Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы города Томска от 6 сентября 2016 г. N 327 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного решения
Приложение
к решению Думы города Томска
от 27 июня 2006 г. N 225
Концепция
инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск"
6 октября, 10 ноября 2009 г., 2 февраля 2010 г., 6 сентября 2016 г.
Введение
1. Концепция инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск" (далее - Концепция) разработана в соответствии с решением Думы Города Томска от 31.05.2016 N 217 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в муниципальном образовании "Город Томск"" и является документом, обеспечивающим реализацию указанных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года (далее - Стратегия) приоритетов инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск" (далее по тексту также - Город Томск).
2. Концепция определяет долгосрочные цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в муниципальном образовании "Город Томск", являющегося необходимым условием для реализации стратегической цели социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск".
3. Структурно Концепция состоит из семи частей.
В части I "Оценка состояния инвестиционной деятельности в муниципальном образовании "Город Томск"" характеризуются динамика и структура инвестиций в экономику и социальную сферу Города Томска, принимаемые администрацией Города Томска меры по повышению инвестиционной активности хозяйствующих на территории Города Томска субъектов, проблемы и резервы ее повышения.
В части II "Цель и задачи инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск"" сформулированы цель и задачи инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск", указаны приоритетные направления инвестирования в экономику и социальную сферу Города Томска.
Часть III "Механизмы реализации Концепции" включает перечень основных механизмов создания благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата на территории муниципального образования "Город Томск".
В части IV "Сроки и этапы реализации Концепции" указаны этапы реализации Концепции на период до 2030 года и основные мероприятия по реализации Концепции на каждом этапе.
В части V "Ожидаемые результаты реализации Концепции" содержится описание результатов осуществления предусмотренных Концепцией мероприятий, перечень и значения целевых показателей реализации Концепции в разбивке по целям и задачам.
В части VI "Управление реализацией Концепции" определены органы местного самоуправления муниципального образования "Город Томск", уполномоченные на осуществление функций по управлению реализацией Концепции.
В части VII "Порядок мониторинга и контроля реализации Концепции" закреплены полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" по мониторингу и контролю реализации Концепции.
I. Оценка состояния инвестиционной деятельности в муниципальном образовании "Город Томск"
4. Ключевые факторы, обуславливающие инвестиционную привлекательность Города Томска для потенциальных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Города Томска определяется следующим рядом факторов:
1) устойчивый рост численности и доходов населения;
2) диверсифицированный характер экономики;
3) высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства;
4) обеспеченность территории квалифицированными кадровыми ресурсами;
5) развитый научно-образовательный комплекс, наличие учреждений высшего образования, которые входят в число ведущих учебных заведений страны и мира;
6) особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск", создаваемые промышленные парки;
7) наличие ресурсов территориального развития на основе агломерации "Томск - Северск - Томский район";
8) сохранившийся исторический центр города с уникальной городской деревянной застройкой рубежа XIX - XX веков.
5. Динамика и структура инвестиций в экономику и социальную сферу Города Томска.
Годовой объем инвестиций по полному кругу предприятий Города Томска в течение последних 3 лет превышает 35 млрд. руб., в 2015 году он составил 42,2 млрд. руб. По объему инвестиций в расчете на одного жителя Город Томск в 2012-2015 годы входит в тройку лидеров среди административных центров Сибирского федерального округа (далее - СФО). В 2015 году данный показатель составил 71,7 тыс. руб.
Институциональная структура инвестиций характеризуется преобладающей долей инвестиционных вложений крупных и средних предприятий Города Томска, которые ежегодно обеспечивают от 88% до 96% общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу Города Томска.
Таблица 1
Динамка
инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Города Томска в 2012-2015 годы (по данным Томскстата)
N |
Показатели |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
темп роста 2015/ 2012, % |
1. |
Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий Города Томска, всего из них: |
млн. руб. |
32 876,8 |
30 972,2 |
37 768,9 |
36 449,1 |
110,9% |
1.1. |
по видам деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых |
млн. руб. |
2 322,4 |
511,0 |
1 323,9 |
618,1 |
26,6% |
|
Обрабатывающие производства |
млн. руб. |
4 044,9 |
6 943,5 |
8 618,9 |
12 081,1 |
298,7% |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн. руб. |
3 852,5 |
1 168,1 |
3 295,2 |
2 096,8 |
54,4% |
|
Строительство |
млн. руб. |
352,8 |
230,6 |
155,7 |
96,1 |
27,2% |
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
млн. руб. |
422,3 |
1 360,6 |
396,4 |
355,3 |
84,1% |
|
Транспорт и связь |
млн. руб. |
8 571,1 |
6 746,4 |
9 535,2 |
4 949,1 |
57,7% |
|
Финансовая деятельность |
млн. руб. |
966,4 |
772,5 |
504,8 |
285,5 |
29,5% |
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
млн. руб. |
8 665,2 |
8 981,3 |
8 656,0 |
10 025,6 |
115,7% |
|
Образование |
млн. руб. |
1 746,9 |
1 838,3 |
2 838,0 |
4 403,5 |
252,1% |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
млн. руб. |
697,8 |
1 083 |
590,4 |
417,1 |
59,8% |
|
Прочие виды деятельности |
млн. руб. |
1 234,4 |
1 336,9 |
1 704,1 |
1 120,9 |
90,8% |
1.2 |
по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
|
- собственные средства предприятий |
млн. руб. |
14 728,8 |
14 247,2 |
16 679,9 |
15 880,0 |
107,8% |
|
- привлеченные средства - всего |
млн. руб. |
18 148,0 |
16 725,0 |
21 089,0 |
20 569,1 |
113,3% |
|
в том числе бюджетные средства-всего |
млн. руб. |
6 607,1 |
5 483,7 |
5 317,1 |
4 653,5 |
70,4% |
|
из них средства федерального бюджета |
млн. руб. |
5 546,4 |
3 038,7 |
3 073,9 |
3 176,1 |
57,3% |
Около 12 млрд. руб., или 33,1% объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Города Томска в 2015 году приходилось на организации обрабатывающих производств, в 2012 году их доля составляла только 12,3%. Лидерами по объемам инвестиционных вложений являются предприятия деревоперерабатывающей, химической и пищевой промышленности, а также производители электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Положительная динамика объемов инвестиций в указанных отраслях является важным фактором развития экономического потенциала Города Томска в долгосрочной перспективе.
Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды, ежегодно составляет от 1,2 млрд. руб. до 3,9 млрд. руб. Преобладающая его часть направляется на строительство и ввод в эксплуатацию новых энергетических мощностей. При этом значительная часть коммунальных сетей Города Томска нуждается в замене. По состоянию на 01.01.2016 износ водопроводных сетей составил 91,3%; сетей водоотведения - 68,5%; оборудования водозаборов, водопроводных очистных сооружений и насосных станций - 78%; сетей теплоснабжения - 80,5%. В целях снижения степени износа и обеспечения стабильного функционирования систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения необходим существенный рост объемов инвестиций, ежегодно направляемых на реконструкцию действующих коммунальных сетей Города Томска.
Организации, специализирующиеся на операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, в 2015 году инвестировали в экономику Города Томска 10 млрд. руб., или 27,5% от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Города Томска. При этом более 9 млрд. руб. собственных и привлеченных средств направлено ими в строительство жилой и нежилой недвижимости. С 2012 года организации данного вида деятельности обеспечивают более 25% от годового объема инвестиций крупных и средних предприятий Города Томска и ввод в эксплуатацию более 370 тыс. кв. м жилья. В 2015 году в Городе Томске объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья достиг рекордного значения - 445,1 тыс. кв. м.
К негативным тенденциям отраслевой динамики инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Города Томска следует отнести снижение за период 2013-2015 годов в 4 раза к уровню 2012 года объемов инвестиций в основной капитал строительных предприятий. Ключевым фактором снижения темпов обновления основных фондов крупных и средних строительных предприятий является недостаточность собственных финансовых ресурсов вследствие сокращения объемов строительных работ. В 2012 году объем выполненных крупными и средними предприятиями Города Томска строительных работ составил 12,6 млрд. руб., в период 2013-2015 годов наметилась устойчивая тенденция его снижения. В 2015 году крупными и средними предприятиями Города Томска выполнены строительные работы на сумму 10,4 млрд. руб. В сравнении с 2014 годом их объем снизился на 5,1% в сопоставимых ценах. Высокий уровень износа основных фондов у предприятий строительного комплекса Города Томска, составивший в 2015 году 60%, и снижение объема направляемых на их обновление инвестиций влекут серьезные риски реализации крупных инвестиционных проектов во всех отраслях экономики и социальной сферы Города Томска.
Доля инвестиций в основной капитал предприятий транспорта и связи в 2012-2014 годы ежегодно составляла от 21,8% до 26,1% от общего объема инвестиций крупных и средних предприятий Города Томска, в 2015 году она снизилась до 13,6%. В 2015 году в сферу транспорта и связи инвестировано 4 949,1 млн. руб., из них 119,7 млн. руб., или 2,4% составили средства областного бюджета и бюджета муниципального образования "Город Томск", направленные на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. На капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог Города Томска из бюджетов всех уровней в 2015 году выделено 335,1 млн. руб. За счет проведенных работ по строительству, реконструкции и ремонту дорожного полотна, удельный вес соответствующих нормативам автомобильных дорог Города Томска возрос с 64,2% до 64,5%. Для увеличения значения данного показателя к 2030 году до предусмотренных в Стратегии 80% необходимо ежегодно направлять на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог Города Томска не менее 1 млрд. руб.
Положительной тенденцией динамики инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в отраслевом разрезе является увеличение в 2015 году в 2,6 раза к уровню 2012 года объема инвестиций в сферу образования. Данный рост в первую очередь связан с развитием инфраструктуры научно-образовательного комплекса, но одним из его факторов является также активное строительство в 2013-2015 годы зданий дошкольных образовательных организаций, обеспечившее в Городе Томске с 2016 года 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. На период до 2030 года одной из приоритетных задач для Города Томска является строительство новых и расширение действующих школ. Решение данной задачи, а также продолжение строительства вузовской инфраструктуры, в том числе, в рамках реализации Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра "ИНО Томск" (далее - Концепция "ИНО Томск"), в долгосрочной перспективе будет способствовать дальнейшему росту объема инвестиций в сферу образования.
Объем инвестиций в основной капитал по кругу малых и микропредприятий Города Томска не отличается стабильной динамикой - в 2012-2015 годы его величина варьировалась в пределах от 1,2 млрд. руб. до 5 млрд. руб. Более 50% объемов инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий Города Томска направляется в развитие сферы торговли и услуг, 20% обеспечивают строительные малые и микропредприятия, 15% - малые инновационные предприятия. Государственная и муниципальная поддержка малого предпринимательства, содействие развитию в первую очередь малых инновационных предприятий в реальном секторе экономики Города Томска является необходимым стимулом повышения инвестиционной активности малых и микропредприятий и увеличению их доли в общем объеме инвестиций в экономику и социальную сферу Города Томска.
Объем инвестиций за счет бюджетных средств всех уровней бюджетов в строительство новых и реконструкцию существующих объектов, расположенных на территории Города Томска, по данным Томскстата, в 2015 году в сравнении с 2012 годом снизился на 29,6%. Основной причиной его снижения с 6,6 млрд. руб. в 2012 году до 4,7 млрд. руб. в 2015 году является уменьшение в 1,7 раза (с 5,5 млрд. руб. до 3,2 млрд. руб.) объема капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета. Для решения обозначенных в Стратегии масштабных задач по ликвидации аварийного жилья, строительству новых жилых районов и школ, развитию дорожной и коммунальной инфраструктуры Города Томска в долгосрочной перспективе необходима устойчивая положительная динамика направляемых на решение указанных задач капитальных вложений бюджетных средств всех уровней бюджетов. Учитывая необходимый объем финансовых ресурсов, наиболее актуальной задачей является привлечение средств федерального бюджета в расселение аварийного жилья.
6. Принимаемые администрацией Города Томска меры по повышению инвестиционной активности хозяйствующих на территории Города Томска субъектов.
С целью обеспечения хозяйствующих субъектов актуальной информацией о предлагаемых к продаже земельных участках и муниципальном имуществе на Официальном портале муниципального образования "Город Томск" открыт электронный ресурс "Муниципальные торги Города Томска" (http://invest-tomsk.ru/).
Для обеспечения безбарьерного прохождения инвесторами всех процедур, связанных с приобретением и оформлением земельных участков для реализации инвестиционных проектов, разработаны и введены административные регламенты оформления разрешений на строительство и осуществления других разрешительных процедур, выполняемых органами администрации Города Томска; реализуется идея индивидуального курирования инвестиционных проектов отдельным менеджером.
Для содействия повышению инвестиционной активности малого бизнеса с 2006 года в Городе Томске реализуются городские программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которых начинающие предприниматели получают финансовую, информационно-консультационную и образовательную поддержку.
Учитывая актуальность задачи по развитию новых производств, приоритетным направлением деятельности администрации Города Томска в сфере инвестиционной политики в настоящее время является реализация проекта по созданию на территории муниципального образования "Город Томск" промышленных парков.
В целях формирования благоприятного имиджа и роста инвестиционной привлекательности Томской области и Города Томска, администрация Города Томска ежегодно принимает активное участие в подготовке и проведении в Городе Томске инновационных форумов U-NOVUS.
Распоряжением администрации Города Томска от 29.01.2016 N р 56 "Об утверждении Плана мероприятий ( "дорожной карты") по внедрению успешных муниципальных практик в деятельность органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании "Город Томск" на 2016-2018 годы" утвержден и реализуется План мероприятий по внедрению 13 успешных муниципальных практик в деятельность органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании "Город Томск".
На территории муниципального образования "Город Томск" действует комплексная система государственной поддержки инвестиционных проектов. В Законе Томской области от 18.03.2003 N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области" установлены существующие на региональном уровне формы государственной поддержки, которые конкретизированы в соответствующих подзаконных правовых актах, принятых во исполнение указанного Закона.
7. Проблемы и резервы повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования "Город Томск".
Несмотря на высокие позиции Города Томска среди других административных центров СФО по показателям, характеризующим инвестиционную активность предприятий, имеющиеся в муниципальном образовании "Город Томск" возможности и ресурсы инвестиционного развития используются не в полной мере.
Это обусловлено следующими причинами, которые нужно учитывать при формировании и реализации инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск":
1) несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную и предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования "Город Томск";
2) дефицит готовых инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов;
3) ограниченный доступ малых инновационных предприятий и иных субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, недостаток квалифицированных кадров и знаний в сфере малого предпринимательства;
4) отсутствие эффективной системы создания и продвижения бренда Города Томска как территории, благоприятной для инвестиционных вложений;
5) недостаточная информационная открытость проходящих на территории муниципального образования "Город Томск" инвестиционных процессов, препятствующая обеспечению жителей Города Томска, действующих и потенциальных инвесторов актуальной инвестиционной информацией;
6) наличие административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты инвестиционной и предпринимательской деятельности в процессе оформления прав на земельные участки; при прохождении процедур, связанных с предоставлением земельных участков на основе утвержденной документации по планировке территории; при подключении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; при получении разрешения на строительство;
7) недостаточное развитие инструментов организационной и методической помощи инвесторам;
8) отсутствие системы мониторинга реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования "Город Томск";
9) близость к исчерпанию пространственных ресурсов и инфраструктурных систем Города Томска для размещения новых объектов капитального строительства различного назначения, эффективного развития инженерной и улично-дорожной инфраструктуры;
10) недостаточная развитость улично-дорожной инфраструктуры города, не соответствующая интенсивности движения транспортных средств, увеличивающая издержки ведения бизнеса;
11) неразвитость механизмов привлечения частных инвестиций в развитие социальной сферы и городского хозяйства, в том числе, на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства (далее - ГЧП и МЧП).
II. Цель и задачи инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск"
8. Цель инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск" заключается в создании на территории Города Томска благоприятных условий для деловой и социальной инициативы.
9. Задачами инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск" являются:
1) создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения внутренних и внешних капиталовложений (частных инвестиций, средств федерального и областного бюджетов) в экономику Города Томска в приоритетных направлениях инвестирования;
2) создание комфортных условий для эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, товаров и услуг;
3) создание условий для максимальной реализации предпринимательского потенциала жителей Города Томска, повышения вклада малого и среднего бизнеса в формирование конкурентной среды и обеспечение занятости горожан.
10. Приоритетные направления инвестирования.
Приоритетные направления инвестирования в экономику и социальную сферу Города Томска определены в Стратегии и основаны на существующих конкурентных преимуществах Города Томска, а также целевых установках Концепции "ИНО Томск" и Концепции социально-экономического и пространственно-территориального развития агломерации "Томск - Северск - Томский район".
В их числе:
1) создание индустриальных парков и передового производства на основе развития инновационных кластеров (инновационный территориальный кластер фармацевтики, медицинской техники и информационных технологий Томской области, нефтехимический кластер, кластер ядерных технологий, включающий сервисные технологические компании и др.);
2) увеличение объемов производства пищевой продукции в целях повышения уровня обеспеченности населения Города Томска продуктами питания местных товаропроизводителей;
3) развитие производств глубокой переработки древесины;
4) повышение конкурентоспособности продукции машиностроительной и фармацевтической отрасли, ускорение темпов роста объемов их производства;
5) реализация проектов импортозамещения в сфере производств электрооборудования, электронного и оптического оборудования, лекарственных препаратов;
6) развитие инфраструктуры общего образования и научно-образовательного комплекса (строительство школ, студенческих кампусов и учебных корпусов);
7) модернизация коммунальной инфраструктуры;
8) развитие жилищного строительства, повышение конкуренции на рынке жилья;
9) реконструкция существующих и строительство новых мощностей по производству строительных материалов, обеспечение выпуска современных конкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только Города Томска и Томской области, но и соседних регионов;
10) повышение уровня благоустройства территории Города Томска (направления инвестирования: создание пешеходных зон; озеленение дворов, парков, скверов, аллей; обустройство дворовых территорий, организация детских и спортивных площадок; развитие парковочного пространства; развитие удобной для пользователей инфраструктуры обращения с отходами);
11) реализация в Городе Томске проектов по созданию новых общественных пространств ( "Томские набережные", "Лагерный сад", "Михайловская роща" и др.);
12) развитие дорожно-транспортной инфраструктуры (направления инвестирования: формирование сети городских автомобильных дорог, способной удовлетворить возрастающий спрос на перевозки автомобильным транспортом, в том числе увеличение доли дорог с твердым покрытием в отдаленных районах Города Томска; обновление автобусного парка; внедрение современных логистических технологий управления перевозочным процессом);
13) сохранение и развитие деревянного зодчества;
14) развитие перспективных видов внутреннего и въездного туризма (направления инвестирования: создание современной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей в туристских услугах; создание и модернизация объектов туристической инфраструктуры, в том числе информационных туристических центров; увеличение количества историко-культурных, спортивных, деловых, событийных мероприятий, проводимых в Городе Томске; создание пеших маршрутов, объединяющих объекты культурного наследия и торгово-развлекательные, досуговые объекты; создание туристско-рекреационных кластеров, развитие образовательного и социального туризма, обеспечение туристов информацией по объектам инфраструктуры и сервисам на основных европейских языках и языках юго-восточной Азии, содействие обеспечению туристов сувенирной, традиционной пищевой и иной продукцией местного производства);
15) развитие инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающей оптимальное размещение сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, обеспечивающее территориальную доступность товаров (в том числе местных товаропроизводителей и частных хозяйств) и услуг во всех районах Города Томска;
16) создание новых спортивных и рекреационных комплексов (стадионы, бассейны, центры отдыха и развлечений и т.д.);
17) обеспечение доступности объектов городской инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями передвижения;
18) развитие коммуникационных технологий, обеспечение возможности выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") из мест общественного пользования, развитие беспроводного доступа в сеть "Интернет".
III. Механизмы реализации концепции
11. К основным механизмам создания на территории Города Томска благоприятных условий для деловой и социальной инициативы относятся:
1) обеспечение органами местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" в соответствии с действующим законодательством и имеющимися полномочиями:
а) стабильности прав субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, предусмотренных муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск";
б) открытости и доступности информации, относящейся к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и необходимой для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности;
в) гласности и открытости процедуры принятия органами местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" решений о предоставлении поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности;
г) неприменения к субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности дополнительных обременений финансовыми обязательствами, не связанными с реализацией инвестиционного проекта и не установленными действующим законодательством и нормативными муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск";
2) расширение перечня мер административно-правовой поддержки органами местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" инвестиций в соответствии с действующим законодательством и имеющимися полномочиями:
а) совершенствование нормативной правовой базы органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности в целях обеспечения прозрачности инвестиционного процесса на всех этапах его осуществления;
б) принятие Инвестиционного меморандума муниципального образования "Город Томск", в котором устанавливаются основные принципы взаимодействия инвесторов и органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск";
в) проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) расширение инфраструктурных возможностей Города Томска для реализации инвестиционных проектов:
а) актуализация Генерального плана и Правил землепользования застройки муниципального образования "Город Томск", разработка на основе документов территориального планирования документации по планировке территории для установления параметров планируемого развития, позволяющих сформировать перечень свободных инвестиционных площадок и определить механизмы их предоставления инвесторам на благоприятных условиях;
б) создание перечня готовых инвестиционных площадок, включая временно приостановленные и законсервированные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, с описанием их параметров (наличие коммуникаций и возможность подключения к электросетям, уровень транспортного сообщения, правовой статус земельного участка и т.д.);
4) содействие развитию инновационной инфраструктуры, в том числе путем задействования инновационных ресурсов томских вузов (ОАО "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск", АНО "Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций", бизнес-инкубаторы (Инновационно-технологический бизнес-инкубатор ТГУ, Бизнес-инкубатор ТПУ, Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор "Дружба", Архитектурно-строительный бизнес-инкубатор ТГАСУ), Инновационно-технологические центры, Центры трансфера технологий, Офисы коммерциализации разработок в вузах и институтах и др.);
5) поддержка малого и среднего предпринимательства как стратегического ресурса развития территории, в целях увеличения доступа малых инновационных предприятий и иных субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, получения знаний и навыков в сфере малого предпринимательства, повышения квалификации кадров;
6) развитие межрегионального и международного сотрудничества, улучшение инвестиционного имиджа муниципального образования "Город Томск" посредством реализации мероприятий комплексного ребрендинга Города Томска, предусматривающих развитие брендов "Сибирские Афины", "Город - Университет", "Исторический город", "Город - Форум", "Томск - студенческая столица России", "Территория интеллекта", "Фабрика инноваций" и др.;
7) повышение информационной открытости и эффективности взаимодействия администрации Города Томска с инвесторами на всех этапах инвестиционного процесса.
С этой целью:
а) создание в сети "Интернет" современного специализированного ресурса муниципального образования "Город Томск" об инвестиционной деятельности (далее - Интернет-ресурс), обеспечивающего канал прямой связи органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" с инвесторами и наглядное представление инвестиционных возможностей Города Томска;
б) формирование "Банка инвестиционных предложений" на Интернет-ресурсе в режиме on-line, включая предложения по редевелопменту неиспользуемых территорий существующих промышленных зон, привлечение на них инвесторов с целью организации новых производств, а также обеспечение возможности инвесторам задать вопросы по интересующим моментам;
в) совершенствование "Градостроительного атласа Города Томска" в части добавления и постоянного обновления информации о свободных инвестиционных площадках с разбивкой по приоритетным сферам деятельности;
г) подготовка Инвестиционного паспорта муниципального образования "Город Томск", иных презентационных материалов в целях повышения инвестиционной привлекательности города и их размещение на Интернет-ресурсе;
д) активизация участия администрации Города Томска в крупных выставочных мероприятиях и форумах, посвященных инвестиционной деятельности, научно-практических конференциях регионального, межрегионального и международного уровня;
е) вовлечение инвесторов, конечного потребителя, экспертного сообщества и общественности в участие в заседаниях Совета по общественным пространствам под руководством Мэра Города Томска на первоначальных этапах планируемого градостроительного развития;
ж) использование информационных ресурсов администрации Города Томска для вовлечения потенциальных инвесторов в процессы градостроительного планирования развития территорий на начальных стадиях, в виде размещения информации о территории развития (принятие решения о разработке документации по планировке территории) и организации сбора мнений и предложений, в том числе потенциальных инвесторов, с помощью сети "Интернет";
з) освещение на Официальном портале муниципального образования "Город Томск", Интернет-ресурсе, других сайтах, а также в печатных изданиях информации об участии представителей органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск", бизнеса и населения города в конкурсах, выставках, ярмарках, семинарах по вопросам инвестиционной деятельности;
8) устранение административных барьеров, ограничивающих интенсивное развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Города Томска, в том числе путем:
а) создания и организации работы Общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства в муниципальном образовании "Город Томск" при Мэре Города Томска;
б) осуществления контроля прохождения заявлений и обращений инвесторов, сроков подготовки результатов оказания муниципальных услуг;
в) проведения аудита административных процедур, оказывающих влияние на привлечение инвестиций, с целью их оптимизации, а также сокращения сроков выдачи разрешений и осуществления иных мер для формирования благоприятной административной среды;
г) обеспечения межмуниципального сотрудничества в целях реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Концепцией развития агломерации "Томск-Северск-Томский район";
д) разработки регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействия в привлечении средств инвестиционных фондов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений;
е) координации взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск", региональных и федеральных органов исполнительной власти и субъектов инвестиционной деятельности для оперативного решения проблем в сфере инвестиционной деятельности;
9) формирование Плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Томск" и его размещение на Интернет-ресурсе и Официальном портале муниципального образования "Город Томск";
10) развитие института ГЧП и МЧП:
а) создание эффективной системы взаимодействия на основе механизмов ГЧП и МЧП между исполнительными органами государственной власти Томской области, органами местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и инвесторами в рамках реализации инвестиционных проектов, прежде всего, в социальной сфере;
б) содействие развитию программ повышения квалификации кадров в области ГЧП и МЧП как для муниципальных служащих, так и для специалистов малого и среднего бизнеса;
в) формирование приоритетных предметных областей реализации ГЧП и МЧП - проектов на Интернет-ресурсе в отдельной вкладке "ГЧП и МЧП", а также информации о возможных моделях партнерских отношений и способах их оптимизации для повышения информированности коммерческих структур;
11) активное использование механизма предоставления земельных участков для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, в рамках решения задач расселения деградирующих территорий в центральной части Города Томска, на которой расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, либо многоквартирные дома, планируемые к сносу или реконструкции;
12) привлечение средств инвесторов для разработки документации по планировке территории с целью определения ее дальнейшего развития, образования земельных участков с учетом требований действующего законодательства и последующего предоставления для реализации инвестиционных проектов;
13) максимальное использование предусмотренных законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" финансовых и нефинансовых механизмов поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в рамках приоритетов инвестиционной политики муниципального образования "Город Томск", включая:
а) предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по земельному налогу, по арендной плате за имущество, являющееся муниципальной собственностью и необходимое для реализации инвестиционных проектов, по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности;
б) оказание информационной и консультационной помощи инвесторам в пределах полномочий органов местного самоуправления.
IV. Сроки и этапы реализации концепции
12. Реализация Концепции предполагается в три этапа: 2016-2018 годы (I этап); 2019-2025 годы (II этап); 2026-2030 годы (III этап).
I этап реализации Концепции (2016-2018 годы) является базовым и включает следующие основные мероприятия, осуществление большинства из которых будет продолжено на следующих этапах реализации Концепции:
1) завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры для промышленного парка N 1 в Северной промышленной зоне и промышленного парка N 2 по ул. Березовой;
2) завершение работ по корректировке Генерального плана муниципального образования "Город Томск";
3) формирование перечня свободных инвестиционных площадок;
4) формирование и утверждение ежегодного обновляемого Плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Томск";
5) создание и обеспечение работы Общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства в муниципальном образовании "Город Томск" при Мэре Города Томска;
6) разработку и размещение в открытом доступе регулярно обновляемого Инвестиционного паспорта муниципального образования "Город Томск";
7) разработку и утверждение регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
8) проведение ревизии действующей нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую и инвестиционную деятельность, и приведение ее в соответствие с положениями Концепции;
9) проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности;
10) принятие и размещение в средствах массовой информации Инвестиционного меморандума муниципального образования "Город Томск";
11) создание современного специализированного Интернет-ресурса муниципального образования "Город Томск" об инвестиционной деятельности с доступным для инвесторов банком данных об инвестиционных возможностях Города Томска, инвестиционных предложениях и проектах, предложениях инвесторов, реестром наиболее крупных предприятий Города Томска, в том числе, для целей взаимодействия инвесторов не только с органами местного самоуправления, но и с другими потенциальными инвесторами;
12) совершенствование системы информационной и консультационной поддержки и популяризация предпринимательской деятельности в муниципальном образовании "Город Томск";
13) проведение мероприятий по сокращению сроков и финансовых затрат на прохождение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства при реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования "Город Томск";
14) проведение мероприятий по сокращению сроков разрешительных процедур для строительства, реконструкции линейных сооружений "последней мили" (сетей водо-, газо-, электро-, теплоснабжения, водоотведения, связи и подъездных автомобильных дорог протяженностью до 2 км), в целях подключения объектов капитального строительства к системам инженерной инфраструктуры;
15) активное использование имеющихся и формирование новых механизмов финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов;
16) формирование системы мониторинга инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Томск";
17) формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц администрации Города Томска, ответственных за привлечение инвестиций и поддержку предпринимательства.
13. На II этапе реализации Концепции (2019-2025 годы) продолжится реализация предусмотренных I этапом реализации Концепции и имеющих постоянный характер мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Города Томска. Приоритетными мероприятиями на II этапе реализации Концепции являются:
1) формирование системы привлечения частных и бюджетных инвестиций из федерального и областного бюджетов в развитие социальной, жилищной, транспортной и коммунальной инфраструктуры Города Томска;
2) формирование имиджа Города Томска как территории, привлекательной для инвестирования.
14. III этап реализации Концепции (2026-2030 годы) предусматривает реализацию мероприятий, направленных на поддержание созданных на первом и втором этапе реализации Концепции благоприятных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Города Томска и активное использование сформированных на предыдущих этапах реализации Концепции механизмов привлечения частных инвестиций, средств федерального и областного бюджетов для реализации инвестиционных проектов в приоритетных направлениях инвестирования.
V. Ожидаемые результаты реализации концепции
15. Реализация Концепции позволит увеличить объемы инвестиций в экономику и социальную сферу Города Томска. Возросшие объемы инвестиционных вложений будут способствовать росту объемов производства на предприятиях Города Томска, укреплению их экономического состояния, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест в существующих и новых для Города Томска видах экономической деятельности, повышению доходов населения и закреплению в Городе Томске высококвалифицированных специалистов.
Дополнительные доходы бюджета муниципального образования "Город Томск" будут направлены на благоустройство Города Томска, развитие общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, что, в свою очередь, будет содействовать повышению качества городской среды.
Бюджетные и частные инвестиции в объекты социальной сферы позволят повысить качество образования, медицинского обслуживания, доступность объектов в сфере культуры и спорта.
Перечень целевых показателей реализации Концепции в разбивке по целям и задачам, а также их значения приведены в таблице.
Таблица 2
Показатели
достижения цели и задач концепции
Цель/задача Концепции |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
2015 |
2018 |
2025 |
2030 |
||
Цель - создание на территории Города Томска благоприятных условий для деловой и социальной инициативы |
Увеличение экономического оборота к уровню 2012 года в сопоставимых ценах (%) |
+1,8% |
+12% |
+21% |
+27% |
Задача 1. Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения внутренних и внешних капиталовложений (частных инвестиций, средств федерального и областного бюджетов) в экономику Города Томска в приоритетных направлениях инвестирования |
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий Города Томска, млрд. руб. |
42,2 |
53,8 |
74 |
90,4 |
Инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
72 |
88,3 |
110 |
125 |
|
Задача 2. Создание комфортных условий для эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, товаров и услуг |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", млрд. руб. |
82,3 |
115 |
189,4 |
282,2 |
|
Доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, % |
29,6 |
33,5 |
38 |
40 |
Количество созданных за год высококвалифицированных рабочих мест, ед. |
452 |
1100 |
1 800 |
2 000 |
|
Задача 3. Создание условий для максимальной реализации предпринимательского потенциала жителей Города Томска, повышения вклада малого и среднего бизнеса в формирование конкурентной среды и обеспечение занятости горожан |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, (ед. на 10 тыс. жителей) |
549 |
551 |
557 |
560 |
VI. Управление реализацией концепции
16. Координатором реализации Концепции является Мэр Города Томска, который:
1) принимает решение о корректировке Концепции;
2) осуществляет руководство реализацией Концепции;
3) в рамках ежегодного отчета Мэра Города Томска о результатах его деятельности и деятельности администрации Города Томска докладывает о результатах реализации Концепции за прошедший год и приоритетных задачах на текущий год.
17. Комплексное управление реализацией Концепции осуществляет администрация Города Томска, которая определяет эффективные способы достижения цели и задач Концепции.
18. Администрация Города Томска предусматривает мероприятия по улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании "Город Томск" при разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Томск".
19. Для максимизации эффекта при реализации Концепции администрацией Города Томска в качестве экспертов могут привлекаться отраслевые специалисты, общественные объединения предпринимателей, специализированные консалтинговые компании, научные и образовательные организации.
20. Коммерческие организации, общественные объединения предпринимателей, индивидуальные предприниматели, участвующие в инвестиционных процессах, при осуществлении своей инвестиционной деятельности вправе руководствоваться положениями Концепции и принимать участие в ее корректировке.
VII. Порядок мониторинга и контроля реализации концепции
21. Мониторинг реализации Концепции осуществляет администрация Города Томска.
22. Документом, в котором отражаются результаты мониторинга реализации Концепции, является ежегодный отчет Мэра Города Томска о результатах его деятельности и деятельности администрации Города Томска.
23. Контроль реализации Концепции осуществляет Дума Города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск", в том числе в форме заслушивания ежегодного отчета Мэра Города Томска о результатах его деятельности и деятельности администрации Города Томска.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы города Томска от 27 июня 2006 г. N 225 "Об утверждении Концепции инвестиционной политики муниципального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.