Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2022 г. по заявке N 2020742262/33
Заявка: |
2020742262/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.01.2022 |
Дата коллегии: |
12.05.2022 |
Дата утверждения: |
31.05.2022 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "МОНОПОЛИЯ", Санкт-Петербург |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 28.01.2022 возражение Общества с ограниченной ответственностью "МОНОПОЛИЯ", Санкт-Петербург (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020742262, при этом установила следующее.
Словесное обозначение " " по заявке N 2020742262, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 07.08.2020, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35, 38, 39, 42 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ).
Роспатентом 30.09.2021 было принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020742262 в отношении всех услуг 38, 39 классов МКТУ, а также части заявленных услуг 35 класса МКТУ "анализ себестоимости; ведение автоматизированных баз данных; запись сообщений [канцелярия]; исследования в области бизнеса; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление процессами обработки заказов товаров; услуги по сравнению цен; экспертиза деловая" с исключением из охраны словесного элемента "Почта". Основанием для принятия решения послужили приведенные в заключении по результатам экспертизы, являющимся неотъемлемой частью оспариваемого решения Роспатента, доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении части заявленных услуг 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; исследования маркетинговые; маркетинг; маркетинг целевой; обновление рекламных материалов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; публикация рекламных текстов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; услуги по исследованию рынка; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]" и всех услуг 42 класса МКТУ.
Согласно доводам заключения по результатам экспертизы, являющимся неотъемлемой частью оспариваемого решения Роспатента, заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя иных лиц товарными знаками с более ранним приоритетом в отношении однородных товаров и услуг:
- с товарным знаком " " [1] (свидетельство N 600323 с приоритетом от 23.12.2015), зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя Общества с ограниченной ответственностью "Алиот", 665816, Иркутская область, г. Ангарск, 177 кварт., 15;
- с товарным знаком " " [2] (свидетельство N 425901 с приоритетом от 14.04.2009, срок действия регистрации продлен до 14.04.2029), зарегистрированным в отношении товаров 09 класса МКТУ, однородных заявленным услугам 42 класса МКТУ на имя компании ХАСБРО, ИНК., корпорация штата Род-Айленд, 1027 Ньюпорт Авеню, Потакет, Род-Айленд 02862, Соединенные Штаты Америки.
Также в заключении по результатам экспертизы отмечается, что входящее в состав заявленного обозначения слово "Почта" в силу своего смыслового значения ("Почта" - государственное учреждение для пересылки корреспонденции, а также легких грузов, денег и т.п., способ пересылки, доставки чего-нибудь, см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1101156) указывает на свойства и назначение услуг, не обладает различительной способностью и является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
В поступившем возражении и дополнении к нему от 30.03.2022 высказывается несогласие с доводами, приведенными в заключении по результатам экспертизы, при этом суть аргументов заявителя сводится к следующему:
- между заявленным обозначением и противопоставленным товарным знаком " " [1] по свидетельству N 600323 нет сходства до степени смешения, поскольку они имеют разную фонетику в силу наличия в составе заявленного обозначения словесного элемента "Почта", также сопоставляемые обозначения производят отличающееся общее зрительное впечатление за счет разного цвета, шрифта, расположения букв по отношению друг к другу, противопоставленный знак содержит изобразительные элементы, кроме того, сравниваемые обозначения отличаются семантически, так как в силу оригинального исполнения противопоставленного товарного знака возникает домысливание относительно его смысла, а смысл заявленного обозначения обусловлен семантикой заложенных в слова "МОНОПОЛИЯ. Почта";
- отсутствие сходства между заявленным обозначением и противопоставленным товарным знаком " " [1] по свидетельству N 600323 обусловлено разной сферой деятельности ООО "МОНОПОЛИЯ" и ООО "Алиот";
- ООО "МОНОПОЛИЯ" представляет собой транспортно-логистическую компанию, оказывающую услуги по перевозке грузов и иные сопутствующие перевозке услуги, является частью ГК "МОНОПОЛИЯ", которая имеет известность на рынке благодаря предоставлению различных сервисов связанных с перевозкой грузов посредством цифровой платформы: https://monopoly.online/ на территории Российской Федерации, а также в странах СНГ;
- в свою очередь основным видом деятельности ООО "Алиот" является розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах на территории города Ангарска Иркутской области;
- отсутствие сходства до степени смешения заявленного обозначения с противопоставленным товарным знаком " " [2] по свидетельству N 425901 обусловлено отсутствием однородности товаров 09 класса МКТУ и услуг 42 класса МКТУ, различной адресной группой потребителей и разной сферой деятельности компании ХАСБРО, ИНК., которая ассоциируется у потребителя с производством игр и развлечений, и ООО "МОНОПОЛИЯ";
- заявитель обладает исключительным правом на серию товарных знаков со словесным элементом "МОНОПОЛИЯ" / "MONOPOLY" для услуг 35 и 42 классов МКТУ: " " по свидетельству N 408039, "
" по свидетельству N 677256, "
" по свидетельству N 652867, "
" по свидетельству N 663370, "
" по свидетельству N 766850, "
" по свидетельству N 837153, "
" по свидетельству N 844113, "
" по свидетельству N 843762, при этом первый товарный знак серии имеет приоритет от 17.04.2009, а в дальнейшем регистрации осуществлялись в 2016, 2017, 2018, 2021 годах, а экспертиза проводилась разными экспертами в разные периоды времени;
- экспертизой не было выявлено сходства до степени смешения между товарными знаками " " по свидетельству N 843762, "
" по свидетельству N 837153, "
" по свидетельству N 844113, "
" по свидетельству N 766850 и противопоставленными товарными знаками "
" [1] по свидетельству N 600323, "
" [2] по свидетельству N 425901 в отношении идентичных услуг 35, 42 классов МКТУ;
- в случае отказа в регистрации заявленного обозначения выводы Роспатента по рассматриваемой заявке N 2020742262 войдут в противоречие с ранее принятыми решениями в отношении одного и того же заявителя, и обозначений одной серии и будут обжалованы в суде;
- принадлежащие ООО "МОНОПОЛИЯ" (с апреля 2009 года), ООО "Алиот" (с декабря 2015 г.) и компании ХАСБРО ИНК. (с апреля 2009 года) товарные знаки сосуществуют бесконфликтно;
- заявитель ограничивает заявленный перечень услуг 42 класса МКТУ деятельностью, связанной с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок, а именно "инсталляция программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; контроль технический автомобильного транспорта; обеспечение программное, связанное с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок, как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; оцифровка документов [сканирование]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление поисковых средств для Интернета связанных с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; прокат программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; разработка компьютерных платформ связанных с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; разработка программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок";
- регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака не нарушает права и законные интересы ООО "Алиот" как правообладателя товарного знака " " [1] по свидетельству N 600323, что неоднократно подтверждалось этим лицом в письмах, направленных заявителю, а правовая охрана иных товарных знаков заявителя не оспаривалась.
В силу изложенного заявитель просит изменить решение Роспатента и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2020742262 в отношении всех заявленных услуг 35 класса МКТУ и скорректированного перечня услуг 42 класса МКТУ "инсталляция программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; контроль технический автомобильного транспорта; обеспечение программное, связанное с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок, как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; оцифровка документов [сканирование]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление поисковых средств для Интернета связанных с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; прокат программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; разработка компьютерных платформ связанных с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; разработка программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок".
В качестве документов, иллюстрирующих доводы возражения, заявителем представлены следующие материалы:
(1) Сравнительный анализ однородности товаров/услуг (их взаимозаменяемости и взаимодополняемости), адресных групп потребителей, сфер деятельности ООО "Алиот", компании ХАСБРО, Инк. и ООО "МОНОПОЛИЯ";
(2) Письмо-согласие от ООО "Алиот" с исх. N 2/ТЗ от 26.04.2018;
(3) Письмо от ООО "Алиот" с исх. N 8/К от 27.01.2021;
(4) Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "МОНОПОЛИЯ" от 14.02.2022;
(5) Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Алиот" от 14.02.2022;
(6) Копия решения о регистрации товарного знака N 766850;
(7) Ответ на уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства (заявка N 2018755893);
(8) Копия решения о регистрации товарного знака N 837153;
(9) Копия решения о регистрации товарного знака N 844113;
(10) Копия решения о регистрации товарного знака N 843762;
(11) Ответ на уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства (заявка N 2020740792).
Изучив материалы дела и заслушав представителей заявителя, коллегия сочла доводы возражения убедительными в части.
С учетом даты (07.08.2020) поступления заявки N 2020742262 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы: общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условными обозначениями, применяемыми в науке и технике; общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 42 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначение понятий, идей (в частности, совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Обозначение " " по заявке N 2020742262 с приоритетом от 07.08.2020 является словесным, включает в свой состав словесные элементы "МОНОПОЛИЯ" и "Почта", выполненные стандартным шрифтом кириллического алфавита, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака для индивидуализации услуг 35, 38, 39, 42 классов МКТУ.
Согласно доводом поступившего возражения решение Роспатента оспаривается в отношении услуг 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; исследования маркетинговые; маркетинг; маркетинг целевой; обновление рекламных материалов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; публикация рекламных текстов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; услуги по исследованию рынка; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]", а также скорректированного перечня услуг 42 класса МКТУ "инсталляция программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; контроль технический автомобильного транспорта; обеспечение программное, связанное с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок, как услуга [SaaS]; обслуживание программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; оцифровка документов [сканирование]; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление поисковых средств для Интернета связанных с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; прокат программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; разработка компьютерных платформ связанных с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок; разработка программного обеспечения связанного с сервисами в сфере организации и осуществления грузоперевозок".
Отказ в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для услуг 35, 42 классов МКТУ основан на выводе о его несоответствии требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в связи наличием противопоставленных товарных знаков " " [1] по свидетельству N 600323 и "
" [2] по свидетельству N 425901, имеющих более ранний приоритет и принадлежащих иным лицам.
Противопоставленный товарный знак " " [1] по свидетельству N 600323 с приоритетом от 23.12.2015 является комбинированным, включает словесный элемент "МОНОПОЛИЯ", выполненный буквами кириллического алфавита оригинальным шрифтом. Товарный знак зарегистрирован для услуг 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; изучение рынка; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих и рекламных целях; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]".
Противопоставленный товарный знак " " [2] по свидетельству N 425901 с приоритетом от 14.04.2009 является словесным, включает словесный элемент "MONOPOLY", выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Товарный знак зарегистрирован для товаров 09 класса МКТУ "интерактивное программное обеспечение для развлечений, в том числе игровое программное обеспечение, компьютерные игровые программы, картриджи с компьютерными играми, диски с компьютерными играми; интерактивные мультимедийные игровые программы; загружаемое программное обеспечение для развлечений, используемое для компьютеров, портативных игровых устройств, игровых консолей, устройств связи и мобильных телефонов; программное обеспечение для видеоигр, видеоигровые программы, картриджи с видеоиграми, диски с видеоиграми, предназначенные для компьютеров, портативных игровых устройств, игровых консолей, устройств связи и мобильных телефонов; игровые машины, в том числе игровые автоматы и терминалы видеолотереи".
Сопоставительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков показал следующее.
При анализе сравниваемых обозначений коллегия руководствуется правоприменительной практикой относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
Так, заявленное обозначение " " включает в свой состав два словесных элемента "МОНОПОЛИЯ" и "Почта", которые разделены знаком препинания - точкой. При обращении к словарно-справочным источникам информации установлено, что словесные элементы "МОНОПОЛИЯ" и "Почта" представляют собой лексические единицы русского языка, где "монополия" - исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что-либо (см. онлайн Словарь финансовых терминов, https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/15390), а "почта" - государственное учреждение для пересылки корреспонденции, а также легких грузов, денег и т.п., способ пересылки, доставки чего-нибудь (см. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1101156).
Словесные элементы "МОНОПОЛИЯ" и "Почта" не связаны друг с другом грамматически, выполнены буквами разного регистра, а именно слово "МОНОПОЛИЯ" - заглавными, а слово "Почта" - заглавными и строчными. Указанные особенности графического исполнения дополнительно влияют на восприятие этих словесных элементов по отдельности и приводят к выводу об отсутствии между ними лексической связи.
Все вышеизложенные обстоятельства обуславливают необходимость проведения анализа каждого из входящих в состав заявленного обозначения слов по отдельности. При этом следует отметить, что словесный элемент "Почта" является неохраняемым в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса для всех заявленных услуг, поскольку не обладает различительной способностью, что заявителем не оспаривается.
Таким образом, основным индивидуализирующим элементом заявленного обозначения выступает слово "МОНОПОЛИЯ".
В свою очередь противопоставленные товарные знаки " " [1] по свидетельству N 600323 и "
" [2] по свидетельству N 425901 характеризуются наличием в их составе единственного словесного элемента "МОНОПОЛИЯ" и "MONOPOLY" соответственно, при этом слово "monopoly" переводится с английского языка как "монополия" (см. https://translate.yandex.ru) и произносится как [монополи].
Семантическое тождество словесных элементов "МОНОПОЛИЯ" и "MONOPOLY" в составе сравниваемых обозначений, а также их фонетическое сходство за счет совпадения большинства входящих в их состав звуков, обуславливает вывод об их ассоциировании друг с другом по смыслу и по звучанию. Использование же при написании словесных элементов в составе заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков разной цветовой гаммы, разного шрифтового регистра и букв разных алфавитов не приводит к выводу об отсутствии сходства.
Кроме того, следует отметить, что графический критерий сходства при сопоставлении заявленного обозначения, выполненного в стандартной шрифтовой манере, имеет второстепенное значение, поскольку у этого обозначения не имеется каких-либо визуальных особенностей, оказывающих существенное воздействие на потребителя и приводящих к его запоминанию в этой связи.
Тем самым именно семантическое тождество и фонетическое сходство вышеназванных словесных элементов "МОНОПОЛИЯ" и "MONOPOLY" сравниваемых товарных знаков предопределяет возможность возникновения представления о том, что сопоставляемые средства индивидуализации принадлежат одному и тому же предприятию или исходят из одного и того же коммерческого источника, т.е. сопоставляемые обозначения характеризуются высокой степенью сходства. При этом необходимо отметить, что для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не их реального смешения в глазах потребителя, а добавление к товарному знаку, принадлежащему иному лицу, уточняющего или характеризующего его слова (в данном случае неохраняемого словесного элемента "Почта") не делает новое обозначение не сходным до степени смешения с данным товарным знаком. Указанный довод согласуется с позицией Суда по интеллектуальным правам по ряду дел (см. например, постановление от 22.12.2016 по делу NА32-33266/2014).
Вместе с тем, как указывалось выше, на вероятность смешения товарных знаков в равной степени оказывает влияние как наличие между ними сходства, так и однородность услуг, для сопровождения которых в гражданском обороте предназначены сравниваемые обозначения.
Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается, в частности, для индивидуализации услуг 42 класса МКТУ в области создания программного обеспечения. В свою очередь противопоставленный товарный знак [2] по свидетельству N 425901 предназначен для товаров 09 класса МКТУ, представляющих собой программное обеспечение, т.е. программный продукт и вид деятельности по его созданию являются однородными.
Однако необходимо констатировать, что программное обеспечение 09 класса МКТУ противопоставленного товарного знака [2] относится к сфере деятельности, связанной с играми и развлечениями, в то время как скорректированный заявителем перечень услуг 42 класса МКТУ связан с созданием программного продукта для организации и осуществления грузоперевозок.
Поскольку указанные сферы деятельности в области игр и транспортных перевозок отличаются по роду, назначению, кругу потребителей, т.е. не являются однородными, вероятность смешения потребителями в гражданском обороте сопоставляемых обозначений " " и "
" [2] отсутствует. Данные обстоятельства позволяют не рассматривать товарный знак [2] по свидетельству N 425901 в качестве препятствия для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для услуг 42 класса МКТУ в рамках требований пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса, и снять указанное противопоставление.
Вместе с тем в части сопоставляемых услуг 35 класса МКТУ, для индивидуализации которых предназначены заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак [1] по свидетельству N 600323, необходимо констатировать принадлежность их к одной родовой группе (продвижение товаров), их одинаковое назначение, круг потребителей, условия оказания.
Так, под продвижением товаров следует понимать совокупность мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличение их сбыта, расширения рыночного поля товаров. К данной деятельности относятся как услуги торговли, так и деятельность в области рекламы.
К продвижению товаров можно отнести как заявленные услуги 35 класса МКТУ "демонстрация товаров; исследования маркетинговые; маркетинг; маркетинг целевой; обновление рекламных материалов; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; публикация рекламных текстов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; услуги по исследованию рынка; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]", так и услуги 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту; изучение рынка; демонстрация товаров; организация выставок в коммерческих и рекламных целях; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]", приведенные в перечне противопоставленного товарного знака [1].
Приведенные в перечне заявленного обозначения услуги "услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц" представляют собой деятельность торговых предприятий.
Услуги по распространению образцов, услуги организация торговых выставок и ярмарок в коммерческих целях имеют своей целью продвижение товаров, т.е. представляют собой один из способов привлечения интереса покупателя к продукции того или иного производителя, как и услуги в сфере рекламы.
Маркетинговые исследования, услуги по изучению рынка и т.п. услуги представляют собой анализ данных, позволяющих получить информацию, необходимую для успешной разработки, производства и доведения до покупателя товаров и услуг, предоставляющих для него ценность (http://www.glossary.ru).
Целью маркетинговых исследований является помощь предприятию по определению возможности массового производства товаров или услуг, по установлению иерархии характеристик товаров или услуг, способных обеспечить успех на рынке, по проведению анализа типологий и мотиваций имеющейся потенциальной клиентуры, по определению цены и оптимальных условий продажи товаров и услуг.
Посредническая деятельность реализуется по договорам поручения, комиссии, агентским. Целью таких услуг является выполнение определенных действий по поручению и за счет другой стороны. Чаще всего поручение касается купли-продажи товаров, что позволяет отнести посредническую деятельность также и к деятельности по продвижению товаров третьих лиц.
Таким образом, услуги 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N 600323 следует признать однородными.
Исходя из всех вышеуказанных обстоятельств дела в совокупности, усматривается, что высокая степень сходства заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N 600323 вместе с однородностью сопоставляемых услуг 35 класса МКТУ обуславливает вероятность смешения сравниваемых товарных знаков, а, следовательно, можно сделать вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в части этих услуг.
Коллегия приняла к сведению довод возражения о том, что смешение заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N 600323 отсутствует, поскольку правообладатель данного противопоставления осуществляет деятельность только в области торговли алкогольными напитками в определенном регионе, в то время как заявитель является транспортно-логистической компанией. Однако в этой связи необходимо указать, что при сопоставлении товарных знаков учитывается не их фактическое использование, а исследуется конкретный перечень товаров (услуг), в отношении которых предоставлено и испрашивается предоставление правовой охраны сравниваемым обозначениям.
Что касается примеров принадлежащих заявителю товарных знаков " " по свидетельству N 408039, "
" по свидетельству N 677256, "
" по свидетельству N 652867, "
" по свидетельству N 663370, "
" по свидетельству N 663371, "
" по свидетельству N 766850, "
" по свидетельству N 837153, "
" по свидетельству N 844113, "
" по свидетельству N 843762, то их наличие не свидетельствует об отсутствии сходства до степени смешения между заявленным обозначением и противопоставленным товарным знаком [1] по свидетельству N 600323.
Так, товарные знаки по свидетельствам N 408039, N 677256, N 652867 не подавались на регистрацию в отношении спорного перечня услуг 35 класса МКТУ.
Товарные знаки по свидетельствам N 663370, N 663371 были зарегистрированы для услуг 35 класса МКТУ с учетом письма-согласия от правообладателя товарного знака [1] по свидетельству N 600323, при этом было установлено наличие сходства сравниваемых обозначений.
Правовая охрана товарным знакам по свидетельствам N 766850, N 837153, N 844113, N 843762 для услуг 35 класса МКТУ предоставлялась уже без наличия соответствующего письма-согласия. Однако следует отметить, что товарные знаки по свидетельствам N 766850, N 837153, N 844113 являются комбинированными, т.е. при их сопоставительном анализе с товарным знаком [1] по свидетельству N 600323 не могут быть сделаны выводы, аналогичные применяемым по отношению к заявленному словесному обозначению. Что касается словесного товарного знака по свидетельству N 843762 с приоритетом от 31.07.2020, то правомерность предоставления ему правовой охраны не может быть предметом рассмотрения в настоящем деле. Вместе с тем примененные при его экспертизе подходы идут в разрез с экспертизой по иным словесным товарным знакам заявителя, в частности, по заявкам N 2020742178 (обозначение "МОНОПОЛИЯ. Предпринимательство"), N 2020742182 (обозначение "МОНОПОЛИЯ. Страхование"), N 2020740716 (обозначение "МОНОПОЛИЯ. Грузы"), N 2020742381 (обозначение "МОНОПОЛИЯ. Бизнес"), N 2020742401 (обозначение "МОНОПОЛИЯ. Сервис"), N 2020742258 (обозначение "МОНОПОЛИЯ. Лизинг"), N 2020742262 (обозначение "МОНОПОЛИЯ. Почта"), поданными на регистрацию с товарным знаком "МОНОПОЛИЯ. Топливо" по свидетельству N 843762 практически в одно и тоже время для индивидуализации одних и тех же услуг 35 класса МКТУ.
Таким образом, в отсутствие единообразия выводов при экспертизе указанных товарных знаков, не представляется возможным говорить о том, что федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности был нарушен принцип законных ожиданий заявителя по возможности регистрации варианта его товарного знака для однородных услуг.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что препятствием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в рамках требований пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса является наличие сходного до степени смешения товарного знака [1] по свидетельству N 600323 для части однородных услуг 35 класса МКТУ. В отношении же скорректированного заявителем перечня услуг 42 класса МКТУ препятствия для регистрации товарного знака по заявке N 2020742262 отсутствуют.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 28.01.2022, изменить решение Роспатента от 30.09.2021 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2020742262.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 мая 2022 г. по заявке N 2020742262/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru