Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 30 октября 2020 г. по заявке N 2019700917/33
Решением Суда по интеллектуальным правам от 24 июня 2021 г. по делу N СИП-153/2021 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Заявка: |
2019700917/33 |
Название: |
HAPPY BABY MONSTER |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
21.08.2020 |
Дата коллегии: |
15.10.2020 |
Дата утверждения: |
30.10.2020 |
Заявитель: |
ИП Билая Анна Дмитриевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 21.08.2020. Данное возражение подано Индивидуальным предпринимателем Билаей Анной Дмитриевной, Москва (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019700917, при этом установлено следующее.
Словесное обозначение по заявке N 2019700917, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 15.01.2019, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 16, 20, 24, 28 и услуг 35, 41, 42 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 22.04.2020 об отказе в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех товаров 16, 20, 24, 28 и услуг 35, 41, 42 классов МКТУ. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, в котором указано на несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в связи с тем, что оно сходно до степени смешения с зарегистрированными ранее на имя других лиц:
- с серией товарных знаков, включающих словесный элемент "HAPPY BABY", а именно: "" по свидетельству N 575005 (1), "
" по свидетельству N 573118 (2), "
" по свидетельству N 515487 (3), "
" по свидетельству N 495089 (4), "
" по свидетельству N 479237 (5), "
" по свидетельству N 354540 (6), "
" по свидетельству N 470708 (7), "
" по свидетельству N 353002 (8) зарегистрированными на имя Общества с ограниченной ответственностью "Опт-Юнион", г. Долгопрудный, в отношении однородных товаров и услуг 16, 20, 28, 35 классов МКТУ;
- товарным знаком "" по свидетельству N 650629 (9), зарегистрированным на имя Индивидуального предпринимателя Хариной Ирины Владиславовны, г. Ижевск, в отношении однородных услуг 41 класса МКТУ;
- с товарным знаком "" по свидетельству N 529922 (10), зарегистрированным на имя Общества с ограниченной ответственностью "Нанотехнологический центр композитов", Москва, в отношении однородных товаров 20, 24 классов МКТУ;
- с товарным знаком "" по свидетельству N 535292 (11), зарегистрированным на имя Монстр Энерджи Компани, Соединенные Штаты Америки, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ;
- с серией товарных знаков "" по свидетельству N 698643 (12), "
" по свидетельству N 540259 (13), "
" по свидетельству N 218958 (14), зарегистрированными на имя Индивидуального предпринимателя Клинецкого Евгения Федоровича, г. Жуковский, в отношении однородных товаров и услуг 28, 41, 42 классов МКТУ;
- с товарными знаками "" по свидетельству N 436783 (15), "
" по свидетельству N 209501 (16) зарегистрированными на имя компании Монстэ Велдвайд, Инк., Соединенные Штаты Америки, в отношении однородных услуг 35, 42 классов МКТУ.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки не являются сходными о степени смешения по фонетическому, графическому и семантическому критериям сходства;
- фонетически заявленное обозначение в целом длиннее, содержит иные несовпадающие звуки, отличается количеством слогов, составом гласных и согласных звуков;
- сравниваемые обозначения производят различное общезрительное впечатление;
- следует учитывать семантическое значение в целом, а не отдельных слов, образующих его, так заявленное обозначение, в переводе с английского языка на русский язык, имеет значение "счастливый маленький монстр", а противопоставленные товарные знаки "счастливый малыш" и "монстр".
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех товаров 16, 20, 24, 28 и услуг 35, 41, 42 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, коллегия установила следующее.
С учетом даты (15.01.2019) поступления заявки N 2019700917 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Исходя из положений пункта 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание.
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение является словесным и выполнено стандартным шрифтом буквами латинского алфавита с заглавными буквами "H", "B", "M". Правовая охрана испрашивается в отношении товаров 16, 20, 24, 28 и услуг 35, 41, 42 классов МКТУ.
Заявленному обозначению было отказано в государственной регистрации в качестве товарного знака в отношении всех товаров 16, 20, 24, 28 и услуг 35, 41, 42 классов МКТУ, ввиду его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса, в рамках чего ему были противопоставлены словесные и комбинированные знаки (1-16), которые содержат в своем составе словесные элементы "HAPPY BABY" / "MONSTER" / "МОНСТЕР", а именно: "" (1), "
" (2), "
" (3), "
" (4), "
" (5), "
" (6), "
" (7), "
" (8), "
" (9), "
" (10), "
" (11), "
" (12), "
" (13), "
" (14), "
" (15), "
" (16) Следует учитывать, что данные словесные элементы являются доминирующими (1- 3, 5, 6, 9, 13) либо единственными (4, 7, 8, 10-12, 14-16), то есть именно они выполняют индивидуализирующую функцию товарных знаков. Правовая охрана товарным знакам (1, 2) предоставлена в отношении товаров 20 класса МКТУ. Правовая охрана товарного знака (3) действует, в том числе, товаров 20, 28 и услуг 35 классов МКТУ. Правовая охрана товарных знаков (6, 8) распространяется, в том числе, на товары 20, 28 классов МКТУ. Правовая охрана знаков (4, 11, 15) действует в отношении услуг 35 класса МКТУ. Товарный знак (5) зарегистрирован в отношении 28 класса МКТУ. Товарные знаки (3, 7) действуют в отношении, в том числе, товаров 16 класса МКТУ. Товарный знак (9) зарегистрирован в отношении услуг 41 класса МКТУ. Товарный знак (10) действует в отношении, в том числе, товаров 20, 24 классов МКТУ. Товарные знаки (12, 14) зарегистрированы в отношении, в том числе, товаров 28 и услуг 41, 42 классов МКТУ.
Товарный знак (13) зарегистрирован в отношении товаров 28 класса МКТУ. Товарный знак (16) действует в отношении, в том числе, услуг 35, 42 классов МКТУ.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных ему знаков и обозначения (1-16) показал, что они являются сходными.
Сходство заявленного обозначения и противопоставленных знаков (1-16) было установлено на основе полного фонетического вхождения словесных элементов "HAPPY BABY", "MONSTER", "МОНСТЕР" противопоставленных товарных знаков в заявленное обозначение.
Семантическое сходство сравниваемых обозначений обусловлено совпадением смыслового значения одного из элементов "HAPPY BABY", "MONSTER", "МОНСТЕР" (где: в переводе с английского языка на русский язык "happy baby" имеет значение "счастливый малыш" или "счастливый ребенок", а слово "monster" - "монстр"), на которые падает логическое ударение и которые имеют самостоятельное значение в данных знаках.
По графическому критерию сходства, заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки (1-14, 16) признаны сходными за счет выполнения их буквами одного алфавита - латинского.
Таким образом, сходство словесных элементов "Happy Baby Monster", "HAPPY BABY", "MONSTER", "МОНСТЕР" по фонетическому, семантическому и графическому (кроме 15) факторам сходства словесных обозначений позволяет сделать вывод о том, что заявленное обозначение и противопоставленные знаки ассоциируются друг с другом в целом.
В результате анализа однородности перечней товаров и услуг заявленного обозначения и противопоставленных знаков (1-16) было установлено следующее.
Товары 16 класса МКТУ "афиши, плакаты; баннеры бумажные; банты бумажные, за исключением галантерейных изделий или украшений для волос; билеты; блокноты; брошюры; бумага упаковочная; бумажные украшения для вечеринок; вывески бумажные или картонные; гирлянды декоративные из бумаги для вечеринок; изображения графические; календари; каталоги; коробки бумажные или картонные; мешки бумажные или пластиковые для подарков на вечеринке; мешки бумажные подарочные; пакетики бумажные; продукция печатная; салфетки столовые бумажные; скатерти бумажные; тетради; украшения бумажные для тортов; украшения для вечеринок из бумаги; флаги бумажные; этикетки из бумаги или картона", в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению, относятся к бумаге, печатной и писчебумажной продукции. Анализ данных видов товаров показал, что они однородны товарам 16 класса МКТУ "нагрудники детские бумажные; пеленки одноразовые из целлюлозы или бумаги; подгузники из бумаги или целлюлозы одноразовые; салфетки косметические бумажные", в том числе, в отношении которых действуют противопоставленные товарные знаки (3, 7). Данные виды товаров, маркированные сходными обозначениями, могут быть отнесены потребителем к одному источнику происхождения и, как следствие, спутаны в гражданском обороте потребителем.
Испрашиваемые товары 20 класса МКТУ "статуи из дерева, воска, гипса или пластмасс; украшения для вечеринок из пластика; украшения из кости, слоновой кости, гипса, пластика, воска или дерева, исключая украшения для рождественской ёлки; украшения из пластика для подарочной упаковки; украшения из пластмасс для продуктов питания; украшения праздничные из пластика кроме украшений для деревьев" относятся к декоративным изделиям из разных материалов, которые являются однородными товарам 20 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков (1, 2, 10) поскольку содержат идентичные позиции, или соотносятся между собой как род-вид, изготовлены из одного и того же материала, имеют один круг потребителей и каналы сбыта. Так противопоставленный товарный знак (10) действует, например, в отношении таких товаров как "изделия, не относящиеся к другим классам, из дерева, пробки, камыша, тростника, ивы, рога, кости, слоновой кости, китового уса, панциря черепах, раковин, янтаря, перламутра, морской пенки, из заменителей этих материалов или из пластмасс; статуи из дерева, воска, гипса или пластмасс; украшения из пластмасс для продуктов питания". Противопоставленные товарные знаки (1, 2) действуют в отношении таких товаров как "статуи из дерева, воска, гипса или пластмасс; украшения из пластмасс для продуктов питания".
Испрашиваемые товары 24 класса МКТУ "баннеры текстильные или пластиковые; белье столовое, за исключением бумажного; коробки подарочные из ткани; материалы для текстильных изделий; материалы драпировочные для стен текстильные; материалы текстильные; ткани; этикетки из текстильных материалов" признаны однородными таким товарам 24 класса МКТУ как "белье столовое, за исключением бумажного; материалы для текстильных изделий; ткани и текстильные изделия, не относящиеся к другим классам" содержащимся в перечне противопоставленного товарного знака (10), поскольку полностью совпадают или объединены общевидовыми и общеродовыми понятиями, относятся к текстильным изделиям, имеют одно и то же назначение, один круг потребителей и одни и те же каналы сбыта.
Испрашиваемые товары 28 класса МКТУ "автоматы для видеоигр; батуты; безделушки для вечеринок [знаки внимания]; головоломки из набора элементов для составления картины; диски летающие [игрушки]; елки новогодние из синтетических материалов; змеи бумажные; игровая аппаратура; игровые автоматы; игрушечная посуда; игрушки; игры; игры комнатные; игры настольные; карусели ярмарочные; конфетти; куклы; марионетки; маскарадные маски; маски [игрушки]; маски карнавальные; маски театральные; мишени; мишура для новогодних елок; мячи для игры; пиньяты; принадлежности для вечеринок бумажные; принадлежности для вечеринок в виде маленьких игрушек; серпантин [товары для вечеринок]; украшения для новогодних елок, за исключением электрических лампочек, свечей и кондитерских изделий; украшения ёлочные; устройства для демонстрации фокусов; фигурки [игрушки]; хлопушки для праздников; шары для игр" относятся к такому виду товаров как игры, игрушки, елочные украшения, являются однородными товарам 28 класса МКТУ, в отношении которых действует правовая охрана противопоставленных товарных знаков (2, 5, 6, 8, 12-14), поскольку полностью совпадают или объединены общевидовыми и общеродовыми понятиями. Данные виды товаров могут производиться на одном предприятии, использоваться одними и теми же потребителями, а также имеют одно и то же назначение, а именно данное оборудование предназначено для игр.
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ "агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; бюро по найму; выписка счетов; демонстрация товаров; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация и советы коммерческие потребителям в области выбора товаров и услуг; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; макетирование рекламы; маркетинг; менеджмент в области творческого бизнеса; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях; оформление витрин; прокат рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; реклама интерактивная в компьютерной сети; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги в области общественных отношений; услуги по составлению перечня подарков", которые представляют собой услуги в области рекламы, услуги по продвижению товаров, услуги в сфере бизнеса, информационно-справочные услуги и услуги 35 класса МКТУ содержащиеся в перечнях противопоставленных товарных знаков (3, 4, 11, 15, 16) являются однородными, поскольку содержат идентичные позиции или соотносятся между собой как "род-вид". Так например, противопоставленные товарные знаки (3, 4, 15, 16) зарегистрированы, в том числе, в отношении услуг "реклама, маркетинг" 35 класса МКТУ, признанных однородными всем рекламным услугам и услугам по продвижению 35 класса МКТУ заявленного обозначения, как относящиеся к одному и тому же виду деятельности - услугам в области рекламы. Перечни услуг 35 класса МКТУ противопоставленных знаков (3, 4) содержат услуги идентичные заявленным услугам 35 класса МКТУ (например, "выписка счетов", "консультации по вопросам организации и управления бизнесом", "менеджмент в области творческого бизнеса", и т.д.) Противопоставленным товарным знакам (12, 14) правовая охрана предоставлена услугам 41 класса "воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий", которые являются общеродовыми и общевидовыми понятиям, соответственно являются однородными всем услугам 41 класса МКТУ "аренда игровых автоматов; бронирование билетов на зрелищные и спортивные мероприятия; видеосъемка; дискотеки; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; макетирование публикаций, за исключением рекламных; мероприятия культурные; мероприятия развлекательные и культурные; организация балов; организация досуга; организация живых музыкальных выступлений; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; организация лотерей; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; парки аттракционов; предоставление услуг игровых залов; представления театрализованные; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат игрушек; прокат кинофильмов; прокат оборудования для игр; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат театральных декораций; развлечение гостей; развлечения; составление программ встреч [развлечение]; услуги караоке; услуги клубов [развлечение или просвещение]; услуги образовательно-воспитательные; услуги оркестров; услуги по написанию сценариев, за исключением рекламных; услуги по распространению билетов [развлечение]; учреждения дошкольные [воспитание]; фотографирование; шоу-программы", в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению.
Испрашиваемые услуги 42 класса МКТУ "разработка программного обеспечения; создание и разработка информационных каталогов на базе веб-сайтов для третьих лиц [услуги в области информационных технологий]; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц", относящиеся к услугам в области компьютерных технологий, консультациям в области компьютерных технологий, однородны услугам 42 класса МКТУ "разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения", в том числе, в отношении которых предоставлена правовая охрана товарному знаку (12), услугам 42 класса МКТУ "промышленные и научные исследования и разработки" противопоставленного товарного знака (14) и услугам 42 класса МКТУ "предоставление информации по глобальной сети или в режиме он-лайн", поскольку содержат либо идентичные позиции, либо сравниваемые услуги соотносятся между собой как род-вид, имеют одно и то же назначение, могут оказываться совместно в гражданском обороте в отношении одного и того же круга потребителей.
Испрашиваемые услуги 42 класса МКТУ "дизайн промышленный" являются однородными услугам 42 класса МКТУ "услуги по промышленному анализу и научным исследованиям" противопоставленного товарного знака (12), услугам 42 класса МКТУ "промышленные и научные исследования и разработки", поскольку данные услуги являются сопутствующими, имеют одно и то же назначение, один круг потребителей и каналы сбыта.
Испрашиваемые услуги "дизайн художественный; интерьер-дизайн; консультации по вопросам архитектуры; консультации по украшению интерьера; оформление интерьера; услуги архитектурные" являются однородными услугам 42 класса МКТУ "разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения" противопоставленного товарного знака (12) и услугам 42 класса МКТУ "предоставление информации по глобальной сети или в режиме он-лайн" противопоставленного товарного знака (14), поскольку услуги в области художественного дизайна, в услугах связанных с архитектурой напрямую участвуют услуги в области компьютерных технологий, то есть являются сопутствующими. Данные виды услуги, маркированные сходными обозначениями, могут быть отнесены потребителем к одному источнику происхождения и, как следствие, спутаны в гражданском обороте потребителем.
Однородность товаров 16, 20, 24, 28 и услуг 35, 41, 42 классов МКТУ заявителем в возражении не оспаривается.
Таким образом, проведенный анализ показал, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с противопоставленными товарными знаками (1-16) в отношении однородных товаров 16, 20, 24, 28 и услуг 35, 41, 42 классов МКТУ, и, следовательно, вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса следует признать правомерным.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 21.08.2020, оставить в силе решение Роспатента от 22.04.2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 октября 2020 г. по заявке N 2019700917/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru