Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 20 сентября 2021 г. по заявке N 2020711869
Заявка: |
2020711869 |
Название: |
MONTE GRANDE |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
09.08.2021 |
Дата коллегии: |
13.09.2021 |
Дата утверждения: |
20.09.2021 |
Заявитель: |
ООО "ПЕРВАЯ ПРОБА" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 09.08.2021, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ПЕРВАЯ ПРОБА" г. Новосибирск (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020711869, при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2020711869, поданной 10.03.2020, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 12.04.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020711869.
В заключении по результатам экспертизы заявленного обозначения, являющемся неотъемлемой частью решения Роспатента от 12.04.2021 установлено несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы указано, что согласно сведениям сети Интернет, заявленное обозначение способно порождать в сознании потребителей представление об определенном изготовителе товаров, а именно компании "Graziano Pra Azienda Agricola" (Грациано Пра), которая имеет одну звезду в ведущем итальянском винном гиде Vini d'Italia Gambero Rosso. Это означает, что винодельческое хозяйство более 10 раз получало наивысшую награду - 3 бокала (Tre Bicchieri).
Вино "Монте Гранде" производится из отборных ягод лучших белых сортов с виноградника Монтефорте. Виноградники расположены в южной и юго-восточной частях Монтефорте д'Альпоне на высоте 150 метров над уровнем моря. Лозы, средний возраст которых составляет 30 лет, высажены в почвы, состоящие из вулканических пород. Плотность посадки невысокая, она составляет 3500 растений на гектар. Доходность урожая - 90 центнеров с гектара. Сбор урожая обычно происходит в середине октября. После прессования и брожения при температуре 18 °С, "Монте Гранде" созревает в больших дубовых бочках на 15 и 20 гектолитров. Вино обладает великолепным длительным послевкусием. Хозяйство Пра, расположенное в Монтефорте д'Альпоне, у подножия живописного холма Фроска, владеет 20 гектарами виноградников и имеет немалую известность. Прославилось Пра не только своими винами, но и изобретением одного из братьев Пра новой системы подвязывания винограда "Перголетта". Эта система была законодательно включена в правила производства вин "Соаве" категории "DOCG", в качестве альтернативы старой системе. Хотя винодельня "Пра" существует достаточно давно, до 1983 года вина Пра были известны только в регионе.
В 1983 году на рынок вышел первый бренд хозяйства - "Соаве Классико", который сразу завоевал популярность. Братья Пра - дипломированные энологи, прошедшие обучение в Школе Вин в Конельяно - прикладывают много усилий для развития хозяйства: расширяют территории, модернизируют процесс выращивания винограда и производства вина, применяют экологические фито-санитарные меры по уходу за лозами.
Таким образом, заявленное обозначение воспроизводит обозначение изготовителя алкогольной продукции компании "Graziano Pra Azienda Agricola", Via della Fontana, 31 - Monteforte d'Alpone 37032 - Verona, Italia (см. https://www.monopolshop.com/catalog/wine/soave_klassiko_monte_grande_pra/ #; http://www.vinipra.it/vini/montegrande/; https://winestyle.ru и др.).
В связи с вышеизложенным заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров 33 класса МКТУ на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса, как способное ввести в заблуждение относительно изготовителя товаров.
В федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 09.08.2021 поступило возражение, доводы которого сводятся к следующему:
- ни словесные элементы "Monte Grande" заявленного обозначения, ни заявленное обозначение в целом не несут в себе каких-либо указаний относительно лица, производящего товары, не содержат сведений об изготовителе товаров, равно как и ассоциаций с компанией "Graziano Pra Azienda Agricola";
- позиция заявителя подтверждается судебной практикой, изложенной в соответствующих решениях, указанных в возражении;
- указанная экспертизой информация, полученная из сети Интернет, не содержит подтверждения фактического использования обозначения "Monte Grande" на территории Российской Федерации другими предприятиями, в том числе компанией Graziano Pra Azienda Agricola для индивидуализации производимых ими товаров, однородных заявленным товарам 33 класса МКТУ, до даты подачи заявки на регистрацию заявленного обозначения;
- анализ приведенных экспертизой данных не дает оснований для вывода о том, что на дату подачи заявки на регистрацию заявленного обозначения в сознании российского потребителя обозначение "Monte Grande" в отношении заявленного перечня товаров ассоциируется именно с компанией "Graziano Pra Azienda Agricola", т.е. о том, что на дату приоритета заявленного обозначения в сознании российского потребителя уже сложилось определенное представление о лице, производящем товары, однородные заявленным товарам 33 класса МКТУ, маркированные обозначением "Monte Grande", и предшествующий опыт вызывает в его сознании не соответствующие действительности ассоциации при восприятии этого обозначения, т.к. представленные данные, не подтверждают высокую степень информированности российского потребителя об использовании обозначения "Monte Grande" компанией Graziano Pra Azienda Agricola, не являются фактически обоснованными, т.к. в решении экспертизы не приведено информации об объемах выпускаемой продукции компанией "Graziano Pra Azienda Agricola" под обозначением "Monte Grande", территории распространения данной продукции, длительности реализации, что позволило бы сделать вывод об осведомленности среднего российского потребителя о товарах 33 класса МКТУ, выпускаемых данной компанией под рассматриваемым обозначением;
- информация на сайте компании Graziano Pra Azienda Agricola https://www.vinipra.it опубликована только на английском и итальянском языках, что создает значительное препятствие к ознакомлению с указанной информацией большинству российских потребителей.
На основании изложенного заявителем выражена просьба об отмене решения Роспатента от 12.04.2021 и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров 33 класса МКТУ.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о принятии возражения к рассмотрению, на заседание коллегии не явился.
Согласно пункту 41 Правил ППС неявка стороны спора, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте проведения заседания коллегии, не является препятствием для проведения заседания.
Изучив материалы дела, коллегия установила следующее.
С учетом даты (10.03.2020) поступления заявки N 2020711869 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил к ложным или способным ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение " ", включающее в себя изобразительный элемент в виде прямоугольника, на фоне которого расположен изобразительный элемент в виде короны и две полосы, образующие крест и занимающие все пространство прямоугольника. По центру прямоугольника в две строки расположены словесные элементы "Monte Grande", выполненные заглавными и строчными буквами латинского алфавита. Правовая охрана обозначения испрашивается в белом, черном, сером цветовом сочетании, в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в заявке.
Решением Роспатента отказано в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020711869 в отношении всех заявленных товаров 33 класса МКТУ по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в оспариваемом решении обосновано тем, что обозначение "Monte Grande" воспроизводит обозначение, используемое для маркировки вина иностранной компанией "Грациано Пра" (информация взята из сети Интернет).
Согласно правоприменительной практике способность введения в заблуждение элементами обозначений и обозначением в целом не является очевидной и, как правило, определяется через ассоциативный ряд при восприятии потребителем обозначения, вызывая у него различные представления о товаре и изготовителе.
При этом для определения, является ли обозначение ложным или способным ввести в заблуждение, в отношении каждого элемента заявленного обозначения целесообразно ответить на вопросы: описывает ли элемент товары ложно и может ли элемент вызвать у потребителя ассоциативное представление о товаре, которое способно ввести потребителя в заблуждение.
Если элемент признан ложным или способным ввести в заблуждение, целесообразно оценить: являются ли ложные указания правдоподобными, являются ли ассоциативные представления правдоподобными, поверит ли ложным указаниям и ассоциативным представлениям потребитель.
Таким образом, нуждаются в установлении вероятные ассоциативные связи средних потребителей - адресатов конкретных товаров - в отношении конкретного обозначения.
Для того чтобы можно было сделать вывод о возможности введения среднего российского потребителя конкретных товаров в заблуждение ввиду того, что конкретное обозначение используется иным изготовителем, должно быть установлено, как минимум, что:
- этот изготовитель использует конкретное обозначение в Российской Федерации;
- это используемое обозначение среднему российскому потребителю, по крайней мере, известно (см. решения Суда по интеллектуальным правам по делам NN СИП-96/2018, СИП-546/2014, СИП-547/2014, СИП-548/2014, СИП-383/2015, СИП-311/2015).
Анализ информации, размещенной в сети Интернет, показал следующее.
На дату рассмотрения возражения (09.08.2021) на сайтах, указанных в решении Роспатента от 12.04.2021, предлагается к продаже вино "Monte Grande" производства компании "Грациано Пра", Италия.
Коллегия проанализировала ссылки, указанные в решении Роспатента и установила следующее.
