Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федеральной таможенной службы
от 31 марта 2005 г. N 01-06/10139
Методические рекомендации
по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля
за исполнением внешнеторговых бартерных сделок
Согласно письму Федеральной таможенной службы от 28 декабря 2006 г. N 14-14/46720 настоящие Методические рекомендации подлежат применению при таможенном оформлении товаров до их переиздания в части, не противоречащей положениям приказов Федеральной таможенной службы от 8 августа 2006 г. N 743 и от 11 августа 2006 г. N 762, с учетом положений названного письма
Согласно телеграмме Федеральной таможенной службы от 18 апреля 2005 г. N ТФ-843 при проверке сведений, заявленных в ГТД при обратном перемещении товаров (продуктов переработки) по договорам на выполнение работ, оказание услуг, по которым сырье (товары) на переработку (модернизацию) были ввезены (вывезены) до издания настоящего письма, следует руководствоваться пунктом 3 письма ФТС России от 20 сентября 2004 г. N 01-06/871
I. Общие положения
1. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами таможенных органов при осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (далее - валютный контроль) в соответствии с актами таможенного законодательства и правовыми актами Российской Федерации в области таможенного дела (далее - правовые акты), а также актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство Российской Федерации) и законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых бартерных сделок (далее - законодательство в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок) и направлены на формализацию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Таможенным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3533; N 46 (ч. I), ст. 4494) (далее - Кодекс);
- Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711) (далее - Закон);
- Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4850; 2004, N 35, ст. 3607) (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13) (далее - КоАП России);
- Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"*(1) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4141);
- Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденным 03.12.96 МВЭС России N 10-83/3225, ГТК России N 01-23/21497 и Минфином России N 01-14/197 (зарегистрирован Минюстом России 17.12.1996, рег. N 1213);
- Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным ГТК России 11.04.97 N 01-23/6678, МВЭС России 09.04.97 N 10-83/1355 и ВЭК России 02.04.97 N 07-26/768 (зарегистрировано Минюстом России 27.05.1997, рег. N 1315);
- Положением о порядке осуществления на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме, утвержденным 28.05.97 ВЭК России N 07-26/3226, МВЭС России N 10-832007 и ГТК России N 01-23/10035 (зарегистрировано Минюстом России 30.06.1997, рег. N 1338);
- приказом ГТК России от 26.11.2002 N 1265 "Об осуществлении таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеэкономических договоров, предусматривающих товарообменные операции" (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2003, рег. N 4123) (далее - приказ N 1265);
- приказом ГТК России от 23.08.2002 N 900 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" (в соответствии с письмом Минюста России от 23.09.2002 N 07/8827-ЮД не нуждается в государственной регистрации) (далее - приказ N 900);
- приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003, рег. N 5060) (далее - Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации);
- приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, рег. N 5171) (далее - приказ N 1022);
- приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров";
- приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1377 "О представлении паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров" (зарегистрирован Минюстом России 08.01.2004, рег. N 5388) (далее - приказ N 1377);
- Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" ("Вестник Банка России" от 18.06.2004, N 36; зарегистрирована Минюстом России 17.06.2004, рег. N 5859) (далее - Инструкция N 117-И);
- приказом ГТК России от 28.06.2004 N 750дсп "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками".
3. При осуществлении функций валютного контроля при проведении документального контроля должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями (должностными регламентами) входят конкретные функции, права и обязанности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров (далее - уполномоченное должностное лицо), осуществляют:
1) проверку наличия документов, необходимых для целей валютного контроля;
2) проверку соответствия условий внешнеэкономических договоров (сделок) и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации и правовым актам, а также законодательства в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок;
3) проверку соблюдения порядка оформления паспорта сделки (далее - ПС), представленного при таможенном оформлении;
4) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;
5) передачу в подразделение таможни, выполняющее функции валютного контроля, сведений о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, в том числе, не входящих в компетенцию таможенных органов.
4. Для реализации функций, предусмотренных пунктом 3 Методических рекомендаций, уполномоченное должностное лицо осуществляет следующие действия:
1) определяет вид внешнеэкономического договора (сделки), на основании которого (которой) (в счет исполнения обязательств по которому (которой) товар перемещается через таможенную границу Российской Федерации или изменяется его таможенный режим, либо устанавливает, что товар перемещается (изменяется его таможенный режим) не в связи с исполнением договора;
2) проверяет соответствие заявленного в таможенной декларации кода характера сделки и кода формы расчетов по внешнеторговым сделкам*(2) (приложения 6 и 7 к приказу N 900 виду# внешнеэкономического договора (сделки) и валюте платежа (валюте номинала ценной бумаги, выступающей средством платежа) - для возмездного договора, либо обоснованность заявления кода характера сделки, соответствующего перемещению товаров по безвозмездной поставке или не в связи с исполнением договора, на основании представленных документов. При этом код характера сделки определяется для каждой декларируемой товарной партии в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям, а форма расчетов - для внешнеэкономического договора (сделки) в целом и не меняется для каждой партии товаров в зависимости от кода характера сделки;
3) проверяет наличие в представленных документах и заявленных в таможенной декларации сведениях рисков по направлению валютного контроля, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде*(3).
5. По результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, определяются применяемые технологии валютного контроля:
1) в рамках технологии, основанной на применении ПС, оформляемых в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона (раздел III Методических рекомендаций)*(4), в том числе, с использованием отдельных профилей рисков;
2) в рамках технологии, основанной на применении паспортов бартерных сделок (далее - ПСб)*(4) (раздел IV Методических рекомендаций), в том числе, с использованием отдельных профилей рисков;
3) вне рамок технологий, основанных на применении ПС или ПСб, в том числе, с применением системы управления рисками.
6. Вне рамок технологий, основанных на применении ПС или ПСб, при осуществлении валютного контроля производится проверка соответствия условий внешнеэкономических договоров (сделок) и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации и правовых актов, а также законодательства в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок, и проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в представленных документах.
II. Проверка используемых для целей валютного контроля сведений,
заявленных в таможенной декларации, и представленных документов
7. При проверке документов, представленных при таможенном оформлении товаров для целей валютного контроля, необходимо исходить из следующего. Положения правовых актов о порядке представления таможенным органам документов, необходимых для помещения товаров под заявляемый таможенный режим (статьи 63 и 131 Кодекса с учетом положений приказа N 1377), включая положения приказа N 1022, распространяются, в том числе, на ПС (ПСб).
Таким образом, в соответствии с изложенным и пунктом 2 приказа N 1022, представления копии соответствующего ПС (ПСб) при декларировании каждой поставки товаров в рамках одного внешнеэкономического договора не требуется до внесения в договор изменений, влекущих необходимость внесения изменений в ПС (ПСб).
8. Для целей валютного контроля подлежат проверке следующие сведения, заявленные в таможенной декларации на бланках формы ТД1 и ТД2 - грузовой таможенной декларации (ГТД):
1) реквизиты российского лица, заключившего соответствующий внешнеэкономический договор (сделку) (графа 9 ГТД);
2) код валюты (левый подраздел графы 22 ГТД);
3) фактурная стоимость (правый подраздел графы 22, графа 42 ГТД);
4) код характера сделки (графа 24 ГТД);
5) реквизиты ПС (ПСб) и наименование банка либо иного уполномоченного органа, оформившего ПС (ПСб), или реквизиты банка, в котором открыт счет российского лица, через который осуществляются расчеты по возмездному договору (графа 28 ГТД, сведения под номерами 1 и 2);
6) код формы расчетов по внешнеторговой сделке (графа 28 ГТД, сведения под номером 3);
7) реквизиты разрешения на проведение отдельных бартерных операций (графа 28 ГТД, сведения под номером 4)*(5);
8) реквизиты внешнеэкономического договора (графа 44 ГТД, сведения под номером 4);
9. В случае подачи таможенной декларации в соответствии с правовыми актами в форме, отличной от ГТД, для целей валютного контроля в такой таможенной декларации подлежат проверке те сведения из перечисленных в пункте 8 Методических рекомендаций, которые в соответствии с указанными правовыми актами в данной таможенной декларации подлежат заявлению.
10. Если заявленные в таможенной декларации сведения, используемые для целей валютного контроля, должным образом не подтверждены в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Кодекса, таможенный орган на основании положений пункта 3 статьи 367 Кодекса вправе мотивированно запросить дополнительно документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.
11. В связи с отсутствием в Классификаторе форм расчетов по внешнеторговым сделкам (приложение 7 к приказу N 900) кодов, соответствующих расчетам в денежной форме по договорам на оказание услуг (выполнение работ, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности), для указанных видов договоров могут использоваться следующие коды формы расчетов в зависимости от валюты платежа (при расчетах векселями (чеками) - в зависимости от валюты, в которой они выражены):
1) при таможенном оформлении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по договорам возмездного оказания услуг (выполнения работ), в отношении которых в ГТД заявлен код характера сделки, соответствующий возмездной поставке, - коды "91" - "93";
2) при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации по договорам возмездного оказания услуг (выполнения работ), в отношении которых в ГТД заявлен код характера сделки, соответствующий возмездной поставке, - коды "02", "04", "06".
12. При проверке правильности заявленного в ГТД кода характера сделки следует исходить из того, что он должен соответствовать договору, определяющему цель (основание) перемещения (изменения таможенного режима) товаров. Таким образом, иные самостоятельные договоры, заключенные в отношении декларируемых товаров (об оказании транспортно-экспедиционных услуг, услуг по таможенному оформлению, страхованию и т.п.) не влияют на заявляемый в ГТД код характера сделки.
13. Для подтверждения заявленного в ГТД кода характера сделки, соответствующего расчетам исключительно ценными бумагами (векселями, чеками), таможенный орган вправе потребовать от декларанта представление# соответствующих ценных бумаг (их копий) - векселей, чеков, выступающих средством платежа по возмездному договору, и акты приема-передачи (приходные ордера, а также иные документы, подтверждающие переход права собственности на ценные бумаги), если они в соответствии с условиями договора на дату подачи ГТД оформлены (переданы), а в их отсутствие - письменное обязательство об их последующем представлении в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 131 Кодекса.
14. При проверке правильности заявления фактурной стоимости товаров следует руководствоваться следующим.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации фактурная стоимость в случае, если товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации или выпускаются для свободного обращения, либо вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по договору международной купли-продажи (мены) или по иному договору, на который в соответствии с актами законодательства Российской Федерации установлено требование об оформлении документа валютного контроля (ПС) или ПСб, - это цена товаров в валюте договора, приведенная в счете на оплату и/или поставку товаров (в том числе, составленном предварительно) или рассчитанная исходя из условий договора, если по условиям договора счет на оплату и/или поставку товаров оформляется после поставки товаров, а по договору, предусматривающему передачу ввезенных (вывезенных) товаров во временное владение и (или) пользование (в том числе, с возможностью совершать определенные действия или совершать определенную деятельность с товарами), либо по односторонней внешнеэкономической сделке - стоимость товаров, приведенная в коммерческом документе, составленном при совершении сделки, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации или выпуском товаров для свободного обращения.
В связи с этим:
1) В случае заявления декларантом фактурной стоимости на основании транспортных или коммерческих документов*(6) в валюте, отличной от валюты договора (валюта, в которой определена цена товара в соответствии с условиями договора), в том числе, в валюте платежа, таможенный орган на основании статьи 153 Кодекса в порядке и по форме, установленной соответствующим правовым актом, направляет декларанту требование о необходимости корректировки заявленных сведений о фактурной стоимости путем пересчета в валюту договора по курсам соответствующих иностранных валют к российскому рублю, установленным Банком России для целей учета и таможенных платежей на день принятия таможенной декларации таможенным органам, а если выпуск товаров осуществлялся в соответствии со статьей 150 Кодекса до подачи таможенной декларации - на день выпуска товаров таможенным органом.
2) При проверке заявленной фактурной стоимости товаров (в том числе, продуктов переработки), полученных в результате выполнения на возмездной основе работ (услуг) по обработке (переработке, изготовлению новых товаров, в том числе, путем монтажа, сборки или разборки, ремонта, восстановления, модернизации и проведения т.п. технологических операций) из материалов (сырья, оборудования, запасных и иных составных частей и т.п. товаров) заказчика, в том числе, с использованием материалов (товаров) изготовителя, включаемых в подлежащую оплате цену работ (услуг) в соответствии с условиями договора, необходимо исходить из того, что, независимо от заявляемого таможенного режима, их фактурная стоимость фактически равна оплачиваемой по договору цене (стоимости) выполненных работ (услуг) по договору (в случае использования материалов изготовителя - включая стоимость дополнительно использованных им материалов), поскольку она и является оплачиваемой частью стоимости товаров.
3) При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта на основании нескольких технологически связанных внешнеэкономических договоров (контрактов), заключенных между одними и теми же резидентом и нерезидентом (на приобретение нерезидентом товаров на территории Российской Федерации и на последующую обработку (переработку, ремонт, модернизацию) их фактурная стоимость равна суммарной стоимости, полученной путем сложения закупочной стоимости товаров и стоимости их обработки (переработки, ремонта, модернизации) по всем представленным договорам (контрактам).
При проверке ГТД, поданной на указанные товары, особое внимание необходимо обращать на правильность указания следующих сведений:
- в графе 24 - кода характера сделки, соответствующего перемещению товаров по договору с расчетами за товары (разделы 1, 2 и 3 Классификатора характера сделки, приложение 6 к приказу N 900);
- в графе 44 под номером 4 - реквизитов всех технологически связанных контрактов;
- в графе 28 - реквизитов всех представленных ПС (ПС, оформленных на те из представленных контрактов, на которые в соответствии с Инструкцией N 117-И распространяется требование об оформлении ПС (в соответствии с пунктом 3.3 Инструкции N 117-И резидент по каждому договору, кроме договора на закупку товаров на территории Российской Федерации без их вывоза с указанной территории, оформляет один ПС); если в графе недостаточно места для заявления реквизитов всех ПС, то необходимые сведения согласно пункту 11 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации должны быть указаны на дополнительно прикладываемых листах формата А4, которые являются неотъемлемой частью ГТД, с соответствующей записью в графе 28 ГТД: "см. доп. N __ на __ л."; в электронную копию ГТД должны вноситься сведения о реквизитах всех представленных ПС (включая содержащиеся в дополнениях);
- в графе 37 - кода особенностей перемещения товаров "99", соответствующего товарам, закупленным иностранными лицами на территории Российской Федерации (приложение 2 к приказу N 900).
4) При проверке фактурной стоимости товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности (в том числе, при передаче исключительных прав на них), следует учитывать, что фактурная стоимость таких товаров включает в себя общую стоимость, подлежащую оплате в связи с передачей декларируемых товаров (материального носителя и результатов интеллектуальной деятельности (исключительных прав на них), в том числе, если договором для указанных составляющих оплачиваемая стоимость определена отдельно.
5) Фактурная стоимость товаров, возвращаемых по акту рекламации, соответствует (является равной) их фактурной стоимости, ранее заявленной при помещении под предшествующий таможенный режим.
6) В случае, если сумма платежа за выполняемые работы (оказываемые услуги) по возмездному договору на выполнение работ (оказание услуг) не является частью стоимости товаров (например, при декларировании временно ввозимого/вывозимого оборудования, поставляемого для выполнения работ на территории другого государства), либо товары перемещаются по односторонней сделке, по безвозмездной поставке (в том числе, при перемещении товаров в рамках гарантийного обслуживания на безвозмездной основе) или не в связи с исполнением договора, их заявленная фактурная стоимость сверяется со сведениями о цене, содержащимися в представленных транспортных или коммерческих документах, оформленных не для оплаты.
III. Осуществление валютного контроля при проверке таможенной декларации
и выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении ПС
15. В технологию валютного контроля, основанную на применении ПС, включаются возмездные поставки товаров по внешнеэкономическим договорам (сделкам), на которые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации распространяется требование об оформлении ПС.
На основании пункта 1 статьи 131 Кодекса и в соответствии с приказом N 1022 при проведении документального контроля уполномоченное должностное лицо проверяет наличие следующих документов:
1) ПС, оформленного в установленном порядке*(7);
2) разрешение Банка России на открытие счета за рубежом, если расчеты по внешнеэкономическому договору (сделке) осуществляются через счет резидента в банке за рубежом*(8);
3) разрешение Банка России или уполномоченного органа на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, реквизиты которого указаны в ПС*(9).
16. При принятии решения о необходимости представления декларантом ПС и заявления его реквизитов в таможенной декларации необходимо учитывать следующее.
1) Порядок (правила) оформления ПС установлены Инструкцией N 117-И.
2) В связи с тем, что Порядком оформления паспортов сделок, установленным Инструкцией N 117-И, отдельного указания в ПС даты его оформления не предусмотрено (месяц и год оформления ПС указываются в первой части номера ПС), указание в графе 28 ГТД под номером 1 даты оформления ПС не требуется*(10).
3) В соответствии с пунктом 1 приказа N 1377 и Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации представление ПС и указание его реквизитов (номера и даты) в ГТД требуется при помещении товаров под заявляемый таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора (в счет исполнения обязательств по договору), на который в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации распространяется требование об оформлении ПС.
4) В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных валютным законодательством Российской Федерации, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеэкономическому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Таким образом, требование об оформлении ПС не распространяется на:
- договоры, по которым расчеты осуществляются через счета резидентов, открытые в Банке России (ГУ РКЦ Банка России), поскольку подразделения Банка России не являются уполномоченными банками;
- договоры, предусматривающие поставку товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, учет валютных операций по которым осуществляет уполномоченный банк, ведущий в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации соответствующий кредитный счет, не являющийся счетом экспортера (импортера)*(11);
- договоры, заключенные и оплачиваемые за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на основании письменного подтверждения организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о таких договорах*(12);
- договоры между резидентами;
- договоры между нерезидентами.
5) Как следует из пункта 3 Информационного письма Банка России от 31.12.2004 N 30 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", требование об оформлении ПС распространяется на договоры аренды (лизинга). Соответственно, согласно пункту 1 приказа N 1377 представление ПС требуется при декларировании товаров, перемещаемых по соответствующим договорам.
6) Согласно абзацу 3 пункта 1 приказа N 1377 не требуется повторного представления ПС и указания сведений о его реквизитах в таможенной декларации при изменении таможенного режима товаров, если ПС представлялся при помещении этих товаров на основании того же договора под ранее заявленный таможенный режим. В этом случае указания в графе 28 ГТД сведений под номерами 2, 3, 4 не требуется.
7) На основании абзаца 4 пункта 1 приказа N 1377 не требуется представления ПС в случае декларирования товаров, перемещаемых на основании безвозмездных договоров либо в качестве безвозмездной поставки по возмездным договорам (в том числе, по которым оформлены ПС), т.е. при указании в графе 24 ГТД кода характера сделки "80".
8) Согласно пункту 3.2 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС не распространяется на валютные операции, осуществляемые по договору, заключенному:
- между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
- между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, с учетом внесенных изменений и дополнений (код характера сделки "90"*(13)).
9) В случае отсутствия ПС по основаниям, указанным в абзацах третьем и пятом подпункта 4) и абзацах 2, 3 и 4 подпункта 8) настоящего пункта, при заявлении в ГТД кода характера сделки, соответствующего договору, на который требуется оформлять ПС*(14), или при заявлении кода характера сделки "90", необходимо проверить наличие в графе 44 ГТД под номером 9 реквизитов Инструкции N 117-И как документа, подтверждающего отсутствие необходимости оформления ПС по представленному договору, например, в виде записи: "от 15.06.2004 N 117-И".
10) В случае сомнений в необходимости оформления ПС на представленный при помещении товаров под заявляемый таможенный режим возмездный договор, когда ПС оформлен и представлен декларантом, указание реквизитов ПС в графе 28 ГТД не рассматривается как нарушение правил ее заполнения. Таким образом, корректировка указанных сведений не требуется.
17. При проверке таможенной декларации, поданной с представлением ПС, осуществляется проверка соблюдения порядка (правил) оформления ПС в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией N 117-И.
При этом достаточной является проверка достоверности (подлинности) ПС и соблюдения порядка (правил) оформления ПС в объеме, достаточном для реализации автоматизированной технологии валютного контроля.
1) Проверка достоверности (подлинности) представленного ПС (копии ПС), в том числе, соответствие его представленному договору осуществляется на основе сверки:
- основных реквизитов договора и ПС, позволяющих их однозначно идентифицировать, включая соответствие сведений, указанных в ПС, сведениям, указанным в договоре с учетом внесенных в договор изменений и/или дополнений (номер и дата договора, реквизиты сторон, валюта цены и сумма договора, указанных в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И);
- представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в электронной базе данных паспортов сделок, получаемой из ФТС России*(15) (отсутствие электронной копии ПС само по себе не является основанием для отказа в выпуске товаров);
- копии ПС его оригиналу (при необходимости, с учетом изданных профилей риска по валютному контролю), после чего оригинал возвращается лицу их представившему, на основании пункта 7 статьи 63 Кодекса - в случае представления копии ПС;
- оттиска печати уполномоченного банка на ПС (на копии ПС) с образцом оттиска печати, содержащимся в Карточках образцов оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, направляемых в таможенные органы ФТС России.
2) Проверка соблюдения порядка (правил) оформления ПС в части возможности его принятия для таможенного оформления осуществляется по следующим критериям:
- соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих*(16);
- правильность формирования номера ПС*(17);
- соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование, номер лицензии, код ОГРН, адрес), сведениям, содержащимся в электронном справочнике уполномоченных банков (BANKLIST), направляемом ГНИВЦ ФТС России;
- реквизиты Экспортера (Импортера) - в объеме, достаточном для его идентификации.
Так, например, для таможенного оформления товаров может быть принят ПС со следующими неточностями, не влияющими на реализацию автоматизированной технологии валютного контроля:
- в случае сомнения в правильности указания в ПС кода вида договора, а также сведений, указываемых в других графах ПС, не влияющих на возможность идентификации ПС по отношению к представленному договору;
- указание краткого наименования банка вместо полного (при совпадении других реквизитов банка);
- при наличии в ПС более ранней даты завершения исполнения обязательств по контракту, чем дата подачи таможенной декларации (при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо изменении предшествующего таможенного режима ввезенных товаров, кроме изменения таможенного режима, связанного с их обратным вывозом), если данное обстоятельство вызвано: предварительным помещением товаров под иной таможенный режим либо нахождением его на складе временного хранения, нарушением сроков поставки товаров иностранным контрагентом и не связано с изменением сведений, указанных в других графах ПС, допущенными неточностями в расчете указанной даты при оформлении ПС (без учета времени транспортировки товаров, хранения и т.п. операций, предшествующих подаче таможенной декларации);
- в других случаях, прямо определенных валютным законодательством Российской Федерации и правовыми актами.
В вышеуказанных случаях не требуется внесения изменений (уточнений) в оформленный ПС.
IV. Осуществление контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок
при проверке таможенной декларации и выпуске товаров в рамках технологии,
основанной на применении ПСб
18. На основании пункта 4 статьи 54 Федерального закона N 164-ФЗ при контроле за исполнением внешнеторговых бартерных сделок при производстве таможенного оформления и таможенном контроле следует руководствоваться ранее изданными и действующими нормативными правовыми актами.
В связи с правовой коллизией между нормами Федерального закона N 164-ФЗ и Закона*(18) в настоящее время новый порядок оформления ПСб в рамках Федерального закона N 164-ФЗ не определен, и соответственно, применяется ранее изданный порядок.
Таким образом, до внесения изменений в Федеральный закон N 164-ФЗ в части приведения положений пункта 2 статьи 45 в соответствие с Законом ПСб оформляются только на внешнеторговые бартерные сделки, не предусматривающие осуществление расчетов с использованием денежных или иных платежных средств (далее - сделки со смешанными формами расчетов).
19. Контроль товарообменных операций в рамках сделок со смешанными формами расчетов производится в соответствии с приказом N 1265 с использованием ПС, оформленных уполномоченными банками в соответствии с Инструкцией N 117-И, с учетом положений раздела Ш Методических рекомендаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду раздел III настоящих Методических рекомендаций
20. На основании пункта 1 статьи 131 Кодекса и в соответствии с приказом N 1022 при проведении документального контроля уполномоченное должностное лицо проверяет наличие следующих документов:
1) ПСб (ПС), оформленного в установленном порядке*(19);
2) разрешения уполномоченного органа федеральной исполнительной власти (Минэкономразвития России) на превышение разрешенных законодательством сроков ввоза товаров, выполнения иностранным лицом работ, оказания услуг, результатов интеллектуальной деятельности либо на выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, если декларируемые товары вывозятся (ввозятся) с таможенной территории (на таможенную территорию) Российской Федерации в счет исполнения обязательств по договору, заключенному при совершении внешнеторговой бартерной сделки, предусматривающей такие сроки (такой способ) исполнения иностранным лицом встречных обязательств.
Представление таможенным органам вышеуказанных разрешений требуется только в случае указания такого разрешения в ПСб*(20).
21. В случае, если товары подлежат декларированию с представлением ПСб, уполномоченное должностное лицо проверяет достоверность (подлинность) ПСб (копии ПСб), сведения о котором указаны в графе 28 ГТД, в том числе, соответствие его представленному договору на основе сверки:
1) основных реквизитов договора и ПСб, позволяющих их однозначно идентифицировать, включая соответствие сведений, указанных в ПСб, представленному договору с учетом внесенных в договор изменений и/или дополнений (номер и дата договора, реквизиты сторон, валюта цены и сумма договора);
2) копии ПСб его оригиналу (при необходимости), после чего оригинал возвращается лицу их представившему, на основании части 7 статьи 63 Кодекса - в случае представления копии ПСб;
3) оттиска печати уполномоченного Минэкономразвития России в регионе, оформившего ПСб, соответствующему образцу оттиска печати, полученному из ФТС России.
22. При проверке соответствия ПСб внешнеэкономическому договору подлежит проверке:
1) переоформление ПСб с учетом внесенных во внешнеэкономический договор изменений и/или дополнений;
2) наличие в разделе "Разрешение" ПСб информации о разрешении Минэкономразвития России, если условиями внешнеторговой бартерной сделки предусмотрены операции, для проведения которых требуется получение такого разрешения. При этом проверяется соответствие информации, указанной в разделе "Разрешение" ПСб, условиям соответствующего разрешения Минэкономразвития России;
3) соответствие сведений, заявленных в ГТД, сведениям, содержащимся в ПСб.
23. В случае отсутствия в таможенном органе, производящем таможенное оформление товаров, образца оттиска печати уполномоченного Минэкономразвития России в соответствующем регионе, данная информация должна быть запрошена в вышестоящем таможенном органе, вплоть до Управления валютного контроля ФТС России по факсу (с досылкой).
24. Не является основанием для отказа в выпуске товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (при изменении их таможенного режима, кроме изменения таможенного режима, связанного с их обратным вывозом), наличие в ПСб более ранней даты, указанной в графе "Последняя дата" ПСб, чем дата подачи таможенной декларации, если данное обстоятельство вызвано:
1) предварительным помещением товаров под иной таможенный режим либо нахождением его на складе временного хранения;
2) нарушением сроков передачи встречного предоставления по внешнеторговой бартерной сделке иностранным контрагентом и не связано с изменением сведений, указанных в других графах ПСб;
3) допущенными неточностями в расчете указанной даты при оформлении ПСб (без учета времени транспортировки товаров, хранения и т.п. операций, предшествующих основному таможенному оформлению);
4) в других случаях, прямо определенных актами Минэкономразвития России и ФТС России.
Приложение: на 8 л.
Начальник Управления валютного контроля
полковник таможенной службы |
В.А.Тихомиров |
------------------------------
*(1) Действует в части, не противоречащей Федеральному закону N 164-ФЗ.
*(2) Код формы расчетов по внешнеторговым сделкам не заявляется для декларируемых товаров по безвозмездным договорам, односторонним сделкам, а также при декларировании товаров не в связи с исполнением договора.
*(3) Разъяснения по порядку применения профилей рисков даются в отдельных Методических рекомендациях.
*(4) При декларировании товаров путем подачи ГТД необходимость представления ПС или ПСб определяется в соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям.
*(5) С учетом телетайпограммы ГТК России от 17.06.2004 N ТФ-2000.
*(6) Понятие транспортных и коммерческих документов дано в пунктах 28 и 29 статьи 11 Кодекса.
*(7) При декларировании товаров путем подачи ГТД необходимость представления ПС определяется в соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям.
*(8) Открытие указанных счетов в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) до 18.06.2005 осуществляется на основании разрешения Банка России, а после указанной даты - в уведомительном порядке в соответствии с частью 1 статьи 12, частью 1 (пункт 2) и частью 2 статьи 26 Закона.
*(9) С учетом положений части 3 статьи 5 и статьи 28 Закона.
*(10) При представлении переоформленного ПС в связи с изменением ранее использовавшихся при его оформлении сведений в качестве даты ПС по желанию декларанта в ГТД может быть заявлена указанная в ПС дата его переоформления.
*(11) Управление государственным долгом Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" осуществляет Минфин России.
*(12) Списки конечных пользователей по займам и грантам МБРР и ЕБРР, а также организаций, уполномоченных представлять в таможенные органы информацию о контрактах, финансируемых за счет средств указанных займов, и копии карточек с образцами подписей организаций и подписей лиц, уполномоченных подписывать справки о контрактах, финансируемых за счет средств займов и грантов МБРР и ЕБРР, доводятся до таможенных органов УВК в соответствии с информацией Минфина России.
*(13) Телетайпограмма ГТК России от 24.06.2004 N ТФ-2096.
*(14) В соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям.
*(15) Централизованное доведение ФТС России электронной базы данных ПС будет осуществляться после издания нормативного правового акта Банка России, определяющего порядок предоставления уполномоченными банками информации таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля.
*(16) С учетом телетайпограммы ФТС России от 18.02.2005 N ТФ-283.
Согласно письму Федеральной таможенной службы от 21 июня 2005 г. N 14-14/20697 вышеназванная телеграмма не применяется
*(17) С учетом письма ФТС России от 01.11.2004 N 13-15/5393 "Об оформлении паспортов сделок" и телетайпограммы ФТС России от 22.03.2005 N ТФ-574.
*(18) В Законе отсутствует определение понятия текущих валютных операций.
*(19) При декларировании товаров путем подачи ГТД необходимость представления ПС или ПСб определяется в соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям.
*(20) До внесения изменений в пункты 2 и 3 статьи 45 Федерального закона N 164-ФЗ, регулирующие сроки коммерческого кредитования по внешнеторговым бартерным сделкам применительно к срокам текущих валютных операций, определение которых в Законе отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.