается следующим образом: "аренда площадей для размещения рекламы; розничная продажа непродовольственных товаров, а именно: лакокрасочных изделий, химических веществ, лекарств и биологически активных добавок, средств гигиены, строительных материалов, косметики, повседневной одежды и обуви, посуды и домашней утвари, мебели и предметов домашнего интерьера, электро-бытовой техники, музыкальных инструментов, хозяйственных товаров, часов и ювелирных изделий, канцелярских товаров, сумок и чемоданов, детских игрушек, сигарет, спичек и зажигалок; розничная продажа продовольственных товаров, а именно: мясных и рыбных продуктов, молочных продуктов, овощей и фруктов (свежих и обработанных), кондитерских изделий, мучных продуктов, приправ; оптовая продажа непродовольственных товаров, а именно: лакокрасочных изделий, химических веществ, лекарств и биологически активных добавок, средств гигиены, строительных материалов, косметики, повседневной одежды и обуви, посуды и домашней утвари, мебели и предметов домашнего интерьера, электро-бытовой техники, музыкальных инструментов, хозяйственных товаров, часов и ювелирных изделий, канцелярских товаров, сумок и чемоданов, детских игрушек, сигарет, спичек и зажигалок; оптовая продажа продовольственных товаров, а именно:
мясных и рыбных продуктов, молочных продуктов, овощей и фруктов (свежих и обработанных), кондитерских изделий, мучных продуктов, приправ". Таким образом, в отношении услуг 35 класса МКТУ регистрация товарного знака по заявке N 2018753765 испрашивается для индивидуализации деятельности, связанной с рекламой и продажей (оптовой и розничной) продовольственных и непродовольственных товаров.
В свою очередь в отношении услуг 35 класса МКТУ зарегистрированы противопоставленные товарные знаки [2], [3], [4].
Противопоставленный товарный знак [2] зарегистрирован, в частности для услуг 35 класса МКТУ "демонстрация товаров 10 класса; продажа аукционная товаров 10 класса; реклама товаров 10 класса; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров 10 класса; организация выставок в коммерческих или рекламных целях товаров 10 класса; продвижение товаров 10 класса для третьих лиц; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях товаров 10 класса; реклама интерактивная в компьютерной сети товаров 10 класса; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами 10 класса]; презентация товаров 10 класса во всех медиасредствах с целью розничной продажи; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; управление процессами обработки заказов товаров; продажа розничная или оптовая товаров 10 класса; прокат торговых стендов".
Противопоставленный товарный знак [3] зарегистрирован для услуг 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами, а именно водами минеральными и напитками диетическими для медицинских целей, водами, соками, нектарами, напитками фруктовыми и безалкогольными напитками]".
Правовая охрана противопоставленного знака [4] на территории Российской Федерации предоставлена в отношении услуг 35 класса МКТУ "business management consulting" (консультации по вопросам управления бизнесом).
Следует констатировать, что противопоставленные товарные знаки [2], [3] зарегистрированы для индивидуализации услуг 35 класса МКТУ, связанных с рекламой и реализацией товаров как продовольственного, так и непродовольственного назначения. Указанные услуги совпадают с услугами заявленного обозначения по роду/виду, имеют одинаковое назначение, оказываются одними и теми же предприятиями (продовольственными и непродовольственными магазинами, рекламными агентствами). Указанные обстоятельства обуславливают вывод о наличии однородности услуг 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставлений [2], [3]. При этом необходимо отметить, что регистрация заявленного обозначения испрашивается для индивидуализации услуг рекламы безотносительно конкретизации области применения, следовательно, может включать и услуги в сфере непродовольственных товаров (в частности, в области медицины), что и противопоставленный товарный знак [2]. Что касается услуг 35 класса МКТУ, связанных с реализацией различного вида товаров, то перечень противопоставленного товарного знака [3] включает такую позицию как "агентства по импорту-экспорту", по которой подразумевается торговая деятельность в общем виде, без конкретизации каких-либо определенных товаров.
Что касается противопоставления [4], то знак по международной регистрации N 1285164 предназначен для индивидуализации услуг 35 класса МКТУ, связанных с бизнес-услугами, управлением предприятием, т.е. иной сферы деятельности, чем та, в отношении которой испрашивается регистрация заявленного обозначения по заявке N 2018753765. Указанное обстоятельство исключает смешение сравниваемых обозначений в гражданском обороте, и, следовательно, позволяет снять противопоставление [4] в части услуг 35 класса МКТУ скорректированного заявителем перечня.
Что касается услуг 36 класса МКТУ, то в отношении них противопоставлены товарные знаки [1], [4].
Противопоставленный товарный знак [1] зарегистрирован для услуг 36 класса МКТУ "факторинг, управление дебиторской задолженностью и связанные с процедурой факторинга консалтинговые услуги".
Правовая охрана знаку [4] на территории Российской Федерации предоставлена в отношении услуг 36 класса МКТУ "insurance brokerage" (страховое брокерское обслуживание).
Вышеуказанные услуги 36 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [1], [4] относятся к такой сфере деятельности как финансовые услуги и услуги в области страхования, соотносятся с заявленными услугами 36 класса МКТУ "страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции" по заявке N 2018753765 как род/вид, имеют одинаковое назначение и круг потребителей, что обуславливает вывод об их однородности и в возражении не оспаривается.
Резюмируя вышеприведенные обстоятельства дела в совокупности, у коллегии имеются основания для вывода о несоответствии заявленного обозначения по заявке N 2018753765 требованиям, регламентированным пунктом 6 (2) статьи 1483 Кодекса, как сходного до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1], [2], [3], [4], а, следовательно, поступившее возражение не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 09.06.2020, оставить в силе решение Роспатента от 07.02.2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 октября 2020 г. по заявке N 2018753765
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru