Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 7 июля 2021 г. по заявке N 2020706132
Заявка: |
2020706132 |
Название: |
AF APEX FITNESS |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
14.05.2021 |
Дата коллегии: |
24.06.2021 |
Дата утверждения: |
07.07.2021 |
Заявитель: |
Медведева Ирина Николаевна |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 14.05.2021, поданное Медведевой Ириной Николаевной, г. Чехов (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020706132 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2020706132, поданной 10.02.2020, испрашивается на имя заявителя в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне.
Согласно материалам заявки заявлено комбинированное обозначение с элементами "AF APEX FITNESS" в цветовом сочетании: "голубой, белый, черный".
Роспатентом 26.01.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020706132 в отношении всех услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении всех услуг 35 класса МКТУ, заявленное обозначение [1] не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании положений пунктов 1, 3 (1), 6 (2) статьи 1483 Кодекса. Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим:
- входящий в состав заявленного обозначения [1] словесный элемент "fitness" (в переводе с английского языка на русский означает "фитнесс" / см. Интернет-словари https://dic.academic.ru/ и др.) в отношении части заявленных услуг 35 класса МКТУ является неохраноспособным на основании положений пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку в целом не обладает различительной способностью, указывает на назначение услуг;
- документального подтверждения приобретенной различительной способности заявленного обозначения [1] не представлено;
- в отношении остальных заявленных услуг 35 класса МКТУ (таких как "онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов", перечень услуг не является исчерпывающим) регистрация заявленного обозначения [1] в качестве знака обслуживания не может быть осуществлена, поскольку будет вводить потребителя в заблуждение относительно назначения услуг на основании положений пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса;
- заявленное обозначение [1] сходно фонетически до степени смешения в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ со следующими товарными знаками и обозначениями:
- [2], ранее заявленным на имя ООО "Апекс-Поволжье", 443086, г. Самара, ул. Мичурина, 132, оф. 20, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ (заявка N 2020704532, с приоритетом от 03.02.2020, делопроизводство не завершено, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- [3], ранее заявленным на имя Мордиковой Татьяны Романовны, 143989, Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Рождественская, 7, кв. 351, в отношении услуг 44 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ (заявка N 2019768514, с приоритетом от 30.12.2019, делопроизводство не завершено, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- [4], зарегистрированным ранее на имя Добрачева Юрия Анатольевича, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ (свидетельство N 771736, с приоритетом от 04.04.2019, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- [5], зарегистрированным ранее на имя ООО Торговый Дом "АЙРОНМАН", 115191, Москва, ул. Большая Тульская, 2, эт. 1, пом. XV, ком. 1, в отношении товаров 05 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ (свидетельство N 709203, с приоритетом от 26.03.2018, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- [6], зарегистрированным ранее на имя ООО "АПЕКС", 660077, г. Красноярск, ул. Батурина, 15, оф. 261, в отношении услуг 44 класса МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ (свидетельство N 671772, с приоритетом от 10.11.2017, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- [7], зарегистрированным ранее на имя "Алтимед Груп БВ, Баргелаан" 200, 2333 СW, Лейден, Нидерланды (NL), в отношении товаров и услуг 05, 35 классов МКТУ, признанных однородными заявленным услугам 35 класса МКТУ (свидетельство N 676816, с приоритетом от 11.11.2016, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- [8], зарегистрированным ранее на имя ООО "Апекс плюс", 344103, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 160/1, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ (свидетельство N 634534, с приоритетом от 07.07.16, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- [9], зарегистрированным ранее на имя Дроздова Артура Владимировича, 152907, Ярославская обл., г. Рыбинск, пр. Ленина, 182, кв.74, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ (свидетельство N 370915, с приоритетом от 10.04.08, срок действия регистрации продлен до 10.04.2028, см. открытые реестры http://www.fips.ru);
- экспертизой при принятии решения также учитывался характер исполнения словесных элементов "apex" и "fitness", а именно их расположение по отношению друг к другу и различное графическое исполнение.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 14.05.2021 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 26.01.2021.
Доводы возражения, поступившего 14.05.2021, сводятся к следующему:
- заявителем приведены выдержки из законодательства и т.п. Вывод о сходстве, либо различии сравниваемых обозначений должен формироваться на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков в целом, оценке общего впечатления (см. дела N СИП-77/2018, N А40-10573/04-5-92, N СИП-568/2018, N СИП-657/2017 и т.д.);
- в заключении по результатам экспертизы не проанализировано местоположение словесных элементов в общей композиции заявленного обозначения [1];
- сходство до степени смешений обозначений, принадлежащих разным правообладателям и имеющих сходные элементы, отсутствует, если потребитель не воспринимает их как принадлежащие одному и тому же лицу;
- при экспертизе должны учитываться такие элементы, которые могут существенным образом менять общее впечатление, производимое словесным элементом;
- экспертизой не раскрыта смысловая нагрузка словесного элемента "fitness" (слово означает: комплекс мер, физические упражнения, система упражнений и т.д.);
- семантика обозначений имеет существенное значение для определения однородности товаров и услуг;
- в возражении приведены сведения о фактическом использовании противопоставленных обозначений и товарных знаков (обозначение [3] - используется для реализации средств по уходу за собой, средств для красоты, товарный знак [9] - для антикоррозийной обработки и перевозки грузов; товарный знак [5] - для мармелада, изделий желейных фруктовых; обозначение [1] - продажа спортивного оборудования, спортивного покрытия и спортивных аксессуаров и т.д.);
- сравниваемые обозначения [2], [4], [6], [8] содержат словесные элементы "АРЕХ" / "АПЕКС", представляющие собой одно слово, 3 слога, 4 или 5 звуков. Остальные противопоставления включают большее количество слов, слогов и звуков. Заявленное обозначение [1] содержит 2 слова, 5 слогов и 11 звуков, что способствует формированию иного фонетического образа;
- заявленное обозначение [1] имеет характерные графические особенности, способствующие формированию разного зрительного впечатления по сравнению с противопоставленными обозначениями и товарными знаками;
- слово "fitness" выполнено в графике и создает впечатление полосы, пересекающей большую часть слова;
- экспертизой не были учтены известность и узнаваемость заявленного обозначения [1] среди потребителей. У заявителя есть свои страницы в социальных сетях, в целях продвижения товары создан сайт в сети Интернет, проведен электронный аукцион на поставку спортивного оборудования и т.д.
На основании изложенного в возражении, поступившем 14.05.2021, содержится просьба об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения [1] в качестве товарного знака в отношении ограниченного перечня услуг 35 класса МКТУ "продажа спортивного оборудования, спортивного покрытия и спортивных аксессуаров".
В подтверждение своих доводов заявителем с материалами возражения представлены следующие материалы:
- заявка на товарный знак от 10.02.2020 N 2020706132 - [10];
- уведомление о приеме и регистрации заявки - [11];
- решение N 2020706132/50(W20005123) об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания, коллективного знака) - [12];
- сертификат соответствия N ЕАЭС KG 417/KlIA.OCn.025.CN.02.00200 - [13];
- эксклюзивный производственный контракт - [14];
- счет от 03.03.2021 N 00024 - [15].
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих участников рассмотрения возражения, поступившего 14.05.2021, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (10.02.2020) заявки N 2020706132 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения [1] включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
- общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
- условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
- общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Согласно пункту 35 Правил для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно требованиям пункта 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно требованиям пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение [1] является комбинированным, включает на фоне прямоугольника черного цвета стилизованное изображение буквы "А" в окружности и словесные элементы "APEX", "FITNESS", выполненные оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита в две строки. Регистрация заявленного обозначения [1] испрашивается в отношении ограниченного перечня услуг 35 класса МКТУ "продажа спортивного оборудования, спортивного покрытия и спортивных аксессуаров", указанных в перечне, в цветовом сочетании: "голубой, белый, черный".
В отношении несоответствия заявленного обозначения требованиям пунктов 1 (3), 3 (1) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
Словесный элемент "FITNESS" в переводе с английского языка на русский язык означает: фитнес, годность, приспособленность, натренированность. См. электронный словарь: https://translate.academic.ru/fitness/en/ru/. Очевидно, что слово "FITNESS" имеет прямое отношение к спорту, физкультуре. Таким образом, словесный элемент "FITNESS" в силу заложенного в него смысла прямо, без домысливания указывает на назначение ограниченного перечня услуг 35 класса МКТУ, связанными с продажами товаров для спорта, то есть является неохраняемым элементом в соответствии с пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса, что заявителем не оспаривается.
В связи с ограничением заявленного перечня услуг 35 класса МКТУ услугами, связанными с продажами товаров для спорта, словесный элемент "FITNESS" каких-либо недостоверных ассоциаций в отношении самих услуг не вызывает. В связи с чем, у коллегии нет оснований для применения требований пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
В отношении несоответствия заявленного обозначения [1] требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса коллегия отмечает следующее.
В качестве противопоставлений в заключении по результатам экспертизы приведены следующие товарные знаки и обозначения:
- [2] по заявке N 2020704532, приоритет от 03.02.2020, выдано свидетельство N 794914. Правообладатель: ООО "Апекс-Поволжье", г. Самара. Правовая охрана товарного знака [2] действует на территории Российской Федерации в отношении услуг 35 класса МКТУ "услуги магазинов по розничной, оптовой продаже канцелярских товаров; услуги розничной продажи канцелярских товаров с использованием телемагазинов или Интернет-сайтов; услуги по развозной продаже канцелярских товаров, включенные в 35 класс" в цветовом сочетании: "красный, синий";
- [3] по заявке N 2019768514, приоритет от 30.12.2019. Заявитель: Мордикова Татьяна Романовна, Московская область, г. Балашиха. По заявке N 2019768514 30.03.2021 принято решение о государственной регистрации товарного знака в отношении товаров 01 и услуг 41 классов МКТУ, указанных в перечне, с указанием словесного элемента "professional" в качестве неохраняемого. В связи с чем, обозначение [3] не может быть противопоставлено заявленному обозначению [1];
- [4] по свидетельству N 771736, приоритет от 04.04.2019. Правообладатель: Добрачев Ю.А. Правовая охрана товарного знака [4] действует на территории Российской Федерации, в том числе в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства;
- [5] по свидетельству N 709203, приоритет от 26.03.2018.
Правообладатель: ООО Торговый Дом "АЙРОНМАН", Москва. Элементы "L-CARNITINE", "жевательный мармелад" - неохраняемые. Правовая охрана товарного знака [5] действует на территории Российской Федерации в отношении товаров 05, 29, 30 классов МКТУ, указанных в перечне, в цветовом сочетании: "белый, фиолетовый, темно-фиолетовый, сиреневый";
- [6] по свидетельству N 671772, приоритет от 10.11.2017. Правообладатель: ООО "АПЕКС", г. Красноярск. Правовая охрана товарного знака [6] действует на территории Российской Федерации в отношении услуг 44 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства, в цветовом сочетании: "голубой";
- [7] по свидетельству N 676816, приоритет от 11.11.2016. Элемент "Med" - неохраняемый. Правообладатель: "Алтимед Груп БВ, Баргелаан", Нидерланды. Правовая охрана товарного знака [7] действует на территории Российской Федерации в отношении товаров 05 и услуг 35 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства, в цветовом сочетании: "синий, белый";
- [8] по свидетельству N 634534, приоритет от 07.07.2016. Правообладатель: ООО "Апекс плюс", г. Ростов-на-Дону. Правовая охрана товарного знака [8] действует на территории Российской Федерации в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства;
- [9] по свидетельству N 370915, приоритет от 10.04.2008, срок действия регистрации продлен до 10.04.2028 г. Правообладатель: Дроздов А.В., г. Рыбинск. Элемент "Metal" - неохраняемый. Правовая охрана товарного знака [9] действует на территории Российской Федерации в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства, в цветовом сочетании: "серый, темно-серый".
Как известно, в комбинированном обозначении, состоящем из изобразительного и словесного элементов, основным элементом является словесный элемент, так как он легче запоминается, чем изобразительный, и именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Таким образом, наиболее значимым элементом заявленного обозначения [1] является словесный элемент "APEX", поскольку именно он обуславливает индивидуализирующую способность обозначения в целом, в том числе за счет яркого голубого выделения цветом.
Сходство заявленного обозначения [1] и противопоставленных товарных знаков обусловлено фонетическим тождеством входящих в их состав словесных элементов "АПЕКС" [2,6,8] / "APEX" [4,5,7,9]. В сравниваемые обозначения [1] и [2,4-9] заложены одинаковые смысловые образы, поскольку словесный элемент "APEX" имеет перевод с английского языка на русский язык: "Апекс, вершина, верхушка". Апекс (лат. apex "вершина") может означать: Апекс - точка на небесной сфере, в которую направлен вектор скорости движения наблюдателя. Апекс - наиболее удаленная от основания вершина фигуры или тела (для объектов, имеющих основание). См. электронные словари: https://translate.yandex.ru, ru.wikipedia.org. Визуально сравниваемые обозначения [1] и [4,5,7,9] близки ввиду использования при их написании букв латинского алфавита. Визуально сравниваемые обозначения [1] и [2,6,8] имеют различия, обусловленные использованием при написании словесных элементов букв разных алфавитов. Однако, данный фактор не оказывает решающего воздействия при оценке сходства сравниваемых обозначений ввиду фонетического тождества и семантического сходства сравниваемых элементов. Иными словами, графический критерий сходства имеет в данном случае второстепенное значение ввиду превалирования фонетического и смыслового признаков.
Изобразительные элементы и дополнительные неохраняемые словесные элементы названных товарных знаков и заявленного обозначения играют второстепенную роль в индивидуализирующей способности обозначений.
Таким образом, ввиду фонетического тождества и семантического сходства словесных элементов "АПЕКС" [2,6,8] / "APEX" [4,5,7,9], а также их визуального сходства обозначений [1] и [4,5,7,9], заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Анализ однородности ограниченного перечня услуг 35 класса МКТУ заявленного обозначения [1] и услуг 35 класса МКТУ, приведенных в перечне противопоставленных товарных знаков [2,4-9], показал следующее.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "продажа спортивного оборудования, спортивного покрытия и спортивных аксессуаров" ограниченного перечня и товары 05, 29, 30 классов МКТУ противопоставленного товарного знака [5] не являются однородными, поскольку имеют разное назначение, разный круг потребителей и не имеют принадлежности к одинаковой родовой группе, при этом заявленные услуги связаны с торговой деятельностью, а не с производством указанных товаров. Производитель товаров осуществляет изготовление продукции и не может быть конкурентом на рынке ритейлеров, которые сами товаров не производят. Указанное свидетельствует об отсутствии принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности сравниваемых услуг 35 класса МКТУ и товаров 05, 29, 30 классов МКТУ противопоставленного товарного знака [5] одному производителю.
Заявленные услуги 35 класса МКТУ "продажа спортивного оборудования, спортивного покрытия и спортивных аксессуаров" ограниченного перечня и услуги 44 класса МКТУ противопоставленного товарного знака [6] не являются однородными, поскольку имеют разное назначение, разный круг потребителей и относятся к разной родовой группе ("услуги по продвижению товаров и услуг" / "услуги общемедицинские и лечебно-профилактические", "услуги центров красоты и здоровья", "услуги в области сельского хозяйства, садоводства и лесоводства").
Вместе с тем, заявленные услуги 35 класса МКТУ "продажа спортивного оборудования, спортивного покрытия и спортивных аксессуаров" ограниченного перечня и услуги 35 класса МКТУ "услуги магазинов по розничной, оптовой продаже канцелярских товаров; услуги розничной продажи канцелярских товаров с использованием телемагазинов или Интернет-сайтов; услуги по развозной продаже канцелярских товаров, включенные в 35 класс" противопоставленного товарного знака [2], услуги 35 класса МКТУ "продвижение товаров [для третьих лиц]; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" противопоставленного товарного знака [9], услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; демонстрация товаров; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление перечня веб-сайтов с рекламной целью; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; телемаркетинг; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги РРС" противопоставленного товарного знака [4], услуги 35 класса МКТУ "предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; продвижение продаж для третьих лиц; презентация товаров на всех медиа-средствах с целью розничной продажи; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; продажа розничная или оптовая лекарственных средств, ветеринарных и гигиенических препаратов и материалов медицинского назначения" противопоставленного товарного знака [8], услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; демонстрация товаров; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа розничная или оптовая лекарственных средств, ветеринарных и гигиенических препаратов и материалов медицинского назначения; продвижение продаж для третьих лиц; распространение образцов; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" противопоставленного товарного знака [7] относятся к одной родовой группе "продвижение товаров", которая включает в себя услуги торговли и рекламы, направлены на достижение одних и тех же целей (для продажи, реализации на рынке товаров), имеют одинаковый круг потребителей, что свидетельствует об их однородности.
Изложенное обуславливает принципиальную возможность возникновения у потребителей представления о принадлежности сравниваемых услуг 35 класса МКТУ одному лицу.
На основании проведенного анализа коллегия пришла к заключению о том, что заявленное обозначение [1] и противопоставленные товарные знаки [2,4,7-9] являются сходными до степени смешения в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ.
В соответствии с пунктом 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" "согласно пункту 3 статьи 1484 Кодекса никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак. Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц". Следует отметить, что представленные документы [13-15] касаются использования иных обозначений ("APEX FORCE" - для многофункциональной силовой станции; "Apex Fitness" - для тренажерного оборудования), которые отличаются от заявленного. При этом представленные материалы не опровергают требования пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса и не свидетельствуют об отсутствии вероятности смешения сравниваемых обозначений. Иного материалами возражения не доказано.
Следовательно, вывод, сделанный в заключении по результатам экспертизы, о несоответствии заявленного обозначения [1] в отношении услуг 35 класса МКТУ требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса является правомерным.
Представленная судебная практика не имеет преюдициального значения. Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 14.05.2021, оставить в силе решение Роспатента от 26.01.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 7 июля 2021 г. по заявке N 2020706132
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru