Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 25 ноября 2020 г. по заявке N 2018748583/33
Решением Суда по интеллектуальным правам от 21 октября 2021 г. по делу N СИП-103/2021 настоящее решение признано недействительным
Заявка: |
2018748583/33 |
Название: |
ПАСПОРТ БРЕНДА |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
18.06.2020 |
Дата коллегии: |
28.10.2020 |
Дата утверждения: |
25.11.2020 |
Заявитель: |
ООО "Ярпатентъ" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее, поступившее 18.06.2020, поданное компанией ООО "Ярпатент", г. Красноярск (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2018748583, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2018748583, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 08.11.2018, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 16 и услуг 35, 41, 42, 45 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 21.02.2020 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров 16 и услуг 35, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что словесный элемент заявленного обозначения "Паспорт бренда" - представляет собой маркетинговый документ платформы бренда - набор утверждений, состоящих из атрибутов бренда, миссии и видения бренда, обещаний бренда, сути бренда и его ценностей, рациональных и эмоциональные преимуществ для целевой аудитории.
Бренд платформа включает: наименование бренда, его написание, логотипы и знаки бренда, другими словами, его персонализации через текст, логотип, видео- и фоторяд; атрибуты бренда - все те особенности, с которыми взаимодействует потребитель, в частности, упаковка, слоган, интерьер; миссия бренда; видения бренда; описание аудитории, целевых групп, для которых создан бренд; маркетинговые обещания бренда - транслируемые брендом ценности, которые должны разделяться целевой аудиторией; рациональные преимущества, на основе функциональных характеристик продукта или услуги; эмоциональные преимущества бренда - ощущения потребителя от взаимодействия с продуктом; суть бренда, например, тон или голос, позволяющая передать его характер аудитории.
Таким образом, заявленное обозначение указывает на вид и назначение части заявленных товаров и услуг, таких как: 16 класс МКТУ "материалы графические печатные, издания печатные; продукция печатная"; 35 класс МКТУ "изучение рынка; консультации по организации бизнеса; макетирование рекламы; обновление рекламных материалов; оформление рекламных материалов; предоставление деловой информации через веб-сайты; презентация товаров на всех медиа средствах с целью розничной продажи"; 41 класс МКТУ "издание книг; макетирование публикаций за исключением рекламных; обучение практическим навыкам (связанные с вопросами интеллектуальной собственности); организация выставок с культурно-просветительской целью (связанные с вопросами интеллектуальной собственности); организация и проведение коллоквиумов (связанных с вопросами интеллектуальной собственности); организация и проведение конгрессов (связанных с вопросами интеллектуальной собственности); организация и проведение мастер-классов (связанных с вопросами интеллектуальной собственности); организация и проведение семинаров; организация и проведение конференций (связанных с вопросами интеллектуальной собственности); организация и проведение симпозиумов (связанных с вопросами интеллектуальной собственности); организация конкурсов учебных; услуги образовательно-воспитательные"; для всех услуг 42 класса МКТУ; для всех услуг 45 класса МКТУ, в связи с чем, поскольку заявленное обозначение состоит из неохраноспобных элементов оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака/знака обслуживания на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса. Документов доказывающих различительную способность заявленного обозначения заявителем представлено не было.
Вместе с тем, другой части заявленных товаров и услуг заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака/знака обслуживания, так как способно ввести потребителей в заблуждение относительно вида и назначения товаров и услуг на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- заявитель считает, что подробное описание словосочетания "платформа бренда", не может служить основанием для отказа в регистрации заявленного обозначения;
- словосочетания "платформа бренда" и "паспорт бренда" не являются синонимами;
- заявленное обозначение является вымышленным, не имеющим определения в словарях, в связи с чем не будет вводить потребителя в заблуждение относительно и вида и назначения заявленных товаров и услуг;
- два отдельных понятия "паспорт" и "бренд" не образуют реально существующий предмет или применимое где-либо понятие;
- Роспатентом зарегистрировано большое количество товарных знаков, в включающих словосочетание "Паспорт чего-либо/кого-либо" и включающих словесный элемент "бренд", например: "Паспорт Болельщика" по свидетельству N 658896, "Паспорт зубов" по свидетельству N 604896, "ПАСПОРТ КОЖИ" по свидетельству N 434784, "ПАСПОРТ ПОЗВОНОЧНИКА" по свидетельству N 434847, "" по свидетельству N 482523, "" по свидетельству N 545206, "БРЕНДПАРАД" по свидетельствуN577301, "ЖИВОЙ БРЕНД" по свидетельству N 579457 и др., что подтверждает фантазийность заявленного обозначения;
- заявленное обозначение введено в обиход заявителем - компанией ООО "Яръпатент", а именно ее директором и учредителем Дойна Яной Валерьевной, о чем свидетельствуют публикации в социальных сетях.
С учетом приведенных в возражении доводов заявитель просит отменить решение Роспатента от 21.02.2020 и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2018748583 в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 16 и услуг 35, 41, 42, 45 классов МКТУ Изучив материалы дела, и заслушав участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (21.02.2020) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью. Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово.
Согласно пункту 35 Правил, вышеуказанные элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Для доказательства приобретения различительной способности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Заявленное обозначение является словесным "", выполненным стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 16 и услуг 35, 41, 42, 45 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Как правомерно указано заявителем, понятие и/или термин "паспорт бренда" в общедоступных словарно-справочных источниках отсутствует. Однако заявленное обозначение состоит из двух общеизвестных слов "паспорт" (где: "паспорт" -а; мн. паспорта, -ов; м. [франц. passeport] 1. Официальный документ, удостоверяющий личность владельца, его гражданство. Бессрочный п. Российский п. Заграничный п. Предъявить п. Жить без паспорта. Волчий п. (разг.; в России до 1917 г.: документ с отметкой о политической неблагонадёжности, закрывающий доступ на службу, учёбу). 2. Регистрационное свидетельство, содержащее основные сведения о каком-л. здании, предприятии, оборудовании, устройстве, приборе. П. завода. П. здания школы. П. станка. П. телевизора. П. часов. // Регистрационное свидетельство автомобиля. П. машины. 3. Документ, содержащий регистрацию каких-л. фактов, подробное описание чего-л. П. плавки металла. <Паспортный, -ая, -ое. П. бланк. П-ые сведения. П-ая система. П. отдел. См. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург. Норинт. 2000) и "бренда" (где: "бренд" - Торговая марка товара или продукта в наиболее предпочтительном образе, имеющем высокую репутацию у потребителя. 2. Знак, образ предмета или явления; имидж. 3. см. тж. Лейбл. См. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.). Также следует отметить, что "бренд" -Символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы). Брендом становится такой товар, который среди определенной целевой аудитории отвечает следующим условиям: занимает четкую рыночную нишу; звучит как синоним слова или имеет четкое определение; наличие качественных ассоциации. (См. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.) Учитывая выше приведенную семантику, заявленное обозначение "ПАСПОРТ БРЕНДА" воспринимается как документ содержащий характеристики того или иного бренда. Данный вывод также указан и в решении Роспатент, где экспертиза указала, что "паспорт бренда" это маркетинговый документ платформы бренда, которая в свою очередь включает в себя общее смысловое понятие бренда, его атрибуты, суть, и ценности.
Такой вывод также подтверждается и представленными сведениями самим заявителем. Так, согласно представленным в возражении ссылкам на социальные сети Facebook, Instagram, принадлежащим заявителю, "ПАСПОРТ БРЕНДА" - это совокупность всех элементов, окружающих бренд: Бренд-бук, Известность, Репутация, Франшизы, Лицензии, Оценочная стоимость бренда, Товарные знаки".
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что заявленное обозначение позиционируется как документ, содержащий всю информацию о бренде как о средстве индивидуализации, в связи с чем не обладает различительной способностью для всех заявленных товаров 16 и услуг 35, 41, 42 45 классов МКТУ.
При этом следует отметить, что обозначение "ПАСПОРТ БРЕНДА" может характеризовать любой товар 16 класса МКТУ и услуги 35, 41, 42, 45 классов МКТУ.
Для приобретения различительной способности обозначением "ПАСПОРТ БРЕНДА" заявителю следовало доказать, что по состоянию на 08.11.2018 данное обозначение приобрело различительную способность в результате его использования путем представления, в частности, сведений об объемах продаж товаров/услуг, маркированных заявленным обозначением; о территории реализации товаров/оказания услуг, маркированных заявленным обозначением; о длительности использования заявленного обозначения для маркировки товаров 16 и услуг 35, 41, 42, 45 классов МКТУ, об объемах затрат на рекламу товаров/услуг, маркированных заявленным обозначением, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении, включая результаты социологических опросов.
Учитывая вышеприведенные факты, коллегия приходит к выводу о том, что обозначение "ПАСПОРТ БРЕНДА" не является оригинальным, не обладает различительной способностью, и должно оставаться свободным для использования другими лицами.
Таким образом, заявленное обозначение в отношении всех заявленных товаров 16 класса МКТУ и услуг 35, 41, 42, 45 классов МКТУ не соответствует требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 1483 Кодекса.
Ввиду того, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью для всех 16 класса МКТУ и услуг 35, 41, 42, 45 классов МКТУ, то довод экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям, изложенным в пункте 3 статьи 1483 Кодекса по введению потребителей в заблуждение относительно вида назначения части товаров 16 класса МКТУ и части услуг 35 и 41 классов МКТУ может быть снят.
Довод заявителя о наличии иных регистраций со словесными элементами "ПАСПОРТ" и "БРЕНД" не может быть признан убедительным, поскольку делопроизводство по каждому делу ведется самостоятельным независимым порядком с учетом обстоятельств конкретного дела.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 18.06.2020, оставить в силе решение Роспатента от 21.02.2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 ноября 2020 г. по заявке N 2018748583/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 21 октября 2021 г. по делу N СИП-103/2021 настоящее решение признано недействительным