Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 5 февраля 2021 г. по заявке N 2000706847/33
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Решением Суда по интеллектуальным правам от 19 августа 2021 г. по делу N СИП-181/2021 настоящее решение признано недействительным
Заявка: |
2000706847/33 |
Название: |
SAINT VINCENT |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
30.09.2020 |
Дата коллегии: |
29.01.2021 |
Дата утверждения: |
05.02.2021 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Винный стиль" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454) (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 30.09.2020 в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности возражение, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Винный стиль", Москва (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 196200, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак по заявке N 2000706847 с приоритетом от 21.04.2000 зарегистрирован 01.11.2000 (срок действия регистрации продлен до 21.04.2030) в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 196200 на имя ООО "Александровы погреба", Москва (далее - правообладатель) в отношении товаров 16, 33, услуг 35, 39, 42 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Согласно описанию, приведенному в материалах заявки, оспариваемый товарный знак представляет собой обозначение "SAINT VINCENT".
В поступившем 30.09.2020 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности возражении выражено мнение лица, подавшего возражение, о том, что регистрация N 196200 товарного знака произведена в нарушение требований, установленных пунктом 3 (1, 2) статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения, а также последующих дополнений к нему сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак является словесным и в переводе с английского языка на русский язык означает "Святой Викентий". Святой Викентий (англ. Saint Vincent, итал. San Vincenzo) мученик, пострадавший за веру, почитается в православной, католической и англиканской церквях;
- маркировка алкогольных напитков именем святого мученика Святого Викентия оскорбляет чувства верующих, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали. В соответствии с опросом общественного мнения оскорблены около 50% респондентов;
- Святой Викентий мученик имеет многообразие форм его святости, почитание святого - это неотъемлемая часть духовной церковной жизни;
- оспариваемый знак порождает в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе и месте происхождения, поскольку вызывает ассоциации с покровителем французских виноделов;
- поскольку Святой Викентий является покровителем французский виноделов, оспариваемый товарный знак имеет устойчивую ассоциативную связь с Францией, как местом нахождения изготовителя товаров 33 класса МКТУ, что в данном случае не соответствует действительности, поскольку компания правообладателя учреждена Кипрским офшором - компанией "КОТЕР ЮНАЙТЕД БРЭНДС ЛИМИТЕД", НИКОСИЯ, КИПР;
- регистрация в качестве товарного знака имени святого мученика порождает у потребителей ложное отношение к алкогольной продукции, как к продукции одобренной церковью и побуждает к её приобретению, т.е. вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя (ссылка на опрос общественного мнения по товарному знаку St. Vincent), где более чем у четверти опрошенных респондентов формируется отношение к алкоголю под такими обозначениями как одобренными церковью;
- заинтересованность в подаче возражения обоснована тем, что ООО "Винный стиль" импортирует алкогольную продукцию, в том числе "Vinsent" и "SAINT- VINCENT" из красного винограда сорта "St.Vinsent", а также между ОО "Винный Стиль" и ООО "Александровы погреба" имеется судебный спор по делу N А40-24634/20 о незаконном использовании товарных знаков по свидетельствам N 196200 и N 448104.
- в рамках заинтересованности также изложена позиция, что "SAINT VINCENT" - это сорт винограда, из которого лицо, подавшее возражение, готово производить вина;
- Архиепископ Димитрий, Настоятель Подворья Патриархата Московского и Всея Руси храма св. мц. Ирины в Покровском г. Москвы считает, что доводы, приведенные в возражении, являются состоятельными и поддерживаются служителями Русской православной церкви.
На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, просит признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 196200 в отношении всех товаров 32, 33 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
В подтверждение своих доводов лицом, подавшим возражение, представлены следующие материалы (копии):
- SAINT (перевод), St. (значение) - [1]; - VINCENT-ВИКЕНТИЙ (имя) - [2];
- SAINT VINCENT (wikipedia) - [3]; - Святой Викентий (wikipedia) - [4];
- Fкte de la Saint-Vincent tournante (wikipйdia) - [5];
- Fete de la Saint-Vincent tournante (wikipedia, перевод) - [6];
- винодельческое братство святого Викентия - [7];
- Комитет вин Шампани - [8];
- Святой Винсент и шампанское - [9]; - Saint Vincent (образ) - [10];
- Агиология (Никулина Е.Н., из-во ПСТГУ, 2009 год, выдержка) - [11];
- мученик (определение) - [12];
- священномученик (определение) - [13];
- литургия (определение) - [14];
- евхаристия (определение) - [15];
- таинство Крещения (определение) - [16];
- Воскребенцева Ф.С. (документы) - [17];
- лицензии ООО "Винный стиль" - [18];
- выписка из ЕГРЮЛ (ООО "Александровы погреба") - [19];
- ООО "Винный стиль" (пояснительная записка, сведения о поставках) - [20];
- международная регистрация N 824675 "SAN VINCENZO" (сведения, предв. отказ, оконч. отказ) - [21];
- SAN VINCENZO (wikipedia) - [22];
- Постановление 9ААС 09АП-15538/2011 от 19-07-2011 по делу А40-137387/2010 - [23];
- Решение АС г. Москвы от 29-04-2011 по делу А40-137387/2010 - [24];
- Решение ППС от 28.07.2010 по заявке N 2007734516 - [25];
- Решение ППС от 21.11.2014 по заявке N 2012713998 - [26];
- Заключение N 102-2020 от "29" сентября 2020 г. по результатам социологического опроса - [27];
- справка к заключению N 102-2020, подписанному ЭЦП - [28];
- Заключение N 101-2020 от "29" сентября 2020 г. по результатам социологического опроса - [29];
- справка к заключению N 101-2020, подписанному ЭЦП - [30];
- сведения о сорте винограда Сент Винсент (St. Vinсent) - [31];
- письмо Архиепископа Дмитрия Настоятеля Подворья Патриархата Московского и Всея Руси храма св. мц. Ирины в Покровском г. Москвы - [32].
Правообладатель 20.11.2020 в установленном порядке представил отзыв, а также дополнения к нему, основные доводы которых сведены к следующему:
- правообладатель владеет товарными знаками в отношении товаров 33 класса МКТУ, в том числе с элементами "Vincent", "Vicente" и т.д.;
- правообладатель критически относится к опросам 2020 г., поскольку невозможно достоверно оценить ситуацию на 2000 г.;
- на дату приоритета нет доказательств, что оспариваемый товарный знак воспринимается как оскорбление;
- Госреестр содержит множество товарных знаков с религиозной семантикой (монах, мадонна, Монастырские традиции и т.д.);
- "Винсент" и "Vincent" - это имена и фамилии и нет однозначного указания на религиозную семантику;
- виноделие и почитание Святого Винсента неразрывно связаны друг с другом. Употребление вина принято в религии;
- Святой Винсент - это католический святой, доля католиков в Российской Федерации меньше 1%;
- имя Святого Викентия зарегистрировано в разных странах, в том числе католических (Италия, Франция);
- представленные источники не отражают, какой сорт винограда носит официальное название: Сент Винсент или St. Vincent. Поиск правообладателя выдал: Vincent;
- вина, маркируемые оспариваемым товарным знаком, изготавливаются во Франции с разрешения правообладателя и обладают высокой различительной способностью;
- заинтересованность лица, подавшего возражение, не прослеживается в отношении части товаров и услуг. За нарушение контрафакта правообладателем взыскана компенсация (дела: N А40-24634/20, N А40-24635/20);
- правообладатель готов ограничить перечень и 33 класс МКТУ изложить в редакции: "алкогольные напитки, а именно, вина";
- лицо, подавшее возражение, использовало для импортируемой и реализуемой алкогольной продукции обозначение "SAINT-VINCENT". Правообладатель заявляет о недобросовестной конкуренции и злоупотреблении правом лицом, подавшим возражение, которое обратилось с подачей настоящего возражения после вынесения решений Арбитражным судом г. Москвы о привлечении ООО "Винный стиль" к ответственности за нарушение исключительного права путем импорта на территорию России и реализации на территории России контрафактной алкогольной продукции;
- лицо, подавшее возражение, является импортером алкогольной продукции и юридически осведомленным участником рынка.
В подтверждение своих доводов правообладателем представлены следующие документы:
- распечатка сведений о владении иностранными языками россиянами по состоянию на 2002 г., результаты Всероссийской переписи населения, распечатка аналитического обзора ВЦИОМ о владении иностранными языками гражданами РФ по состоянию на 30 сентября 2019 года - [33];
- распечатка сведений информации о свободной энциклопедии "Википедия" - [34];
- отчет по результатам проведенного поиска по обозначениям St, Saint, Святой, Святая, San - [35];
- распечатка сведений о святых - [36];
- результаты социологического исследования Левада Центр - [37];
- перечень товарных знаков, включающих в свой состав словесный элемент "St. Vincent / SAINT VINCENT" (Святой Винсент), охраняемых на территории Франции в отношении товаров 33 класса МКТУ - [38];
- распечатка сведений из ампелографического банка данных Всемирной международной организацией лозы и вина - [39];
- копии писем-согласий на использование товарных знаков "SAINT VINCENT" пo свидетельству N 196200 и "St. Vincent" по свидетельству N 448104 - [40];
- распечатка сведений из Федерального реестра алкогольной продукции - [41];
- сводная таблица по импорту в Российской Федерации вина St. Vincent / SAINT VINCENT с 2001 по 2019 гг. - [42];
- сводная таблица по импорту в Российской Федерации бренди St. Vincent / SAINT VINCENT с 2011 по 2014 гг. - [43];
- распечатка сведений с официального интернет-сайта компании "Русьимпорт" с информацией об ассортиментной линейке вина, маркированных обозначением St. Vincent / SAINT VINCENT - [44];
- фотографии продукции, маркированной товарными знаками St. Vincent / SAINT VINCENT - [45];
- копии писем производителей продукции St. Vincent / SAINT VINCENT - [46];
- копии страниц каталогов, в которых представлена ассортиментная линейка продукции, а также сведения о публикациях рекламных материалов о продукции St. Vincent / SAINT VINCENT - [47];
- фото сувенирной продукции - [48];
- копии дипломов продукции St. Vincent / SAINT VINCENT - [49];
- рецензии на заключение N 101-2020, N 102-2020 от 29.09.2020 г. - [50];
- фото бутылки вина Каберне Совиньон с пометкой "Одобрено Церковью" - [51];
- ответ специалиста Андрея Игоревича Хвыли-Олинтера - [52];
- копии судебных решений Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-24634/2020, по делу N А40- 24635/2020 - [53];
- письмо Настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова - [54];
- отчет по исследованию "Семантика товарных знаков N 196200, N 448104 и возможное противоречие общественным интересам" - [55].
Лицо, подавшее возражение, представило дополнения, пояснения на отзыв, основные доводы которых сведены к следующему:
- представленные примеры товарных знаков не являются предметом рассмотрения настоящего возражения, при этом часть государств применяют явочную систему;
- во Франции товарные знаки со словесными элементами "Saint Vincent", "St. Vincent" в общем количестве 10 штук зарегистрированы на имя 7 разных правообладателей, а в Германии 2 товарных знака на имя 2 правообладателей, что и подтверждает правомерность приведенных выше доводов, а также указывает на фактическое отсутствие монополии на словесные элементы "Saint Vincent", "St. Vincent";
- довод правообладателя о неверном переводе "Saint Vincent", "St. Vincent" не соответствует действительности, о чем свидетельствуют данные словарей;
- мученичество Святого Викентия было описано ещё в IV веке Пруденцием в его произведении "Peristephanon". День святого Викентия Мученика отмечается 22 января в Католической церкви и 11 ноября (по юлианскому календарю) - в Православной церкви;
- известность на дату приоритета оспариваемого товарного знака Святого Викентия (на англ. яз. "Saint Vincent", "St. Vincent") подтверждена соответствующими источниками;
- полученные в сентябре 2020 года результаты социологических исследований не имели бы существенных отличий от результатов исследований, проведенных в иные года, поскольку религиозные учения изменений не претерпели;
- приложенные к возражению социологические исследования лишь явным образом иллюстрируют отношение респондентов (потребителей алкогольной продукции) в отношении рассматриваемого обозначения;
- по заявке N 2012713998 "SAINT TRIFON" правообладателя было отказано в государственной регистрации, поскольку исключительное право на использование обозначения, представляющего собой имя святого мученика, способно оскорбить религиозные чувства верующих;
- восприятие оспариваемого знака очевидно, как из известности святого, так и из приведенных позиций потребителей и служителей церкви;
- при использовании оспариваемого товарного знака правообладатель эксплуатирует имя и образ святого мученика, указывая, например, следующее "...почетное право производить вина под покровительством Святого Винсента";
- правообладатель предоставляет заведомо ложные сведения о том, что Святой Викентий почитается в католицизме, но не в православии;
- в исследованиях упоминается 1% католиков от религиозного состава населения России. Позиция правообладателя о том, что "доля католиков по сравнению с православными ничтожно мала" приводит к нарушению прав конфессии, находящейся в меньшинстве, что противоречит нормам статей 14 и 28 Конституции РФ;
- правообладатель предоставляет недостоверные сведения о том, что лицо, подавшее возражение, активно использует оспариваемое обозначение "в течение 5 лет".
Поставка продукции была прекращена ещё до поступления от правообладателя претензии, что свидетельствует о недобросовестности правообладателя;
- правообладатель не предоставил информацию, опровергающую наличие сорта винограда "Сент Винсент" (St. Vinsent);
- рецензент социологических исследований подтвердил правомерность доводов о недопустимости оспариваемых регистраций, указав следующее: "Ибо сочетание алкогольных напитков и имени святого мученика потребители могут считать недопустимым";
- в части достоверности социологических исследований в деле имеются: протокол нотариального осмотра, пояснительные записки, а также, аудио- и фотоматериалы;
- в отличие от вина для трапез и нужд Русской Православной Церкви, алкогольная продукция по утверждению самого правообладателя производится в огромных объемах, т.е. ни о каком умеренном употреблении в рассматриваемом случае речь не идёт;
- лицо, подавшее возражение, является заинтересованным в подаче возражения, в связи с чем, готово ограничить перечень товаров, услуг;
- из изображения икон следует правомерность утверждения о том, что имя Святого Викентия переводится на английский язык как: "SAINT VINCENT", "St.Vincent";
- Saint-Vincent - это официальное название коммуны в Италии, известной с 1861 года. Италия имеет свои давние традиции виноделия, используя свои сорта винограда;
- Saint-Vincent является либо описательным, либо способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
- лицо, подавшее возражение, обратилось в Правовое Управление Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Согласно полученному разъяснению "Святой Викентий почитается Русской Православной Церкви. Религиозная символика является выражением вероучения, не подлежит государственной регистрации. Невозможно предоставить согласие на регистрацию товарных знаков "SAINT VINCENT", "St.Vincent" и "Святой Викентий". Нанесение имен святых, почитаемых Русской Православной Церковью можно расценивать, как действие, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих";
- из социологического исследования следует, что имя Святого Викентия на дату приоритета оспариваемого товарного знака было известно большинству потребителей, при этом наибольший процент опрошенных воспринимают оспариваемый товарный знак как латинское написание имени Святого Викентия. Кроме того, абсолютное большинство православных верующих указали, что факт использования имени святого мученика в названии алкогольного напитка способен оскорбить чувства верующих.
В подтверждение своих доводов лицом, подавшим возражение, приведены следующие материалы:
- практика по рассмотрению возражений - [56];
- сведения из словарей, Википедии и других печатных источников, в том числе выдержки из источников информации с библиографическими данными - [57];
- пояснения Лаборатории социологической экспертизы - [58]; - протокол осмотра доказательств - [59];
- пояснительная записка - [60];
- распечатка свидетельства N 196200 - [61];
- документы и сведения в отношении переписки с Правовым управлением Московской Патриархии - [62];
- заключение N 145-2020 от 29.12.2020 г. по результатам социологического опроса среди жителей Российской Федерации - православных потребителей алкогольной продукции и прилагаемые к нему документы - [63];
58452.html - [64];
- копии сведений "Православной энциклопедии", https://www.pravenc.ru/text/l - копии сведений энциклопедии "Азбука" (https://azbyka.ru/mucheniki) - [65];
- копии сведений агентства ТАСС (https://tass.ru/obschestvo/6221168) - [66];
- копии сведений сайта Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047) - [67];
- копии сведений из сети Интернет (https://www.levada.ru/2012/12/17/v-rossii-74-pravoslavnyh-i-7-musulman/) - [68];
- копии сведений официального сайта Российской газеты (https://rg.ru/2013/01/15/sociologia.html) - [69].
Согласно пункту 43 Правил ППС "при рассмотрении спора коллегия вправе запрашивать заключения независимых экспертов в области, соответствующей предмету спора". Поскольку в ходе рассмотрения возражения возникла необходимость получения разъяснений, консультации и профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими познаниями по существу спора, имеющего религиозную направленность, ведомство обратилось в религиозную духовную образовательную организацию высшего образования "Московская духовная академия Русской Православной Церкви" к Тихонову Михаилу Анатольевичу (Епископу Звенигородскому Феодориту) с целью предоставления независимого заключения относительно того, оскорбляет ли оспариваемый товарный знак религиозные чувства верующих или нет. В ответ на данный запрос от 13.01.2021 были представлены:
- письмо из Правового Управления Московской Патриархии, подписанное его Руководителем - [70];
- письмо и заключение профессора, доктора церковной истории Московской духовной академии протоиерея В.Цыпина по вопросу регистрации товарных знаков со словесными элементами "SAINT VINCENT", "St.Vincent", "San Lorenzo" - [71].
От правообладателя 26.01.2021 поступила письменная позиция по делу, в рамках которой правообладатель выражает критическое отношение в отношении направленных ведомством запросов в Духовную Академию и Правовое Управление Московской Патриархии, о предвзятом отношении при рассмотрении спора, совете второй стороне подать заявление о церковном правонарушении, а также представлена информация о новом обращении за экспертизой в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Кроме того, на заседании коллегии правообладатель посчитал необходимым привлечь к участию в деле церковного историка и религиоведа, профессора, доктора богословия и т.п. г-на А.Л. Дворкина в качестве эксперта. Также правообладатель сообщил, что еще ряд стран выпускает вина, используя имена святых, что свидетельствует об устоявшейся традиции (например, православная церковь участвует в деятельности ООО "Мезыбь", "KEO Plc."). В обоснование позиции были представлены документы:
- ответ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - [72];
- распечатка из системы Контур.Фокус по поиску связей между ООО "Винный стиль" и Энделадзе М.Ю. - [73];
- данные в отношении научных степеней г-на А.Л. Дворкина - [74];
- сведения из сети Интернет, в том числе в отношении ООО "Мезыбь" - [75];
- копия обращения N 19-21 от 19.01.2021 г. в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - [76];
- копия ответа Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета от 25.01.2021 г. - [77];
- копия запроса N 23-21 от 25.01.2021 г., направленного обществом "Александровы погреба" профессору А.Л. Дворкину и его письменная позиция - [78].
С учетом Постановления от 26.03.2009 N 5/29 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации" при рассмотрении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку основания для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку определяются исходя из законодательства, действовавшего на момент подачи заявки на регистрацию товарного знака. Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения.
Коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1513 Кодекса возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку может быть подано заинтересованным лицом. Из материалов дела усматривается, что между сторонами спора в судопроизводстве имеется спор по делу N А40-24634/20 о незаконном использовании товарных знаков по свидетельствам N 196200 и N 448104. Таким образом, лицо, подавшее возражение, является заинтересованным в подаче настоящего возражения.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих участников рассмотрения возражения, поступившего 30.09.2020, коллегия установила следующее.
С учетом даты приоритета (21.04.2000) оспариваемого товарного знака по свидетельству N 196200, правовая база для оценки его охраноспособности включает Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 19.12.1997 N 212, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.12.1995, рег. N 989 (далее - Правила ТЗ).
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 2.3. (2.1) Правил ТЗ к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
Согласно пункту 2.3. (2.2) Правил ТЗ к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали относятся, в частности, слова и изображения непристойного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.п.
Оспариваемый товарный знак является словесным, выполнен стандартным шрифтом, заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена оспариваемому товарному знаку на территории Российской Федерации в отношении товаров 16, 33, услуг 35, 39, 42 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Позиция лица, подавшего возражение, сводится к тому, что регистрация оспариваемого товарного знака по свидетельству N 196200 противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали, а также вводит потребителей в заблуждение относительно товара, либо его изготовителя, что не соответствует требованиям пункта 2 статьи 6 Закона.
Оспариваемый товарный знак состоит из элементов "Saint Vincent", имеющих перевод на русский язык "Святой Винсент" (русск. Викентий). Очевидно, что оспариваемый товарный знак имеет смысловое значение "Святой Викентий" и воспроизводит имя святого, который почитается в православной, католической и англиканской церквях [1-10,57,64].
Данный спор имеет четко выраженную религиозную тематику. В связи с чем, как было указано выше, коллегия воспользовалась пунктом 43 Правил ППС, согласно которому установлено, что "при рассмотрении спора коллегия вправе запрашивать заключения независимых экспертов в области, соответствующей предмету спора". Согласно письму Правового Управления Московской Патриархии [70], а также заключению Московской духовной академии [71], представляющим собой независимую экспертизу церковно-административного органа, установлено следующее: "Нанесение изображений или имен святых на определенного рода продукцию, в том числе алкогольную, можно расценивать как действие, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Чувства верующих заключаются в благоговейном отношении лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания (паломничества). Использование имени святого, признаваемого религиозной конфессией, зарегистрированной в установленном порядке, или его изображения, не может быть исключительным правом того или иного физического или юридического лица, не являющегося религиозной организацией или не учрежденного ею. Регистрация товарных знаков, содержащих названия спиртных напитков, которые могут быть отнесены к церковной семантике, оскорбляют чувства верующих_ Религиозные организации могут беспрепятственно использовать религиозные символы того вероисповедания, к которому они принадлежат. Однако религиозная символика государственной регистрации не подлежит".
В указанном заключении, поддержанном Правовым управлением Московской Патриархии, сделан вывод: "Святой мученик Викентий (24 ноября 304 г.), почитается православной и католической конфессиями. В этой связи, регистрация товарного знака со словами "St. Vincent", "SANT VINCENT", недопустима".
Документы и доводы, представленные сторонами, в отношении хозяйственной деятельности не опровергают независимую экспертизу.
Следовательно, у коллегии есть основания для вывода о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 196200 предоставлена с нарушением требований, регламентированных пунктом 2 статьи 6 Закона, поскольку регистрация оспариваемого товарного знака оскорбляет религиозные чувства, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Мнение профессора А.Л. Дворкина [78] не может считаться независимым экспертным заключением, поскольку данное лицо представляет интересы правообладателя согласно имеющейся в деле доверенности, при этом оно не опровергает выводы, изложенные в независимой экспертизе церковно-административного органа [70,71].
Представленные сторонами мнения церковных деятелей не могут быть положены в основу выводов коллегии, поскольку содержат противоречивые данные. Так, об отсутствии оскорбления чувств верующих, связях с церковью упоминается в ответе специалиста А.И. Хвыля-Олинтера [52]. В письме [54] говорится о существующей практике использования священных изображений и отсутствии оскорблении чувств верующих. В письме Архиепископа Дмитрия [32] обозначено, что правообладатель эксплуатирует имя почитаемого верующими Святого Викентия, святого мученика и об оскорблении чувств верующих. В документе [62] обозначено, что нанесение изображений или имен святых, почитаемых Русской Православной Церковью, на определенного рода продукцию расценивается как действие, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
Выводы, сделанные по результатам имеющихся в деле социологических исследований, представленных сторонами, имеют противоречивые данные. Так, в опросе [55] правообладателя 79% респондентов ответили об отсутствии оскорбления чувств верующих на дату приоритета оспариваемого товарного знака. В рамках социологического исследования [63] лица, подавшего возражение, 91% опрошенных потребителей посчитали оскорбляющим чувства верующих использование имени святого мученика (товарный знак N 196200 "Saint Vincent") в названии вина в период до даты приоритета. В заключении [27] лица, подавшего возражение, указано, что в настоящее время большинство потребителей (50%) алкогольной продукции, относящих себя к числу верующих, полагают, что использование в оспариваемом товарном знаке имени святого мученика способно оскорбить чувства верующих.
Доводы в отношении сорта винограда "Saint Vincent" [31] приведены в рамках пояснения заинтересованности.
Приведенная сторонами практика существующих товарных знаков, включающих имена святых, в силу независимого делопроизводства не влияет на выводы коллегии. Делопроизводство по каждой заявке осуществляется отдельно, исходя из фактических обстоятельств каждого конкретного дела.
Оценка действий в части недобросовестной конкуренции и злоупотребления гражданскими правами не входит в компетенцию Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Оценка достоверности и подлинности имеющихся в деле документов административным порядком рассмотрения возражений в палате по патентным спорам не предусмотрена. Коллегия исходит из добросовестности участников гражданских взаимоотношений (пункт 5 статьи 10 "Пределы осуществления гражданских прав" Кодекса).
Лицо, подавшее возражение, утверждает, что оспариваемый товарный знак, представляющий собой имя священномученика Святого Викентия, имеет ассоциативную связь с Францией, поскольку Святой Викентий является покровителем французских виноделов, в связи с чем, проходит винное мероприятие в Бургундии. Каких-либо фактических данных, что указанное винное мероприятие является широко известным в Российской Федерации не представлено.
В возражении также указано, что регистрация товарного знака порождает у потребителя ложное отношение к алкогольной продукции, как продукции одобренной церковью, что побуждает к ее приобретению. В обоснование данного довода лицо, подавшее возражение, ссылается на данные социологического исследования [29]. Вместе с тем, анализ социологического исследования [29] показал, что абсолютное большинство респондентов (72%) указали отсутствие формирования отношения к алкогольному напитку, как к одобренному церковью или побуждения к покупке. Наличие 28% опрошенных, ответивших наоборот, является незначительным показателем. Каких-либо иных фактических доказательств в обоснование данного довода стороной спора не представлено.
Таким образом, из материалов возражения не следует, что оспариваемый товарный знак на дату приоритета повлек формирование у потребителей каких-либо недостоверных ассоциаций в отношении товаров, их качества, изготовителя, либо места происхождения.
Вместе с тем, как было установлено выше, оспариваемый товарный знак противоречит требованиям пункта 2 статьи 6 Закона, поскольку независимой экспертизой установлена недопустимость регистрации оспариваемого товарного знака.
Резюмируя изложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 30.09.2020, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 196200 недействительным полностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 5 февраля 2021 г. по заявке N 2000706847/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru