Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 17 декабря 2021 г. по заявке N 2020758964/33
Заявка: |
2020758964/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
30.09.2021 |
Дата коллегии: |
03.12.2021 |
Дата утверждения: |
17.12.2021 |
Заявитель: |
ООО "Екатеринбургский масложировой комбинат" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 30.09.2021 возражение, поданное ООО "Екатеринбургский масложировой комбинат, г. Екатеринбург (далее - заявитель), на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020758964, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2020758964 с приоритетом от 21.10.2020 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров 30 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом 19.02.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020758964. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому знак не соответствует требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Заключение мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками:
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 698793 с приоритетом от 28.06.2018) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [1];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 826633 с приоритетом от 22.09.2020) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [2];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 826632 с приоритетом от 22.09.2020) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [3];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 826628 с приоритетом от 22.09.2020) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [4];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 826581 с приоритетом от 22.09.2020) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [5];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 826631 с приоритетом от 22.09.2020) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [6];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 826630 с приоритетом от 22.09.2020) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [7];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 826629 с приоритетом от 22.09.2020) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [8];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 457343 с приоритетом от 21.02.2011) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [9];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 540950 с приоритетом от 23.10.2013) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [10];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 549987 с приоритетом от 06.03.2014) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [11];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 457213 с приоритетом от 21.02.2011) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [12];
- с товарным знаком "" (по свидетельству N 713041 с приоритетом от 11.10.2018) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [13];
- с заявкой "" (по N 2020749911 с приоритетом от 10.12.2018) в отношении товаров 30 класса МКТУ, признанных однородными заявленным товарам 30 класса МКТУ [14].
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 30.09.2021, заявитель выражает несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- противопоставленная заявка [14] была отозвана, о чем имеется запись в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания от 21.06.2021, в связи с чем данное противопоставление больше не является препятствием для регистрации заявленного обозначения;
- срок действия противопоставленного товарного знака [9] истек, о чем имеется запись в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания от 08.12.2021, в связи с чем данное противопоставление больше не является препятствием для регистрации заявленного обозначения;
- композиционное построение заявленного комбинированного обозначения, цветовое сочетание и оригинальное выполнение входящих в него элементов дополнительно придает ему оригинальность, обеспечивает возможность запоминания среди потребителей и усиливает его индивидуализирующую и различительную способность;
- заявленное обозначение состоит из словесных элементов "ЕМЖК", "Уральский", "ПРОВАНСАЛЬ", "МАЙОНЕЗ", выполненных крупным шрифтом в центральной части заявленного обозначения, и из словесных элементов "КЛАССИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ", выполненных мелким шрифтом. Противопоставленные товарные знаки [1-8, 10-13] включают в свой состав словесные элементы "ЕЖК", "Провансаль". Таким образом, наличие словесного элемента "Уральский" в составе заявленного обозначения свидетельствует об отсутствии фонетического сходства заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13]. При этом следует отметить, что в коротких словах, которыми как раз и валяются слова "ЕЖК" и "ЕМЖК" даже отличие в одной букве определяет разницу при восприятии их потребителями;
- необходимо также отметить, что в заявленном обозначении доминирует словесный элемент "УРАЛЬСКИЙ", который вызывает ассоциации с горами, самоцветами, природой данного региона Российской Федерации;
- за счет использования в заявленном комбинированном обозначении индивидуализирующего природного горного пейзажа оно производит зрительное впечатление, совершенно отличное от противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13], в состав которых входят иные изобразительные элементы;
- использование синего цвета на упаковке является общеупотребимым и совпадение по данным признакам не дает оснований делать вывод о наличии сходства сравниваемых знаков в целом. Заявителем приводятся примеры подобных регистраций товарных знаков, включающих в свой состав синий цвет на упаковке: "", "
", "
", "
" по свидетельствам NN 368123, 538313, 591865, 634444;
- поскольку сравниваемые товарные знаки не являются сходными до степени смешения, анализ однородности товаров 30 класса МКТУ не является необходимым.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 19.02.2021 и принять решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 30 класса МКТУ с указанием словесных элементов "МАЙОНЕЗ ПРОВАНСАЛЬ" в качестве неохраняемых.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (21.10.2020) поступления заявки N 2020758964 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года N 482, вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42-44 настоящих Правил.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Заявленное обозначение "" является комбинированным, состоящим из стилизованной этикетки, из изобразительных элементов в виде горной цепи и в виде стилизованного полукруга, и из словесных элементов "ЕМЖК", "Уральский", "МАЙОНЕЗ", "ПРОВАНСАЛЬ" выполненных оригинальными шрифтами заглавными и строчными буквами русского алфавита.
Коллегия отмечает, что входящие в состав заявленного обозначения словесные элементы "МАЙОНЕЗ ПРОВАНСАЛЬ" (холодный соус, приготовленный из растительного масла, яичного желтка, уксуса и/или лимонного сока, сахара, поваренной соли, иногда горчицы и других приправ (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17177)) указывают на вид товара 30 класса МКТУ "майонез", в связи с чем не обладают различительной способностью и являются неохраняемыми на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса. Заявитель в просительной части своего возражения от 30.09.2021 просил зарегистрировать заявленное обозначение с исключением словесных элементов "МАЙОНЕЗ ПРОВАНСАЛЬ" из правовой охраны.
В заявленном обозначении основным индивидуализирующим элементом является словесный элемент "Уральский", который расположен в центральной части заявленного обозначения, пространственно занимает большую часть, нежели чем иным словесные элементы, включенные в его состав, в связи с чем в значительной степени обращает на себя внимание потребителей.
При анализе материалов дела коллегией были выявлены обстоятельства, которые не могли быть учтены при подготовке заключения экспертизы, а именно: противопоставленная заявка [14] была отозвана, о чем имеется запись в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания от 21.06.2021, в связи с чем единственное противопоставление в регистрации основного индивидуализирующего элемента "Уральский" в составе заявленного обозначения отсутствует.
Вместе с тем, словесный элемент "ЕМЖК" также является значимым элементом заявленного обозначения, так как именно с него начинается прочтение заявленного обозначения, в связи с чем оно также запоминается потребителями.
Решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров 30 класса МКТУ основано на наличии сходных до степени смешения товарных знаков [1-13].
Коллегия обращает внимание, что срок действия противопоставленного товарного знака [9] истек, о чем имеется запись в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания от 08.12.2021, в связи с чем указанное противопоставление также не требует анализа в настоящем заключении.
Противопоставленный товарный знак [1] является комбинированным, состоящим из формы упаковки, из изобразительных элементов в виде различных продуктов питания, и из словесных элементов "ЕЖК", "Провансаль", выполненных оригинальными шрифтами заглавными и строчными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки "" [2], "
" [3], "
" [4], "
" [5], "
" [6], "
" [7], "
" [8] представляют собой комбинированные обозначения, состоящие из стилизованных этикеток, из графических элементов в виде окружностей и в виде своеобразных полос, и из словесных элементов "ЕЖК", "Провансаль", выполненных оригинальными шрифтами заглавными и строчными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Противопоставленные товарные знаки "" [10], "
" [11], "
" [13] представляют собой комбинированные обозначения, состоящие из графических элементов в виде своеобразных полос и в виде полуокружностей, и из словесных элементов "Провансаль", "ЕЖК", выполненных оригинальными шрифтами заглавными и строчными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "" [12] представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из стилизованной этикетки, из графических элементов в виде полосы и полукруга, и из словесных элементов "ЕЖК", "Готовим дома", выполненных оригинальными шрифтами заглавными и строчными буквами русского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Коллегия отмечает, что словесные элементы "Провансаль" противопоставленных товарных знаков [1, 2, 8, 10, 11, 13] указаны в качестве неохраняемых элементов.
Для определения сходства сопоставляемые обозначения должны рассматриваться в целом. Различие в деталях не должно играть определяющей роли, так как следует учитывать, что потребитель, как правило, не имеет возможности сравнить два знака, а руководствуется общими впечатлениями, часто нечеткими, о знаке, виденном ранее. При этом в памяти остаются, как правило, отличительные элементы знака.
Поскольку противопоставленные товарные знаки [1-8, 10-13] являются комбинированными, важно установить, какова роль того или иного элемента в их составе.
Степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, каковы его размеры и пространственное положение относительно словесного элемента, а также степень связанности его с композицией всего обозначения. Перечисленные факторы могут учитываться как в отдельности, так и в совокупности.
Значимость элемента в комбинированном обозначении зависит также от того, в какой степени этот элемент способствует осуществлению обозначением его основной функции: отличать товары и услуги одних производителей от товаров и услуг других производителей.
Противопоставленные товарные знаки [1-8, 10-13] включают в свой состав как изобразительные, так и словесные индивидуализирующие элементы, которые равным образом оказывают влияние на формирование образа знака, при этом воспринимаются по отдельности друг от друга.
Вместе с тем, как известно, основную индивидуализирующую функцию в комбинированных обозначениях выполняют словесные элементы, которые могут быть восприняты не только визуально, но и на слух (например, посредством звуковой рекламы), вследствие чего легче запоминаются потребителем. Такими словесными элементами противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13] являются словесные элементы "ЕЖК", которые и несут основную индивидуализирующую противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13].
Таким образом, основным индивидуализирующим элементом серии противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13] является словесный элемент "ЕЖК", который является основой для различной вариации серии противопоставленных знаков [1-8, 10-13].
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
При проведении сопоставительного анализа заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13] было установлено, что они содержат основные индивидуализирующие/значимые словесные элементы "ЕМЖК Уральский" и "ЕЖК".
Указанные сравниваемые словесные элементы имеют различное звучание, так как заявленное обозначение произносится [ЕМЖК УРАЛЬСКИЙ], а противопоставленные товарные знаки [1-8, 10-13] прочитываются как [ЕЖК]. Таким образом, сравниваемые словесные элементы имеют разное количество слов, слогов, состав гласных и согласных звуков (совпадают только в трех буквах из тринадцати), что позволяет коллегии прийти к выводу о том, что в сравниваемых словесных элементах отсутствует фонетическое сходство. Дополнительно следует отметить, что в коротких словах, которыми как раз и являются слова "ЕЖК" и "ЕМЖК" даже отличие в одной букве определяет разницу при восприятии их потребителями.
Визуально, заявленное обозначение включает в свой состав изображение горной цепи, которое, в совокупности со словесным элементом "Уральский" создает у потребителей представление об Уральских горах (горная система на Урале, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами (https://gufo.me/dict/toponymy/Уральские_горы)), в то время как противопоставленные товарные знаки [1-8, 10-13] содержат в своем составе иные изобразительные элементы в виде своеобразных полос и в виде продуктов питания, что свидетельствует о том, что сравниваемые обозначения имеют различное общее зрительное восприятие.
Словесный элемент "Уральский" заявленного обозначения семантически доминирует в знаке, указывает на название горной цепи, при этом отсутствует в противопоставленных товарных знаках [1-8, 10-13]. Что касается семантических значений словесных элементов "ЕМЖК" и "ЕЖК", которые представляют собой сочетания гласной и согласных букв, коллегия отмечает, что заявителем по рассматриваемому обозначению является ООО "Екатеринбургский масложировой комбинат", название которого может быть обозначено аббревиатурой "ЕМЖК", при этом правообладателем противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13] является АО "Жировой комбинат", название которого может быть обозначено аббревиатурой "ЖК", но не как "ЕЖК". В связи с этим, у потребителей может возникнуть ассоциация с ООО "Екатеринбургский масложировой комбинат" при восприятии заявленного обозначения, однако, при восприятии противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13] подобная ассоциация отсутствует.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу, что, сравниваемые обозначения не являются сходными до степени смешения, так как различаются по фонетическому, визуальному и семантическому признакам сходства.
Анализ перечней сравниваемых обозначений показал, что товары 30 класса МКТУ "майонез" заявленного обозначения являются однородными товарам 30 класса МКТУ "кетчуп [соус]; майонез; майонезный соус; приправы; соусы [приправы]; соусы для пасты; заправки для салатов, заправки на основе растительных масел; горчица" 30 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13], поскольку сравниваемые товары относятся к одному и тому же роду товаров - "приправы", имеют одинаковое назначение и один круг потребителей.
Однако, при установленном несходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-8, 10-13], однородность товаров 30 класса МКТУ не учитывается.
Таким образом, с учетом того что сравниваемые обозначения не являются сходными до степени смешения, отсутствует вероятность смешения сравниваемых обозначений в гражданском обороте. Следовательно, нет оснований для вывода о том, что заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В связи с вышеизложенным, коллегия находит возможным принять следующее решение:
удовлетворить возражение, поступившее 30.09.2021, отменить решение Роспатента от 19.02.2021 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2020758964.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.