Сведения сайтов https://www.monopolshop.com/catalog/wine/soave_klassiko_monte_grande_pra/ #; http://www.vinipra.it/vini/montegrande/; https://winestyle.ru, указанных в оспариваемом решении, содержат данные о товаре "вина" 33 класса МКТУ, индивидуализируемом обозначением "Monte Grande". В качестве изготовителя продукции на указанных сайтах приводится компания "Грациано Пра", Италия.
При оценке длительности размещения информации о данных товарах, коллегией установлено, что информация о вине "Monte Grande" размещена на указанных сайтах задолго до даты подачи заявки N 2020711869 (см. архивные копии страниц сайтов, например, на 05.08.2017: https://web.archive.org/web/20170805073549/http://winestyle.ru/products/M onte-Grande-Soave-Classico-DOC-2007.html).
Довод возражения об отсутствии сведений об объ?мах производства продукции, а также территории ее распространения, представляется неубедительным, поскольку в сети Интернет содержится множество предложений о продаже вина "Monte Grande", в том числе, об импортере вин (ООО "Группа "Ладога"), полном наименовании изготовителя ("Azienda Agricola di Graziano Pra S.A.S." / "Адзенда Агрикола ди Грациано Пра С.А.С."), дате получения декларации о соответствии (08.12.2017, см. https://reestrinform.ru/reestr-declaratcii-sootvetstviia/reg_number-%D0%9 5%D0%90%D0%AD%D0%A1_N_RU_%D0%94-IT.%D0%90%D0%AF61.%D0%92.13916.html).
Довод заявителя о том, что информация из Интернет-источника http://www.vinipra.it/vini/montegrande официального сайта компании "Грациано Пра" представлена на иностранном языке, в связи с чем не может быть принята во внимание, не может быть признан убедительным, поскольку иные источники, указанные в заключении экспертизы, а именно: https://www.monopolshop.com/catalog/wine/soave_klassiko_monte_grande_pra/ #; https://winestyle.ru, содержат сведения на русском языке, представляют собой сайты торговых площадок, на которых размещаются предложения к продаже соответствующие товары, приводятся сведения об изготовителе товаров.
В данном случае следует констатировать, что вина, сопровождаемые маркировкой "Monte Grande", предлагаются к продаже на территории Российской Федерации. Все предложения к продаже содержат указание производителя товаров - "Грациано Пра", что предопределяет знания потребителей об источнике происхождения этих товаров.
Учитывая, что предложения о продаже размещены на торговых площадках, посредством которых сведения о продукции и возможность ее приобретения доступны потребителям на всей территории Российской Федерации, а также принимая во внимание длительность размещения этой информации, коллегия считает обоснованным вывод об информировании российских потребителей о названных товарах иностранной компании.
Таким образом, потребители алкогольной продукции знакомы с продукцией компании "Грациано Пра", и эти знания относятся к периоду, ранее даты подачи заявки заявителем.
Заявленное обозначение в качестве основного индивидуализирующего элемента содержит словосочетание "Monte Grande", которое воспроизводит обозначение, используемое на винах компании "Грациано Пра", что позволяет сделать вывод о высокой степени сходства обозначений.
Товары, указанные в заявке, однородны товарам "вина", в отношении которых иным лицом используется сходное обозначение.
Таким образом, заявленное обозначение со словесным элементом "Monte Grande", заявляемое для товаров 33 класса МКТУ, относящихся к группе товаров "алкогольная продукция", способно вызывать ассоциации с иным источником происхождения товаров и такие ассоциации отвечают критерию правдоподобности.
Коллегия принимает во внимание отсутствие каких-либо доводов со стороны заявителя, обуславливающих выбор им обозначения, уже используемого иным производителем, продукция которого присутствует на российском рынке.
С учетом сказанного для всех заявленных товаров 33 класса МКТУ, по отношению к которым заявленное обозначение способно вызывать неверное представление об изготовителе товаров, заявителем не преодолены доводы, изложенные в заключении по результатам экспертизы заявленного обозначения, следовательно, у коллегии нет оснований для снятия указанного мотива.
В отношении судебной практики, приведенной заявителем в качестве примера в тексте возражения, коллегия отмечает, что каждый спор необходимо рассматривать отдельно с учетом всех обстоятельств конкретного дела, а указанные заявителем судебные дела не являются предметом рассмотрения данного возражения.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 09.08.2021, оставить в силе решение Роспатента от 12.04.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 20 сентября 2021 г. по заявке N 2020711869
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru