Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к Закону Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие малого предпринимательства
в Томской области на 2005-2007 годы"
Областная целевая программа
"Развитие малого предпринимательства
в Томской области на 2005-2007 годы"
13 июля, 10 октября 2006 г.
Законом Томской области от 10 октября 2006 г. N 227-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт
Наименование |
Областная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005-2007 годы" (далее-Программа) |
||||
Основания разработки Программы |
- Федеральный Закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; - Закон Томской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Томской области" (принят решением Государственной Думы Томской области от 24 июля 1997 года N 511) |
||||
Государственный заказчик |
Администрация Томской области |
||||
Разработчики |
Комитет развития предпринимательства Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области; Томская Торгово-промышленная палата; Ассоциация выпускников президентской программы "Лидер XXI века"; система центров поддержки предпринимательства Томской области |
||||
Исполнители |
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области; Департамент потребительского рынка Администрации Томской области; Департамент инвестиций и экономико-правовой экспертизы Администрации Томской области; Департамент экономики Администрации Томской; Департамент государственного заказа и ценовой политики Администрации Томской области; Департамент по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области; Департамент государственной службы и административной реформы Администрации Томской области; Департамент финансов Администрации Томской области; Департамент по социально-экономическому развитию села Администрации Томской области; Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области; Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области; Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области; Департамент международных и региональных связей Администрации Томской области; Департамент по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области; Управление социально-трудовых отношений Администрации Томской области; Общественные объединения предпринимателей (по согласованию); Образовательные учреждения (по согласованию); Томское представительство Межрегиональной Ассоциации "Сибирское Соглашение" (по согласованию); ОАО Томский международный деловой центр "Технопарк" (по согласованию); Томская торгово-промышленная палата (по согласованию); ГУ Томский центр научно-технической информации (по согласованию); Лицензионная палата Томской области (по согласованию); Бизнес-инкубаторы и инновационно-технологические центры (по согласованию); ОГУ "Томский региональный ресурсный центр" (по согласованию); Молодежный ресурсный центр (по согласованию); Финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории Томской области (по согласованию); Лизинговые компании (по согласованию); Система Центров поддержки предпринимательства Томской области (по согласованию) |
||||
Цели |
Развитие инновационного предпринимательства. Активизация развития малого предпринимательства на территориях муниципальных образований, прежде всего в сфере производства и реализации собственной продукции, работ, услуг |
||||
Сроки и этапы реализации |
2005 - 2007 годы I этап 2005-2006 гг. - формирование базовой инфраструктуры поддержки предпринимательства; II этап - 2007 год - развитие инфраструктуры развития предпринимательства |
||||
Объемы и источники финансирования (прогноз) |
Источники, в млн. рублей |
2005 г. |
2006 г. (прогноз) |
2007 г. (прогноз) |
Итого (прогноз) |
Cредства федерального бюджета (СФБ), включая средства федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства |
39,915 |
25,531 |
75 |
140,446 |
|
Cредства областного бюджета (СБ), в том числе: |
46,5 |
41,9 |
91,7 |
180,1 |
|
Cредства целевого бюджетного Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Томской области (СОФ) |
4 |
8,5 |
9 |
21,5 |
|
средства предпринимателей (СП) |
516 |
726 |
871,2 |
2113,2 |
|
средства иных, источников в том числе коммерческих банков (СИИ) |
594 |
900 |
1180 |
2674 |
|
Итого: |
1196,415 |
1693,431 |
2217,900 |
5107,746 |
|
Основные мероприятия |
Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства; финансово-кредитное обеспечение малого предпринимательства; информационное обеспечение малого предпринимательства; мероприятия, направленные на повышение уровня конкурентоспособности кадрового состава субъектов малого предпринимательства; расширение межрегионального и международного сотрудничества малого предпринимательства с целью развития экспортоориентированного малого предпринимательства |
||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Увеличение количества субъектов малого предпринимательства Томской области на 25 % к 2008 году, в том числе: в инновационной сфере на 35 %; в сельских муниципальных образованиях на 15 % |
||||
Увеличение числа рабочих мест в малом предпринимательстве на 15 % к 2008 году, в том числе: в инновационной сфере на 30 %; в сельских муниципальных образованиях на 15 % | |||||
Увеличение выпуска продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства на 60 % к 2008 году, в том числе: в инновационной сфере на 75 %; в сельских муниципальных образованиях на 40 % | |||||
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области Администрация Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области |
1. Состояние развития предпринимательства
на территории Томской области за 2004 год
Малое предпринимательство Томской области по итогам 2004 года представлено следующими показателям:
Наименование показателя |
Натуральные показатели темпов роста |
Процентное соотношение темпов роста |
Юридические лица | ||
Количество малых предприятий |
с 7384 единиц до 7708 единиц |
104 % |
Объем реализации товаров и услуг |
с 41620 млн. рублей до 54435 млн. рублей |
131 % |
Инвестиции в основной капитал |
с 1453 млн. рублей до 2485 млн. рублей |
171 % |
Среднесписочная численность работников |
с 60888 человек до 66066 человек |
109 % |
Средняя численность работников на одном малом предприятии |
с 8,25 человек до 8,57 человек |
104 % |
Средняя заработная плата |
с 3302 рублей до 4290 рублей |
130 % |
Производительность труда: | ||
от реализации на 1 работника в год |
с 684 тыс. рублей до 824 тыс. рублей |
121 % |
от выпуска товаров, работ и услуг на 1 работника в год |
с 229 тыс. рублей до 254 тыс. рублей |
111 % |
Индивидуальные предприниматели | ||
Численность |
с 38251 единиц до 40494 единиц |
106 % |
Процентное соотношение индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в г. Томске составляет - 46,5 % от их общего числа, в Томском районе - 9 %, в остальных муниципальных образования Томской области - 44,5 %.
По данным исследования ("Бизнес-карта малого предпринимательства Томской области") в среднем у одного индивидуального предпринимателя работает 1,15 наемных работника. Число занятых в секторе может быть оценено в 87 тыс. человек.
Итого в малом бизнесе (юридические лица и индивидуальные предприниматели) занято порядка 153 тыс. человек, что составляет 31 % от числа занятых и 27 % от экономически активного населения.
Томский регион занимает одно из лидирующих мест в Сибирском Федеральном округе:
- по количеству малых предприятий на 1000 человек и составляет около 8 предприятий;
- по инвестициям в основной капитал малых и средних предприятий;
- по числу успешных инновационных предприятий;
- по количеству занятых на 1000 человек.
В 2004 году Томская область стала одним из регионов, победивших в конкурсе "Лучший регион России" в развитии предпринимательства.
Основные показатели деятельности малых предприятий в 2001-2004 гг.
"Основные показатели деятельности малых предприятий в 2001-2004 гг."
"Показатели деятельности малых предприятий в 2001-2004 гг."
В существенной степени эти результаты являются итогами предыдущих этапов реализации областной политики развития предпринимательства.
В области созданы и действуют устойчивая нормативная база поддержки предпринимательства, фонд поддержки предпринимательства, развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, включающая кредитные организации, консалтинговые компании, систему центров поддержки предпринимательства, образовательные учреждения.
Ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, развитие механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и реализацию мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства. В 2004 году из областного бюджета было выделено 3210 тыс. рублей на проведение следующих мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры:
- создание 4 муниципальных центров поддержки предпринимательства (всего по области 10 центров);
- проведение 14 семинаров для предпринимателей и специалистов центров поддержки предпринимательства;
- организацию участия в международных и межрегиональных выставках для субъектов малого предпринимательства;
- изготовление передвижной выставочной экспозиция "Предпринимательство Томской области";
- создание портала малого предпринимательства Томской области;
- проведение исследования "Бизнес-карта малого предпринимательства Томской области".
В течение 2004 - I полугодия 2005 года предоставлены бюджетные кредиты за счет средств целевого бюджетного Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Томской области на сумму 10,6 млн. рублей.
Из них 10,5 млн. рублей получили на конкурсной основе кредитные кооперативы из Кожевниковского, Шегарского, Колпашевского, Молчановского районов для последующего предоставления микрозаймов субъектам малого предпринимательства.
Томская область является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации в сфере развития инновационного предпринимательства. В области принята первая в Российской Федерации стратегия инновационного развития региона, формируется и развивается инфраструктура развития инновационного бизнеса, включающая офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, технопарк, действуют областные программы развития инновационного предпринимательства, областные конкурсы инновационных проектов.
Достигнутые результаты этой системной работы на уровне субъекта Российской Федерации были высоко оценены российскими и зарубежными экспертами, включая Мировой банк и Комиссию Европейского Союза.
Вместе с тем темп прироста численности субъектов малого предпринимательства недостаточен, хотя и превышает аналогичный российский показатель, незначительна доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте, недостаточен уровень вовлечения трудовых ресурсов в сектор малого предпринимательства.
В целом для обеспечения рождения "второй волны предпринимателей", а также для более динамичного развития существующих малых предприятий требуется дальнейшее развитие системы поддержки предпринимательства, апробация и внедрение в практику новых форм и механизмов финансовой и организационной поддержки.
2. Характеристика проблемы, обоснование необходимости
и принципы ее решения программными методами
Динамичное развитие малого предпринимательства является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта, оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, обеспечивает занятость и самозанятость населения. Создание благоприятных условий для эффективного развития малого предпринимательства, совершенствование форм поддержки субъектов малого бизнеса, особенно "стартующего", развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства является основной задачей органов государственной и муниципальной власти Томской области.
Как инструмент государственной политики в поддержке и развитии малого предпринимательства, Программа объединяет в себе положительные результаты реализации трех предыдущих соответствующих программ, изучения мирового опыта и опыта других регионов Российской Федерации.
В целом следует признать, что период первоначального формирования условий развития предпринимательской деятельности в основном завершен. На первый план выходят трудности, объективно присущие малому и среднему бизнесу не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.
К их числу относится такой ограничитель развития малого бизнеса, как недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования.
Не развиты специальные механизмы по стимулированию появления новых малых предприятий, в том числе инновационных. Можно выделить недостаток бизнес-инкубаторов, призванных оказывать поддержку малым предприятиям на начальной стадии их развития.
Нет механизмов, облегчающих переток в малое предпринимательство трудовых ресурсов, высвобождающихся в результате структурных изменений в экономике.
Основные направления Программы разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность субъектов малого предпринимательства, а также нового уровня требований к инфраструктурному, информационному и кадровому обеспечению поддержки и развития малого предпринимательства.
Реализация Программы осуществляется на основе следующих принципов:
- предоставление субъектам малого предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства возможно более полного и доступного спектра услуг;
- усиление взаимодействия всех элементов инфраструктуры и направлений государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства Томской области;
- конкурсный отбор исполнителей мероприятий Программы и получателей финансово-кредитных средств;
- наличие полной и общедоступной информации о ходе реализации мероприятий Программы.
3. Цели и задачи Программы
В результате реализации мероприятий Программы предусматривается достижение следующих основных целей:
1. Развитие инновационного предпринимательства.
Концентрация в Томской области мощного научно-исследовательского потенциала, деятельность научно-образовательного комплекса, наличие разнообразной, в том числе и высокотехнологичной производственной базы, являются весомыми предпосылками для успешного развития инновационного и высокотехнологичного бизнеса, включая разработки интеллектуального характера.
Для более полного и динамичного развития этой категории субъектов предпринимательства требуется завершение создания полной системной модели развития инновационного предпринимательства.
Администрация Томской области в существующих сегодня условиях должна взять на себя роль основного агента поддержки инноваций в малом бизнесе, через развитие системы бизнес-инкубаторов для высокотехнологичных проектов, предоставление бюджетных грантов на конкурсной основе, создание условий для венчурного финансирования. В области инфраструктурной поддержки - создание условий для поддержки стадии патентования, изготовления промышленных образцов и тиражирования инновационного продукта через развитие сети бизнес-инкубаторов и технологических парков вокруг крупных научно-исследовательских институтов, исследовательских университетов и т.д.
Развитие инновационного предпринимательства и, в первую очередь, поддержка проектов, направленных на создание импортозамещающей и экспорто-ориентированной продукции с высоким рыночным потенциалом и высоким уровнем добавочной стоимости, является одним из основных приоритетных направлений Программы.
2. Активизация развития малого предпринимательства на территориях муниципальных образований, прежде всего в сфере производства и реализации собственной продукции, работ, услуг.
В настоящее время Администрацией Томской области ведется системная работа по стимулированию создания новых и развития существующих субъектов малого предпринимательства, а также по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территориях муниципальных образований области. При этом необходимо отметить, что органы местного самоуправления не в полной мере используют свои возможности по стимулированию развития малого бизнеса и поддержке "стартующего" бизнеса.
В рамках Программы участники процесса развития предпринимательства будут разрабатывать и внедрять новые, а также развивать эффективные механизмы взаимодействия областной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, органов местного самоуправления и местного бизнес-сообщества на территории сельских муниципальных образований.
Основной упор сделан на обеспечение полного спектра услуг, предоставляемый субъектам малого бизнеса на территориях - от консультационной и финансово-кредитной поддержки "стартующему" бизнесу до помощи в продвижении продукции и получении дополнительных ресурсов для развития успешных малых предприятий.
В связи с реформой местного самоуправления и передачей части функций по развитию предпринимательства на уровень поселений, особое внимание уделено вопросам подготовки кадров и обеспечению занятости населения муниципальных образований.
Приоритетными задачами Программы являются:
- развитие инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, в том числе через развитие системы бизнес-инкубирования;
- создание системы поддержки для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
- сотрудничество с органами местного самоуправления муниципальных образований по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе для решения социальных проблем и смягчения диспропорций на рынке труда;
- формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства кредитными организациями;
- обеспечение доступности субъектам малого и среднего предпринимательства к специально оборудованным нежилым помещениям, зданиям, сооружениям, а также к земельным участкам;
- стимулирование взаимодействия между субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках отраслевых и региональных ассоциаций, а также содействие формированию кластеров (на базе промышленных зон, технопарков и т.п.);
- снижение издержек при ликвидации бизнеса и при выходе с рынка неэффективных субъектов малого и среднего предпринимательства;
- расширение информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Для достижения намеченных целей и решения приоритетных задач Программы необходимо:
- формирование нормативной правовой базы, ориентированной на законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
- устранение административных барьеров при доступе малых предприятий к объектам недвижимости, зданиям, сооружениям, земельным участкам, а также при лицензировании и сертификации отдельных видов деятельности;
- софинансирование за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, международных и российских программ технической поддержки проектов и инициатив, связанных с поддержкой малого предпринимательства;
- формирование в срок до 2008 года базовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе - информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в соответствие с предметом их ведения;
- выявление и тиражирование лучшего опыта поддержки предпринимательства в субъектах РФ, муниципальных образованиях Томской области.
4. Заказчик, разработчики и исполнители Программы
Государственным заказчиком Программы является Администрация Томской области.
В разработке Программы принимали участие:
Комитет развития предпринимательства Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области;
Томская Торгово-промышленная палата;
Ассоциация выпускников президентской программы "Лидер XXI века";
Система центров поддержки предпринимательства Томской области.
Исполнители Программы указаны в программных мероприятиях.
5. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2005-2007 годы.
I этап - 2005-2006 гг. - формирование базовой инфраструктуры поддержки предпринимательства;
II этап - 2007 год - развитие инфраструктуры развития предпринимательства.
6. Механизм реализации Программы
Учитывая современную специфику развития малого предпринимательства, качество и эффективность деятельности инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства становится ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в регионе. Именно посредством инфраструктуры, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повышать действенность государственного регулирования малого предпринимательства, реально ориентировать малый бизнес на участие в приоритетных для Томской области направлениях социально-экономического развития.
Поэтому развитие малого предпринимательства в Томской области будет происходить во многом через развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, включающей институты и механизмы финансово-кредитной, законодательной, информационной, кадровой, имущественной поддержки малого предпринимательства.
Произошедшие за последние годы изменения, как в структуре малого предпринимательства, так и в приоритетах социально-экономического развития Томской области показали необходимость совершенствования всех элементов системы поддержки малого предпринимательства.
В настоящее время область насчитывает по различным оценкам от 120 до 170 организаций различной формы собственности, в разное время продекларировавших поддержку предпринимательства как основной вид своей деятельности. Несмотря на достаточное количество участников инфраструктуры поддержки предпринимательства в Томской области необходимо ее развитие по следующим направлениям:
- расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого бизнеса на всей территории области;
- активизация законотворческой инициативы;
- создание и развитие эффективной системы защиты интересов малого предпринимательства;
- привлечение финансово-кредитных и других ресурсов в сферу малого предпринимательства;
- осуществление комплексного и системного подхода к решению проблем малого предпринимательства.
Очевидно, что важнейшей задачей государственного регулирования развития малого предпринимательства является системное развитие инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства Томской области в двух направлениях:
- развитие инфраструктуры инновационного предпринимательства в Томской области;
- развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях Томской области.
7. Управление Программой, формы и порядок осуществления контроля
за ее реализацией
Ответственным за реализацию Программы является Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Администрация Томской области ежегодно представляет в Государственную Думу Томской области отчет о ходе выполнения мероприятий Программы.
Законом Томской области от 10 октября 2006 г. N 227-ОЗ раздел 8 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
8. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансирования Программы на 2005 - 2007 гг. прогнозируется в размере 5107,746 млн. рублей, в том числе:
1. По источникам финансирования, в млн. рублей:
Источники финансирования |
2005 |
2006* (прогноз) |
2007* (прогноз) |
Итого (прогноз) |
средства федерального бюджета (СФБ), включая средства федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства |
39,915 |
25,531 |
75 |
140,446 |
средства областного бюджета (СБ), в том числе: |
46,5 |
41,9 |
91,7 |
180,1 |
средства целевого бюджетного Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Томской области (СОФ) |
4 |
8,5 |
9 |
21,5 |
средства предпринимателей (СП) |
516 |
726 |
871,2 |
2113,2 |
средства иных источников, в т.ч. коммерческих банков (СИИ) |
594 |
900 |
1180 |
2674 |
Итого: |
1196,415 |
1693,431 |
2217,9 |
5107,746 |
2. По мероприятиям Программы, в млн. рублей:
Наименование мероприятия |
Годы |
СФБ |
СБ "**" |
СОФ |
СП |
СИИ |
Итого: |
Раздел 1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
2005 "*" |
39 |
40,4 |
|
11 |
55 |
145,4 |
2006 "*" |
23,5 |
26,03 |
|
15 |
74 |
138,53 |
|
2007 "*" |
70 |
72 |
|
18 |
188,8 |
348,8 |
|
Итого: |
132,5 |
138,4 3 |
|
44 |
317,8 |
632,73 |
|
Раздел 2. Нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства |
2005 "*" |
|
|
|
|
|
|
2006 "*" |
|
|
|
|
|
|
|
2007 "*" |
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Финансово-кредитное обеспечение малого предпринимательства |
2005 "*" |
0,915 |
5 |
4 |
315 |
420 |
740,915 |
2006 "*" |
1,031 |
11,5 |
8,5 |
440 |
680 |
1132,531 |
|
2007 "*" |
4 |
15 |
9 |
528 |
816 |
1363 |
|
Итого: |
5,946 |
31,5 |
21,5 |
1283 |
1916 |
3236,446 |
|
Раздел 4. Информационное обеспечение малого предпринимательства |
2005 "*" |
|
0,4 |
|
15 |
23 |
38,4 |
2006 "*" |
|
0,99 |
|
24 |
37 |
61,99 |
|
2007 "*" |
|
1 |
|
28,8 |
44,4 |
74,2 |
|
Итого: |
|
2,39 |
|
67,8 |
104,4 |
174,59 |
|
Раздел 5. Мероприятия, направленные на повышение уровня конкурентоспособности кадрового состава субъектов малого предпринимательства |
2005 "*" |
|
0,4 |
|
25 |
58 |
83,4 |
2006 "*" |
|
1,48 |
|
37 |
67 |
105,48 |
|
2007 "*" |
|
2,7 |
|
44,4 |
80,4 |
127,5 |
|
Итого: |
|
4,58 |
|
106,4 |
205,4 |
316,38 |
|
Раздел 6. Расширение межрегионального и международного сотрудничества малого предпринимательства с целью развития экспортоориентированного малого предпринимательства |
2005 "*" |
|
0,3 |
|
150 |
38 |
188,3 |
2006 "*" |
1 |
1,9 |
|
210 |
42 |
254,9 |
|
2007 "*" |
1 |
1 |
|
252 |
50,4 |
304,4 |
|
Итого: |
2 |
3,2 |
|
612 |
130,4 |
747,6 |
|
Всего: |
2005 "*" |
39,915 |
46,5 |
4 |
516 |
594 |
1196,415 |
2006 "*" |
25,531 |
41,9 |
8,5 |
726 |
900 |
1693,431 |
|
2007 "*" |
75 |
91,7 |
9 |
871,2 |
1180 |
2217,9 |
|
Итого: |
140,446 |
180,1 |
21,5 |
2113,2 |
2674 |
5107,746 |
"*" - объем средств уточняется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и законом Томской области об областном бюджете на соответствующий год;
"**" - в средствах областного бюджета учитываются средства целевого бюджетного Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Томской области.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в форме субсидий, субвенций и средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам.
Установить, что субсидии и субвенции за счет средств областного бюджета могут предоставляться на пополнение и обновление материально-технической базы, текущие расходы, а также на иные цели и в порядке, установленными нормативными правовыми актами Томской области.";
9. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Результаты реализации Программы должны обеспечить:
Показатель |
Ожидаемые результаты по годам * |
||
2005 |
2006 |
2007 |
|
1. Увеличение количества субъектов малого предпринимательства Томской области на 25 % к 2008 году по отношению к 2004 году, в том числе: в инновационной сфере на 35 %; в сельских муниципальных образованиях на 15 %; |
Увеличение на 6,5 % |
Увеличение на 7,5 % |
Увеличение на 9 % |
2. Увеличение числа рабочих мест в малом предпринимательстве на 15 % к 2008 году по отношению к 2004 году, в том числе: в инновационной сфере на 30 %; в сельских муниципальных образованиях на 15 %. |
Увеличение на 4 % |
Увеличение на 5 % |
Увеличение на 6 % |
3. Увеличение выпуска продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства на 60 % к 2008 году по отношению к 2004 году, в том числе: в инновационной сфере на 75 %; в сельских муниципальных образованиях на 40 %. |
Увеличение на 13 % |
Увеличение на 17 % |
Увеличение на 21 % |
* к предыдущему периоду.
Для оценки эффективности реализации Программы предлагаются следующие контрольные показатели:
- количество субъектов малого предпринимательства;
- число малых предприятий на 1000 жителей (единиц), в том числе инновационных малых предприятий;
- доля общей численности занятых на малых предприятиях в общем числе занятых в регионе (%), в том числе на инновационных предприятиях;
- оборот малых предприятий Томской области (в тыс. рублей).
10. Система программных мероприятий
1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Основные направления деятельности и мероприятия по совершенствованию и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства приведены в разделе 1 Приложения. Инфраструктура направлена на развитие и повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также призвана обеспечить предоставление субъектам малого предпринимательства Томской области максимально полного спектра квалифицированных услуг, а также обеспечить развитие материально-технической базы малого предпринимательства.
Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
- предоставление субъектам малого предпринимательства Томской области максимально полного спектра квалифицированных услуг;
- эффективное взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с субъектами малого предпринимательства и администрациями муниципальных образований;
- дальнейший рост числа общественных объединений предпринимателей, возрастание их роли при взаимодействии государственных и негосударственных структур в сфере малого предпринимательства;
- инкубирование субъектов малого предпринимательства (создание и развитие системы бизнес-инкубаторов);
- развитие материально-технической базы организаций инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
2. Нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства.
Основные мероприятия Программы при реализации права законодательной инициативы направлены на дальнейшее упрощение системы налогообложения и отчетности для субъектов малого предпринимательства и преодоление административных барьеров. Работа по преодолению административных барьеров будет осуществляться также и на федеральном уровне. Администрацией Томской области подготовлены предложения Правительству Российской Федерации по упрощению порядка регистрации и ликвидации малых предприятий, а также оптимизации процедуры регистрации объектов недвижимости, прохождения процедур лицензирования и сертификации. Администрация Томской области исходит из того, что существующая система лицензирования и сертификации является одним из самых серьезных административных барьеров на пути создания нового бизнеса в России, действующая еще с социалистических времен по принципу предварительного контроля.
Важнейшим в этом блоке Программы также является законодательное утверждение структуры, статуса и полномочий инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В результате реализации мероприятий, направленных на правовое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
- упрощение процедур регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства Томской области, а также механизмов лицензирования, сертификации и налогообложения;
- стимулирование развития механизмов финансово-кредитной и имущественной поддержки малого предпринимательства, в т.ч. через участие в государственных и муниципальных заказах;
- стимулирование развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства области;
- постоянное корректирование политики органов государственной власти Томской области в отношении малого предпринимательства, своевременное реагирование на происходящие изменения в этом секторе.
Основные направления деятельности и мероприятия по реализации законотворческой инициативы приведены в разделе 2 Приложения.
Законом Томской области от 13 июля 2006 г. N 149-ОЗ в пункт 3 раздела 10 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3. Финансово-кредитное обеспечение малого предпринимательства.
В настоящее время при наметившейся тенденции к дальнейшему снижению учетной ставки Центрального Банка РФ и увеличению на финансовых рынках России свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств существенно расширяются возможности привлечения малыми предприятиями финансовых ресурсов. Перспективным механизмом государственного содействия привлечению в предпринимательский сектор финансовых средств видится:
- предоставления государственных гарантий;
- субсидирования за счет средств областного бюджета процентной ставки по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов субъектами инвестиционной деятельности в кредитных организациях Российской Федерации;
- предоставление субсидий победителям областного конкурса предпринимательских проектов "Бизнес-старт"
Становится возможным активизация частных инвестиций в малое предпринимательство Томской области при условии законодательных гарантий обеспечения безопасности вложений.
Вторым по значимости направлением в этом блоке является содействие развитию на территории области институтов микрофинансирования и лизинга.
Особое внимание в рамках Программы будет уделено привлечению средств российских и зарубежных организаций к развитию инновационного предпринимательства и совершенствованию деятельности областной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
В результате реализации мероприятий, направленных на финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
- повышение доступности к финансово-кредитным ресурсам субъектам малого предпринимательства Томской области;
- увеличение роли внебюджетных источников в финансово-кредитной поддержке малого предпринимательства;
- увеличение налоговых поступлений за счет повышения доходов субъектов малого предпринимательства, рост количества рабочих мест в малом предпринимательстве;
- финансовая поддержка предпринимательских проектов повышенного риска.
Основные направления деятельности и мероприятия по привлечению интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов приведены в разделе 3 Приложения.
4. Информационное обеспечение малого предпринимательства.
Информационная поддержка малого бизнеса является одним из приоритетных направлений обеспечения развития предпринимательства.
Основная задача на ближайшую перспективу - активное привлечение к информационным каналам предпринимателей всех муниципальных образований Томской области, общественных объединений предпринимателей.
В рамках данного направления планируется более широко использовать возможности обмена информацией через сеть Интернет.
В результате реализации мероприятий, направленных на информационное обеспечение малого предпринимательства, ожидаются следующие результаты:
- налаживание кооперативных связей малого предпринимательства;
- популяризация идей предпринимательства, расширение его возможностей, распространение передового опыта;
- увеличение объемов продукции (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства, через расширение межрегионального делового сотрудничества;
- развитие электронных форм ведения бизнеса;
- расширение возможностей оказания предпринимателям методической помощи по организации и ведению бизнеса.
Основные направления деятельности и мероприятия по обеспечению информационной поддержки приведены в разделе 4 Приложения.
5. Мероприятия, направленные на повышение уровня конкурентоспособности кадрового состава субъектов малого предпринимательства.
Мероприятия по кадровой поддержке малого предпринимательства направлены на подготовку управленческих кадров субъектов малого предпринимательства и дальнейшее развитие систем подготовки и обучения населения основам ведения предпринимательской деятельности, в том числе незанятого. Кроме того, в рамках Программы будут проводиться мероприятия по согласованию объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов (прежде всего из числа молодежи) в учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда в малом предпринимательстве. Особое внимание уделяется содействию занятости и самозанятости населения труднодоступных и депрессивных районов области, а также этнических групп населения.
Кроме того, мероприятия по кадровой поддержке малого предпринимательства направлены на обеспечение занятости трудовых ресурсов при структурных изменениях в экономике.
В результате реализации мероприятий, направленных на кадровое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
- совершенствование системы образовательных услуг для малого предпринимательства, развитие дистанционных технологий обучения;
- рост количества субъектов малого предпринимательства на основе целенаправленной подготовки специалистов;
- доступность для широких масс населения Томской области информации и образования по основам ведения предпринимательской деятельности.
Основные направления деятельности и мероприятия по обеспечению кадровой поддержки приведены в разделе 5 Приложения.
6. Расширение межрегионального и международного сотрудничества малого предпринимательства с целью развития экспортоориентированного малого предпринимательства.
В настоящее время значительно вырос экспортный потенциал томских предпринимателей. География поставок произведенной ими продукции - территория России, большинство стран СНГ, многие страны дальнего зарубежья. В рамках развития этой деятельности достигается интернационализация предпринимательской деятельности, доступ на новые межрегиональные и международные рынки. Содействие в этой части в рамках Программы малым предприятиям - экспортерам будет оказано, прежде всего, через оптимизацию разрешительной системы и развитие выставочно-ярмарочной, научной и культурной деятельности.
В результате реализации мероприятий, направленных на активизацию продвижения товаров субъектов малого предпринимательства на внешние рынки, увеличение экспортного потенциала малого предпринимательства и активизацию инвестиционных процессов ожидаются следующие результаты:
- повышение конкурентоспособности малых предприятий Томской области;
- рост числа субъектов малого предпринимательства Томской области, производящих экспортоориентированную продукцию, увеличение экспорта малых предприятий;
- рост числа совместных (с томскими предпринимателями) производств;
- усиление интеграционных процессов в сфере малого предпринимательства;
- обмен опытом по поддержке малого предпринимательства органами власти субъектов Российской Федерации.
Основные направления деятельности и мероприятия по обеспечению поддержки внешнеэкономической деятельности приведены в разделе 6 Приложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.