Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 29 января 2021 г. по заявке N 2019709729
Заявка: |
2019709729 |
Название: |
FUJI ELEVATOR |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
22.10.2020 |
Дата коллегии: |
22.01.2021 |
Дата утверждения: |
29.01.2021 |
Заявитель: |
ООО "ФУДЖИ Элеватор РУС" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 22.10.2020.
Данное возражение подано Обществом с ограниченной ответственностью "ФУДЖИ Элеватор РУС", г. Санкт-Петербург (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019709729, при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2019709729, поданной 06.03.2019, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 07, 35 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ).
Роспатентом принято решение от 22.06.2020 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019709729 в отношении всех заявленных товаров и услуг 07, 35 классов МКТУ, содержащихся в перечне заявки, по причине его несоответствия требованиям пунктов 1, 3, 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы экспертизы мотивированы тем, что входящее в состав заявленного обозначения слово "Elevator" ("elevator" в переводе с английского языка - "лифт", "подъемник", "подъемный механизм", см. https://translate.yandex.ru/) не обладает различительной способностью, указывает на вид и назначение заявленных товаров и услуг, в силу чего является неохраняемым на основании положения, предусмотренного пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение воспроизводит обозначение, используемое китайской компанией "Fuji Elevator Co., Ltd."; "Fuji Elevator"; No.688, Lianxi Road, Lianshi Town, Nanxun, Huzhou, Zhejiang, China, в отношении однородных товаров 07 класса.
(См. Интернет-ресурсы: https://www.fujielevator.com.cn/?ctr=index; https://ru.made-inchina.com/co_elevator/contact_info.html; https://www.fujielevator-asia.com/).
Учитывая изложенное, регистрация заявленного обозначения на имя заявителя для товаров 07 класса МКТУ способна ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров, и, следовательно, обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для заявленных товаров 07 класса на основании положений пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, заявленное обозначение сходно до степени смешения с:
- со знаком "FUJI YIDA" (1), по международной регистрации N 1309674 с приоритетом от 06.04.2016 г., зарегистрированным на имя компании "YDA EXPRESS ELEVATOR CO., LTD", East of JiangJiang Yang Road, South of Lian Yi Road, Nanxun Economic Development Zone, Huzhou City 313009 Zhejiang, в отношении однородных товаров 07 класса МКТУ;
- со знаком "" (2) по международной регистрации N 1342451 с приоритетом от 19.09.2016 г., зарегистрированным на имя компании "HENGDA FUJI ELEVATOR CO., LTD.", South of Renrui West Road, Nanxun Economic Development Zone, Huzhou 313009 Zhejiang, в отношении однородных товаров 07 класса МКТУ;
- товарным знаком "" (3) по свидетельству N 214425 с приоритетом от 09.11.1999 г., зарегистрированным на имя Закрытого акционерного общества "ФУДЖИФИЛЬМ-РО", 129085, Москва, ул.Б.Марьинская, 9, стр.1, в отношении услуг 42 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ;
- товарным знаком "" (4) по свидетельству N 403226 с приоритетом от 21.11.2007., зарегистрированным на имя компании "Фудзи Эир Тул Компани Лимитед", 1-14 Камидзи 2, Хигасинари-ку, Осака 537-0003, Япония, в отношении однородных товаров 07 класса МКТУ;
- с товарным знаком "" (5) по свидетельству N 765773 с приоритетом от 28.12.2018 г., зарегистрированным на имя Общества с ограниченной ответственностью "БГ ГРУПП", 443074, г. Самара, ул. Аэродромная, 72, ком. 63., в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ;
- со знаками "Fuji Electric" (6), "" (7) по международным регистрациям N 1299835 с приоритетом от 02.06.2017 г.; N 1221092 с конвенционным приоритетом от 08.01.2014 г., зарегистрированными на имя компании "FUJI ELECTRIC CO., LTD.", 1-1, Tanabeshinden, Kawasaki-ku, Kawasaki-shi Kanagawa-ken 210-9530, в отношении однородных товаров 07 класса МКТУ.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 22.10.2020 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявителем были получены письма-согласия от правообладателей противопоставленных товарных знаков (1), (2) на регистрацию заявленного обозначения в отношении заявленного перечня товаров и услуг 07, 35 классов МКТУ;
- заявитель является аффилированным лицом с компанией "Fuji Elevator Co., Ltd."; "Fuji Elevator"; No.688, Lianxi Road, Lianshi Town, Nanxun, Huzhou, Zhejiang, China" (https://www.fujielevator.com.cn/?ctr=index; https://ru.made-inchina.com/co_elevator/contact_info.html; https://www.fujielevator-asia.com/) и заявитель получил от данной компании письменное согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака, в связи с чем основания для отказа по пункту 3 статьи 1483 Кодекса могут быть сняты.
- заявитель считает, что заявленное обозначение не является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками (5-7);
- в связи с истечением срока действия исключительного права на противопоставленный товарный знак (3), данное противопоставление более не является препятствием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса;
- заявленные товары и услуги 07, 35 классов МКТУ не являются однородными товарам и услугам 07, 35 классов МКТУ, указанных в перечнях противопоставленных товарных знаков.
На основании изложенного в возражении, поступившем 22.10.2020, содержится просьба отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака по заявке N 2019709729 в отношении заявленного перечня товаров и услуг 07, 35 классов МКТУ.
В подтверждение своих доводов заявителем представлены следующие документы:
- оригиналы писем-согласий от 19.01.2020;
- копия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019709729;
- информация из Открытых реестров о товарных знаках N 403226, N 214425, N 765773;
- информация с сайта ВОИС о международных регистрациях N 1299835, N 1309674, N 134245.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (06.09.2019) заявки N 2019709729 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем. (Абзац 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, пункт 46 Правил).
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил, комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
В соответствии с пунктом 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (1) - (3) настоящего пункта.
Признаки, перечисленные в подпунктах (1) - (3) настоящего пункта, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены и т.д.
В соответствии с пунктом 46 Правил согласие правообладателя составляется в письменной произвольной форме и представляется в подлиннике для приобщения к документам заявки. В этом же пункте указаны сведения, наличие которых проверяется при рассмотрении письма-согласия.
Заявленное обозначение "" является комбинированным. Состоит из изобразительного элемента в виде геометрической фигуры, под которым расположены словесные элементы "FUJI" и "ELEVATOR", выполненные заглавными и строчными буквами латинского алфавит в две строки. Обозначение выполнено в красном цвете. Регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров и услуг 07, 35 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Анализ словарно-справочных источников информации (см. https://translate.yandex.ru, https://dic.academic.ru) показал следующее.
Словесный элемент "ELEVATOR", входящий в состав рассматриваемого обозначения, в переводе с английского языка на русский язык означает "Лифт" - устройство для поднятия и опускания пассажиров и грузов с одного уровня на другой внутри или снаружи здания, в связи с чем данный словесный элемент является неохраняемым в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса, что правомерно указано в решении Роспатента.
Заявителем данный довод в возражении не оспаривается.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункту 3 статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
Заявленному обозначению было отказано в регистрации в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров 07 класса МКТУ в силу того, что оно воспроизводит обозначение используемое китайской компанией "Fuji Elevator Co., Ltd."; "Fuji Elevator"; No.688, Lianxi Road, Lianshi Town, Nanxun, Huzhou, Zhejiang, China (См. Интернет-ресурсы: https://www.fujielevator.com.cn/?ctr=index; https://ru.made-inchina.com/co_elevator/contact_info.html; https://www.fujielevator-asia.com/), в отношении товаров, однородных заявленным, что может ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров.
Необходимо отметить, что вывод о способности обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара может быть сделан в том случае, если данное обозначение ассоциируется у потребителя с иным производителем товаров на основании имеющегося опыта.
Относительно указанного основания для отказа в регистрации коллегия отмечает следующее.
Коллегия проанализировала ссылки на сайты, указанные в решении Роспатента, и установила следующее.
Ссылка https://ru.made-inchina.com/co_elevator/contact_info.html не активна, в связи с чем не может быть принята коллегией во внимание.
Информация на сайте https://www.fujielevator-asia.com/ компании "FUJI ELEVATOR (ASIA)CO., LTD." представлена на иностранном языке, в связи с чем, коллегии не представляется возможным ознакомится с деятельностью компании и о производимых ей товарах.
При проведении поиска в сети Интернет выявлена страница https://www.fujielevator.com.cn/?ctr=index, на которой размещена информация о компании "Fuji Elevator Co., Ltd" - производителе лифтового оборудования. Вместе с тем, информация с данного сайта не является основанием для признания заявленного обозначения вводящим потребителя в заблуждение относительно производителя товаров, поскольку заявителем было представлено письменное согласие от компании "Fuji Elevator Co., Ltd", подтверждающее взаимосвязь заявителя и указанного лица, которое не возражает относительно регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении заявленных товаров 07 класса МКТУ.
С учетом вышеуказанной информации, а также представленных документов, коллегия пришла к выводу о том, что заявленное обозначение соответствует требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
В заключении по результатам экспертизы в отношении товаров и услуг 07, 35 классов МКТУ заявленному обозначению были противопоставлены товарные знаки (1-7) При анализе материалов дела, коллегией были выявлены обстоятельства, которые не могли быть учтены при принятии решения Роспатента от 22.06.2020.
К указанным обстоятельствам относятся письменные согласия от правообладателей противопоставленных регистраций (1) и (2) на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2019709729 на имя заявителя в отношении заявленных товаров и услуг 07, 35 классов МКТУ.
Вместе с тем, правовая охрана противопоставленного товарного знака (3) прекращена (23.03.2020), в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак согласно сведениям из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. На дату рассмотрения возражения истек также льготный шестимесячный срок, предусмотренный статьей 1491 Кодекса.
Данные обстоятельства позволяют снять вышеуказанные противопоставления в соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, рассматриваемое обозначение было признано сходным до степени смешения также с товарными знаками (4-7), зарегистрированными, в том числе, в отношении товаров 07, 35 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" (4) выполнен оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита. Данный товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 07 класса МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Противопоставленный товарный знак "" (5) является комбинированным. Состоит из изобразительного элемента в виде стилизованного изображения яблока, на фоне которого расположен словесный элемент "ФУДЖИ" выполненный оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Знак выполнен в черной, зеленой цветовой гамме. Данный товарный знак зарегистрирован, в том числе, в отношении услуг 35 МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Противопоставленный знак "" (6) является комбинированным. Состоит из изобразительного элемента в виде стилизованных букв "f" и "e", выполнены оригинальным шрифтом строчными буквами латинского алфавита и словесных элементов "Fuji Electric", выполненных стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана на территории Российской Федерации предоставлена в отношении товаров 07 класса МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Противопоставленный знак "" (7) является комбинированным. Состоит из изобразительного элемента в виде квадрата. Внутри квадрата расположен изобразительный элемент в виде стилизованных букв "f" и "e", выполнены оригинальным шрифтом строчными буквами латинского алфавита и словесных элементов "Fuji Electric", выполненных стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Знак выполнен в черном и белом цветовом сочетании. Правовая охрана на территории Российской Федерации предоставлена в отношении товаров 07 класса МКТУ.
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
В заявленном обозначении основным индивидуализирующим элементом является словесный элемент "FUJI", выполненный в латинице, поскольку именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения в целом.
В противопоставленных товарных знаках основными индивидуализирующими элементами являются словесные элементы "FUJI"/ "Фуджи".
Сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков обусловлено фонетическим тождеством основных индивидуализирующих словесных элементов "FUJI"/ "Фуджи".
Изобразительный элемент и неохраняемый элемент играют второстепенную роль.
Следует отметить, что заявитель не оспаривает вывод о сходстве сравниваемых обозначений, приводит доводы, обуславливающие отсутствие вероятности смешения заявленного обозначения с противопоставленными товарными знаками (1-4).
Так, правовая охрана противопоставленного товарного знака (3) прекращена. От правообладателей противопоставленных товарных знаков (1), (2) представлены письма-согласия.
В отношении противопоставленных товарных знаков (4-7) заявитель оспаривает вывод о несоответствии заявленного обозначения пункту 6 статьи 1483 Кодекса.
Коллегия отмечает, что при оценке вероятности смешения учитывается степень сходства и степень однородности.
Анализ однородности товаров и услуг 07, 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков (2) показал следующее.
Заявленные товары 07 класса МКТУ "дорожки пешеходные движущиеся [тротуары]; подъемники [лифты]; эскалаторы; лифты пассажирские; лифты грузовые; траволаторы" являются однородными всем товарам 07 класса МКТУ противопоставленных знаков (4), (6) и (7), которые являются машинами погрузочно-разгрузочными, строительными, пневматическими, а также двигателями, являющихся частями указанного оборудования, например:
- "машины-орудия, механизированные инструменты; станки и машинное оборудование для сборки и технического обслуживания транспортных средств; машины для автоматической подачи, перемещения, закрепления и поддержки обрабатываемых деталей, изделий и заготовок в процессе операций сверления, бурения и машинной обработки" в противопоставленном товарном знаке (4);
- "loading-unloading machines and apparatus; power-operated lifts for parking land vehicles; AC motors and DC motors, not including those for land vehicles but including "parts" for any AC motors and DC motors" ("строительные машины и аппараты; погрузочно-разгрузочные машины и аппараты; двигатели переменного тока и двигатели постоянного тока, не включая двигатели для наземных транспортных средств, но включая "детали" для любых двигателей переменного тока и двигателей постоянного тока")) в противопоставленных знаках (6), (7), поскольку соотносятся как род-вид, являются взаимодополняемыми.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров; услуги розничной, оптовой продажи товаров с использованием теле-магазинов или интернет-сайтов; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" являются однородными услугам 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц, в том числе сбор для третьих лиц различных товаров (не подразумевая их транспортировку) и размещение товаров для удобства изучения и приобретения потребителями, в том числе через розничные и оптовые магазины, через автоматические распределители, почтовые каталоги продаж, электронные средства, например, телемагазины или интернет-сайты; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" противопоставленного товарного знака (5), поскольку содержат тождественные формулировки или относятся к одной и той же родовой группе "реализация товаров".
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 22.10.2020, оставить в силе решение Роспатента от 22.06.2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 января 2021 г. по заявке N 2019709729
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 23 декабря 2021 г. по делу N СИП-421/2021 настоящее решение отменено