Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 12 мая 2022 г. по заявке N 2020731437/33
Заявка: |
2020731437/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.01.2022 |
Дата коллегии: |
11.04.2022 |
Дата утверждения: |
12.05.2022 |
Заявитель: |
АО "Технологическая Компания "Центр" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, рассмотрела возражение, поступившее 28.01.2022. Данное возражение подано АО "Технологическая Компания "центр", г. Москва (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020731437, при этом установлено следующее.
Заявка N 2020731437 на регистрацию комбинированного товарного знака " " была подана на имя заявителя 18.06.2020 в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35 и 41 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
Роспатентом было принято решение от 01.10.2021 о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020731437 в отношении товаров 09 класса МКТУ "аппаратура и инструменты для записи, передачи, воспроизведения или обработки звука, изображений или данных; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; компакт-диски [аудио-видео]; компакт-диски [не перезаписываемые]; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые, устройства счетные; компьютеры и компьютерная периферия; автоматы для продажи билетов; аппараты коммутационные электрические; диски магнитные; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; дисплеи носимых мониторов; дисплеи электронно-цифровые; доски объявлений электронные;
интерфейсы для компьютеров; карандаши электронные [элементы дисплеев]; карты памяти для видеоигровых устройств; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; носители информации оптические; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров;
программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; смарт-карточки [карточки с микросхемами]; телефоны мобильные / телефоны сотовые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые", товаров 16 класса МКТУ "авторучки; альбомы, за исключением картонных; атласы, за исключением картонных; афиши, за исключением картонных; баннеры бумажные; бейджи именные [офисные принадлежности], за исключением картонных; билеты, за исключением картонных; бирки багажные из бумаги; бланки, за исключением картонных; бланки уведомлений [канцелярские товары], за исключением картонных; блокноты, за исключением картонных; блокноты [канцелярские товары], за исключением картонных; брошюры, за исключением картонных; буклеты, за исключением картонных; бумага; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага офисная; бюллетени информационные, за исключением картонных; вывески бумажные; вымпелы бумажные; диаграммы, за исключением картонных; журналы [издания периодические], за исключением картонных; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности], за исключением картонных; закладки для книг, за исключением картонных; издания периодические, за исключением картонных; издания печатные, за исключением картонных; изображения графические, за исключением картонных; календари, за исключением картонных; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картинки, за исключением картонных; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные, за исключением картонных; карточки, за исключением картонных; карточки каталожные [канцелярские товары], за исключением картонных; каталоги, за исключением картонных; конверты [канцелярские товары], за исключением картонных;
коробки бумажные; купоны печатные, за исключением картонных; листовки, за исключением картонных; лотки для корреспонденции, за исключением картонных;
материалы графические печатные, за исключением картонных; материалы для обучения [за исключением приборов], за исключением картонных; материалы канцелярские для запечатывания, за исключением картонных; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары], за исключением картонных; открытки поздравительные, за исключением картонных; пакетики бумажные; папки-обложки для документов, за исключением картонных; плакаты, за исключением картонных; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности школьные [канцелярские товары]; продукция печатная, за исключением из картона; проспекты, за исключением картонных; расписания печатные, за исключением картонных; реестры, за исключением картонных; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; табло из бумаги для объявлений; транспаранты [канцелярские товары], за исключением картонных; флаги бумажные; флаеры, за исключением картонных; эмблемы [клейма бумажные]; этикетки из бумаги", товаров 28 класса МКТУ "автоматы аркадные для видеоигр, а именно для лотерей; автоматы для видеоигр, а именно для лотерей; автоматы игровые для азартных игр, а именно для лотерей; автоматы игровые с предварительной оплатой, а именно для лотерей; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр, а именно для лотерей; емкости для игральных костей, а именно для лотерей; игры, а именно лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями, а именно для лотерей; карточки для игр, а именно для лотерей; кости игральные, а именно для лотерей; портативные игры с жидкокристаллическими дисплеями, а именно для лотерей; приставки игровые, а именно для лотерей; приставки игровые портативные, а именно для лотерей; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы], а именно для лотерей; стаканы для игральных костей, а именно для лотерей; устройства для игр, а именно для лотерей; фишки [жетоны] для игр, а именно для лотерей", услуг 35 класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий;
производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; публикация рекламных текстов; радиореклама; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины", услуг 41 класса МКТУ "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация досуга; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, не загружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление электронных публикаций онлайн, не загружаемых; прокат оборудования для игр; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; развлечение гостей; развлечения; редактирование текстов; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы" с исключением из самостоятельной правовой охраны цифры "7" и "5" в отношении всех вышеупомянутых товаров и услуг, а также с дискламацией слова "БИНГО" в отношении таких товаров 09 класса как "механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые, устройства счетные; автоматы для продажи билетов; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; тотализатор", таких товаров 16 класса как "афиши, за исключением картонных; баннеры бумажные; бейджи именные [офисные принадлежности], за исключением картонных; билеты, за исключением картонных;
брошюры, за исключением картонных; буклеты, за исключением картонных; вывески бумажные; журналы [издания периодические], за исключением картонных; издания периодические, за исключением картонных; издания печатные, за исключением картонных; изображения графические, за исключением картонных; карточки, за исключением картонных; карточки купоны печатные, за исключением картонных;
листовки, за исключением картонных; материалы графические печатные, за исключением картонных; материалы для обучения [за исключением приборов], а также всех товаров и услуг 28, 35, 41 классов МКТУ (далее - решение Роспатента).
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
В частности, было установлено, что входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "БИНГО" (испанская настольная азартная игра, напоминающая лото, см. словарь иностранных слов. - Комлев Н.Г., 2006, https://dic.academic.ru/dic.nsf /dic_fwords/7680/БИНГО) является неохраняемым элементом обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на вид заявленных товаров и назначение заявленных услуг 09, 16, 28, 35 и 41 классов МКТУ.
Цифры "7" и "5", входящие в состав заявленного обозначения, не обладают различительной способностью на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, так как представляют собой сочетание цифр, не имеющее характерного графического исполнения.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- заявленное обозначение приобрело дополнительную различительную способность в результате деятельности заявителя;
- заявитель является единственным распространителем всероссийских государственных лотерей, включая лотерею "ВГЛ 2 Спорт" алгоритм определения выигрышей N 6 (коммерческое название - "БИНГО 75", оператор - АО "ГСЛ");
- с апреля 2018 года по 1 квартал 2021 года заявителем было продано более 28 миллионов билетов лотереи на общую сумму почти 2,5 миллиардов рублей. На каждом из билетов лотереи использовался логотип, заявленный в качестве товарного знака;
- билеты лотереи распространяются заявителем на всей территории России: в лотерейных киосках "Столото" (более 2000 по всей России), через вендинговые автоматы самообслуживания (около 80 автоматов по всей России), в отделениях АО "Почта России" (включает в себя около 40 тысячи отделений по всей стране, в лотерейной сети "Балт- лото" (включает около более 150 точек лотерейной сети "БАЛТЛОТО" в Санкт- Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Барнауле и других городах России), в офисах ПАО "Ростелеком" (структура Ростелеком содержит в себе 8 макрорегиональных офисов, 71 филиал). Кроме того, купить билеты лотереи можно находясь в любой точке России или мира в лотерейном интернет-супермаркете www.stoloto.ru и на мобильной версии сайта m.stoloto.ru;
- в материалах заявки N 2020731437 имеются образцы рекламно-информационных материалов лотереи с заявленным обозначением, размещаемых на постоянной основе с апреля 2018 года по настоящее время во всех точках продаж лотереи. А таких точек - несколько десятков тысяч по всей России;
- интернет-сайт заявителя https://www.stoloto.ru и его мобильную версию m.stoloto.ru ежегодно посещают десятки миллионов уникальных пользователей, а суммарное количество посещений этих сайтов неуклонно растет год от года и в 2020 году превысило 370 миллионов посещений;
- рекламные материалы есть в каждой точке продаж лотереи на всей территории Российской Федерации;
- лотереи, начиная с первого розыгрыша (состоялся 26.05.2018, а показан 27.05.2018) по настоящее время еженедельно транслируются на федеральном телеканале. Первые розыгрыши Лотереи (до октября 2018 года включительно) транслировались на телеканале ТВ3 (информация об этом размещена на печатных билетах соответствующих тиражей), а все дальнейшие розыгрыши лотереи (с ноября 2018 года по настоящее время) транслируются на общероссийском федеральном Телеканале НТВ1 в программе "У нас выигрывают!". Во всех выпусках телепрограммы (часть розыгрыша лотереи "Бинго-75"), а именно, в заставке, в оформлении студии и реквизита используется заявленное обозначение;
- на дату подачи заявки N 2020731437 (18.06.2020) эта телепрограмма выходила в эфир уже 88 раз, в ней принимали участие известные отечественные актеры, музыканты, звезды театра и кино, шоу-бизнеса;
- в Российской Федерации с 01.01.2014 по настоящее время существует только одна государственная лотерея, которая имеет в названии слово "бинго", а также сочетание цифр "7", "5" - это лотерея "БИНГО-75". Следовательно, с 2014 года слово "бинго", а также сочетание цифр "7", "5" используются в отношении заявленных товаров и услуг только в заявленном обозначении и только заявителем. Объективно из-за отсутствия с 2014 года на лотерейном рынке России какой-либо иной лотереи со словом "бинго" и/или сочетания цифр "7", "5" у российских потребителей не могут возникать ассоциации между словом "бинго" в сочетании с цифрами "7", "5" с каким-либо иным лицом, кроме заявителя;
- что касается затрат на рекламу, то сами по себе затраты (или их размер) могут является лишь косвенным доказательством широкой рекламной кампании, в результате которой обозначение становится известным. При этом большой бюджет рекламной компании не является гарантией ее эффективности. В современном маркетинге давно существует множество эффективных способов проведения малобюджетных и даже вовсе безбюджетных рекламных кампаний, например: путем проведения совместных кросс-маркетинговые акций несколькими кампаниями, использования информационного партнерство (характерно для СМИ), реклама в газетах бесплатных объявлений, использования собственных площадей в качестве рекламоносителя, как в случае с рекламой лотереи "БИНГО 75", которая размещается в нескольких десятках тысяч точек продаж лотереи по всей России и направлена, в первую очередь, на потребителей лотерей. В связи с этим, ссылку экспертизы на отсутствие сведений о затратах на рекламу лотереи "БИНГО-75" при имеющихся в материалах заявки N 2020731437 сведениях о схеме распространения рекламно-информационных материалах, длительности и интенсивности их распространения нельзя признать правомерной и обоснованной;
- об известности заявленного обозначения свидетельствует представленный заявителем социологический опрос;
- как было доказано результатами опроса, слово "БИНГО" и элементы "7" и "5" являются важной неотделимой частью комбинированного обозначения, существенно усиливающими его различительную способность;
- практикой Роспатента подтверждается регистрация обозначений, включающих в свой состав цифры в качестве охраняемых элементов.
В подтверждение изложенных доводов заявителем были представлены следующие материалы:
- фотографии точек продаж с рекламно-информационными материалами лотереи "БИНГО-75" (1);
- заключение по результатам социологического опроса N 161-2021 от 23.12.2021 (2).
В дополнение к доводам возражения заявителем были представлены следующие пояснения:
- согласно статье 13 Федерального закона "О лотереях" организаторами лотерей в Российской Федерации являются Министерство спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) - это означает, что с 2014 года по настоящее время на лотерейном рынке Российской Федерации действуют всего 2 организатора лотерей. При этом, Минспорт России вправе заключать не более одного контракта на проведение всех лотерей, организатором которых оно является, а Минфин России - не более двух контрактов;
- в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 687-р от 02.05.2012 Минспорта России является организатором 5 тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта. Во исполнение вышеуказанных функций организатора этих лотерей Минспорта России: определил оператора 5 тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта (Акционерное общество "ГСЛ") и заключил с ним государственный контракт N 261 от 12.12.2012 на проведение в режиме реального времени 5 тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта, право на участие в которых связано с внесением платы (далее - Государственный контракт); утвердил условия этих лотерей, в которых определяются полное наименование лотерей, краткое наименование лотерей и алгоритмы проведения лотерей (приказы Минспорта России от 13 декабря 2012 г. N 440, от 19 августа 2016 г. N 982; выписка из приказа Минспорта России от 19 августа 2016 г. N 982);
- в свою очередь АО "ГСЛ" во исполнение Государственного контракта заключило с АО "ТК Центр" договор N 01 от 01.06.2013 на оказание услуг по распространению лотерейных билетов всех указанных 5 лотерей. Согласно условиям этого договора АО "ТК "Центр" оказывает АО "ГСЛ" следующие услуги по распространению лотерей, в том числе лотереи "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 (коммерческое наименование - "Бинго-75"): распространение билетов (квитанций) лотерей, в том числе с привлечением третьих лиц на основании договоров о распространении лотерей;
организация розыгрыша призового фонда лотерей, включая лотерею "Бинго-75";
проведение экспертизы выигрышных билетов лотерей, включая лотерею "Бинго-75";
осуществление выплаты выигрышей по лотереям, включая лотерею "Бинго-75";
осуществление иных действий, связанных с исполнением договора с АО "ГСЛ", в том числе разрабатывает макеты лотерейных билетов (купонов), включая билеты (купоны) лотереи "Бинго-75", организацию изготовления лотерейных билетов (купонов), включая билеты (купоны) лотереи "Бинго-75", продвижение лотерей на рынке, включая лотерею "Бинго-75";
- анализ этих обязательств АО "ТК "Центр" показывает, что часть из них выходит за пределы обязанностей, предусмотренных ФЗ "О лотереях" для распространителей лотерей. При этом, АО "ГСЛ" самостоятельно не осуществляет вышеуказанные действия по распространению лотереи (в том числе лотереи "Бинго-75"), являющиеся по договору обязанностью АО "ТК "Центр". Кроме того, АО "ГСЛ" не заключало и не планирует заключать с иными лицами договоры на оказание услуг по распространению лотерейных билетов. Таким образом, именно АО "ТК "Центр" фактически осуществляет проведение (то есть непосредственное оказание потребителям услуги "организация лотерей" в общепринятой терминологии) пяти тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта, включая лотерею "Бинго-75";
- организатор лотереи "Бинго-75" Минспорта России не было включено в варианты ответов на вопросы 19 и 27 социологического опроса, проведенного с "03" ноября 2021 года по "16" декабря 2021 года, в связи со следующим. Исходя из пункта 1 статьи 1477 Кодекса, товарные знаки представляют собой средства индивидуализации, основное назначение которых индивидуализация товаров и услуг юридических или физических лиц. Организатор государственной лотереи "Бинго-75" Минспорта России, как и любое министерство, является юридическим лицом. Согласно Положению о Министерстве спорта Российской Федерации цель его деятельности - осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере жизни, а не производство и реализация товаров или оказание услуг. Аналогичные цели указаны в положениях и о других министерствах. Исходя из изложенного, положениями о министерствах, в том числе и Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, предусмотрено, что они вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, но не товарный знак. Согласно данным Открытых реестров Роспатента в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 800 тысяч товарных знаков, из которых только около 200 знаков зарегистрированы на имя какого-либо министерства. При этом ни один из товарных знаков для государственных лотерей не зарегистрирован на имя Минспорта России или Минфина России. Согласно Федеральному закону "О лотереях" организатор лотереи, в том числе Минспорта России, осуществляет функции, не связанные с непосредственным оказанием потребителям услуги "организация лотерей" в общепринятом ее смысле. В связи с изложенным, подавляющее большинство потребителей считают, что министерства не являются правообладателями каких-либо товарных знаков, в том числе связанных с лотереями. Это утверждение подтверждается результатами проведенного в период с 24 сентября 2021 по 04 октября 2021 года специализированной независимой организацией социологического онлайн опроса среди потребителей товаров "лотереи; билеты лотерейные" 28 класса МКТУ и услуг "организация лотерей" 41 класса МКТУ, проживающих в 94 городских округа и муниципальных района в 54 регионах Российской Федерации, включая г. Москву и г. Санкт-Петербург;
- таким образом, включение организатора лотереи "Бинго-75" Минспорта России в варианты ответов на вопросы 19 и 27 социологического опроса заведомо привело бы к тому, что его выбрало бы малое (не являющееся статистически значимым) количество респондентов, однако увеличение количества возможных ответов усложнило бы их восприятие респондентами;
- на имя операторов государственных лотерей - АО "ГСЛ" и ООО "Спортлото" (оператор лотерей, организатором которых является Минфин России) были зарегистрированы товарные знаки по свидетельствам N 826433, N 457333, N 461875, N 462714, N 583599, N 583600, N 584256, N 622299, N 122498, N 174541, N 509282, N 666618, N 515277, включающие названия лотерей;
- заявитель является правообладателем товарных знаков, содержащие названия (обозначения) лотерей (свидетельства N 596702, N 604721, N 613843, N 644968. N 721634);
- на имя заявителя уже зарегистрирован товарный знак по свидетельству N 644968 для товаров и услуг 09, 16, 28, 35 и 41 классов МКТУ, сходный с обозначением по заявке на товарный знак N 2020731437. При этом следует отметить, что в упомянутом товарном знаке N 644968 все слова и цифры признаны неохраняемыми элементами, что объясняется тем, что заявка на этот товарный знак была подана 26.01.2017, то есть еще до начала проведения лотереи "Бинго-75" и, безусловно, на 26.01.2017 элементы "Бинго", "7" и "5" еще не приобрели различительную способность.
В подтверждение изложенных доводов заявителем представлены следующие документы:
- копия ответа на уведомление экспертизы по существу N 01-180707/21 от 28.07.2021 с приложениями (3);
- дополнительное соглашение N 4 от 26.06.2015 к государственному контракту на проведение в режиме реального времени 5 тиражных всероссийских лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта, право на участие в которых, связано с внесением платы N 261 от 12.12.2012 (4);
- выписка из Приказа Министерства спорта России от 19.08.2016 за N 982 (5); - письмо АО "ГСЛ" N 01-064408/22 от 28.03.2022 (6);
- заявление о внесении изменений в перечень заявленных товаров и услуг (7).
На основании изложенной информации заявителем выражена просьба об изменении решения Роспатента и о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака с включением цифр "5" и "7", а также слова "БИНГО" в качестве охраняемых элементов заявленного обозначения, в отношении следующих товаров и услуг:
09 - программное обеспечение, а именно, для лотерей; автоматы для продажи билетов, а именно, лотерейных; доски объявлений электронные, а именно, используемые при проведении лотерей; обеспечение программное для компьютеров, а именно, для лотерей; платформы программные, записанные или загружаемые, а именно, для лотерей; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые, а именно, для лотерей; программы для компьютеров, а именно, для лотерей; программы игровые для компьютеров, загружаемые, а именно, для лотерей; программы игровые для компьютеров, записанные, а именно, для лотерей; программы компьютерные, загружаемые, а именно, для лотерей; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые, а именно, для лотерей.
16 - баннеры бумажные, а именно, используемые при проведении лотерей; билеты, за исключением картонных; бланки, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; бюллетени информационные, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; вывески бумажные, а именно, используемые при проведении лотерей; вымпелы бумажные, а именно, используемые при проведении лотерей; изображения графические, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; купоны печатные, за исключением картонных, а именно, для лотерей; листовки, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; лотки для корреспонденции, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; материалы графические печатные, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; материалы для обучения [за исключением приборов], за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; плакаты, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; продукция печатная, за исключением из картона, а именно, используемые при проведении лотерей; проспекты, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; расписания печатные, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; табло из бумаги для объявлений, а именно, используемые при проведении лотерей;
28 - автоматы игровые для азартных игр, а именно для лотерей; автоматы игровые с предварительной оплатой, а именно для лотерей; билеты лотерейные со стираемым слоем; емкости для игральных костей, а именно для лотерей; игры, а именно лотереи; карточки для игр, а именно для лотерей; скретч-карты для лотерей; устройства для игр, а именно для лотерей; фишки [жетоны] для игр, а именно для лотерей;
35 - аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; публикация рекламных текстов;
радиореклама; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов;
редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины; все вышеуказанные услуги 35 класса относятся исключительно к организации и проведению лотерей;
41 - бронирование билетов на зрелищные мероприятия, а именно, связанные с проведением лотерей; макетирование публикаций, за исключением рекламных, а именно, связанных с проведением лотерей; монтаж видеозаписей, а именно, связанных с проведением лотерей; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные, а именно, связанные с проведением лотерей; предоставление видео файлов онлайн, не загружаемых, а именно, связанных с проведением лотерей; предоставление информации по вопросам развлечений, а именно, с проведением лотерей; предоставление отзывов пользователей в развлекательных целях, а именно, связанных с проведением лотерей; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных целях, а именно, связанных с проведением лотерей; предоставление электронных публикаций онлайн, не загружаемых, а именно, связанных с проведением лотерей; прокат оборудования для игр, а именно, для лотерей; развлечения; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть, а именно, связанных с проведением лотерей; услуги по распространению билетов [развлечение], а именно, лотерейных; шоу-программы, а именно, связанные с проведением лотерей.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (28.01.2022) заявки N 2020731437 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, простые геометрические фигуры, линии, числа; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Согласно пункту 35 Правил указанные в пункте 34 Правил, элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
Для доказательства приобретения различительной способности, предусмотренной пунктом 1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Заявленное обозначение " " является комбинированным и состоящее из изобразительного элемента в виде куба, на котором играют блики света. Решетка куба выполнена в серо-черном цвете и расположена поверх граней, которые утоплены внутрь куба. Ребро решетки между левой и правой гранью отсутствует. Левая грань куба - синего цвета, и на ней размещена цифра 7 желтого цвета, правая грань - розового цвета, и на ней размещена цифра 5 желтого цвета, верхняя грань - желтого цвета, и на ней на выступающей за край куба прямоугольной плашке серо-черного цвета размещен словесный элемент "БИНГО", выполненный заглавными буквами в кириллице желтого цвета стандартным шрифтом. Под плашкой серо-черного цвета расположены плашки синего и розового цветов. Правовая охрана заявленному обозначению, согласно возражению, испрашивается в черном, темно-сером, сером, светло-сером, белом, темно-желтом, желтый, светло-желтом, темно-розовом, розовый, светло-розовом, синем, светло-синем, фиолетовом, фиолетово-синим цветовом сочетании с предоставлением правовой охраны цифрам "5" и "7", а также словесному элементу "БИНГО" в отношении следующих товаров и услуг:
09 - программное обеспечение, а именно, для лотерей; автоматы для продажи билетов, а именно, лотерейных; доски объявлений электронные, а именно, используемые при проведении лотерей; обеспечение программное для компьютеров, а именно, для лотерей; платформы программные, записанные или загружаемые, а именно, для лотерей; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые, а именно, для лотерей; программы для компьютеров, а именно, для лотерей; программы игровые для компьютеров, загружаемые, а именно, для лотерей; программы игровые для компьютеров, записанные, а именно, для лотерей; программы компьютерные, загружаемые, а именно, для лотерей; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые, а именно, для лотерей.
16 - баннеры бумажные, а именно, используемые при проведении лотерей; билеты, за исключением картонных; бланки, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; бюллетени информационные, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; вывески бумажные, а именно, используемые при проведении лотерей; вымпелы бумажные, а именно, используемые при проведении лотерей; изображения графические, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; купоны печатные, за исключением картонных, а именно, для лотерей; листовки, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; лотки для корреспонденции, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; материалы графические печатные, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; материалы для обучения [за исключением приборов], за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; плакаты, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; продукция печатная, за исключением из картона, а именно, используемые при проведении лотерей; проспекты, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; расписания печатные, за исключением картонных, а именно, используемые при проведении лотерей; табло из бумаги для объявлений, а именно, используемые при проведении лотерей;
28 - автоматы игровые для азартных игр, а именно для лотерей; автоматы игровые с предварительной оплатой, а именно для лотерей; билеты лотерейные со стираемым слоем; емкости для игральных костей, а именно для лотерей; игры, а именно лотереи; карточки для игр, а именно для лотерей; скретч-карты для лотерей; устройства для игр, а именно для лотерей; фишки [жетоны] для игр, а именно для лотерей;
35 - аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; оформление витрин; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; публикация рекламных текстов; радиореклама;
распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов;
редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины; все вышеуказанные услуги 35 класса относятся исключительно к организации и проведению лотерей;
41 - бронирование билетов на зрелищные мероприятия, а именно, связанные с проведением лотерей; макетирование публикаций, за исключением рекламных, а именно, связанных с проведением лотерей; монтаж видеозаписей, а именно, связанных с проведением лотерей; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные, а именно, связанные с проведением лотерей; предоставление видео файлов онлайн, не загружаемых, а именно, связанных с проведением лотерей; предоставление информации по вопросам развлечений, а именно, с проведением лотерей; предоставление отзывов пользователей в развлекательных целях, а именно, связанных с проведением лотерей; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных целях, а именно, связанных с проведением лотерей; предоставление электронных публикаций онлайн, не загружаемых, а именно, связанных с проведением лотерей; прокат оборудования для игр, а именно, для лотерей; развлечения; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть, а именно, связанных с проведением лотерей; услуги по распространению билетов [развлечение], а именно, лотерейных; шоу-программы, а именно, связанные с проведением лотерей.
Анализ заявленного обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Как было указано выше, в состав заявленного обозначения включены цифры "5" и "7". Упомянутые цифры имеют оригинальную графическую проработку, а также являются неотъемлемой частью оригинальной композиции, встроены в общую структуру заявленного обозначения, в связи с чем по отношению к данным элементам не применимы положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса. Они признаются охраняемыми элементами заявленного обозначения.
В состав заявленного обозначения входит также словесный элемент "БИНГО", который согласно словарно-справочным источникам информации (см. www.dic.academic.ru) обозначает популярную игру, разновидность лото, в которой случайным образом выбираются числа, а игроки должны заполнять соответствующие числа на своих карточках. Первый игрок, заполнивший карточку в соответствии с правилами розыгрыша, побеждает. Чтобы обозначить свой выигрыш, он обычно выкрикивает "Бинго!". В США, Англии, Австралии и некоторых других странах существует развитая бинго-индустрия.
В сети Интернет представлена многочисленная информация об игре бинго и ее истории в России. Так, в частности, указывается, что эта игра, появившись в Италии, пришла к нам в 18 веке, однако популярность свою обрела лишь во времена Советского Союза. Друзья, собравшись по выходным вместе за столом, увлечённо играли в лото несколько часов подряд.
Лото до такой степени полюбили, что ему присвоили статус настольной игры. В Центральном Доме Журналистики организовали первую спортивно-числовую лотерею. Сорок девять видов спорта получили свои порядковые номера, и после потрясающего успеха организаторы предприняли ещё целый ряд серий тиражей.
В советские времена даже был снят и выпущен в прокат фильм, который посвятили игре "Спортлото-82". В те времена в любом спортивном магазине человек мог приобрести наборы для игры в любимую все игру - лото. Позже люди стали принимать активное участие в телевизионной версии игры. Игра бинго популярна в России и в настоящее время, ее относят к лотерейным играм (http://adib92.ru/main.mhtml?PubID=1775).
Резюмируя вышеизложенное, коллегия приходит к выводу о том, что бинго - это известная во всем мира игра (разновидность лото), а также возглас, обозначающий окончание игры. Популярностью пользуются игры бинго в сети Интернет, а также телевизионные версии игры в бинго. Упомянутая игра относится к лотерейным играм.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении, в том числе, товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ, ограниченных заявителем таким образом, что все они предназначены для игры в бинго, относятся к сфере лотерей. Услуги 35 класса МКТУ также могут иметь соответствующее назначение - направлены на рекламирование и сбыт товаров, связанные с игрой бинго, в том числе с лотерейными билетами.
Таким образом, словесный элемент "БИНГО" указывает на вид и назначение заявленных товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 41 классов МКТУ, в связи с чем не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса. Указанный словесный элемент должен оставаться свободным от исключительных прав третьих лиц, поскольку необходимость использования указанного слова в сфере товаров и услуг, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению, может возникнуть у любого участника рынка для описания вида и назначения товаров и услуг.
В возражении указывается на то, что согласно законодательству о рекламе организаторами лотерей в Российской Федерации являются только Министерство финансов РФ и Министерство спорта РФ. При этом, Министерство спорта РФ заключило контракт с АО "ГСЛ" на проведение 5 тиражных всероссийских государственных лотерей. В свою очередь АО "ГСЛ" заключило контракт с заявителем, согласно которому фактически услуги по проведению пяти всероссийских государственных лотерей, включая "Бинго-75", оказывает АО "Технологическая компания "Центр". Указанное, по мнению заявителя, исключает возможность появления иных лиц, выпускающих товары и оказывающих услуги под обозначением "бинго". Вместе с тем, приведенная заявителем ситуация отражает текущее проведение лотерей в Российской Федерации и не исключает возможности изменения законодательства, а также возможности заключения контрактов с иными лицами, помимо заявителя, на организацию лотерей в будущем (контракт на организацию лотерей с заявителем является срочным и действует до 31 декабря 2029 года). В связи с изложенным, неограниченный круг третьих лиц будет лишен права использовать данное обозначение в своей деятельности при маркировке однородных товаров и услуг. Таким образом, предоставление монопольного права на обозначение "БИНГО", которое хорошо известно в сфере организации и проведения лотерей, для испрашиваемых товаров и услуг недопустимо.
Заявителем представлен социологической опрос (2), где приводятся диаграммы N 11, N 11.1, отражающие "Восприятие элементов "БИНГО" и "7", "5" на обозначении по заявке на регистрацию товарного знака N 2020731437 с элементами "БИНГО", "7", "5" как оригинального названия конкретной лотереи или как указания на вид лотереи". Вопросы, которые соответствуют данным диаграммам следующие: "По вашему, на данном обозначении (обозначение по заявке на регистрацию товарного знака N 2020731437 с элементами "БИНГО", "7", "5") чем являются элементы "БИНГО", "7", "5"?", при этом предлагались следующие варианты ответов: "оригинальное название конкретной лотереи", "указание на вид лотереи", "затрудняюсь ответить". Коллегия полагает, что ввиду отсутствия в опросе (2) определения понятия "описательности" обозначения и отсутствия описания понятия "средство индивидуализации", упомянутый вопрос не является понятным среднему российскому потребителю и его результаты не могут быть положены в основу ввода о соответствии заявленного обозначения, включающего словесный элемент "БИНГО", требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
В дополнениях к возражению содержатся ссылки на товарные знаки "BINGO" (международная регистрация N 796657), "БИНГО" (свидетельство N 227368), "" (свидетельство N 474204), зарегистрированные на имя иных лиц. Кроме того, заявителю принадлежат исключительные права на товарные знаки "" (свидетельство N 644968), " " (свидетельство N 740753), "БИНГО" (свидетельство N 805741), товарный знак " " (свидетельство N 666398). Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует об охраноспособности словесного элемента "БИНГО" заявленного обозначения. Вместе с тем, делопроизводство по каждой заявке ведется отдельно с учетом обстоятельств каждого конкретного дела. При этом, следует отметить, что знак по международной регистрации N 796657, товарные знаки по свидетельствам N 227368, N 474204 зарегистрированы в отношении товаров, отличающихся от товаров и услуг заявленного обозначения. Товарные знаки по свидетельствам N 740753 и N 666398 представляют собой обозначения, отличающиеся от словесного элемента "БИНГО". Что касается товарного знака по свидетельству N 644968, то элементы "БИНГО", "7", "5" не являются предметом самостоятельной правовой охраны.
Что касается иных, приведенных в возражении товарных знаков (свидетельства N 596702, N 604721, N 613843, N 644968, N 721634), зарегистрированных на имя заявителя, а также товарных знаков иных лиц (свидетельства N 583599, N 583600, N 584256, N 622299, N 786564, N 786567, N 122498, NN174541, N 756343, N 810842), представляющих собой обозначения, совершенно отличные от заявленного обозначения, то их наличие никак не опровергает факта несоответствия заявленного обозначения, включающего словесный элемент "БИНГО", требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Заявитель ссылается на приобретение заявленным обозначением дополнительной различительной способности, в рамках чего им были представлены материалы (1-7).
Так, в частности, согласно возражению заявителем с апреля 2018 года по 1 квартал 2021 года было продано более 28 миллионов билетов лотереи под заявленным обозначением на общую сумму 2,5 млрд. рублей. В возражении содержатся сведения о точках продаж лотереи под заявленным обозначением: лотерейные киоски "Столото" (более 200 по всей стране), отделения АО "Почта России", вендинговые автоматы самообслуживания, лотерейная сеть "Балт-лото" (более 150 точек), офисы ПАО "Ростелеком" и т.д. В том числе лотерейные билеты реализуются в сети Интернет и приложениях для IOS и Android. Заявителем представлены данные о посещениях сайта www.stoloto.ru, а также образцы информационно-рекламных материалов, размещаемых в точках продаж лотереи под заявленным обозначением. Заявитель ссылается также на трансляции розыгрыша лотерей по телевидению. Помимо прочего, в распоряжение коллегии были представлены данные социологического опроса (2).
Анализ представленных материалов в их совокупности не позволяет признать факт приобретении заявленным обозначением дополнительной различительной способности по следующим причинам.
Приобретение различительной способности заявленного обозначения является следствием факта восприятия средним российским потребителем товаров и услуг, маркированных данным обозначением, во взаимосвязи с конкретным лицом, производящим товары/ оказывающим услуги. Вместе с тем, из материалов возражения однозначно не следует, что обозначениеассоциируется исключительно с заявителем.
Так, заявителем указывается на значительное число проданных лотерейных билетов, сопровождаемых заявленным обозначением. Вместе с тем, обращение к образцам билетов, представленных в материалы дела, свидетельствует о том, что в качестве организатора игр фигурирует Министерство спорта Российской Федерации, а оператором является АО "ГСЛ". При этом, на билетах отсутствуют отсылки к заявителю как лицу, имеющему отношение к организации лотерей. В приказе АО "ГСЛ" N 258 от 11.05.2018 "Об утверждении форм билетов, уведомлений о приеме лотерейной ставки и регистрации лотерейных билетов, информации о билете лотереи "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75") приведены форма лотерейных билетов "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75"), а также форма купона и уведомления о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного лотерейного билета, в которых среди выходных данных отсутствуют сведения об АО "Технологическая компания "Центр". В них также указан организатор игр - Министерство спорта Российской Федерации, оператор - АО "ГСЛ". В приказе АО "ГСЛ" N 490 от 17.08.2018 "О внесении изменений в форму уведомления о приеме лотерейной ставки и регистрации электронных лотерейных билетов "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75") содержится форма купона и уведомления о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного лотерейного билета "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75")", где также не содержится данных о заявителе. В связи с изложенным, у коллегии нет оснований для вывода о том, что лотерейные билеты, маркируемые заявленным обозначением, будут восприниматься исключительно во взаимосвязи с заявителем.
Кроме того, в приказе АО "ГСЛ" N 490 от 17.08.2018 "О внесении изменений в форму уведомления о приеме лотерейной ставки и регистрации электронных лотерейных билетов "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75"), приказе АО "ГСЛ" N 258 от 11.05.2018 "Об утверждении форм билетов, уведомлений о приеме лотерейной ставки и регистрации лотерейных билетов, информации о билете лотереи "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75"), приказе АО "ГСЛ" N 193 от 19.03.2019 "Об утверждении форм уведомлений о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного лотерейного билета "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75")", приказе АО "ГСЛ" N 843 от 05.11.2019 "Об утверждении форм уведомлений о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного лотерейного билета "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75")", приказе АО "ГСЛ N 241 от 18.03.2020 "Об утверждении форм уведомлений о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного лотерейного билета "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75")" содержатся форма уведомления о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного лотерейного билета "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго -75"), форма информации об электронном лотерейном билете, отображаемой на сайте www.stoloto.ru "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75"), форма билета, состоящего из одной части "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75"), в которых также отсутствуют заявитель. Кроме того, в упомянутых выше приказах фигурирует обозначение отличное от заявленного своим цветовым оформлением, следовательно, упомянутые выше документы не могут быть приняты в обоснование доводов о приобретении различительной способности обозначения по заявке N 2020731437.
Что касается приказа АО "ГСЛ" N 1013 от 16.10.2020 "Об утверждении форм уведомлений о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного лотерейного билета "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75")", приказа АО "ГСЛ" N 1274 от 21.12.2020 "Об утверждении форм билетов "ВГЛ 2 Спорт", алгоритм определения выигрышей N 6 ("Бинго-75"), то в упомянутых формах также отсутствует заявитель, они касаются иного обозначения, а также выходят за дату приоритета заявленного обозначения и, таким образом, не могут быть учтены коллегией.
Заявителем указывается, что лотерейные билеты, на которых размещено заявленное обозначение, сопровождаются обозначением "СТОЛОТО", права на которые принадлежат заявителю, в связи с чем данные билеты будут ассоциироваться именно с АО "Технологическая компания "Центр". Вместе с тем, упомянутый факт не является известным среднему российскому потребителю, данных об однозначном ассоциировании обозначения "СТОЛОТО" с заявителем представлено не было.
В видеороликах, транслируемых по телевидению, касающихся розыгрыша лотереи под рассматриваемым обозначением, рекламных материалах, которые размещены на киосках продажи лотерейных билетов, образцах печатных рекламных материалов лотереи, вставках в холдеры на кассах в отделениях Почты России, информационных листочках для Ростелекома, вставке в воблер на кассах в отделениях Почты России, листовке "Снижение цен в бинго лотереях в январе 2020 года", скриптах для операторов Почты России, также нигде не фигурирует АО "Технологическая компания "Центр".
С возражением представлены распечатки сайта www.stoloto.ru, на котором размещено заявленное обозначение. Однако, данные распечатки не имеют ретроспективных данных, не ясно, кто именно является администратором данного сайта, а также на представленных распечатках отсутствуют сведения о заявителе. Кроме того, с возражением не представлено каких-либо материалов о мобильной версии m.stoloto.ru, на которую ссылается заявитель.
В числе прочих документов заявителем был представлен социологический опрос (2). В рамках доказывания приобретения заявленным обозначением различительной способности установлению подлежит восприятие заявленного обозначения в его связи с заявителем. Согласно диаграмме N 8 респондентам задавался вопрос: "Посмотрите на данное обозначение (обозначение по заявке N 2020731437). С каким товарами и услугами у вас возникают ассоциации?" (в настоящее время и на дату 18.06.2020), при этом были предложены следующие варианты ответов: "товары и услуги, связанные с проведением лотерей", "программное обеспечение и услуги, связанные с его лицензированием", "осветительные приборы", "канцелярские товары", "товары и услуги, связанные с хранением", "затрудняюсь ответить". Коллегия усматривает, что варианты ответов наводят респондентов на результат, который ожидает заказчик данного исследования, а именно подталкивают респондентов к очевидному ответу - "товары и услуги, связанные с проведением лотерей". Диаграмма N 10 отражает "мнение потребителей о названии лотерей под обозначением по заявке на регистрацию товарного знака N 2020731437 с элементами "БИНГО", "7", "5" в настоящее время и на дату 18.06.2020". Так, респондентам был задан вопрос "Укажите, пожалуйста, какое, по Вашему мнению, название лотереи, проводимой с использованием обозначения по заявке N 2020731437 с элементами "БИНГО", "7", "5"?", при этом были предложены следующие варианты ответов: "лотерея БИНГО-75", "Жилищная лотерея", "Лотерея "Джокер", "Лотерея "Спортлото "4 из 20", "Лотерея 6 из 36", "Лотерея Русское лото", "затрудняюсь ответить". При этом, 95% опрошенных на настоящее время и 87% опрошенных на дату 18.06.2020 полагают, что данное обозначение ассоциируется с лотереей "Бинго-75". Вместе с тем, ответ на вышеприведенный вопрос является очевидным и предсказуемым, поскольку в самом вопросе указано название лотереи, включенное в состав заявленного обозначения. Аналогичная ситуация касается и диаграммы 10.1. В отчете отражены результаты анкетных вопросов N 19, N 20 "Какая компания, по Вашему мнению, производит товары и оказывает услуги, маркируемые данным обозначением (обозначение по заявке на регистрацию товарного знака N 2020731437 с элементами "БИНГО", "7", "5")". Данный вопрос является закрытым и предполагает следующие ответы: АО "ТК Центр", ЗАО "Интерлот", АО "Концерн Милан", АО "ГСЛ", "не знаю". Вместе с тем, среди ответов не указано Министерство спорта РФ, которое является организатором лотереи, что является существенным недостатком данного вопроса и ответов на него. Заявителем указывается на то, что согласно Положению о Министерстве спорта РФ данный орган вправе иметь геральдический знак - эмблемы, флаг и вымпел, но не товарный знак. Ни один из товарных знаков для государственных лотерей не зарегистрирован на Министерство спорта РФ. Министерство спорта не осуществляет деятельность, связанную непосредственно с оказанием потребителей услуг "организация лотерей" в общепринятом смысле. В связи с изложенным, по мнению заявителя, подавляющее большинство потребителей считают, что министерства не являются правообладателями каких-либо товарных знаков, в том числе, связанных с лотереями, что подтверждается социологическим опросом, проведенным в рамках доказывания приобретения товарным знаком "Русское лото" статуса общеизвестного в Российской Федерации товарного знака. Согласно дополнениям к возражению, включение организатора лотереи "Бинго-75" Министерства спорта России в варианты ответов на вопросы N 19 и 27 социологического опроса заведомо привело бы к тому, что его выбрало бы малое (не являющееся статистически значимым) количество респондентов. В отношении вышеприведенных доводов необходимо отметить следующее. Министерство спорта РФ, являясь юридическим лицом, вправе регистрировать на свое имя товарные знаки. Исключение данного лица, являющегося организатором лотереи и фигурирующего на билетах в качестве такового, приводит к заведомо необъективным и невалидным ответам на заданный вопрос. Результаты иного социологического опроса, проведенного в отношении иного обозначения, не имеют отношения к рассматриваемому возражению и социологическому опросу, данные полученные в результате опроса по иному обозначению не должны влиять на проведенное исследование по заявленному обозначению.
Таким образом, опрос (2) имеет ряд существенных недостатков, в связи с чем не может быть положен в основу доводов заявителя о приобретении заявленным обозначением дополнительной различительной способности.
Что касается проведения исследования в отношении заявленного обозначения без элементов "БИНГО", "7", "5", а также сравнение данного обозначения с заявленным на предмет его узнаваемости, то анализ данных вопросов не относится к существу рассматриваемого спора, в рамках которого требовалось доказать восприятие заявленного обозначения в его взаимосвязи с заявителем.
Резюмируя вышеизложенное, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения словесного элемента "БИНГО" в качестве охраняемого элемента заявленного обозначения ввиду его несоответствия требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса. При этом, коллегия находит обоснованными доводы возражения об охраноспособности цифр "7", "5" в составе заявленного обозначения.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 28.01.2022, изменить решение Роспатента от 01.10.2021, зарегистрировать товарный знак по заявке N 2020731437.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 мая 2022 г. по заявке N 2020731437/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru