Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 июня 2022 г. по заявке N 2021726971
Заявка: |
2021726971 |
Название: |
АРАМИЛЬСКАЯ БОЙЛЕРНАЯ ПИВОВАРНЯ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
06.04.2022 |
Дата коллегии: |
20.05.2022 |
Дата утверждения: |
04.06.2022 |
Заявитель: |
ООО "Третья Пинта" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее Правила), рассмотрела возражение, поступившее 06.04.2022, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Третья Пинта", Свердловская обл., г. Арамиль, (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021726971, при этом установила следующее.
Комбинированное обозначение "" по заявке N 2021726971 с приоритетом от 30.04.2021 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров 32 класса "пиво" Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 20.12.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2021726971 в отношении всех заявленных товаров 32 класса МКТУ. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы комбинированного обозначения, заявленного в отношении товаров 32 класса МКТУ, указано, что доминирующее положение в заявленном обозначении занимают неохраняемые элементы:
- "Арамильская", представляет собой прилагательное от географического названия "Арамиль" - город в Свердловской области (см. например: Географическая энциклопедия (электронная версия)), который, с учетом внесенных изменений, является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на место нахождения заявителя;
- словесный элемент "пивоварня" (заведение, где варят пиво; пивоваренный завод (см. например: Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой (электронная версия)) представляет собой видовое наименование предприятия, характеризующее определенную сферу его деятельности, вследствие чего, также является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, с чем заявитель согласен;
- слово "БОЙЛЕРНАЯ" по отношению к заявленному товару "пиво" указывает на характеристику товаров, в том числе на их свойства, поскольку согласно информации, полученной из сети Интернет (см., например: https://winestyle.ru/articles/beer/boilernoe-pivo.html, https://wikiphile.ru/pro-bojlernoe-pivo/, https://pikabu.ru/story/pro_boylernoe_pivo_6198598, https://gradusinfo.ru/alkogol/pivo/bojlernoje.html, https://profibeer.ru/beer/mnenie-davajte-ne-budempit-vodku-iz-samovarov-a-pivo-iz-bojlerov/, https://www.drive2.ru/b/562426312082327779/, https://npk-kanzler.ru/articles/bojlernoe-pivo/, https://produktalko.com/pivo/bojlernoe-pivo-i-egoosobennosti.html и многие другие) понятие "бойлерное пиво" используется разными производителями и хорошо известно потребителям, собственно, в отношении пива, разливаемого в специальные цистерны-бойлеры. Присутствие в сети Интернет соответствующей информации позволяет прийти к выводу об осведомленности российских потребителей о таких товарах разных производителей. Так, глобальная информационная сеть Интернет является одним из основных средств свободного распространения и получения различного рода информации и относится, наряду с радио и телевидением, к электронным средствам массовой информации. Исходя из изложенного, с помощью общедоступного источника информации было установлено, что словесный элемент "БОЙЛЕРНАЯ" является сходным с вышеуказанным обозначением, находящимся в свободном обращении на рынке, уже активно использующимся различными лицами в области производства определенных товаров, а именно для соответствующих описательных характеристик пива.
Следовательно, данный словесный элемент не обладает различительной способностью, то есть является не охраняемым, в отношении соответствующих приведенных в заявке товаров 32 класса МКТУ на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 06.04.2022 поступило возражение на решение Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявитель согласен с тем, что словесные элементы "АРАМИЛЬСКАЯ" и "ПИВОВАРНЯ" являются неохраняемыми словесными обозначения, не занимают доминирующего положения, по сравнению с центральным доминирующим элементом композиции;
- заявитель не согласен с мнением экспертизы относительно неохраноспособности словесного элемента "БОЙЛЕРНАЯ";
- бойлерная - специально оборудованное помещение, размещенное отдельно от жилых и санитарно-бытовых комнат. В таком помещении установлено оборудование для нагрева и подачи воды с целью отопления дома и для ежедневных хозяйственных нужд. Сегодня слово "бойлер" применяется повсеместно, хотя если быть абсолютно точными в использовании подобной терминологии, то настоящие бойлеры находятся на теплоэнергоцентралях - ТЭЦ;
- в заявленном обозначении отсутствует словосочетание "бойлерное пиво". В специальной литературе, справочниках, относящихся к классификации пива, его производству такой термин отсутствует;
- экспертиза придает собственное значение заявленному обозначению, основываясь, вероятно, на своем понимании слова "Бойлерная" - место, где варят "бойлерное пиво", что не соответствует действительности и не может ей соответствовать;
- общедоступная информация о бойлерах, их назначении, использовании с очевидностью свидетельствует о фантазийности слова "БОЙЛЕРНАЯ" по отношению к производству пива и собственно пиву;
- использование термина "бойлерное пиво" является маркетинговым ходом, в действительности использование слова "бойлер" применительно к пиву может означать только указание на способ его транспортировки и/или хранения;
- слова "АРАМИЛЬСКАЯ БОЙЛЕРНАЯ ПИВОВАРНЯ" грамматически согласованы, элементы "бойлерная" и "пивоварня" воспринимаются потребителем как целое, несущее единое фантазийное значение (семантику), поскольку семантика словосочетания "Бойлерная пивоварня" не очевидна среднему российскому потребителю;
- исходя из вариативности восприятия потребителем заявленного обозначения, можно сделать вывод о том, что без определенного контекста отдельно слово "БОЙЛЕРНАЯ" может восприниматься потребителями по-разному;
- экспертиза никаких иных доказательств, в пользу довода об отсутствии различительной способности слова "БОЙЛЕРНАЯ", кроме информации из сети Интернет, не привела;
- заявленное обозначение представляет собой оригинальную композицию, отвечающую единому творческому замыслу автора; оно состоит из трех элементов, расположенных в три ряда, выполненных разными шрифтами, разной высоты, вместе с тем верхний и нижний элементы визуально связаны с центральным элементом "БОЙЛЕРНАЯ", доминирующим в заявленном обозначении за счет занимаемого пространства (площади), размера и вида шрифта, фантазийности по отношению к остальным элементам; оригинальность композиции обусловлена также тем, что знаки "", расположенные слева и справа от элемента "АРАМИЛЬСКАЯ"" визуально образуют вертикальные границы заявленного обозначения, а первая и последняя буквы элемента ""БОЙЛЕРНАЯ", выполненные более вытянутыми по вертикали по сравнению с остальными буквами этого элемента, являются своеобразной границей для элемента "ПИВОВАРНЯ", а сам элемент "БОЙЛЕРНАЯ" является своеобразной "крышей" для элемента "ПИВОВАРНЯ";
- в целях подтверждения своей позиции о том, что слово "БОЙЛЕРНАЯ" не может рассматриваться как характеристика товара "пиво", в том числе как указание на его свойство, заявитель обратился с соответствующим запросом в Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции;
- производство и оборот пивоваренной продукции (пиво и напитки на основе пива) регламентируются Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, а также межгосударственными и российскими стандартами, в частности, ГОСТ Р 53358-2009. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОДУКТЫ ПИВОВАРЕНИЯ. Термины и определения, ГОСТ 31711-2012. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ПИВО. Общие технические условия. В названных нормативно-правовых актах такой вид пива, как бойлерное, отсутствует;
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2021726971, с указанием в качестве неохраняемых элементов товарного знака слов "АРАМИЛЬСКАЯ" и "ПИВОВАРНЯ", в отношении заявленного товара "пиво".
К возражению приложены следующие материалы: -
1. Примеры зарегистрированных товарных знаков с неохраняемыми элементами;
2. Копия письма Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции N 6 от 21.02.2022 г.
На заседании коллегии, состоявшемся 20.05.2022, заявителю были представлены сведения из сети Интернет, а именно об использовании словесного элемента "БОЙЛЕРНАЯ" до даты приоритета рассматриваемой заявки [3] .
Изучив материалы дела, коллегией было установлено следующее.
С учетом даты (30.04.2021) поступления заявки N 2021726971 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта. Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
Указанные в пункте 34 Правил элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения (пункт 35 Правил).
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2021726971 заявлено комбинированное обозначение "", в состав которого входят выполненные буквами русского алфавита словесный элемент "БОЙЛЕРНАЯ", где буквы "Б" и "Я" выделены увеличенным размером, и словесные элементы "АРАМИЛЬСКАЯ ПИВОВАРНЯ" в стандартном шрифтовом исполнении.
Словесные элементы "АРАМИЛЬСКАЯ ПИВОВАРНЯ", являются неохраняемыми элементами на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, так как они указывают на определенную область деятельности заявителя, поскольку слово "ПИВОВАРНЯ" означает "заведение, где варят пиво; пивоваренный завод" (см. Интернет-портал "Академик: Словари и энциклопедии на Академике/Современный толковый словарь русского языка Ефремовой" - https://dic.academic.ru), то есть представляет собой видовое наименование предприятия, и на место происхождения его товаров и услуг, поскольку слово "АРАМИЛЬСКАЯ" является производным от географического наименования города Арамиль в Свердловской области.
Вывод экспертизы о неохраноспособности указанных словесных элементов "АРАМИЛЬСКАЯ ПИВОВАРНЯ" в составе заявленного обозначения заявителем в возражении не оспаривается.
В свою очередь, другой словесный элемент "БОЙЛЕРНАЯ" означает "помещение для бойлера" (см. Интернет-портал "Академик: Словари и энциклопедии на Академике/Современный толковый словарь русского языка Ефремовой" - https://dic.academic.ru/), а бойлер - это устройство для подогрева воды в системах теплоснабжения и горячего водоснабжения (см. там же), то есть слово "БОЙЛЕРНАЯ" является синонимом слова "котельная" (см. там же - Словарь русских синонимов).
В вышеуказанном, приведенном в словарях, смысловом значении данное слово, как верно было отмечено в возражении заявителем, действительно, не имеет никакого отношения к пивоварению.
Однако, вместе с тем, в сети Интернет (см. например https://winestyle.ru/articles/beer/boilernoe-pivo.html, https://wikiphile.ru/pro-bojlernoe-pivo/, https://pikabu.ru/story/pro_boylernoe_pivo_6198598, https://gradusinfo.ru/alkogol/pivo/bojlernoje.html, https://profibeer.ru/beer/mnenie-davajte-ne-budempit-vodku-iz-samovarov-a-pivo-iz-bojlerov/, https://www.drive2.ru/b/562426312082327779/, https://npk-kanzler.ru/articles/bojlernoe-pivo/, https://produktalko.com/pivo/bojlernoe-pivo-i-egoosobennosti.html, а также сведения [3]) обнаруживается информация об использовании разными производителями и известности потребителям понятия "БОЙЛЕРНОЕ ПИВО", собственно, в отношении пива, разливаемого в специальные цистерны-бойлеры.
При этом необходимо отметить очень высокую степень насыщенности сети Интернет такой информацией, причем данная информация заявителем в возражении, собственно, никак не опровергается.
Присутствие в сети Интернет соответствующей информации позволяет прийти к выводу об осведомленности российских потребителей о таких товарах разных производителей. Так, глобальная информационная сеть Интернет является одним из основных средств свободного распространения и получения различного рода информации и относится, наряду с радио и телевидением, к электронным средствам массовой информации.
Таким образом, с помощью общедоступного источника информации было установлено, что словесный элемент "БОЙЛЕРНАЯ" является сходным с вышеуказанным обозначением, находящимся до даты приоритета заявки в свободном обращении на рынке, активно использующимся различными лицами в области производства определенных товаров, а именно для соответствующих описательных характеристик пива.
Следовательно, данный словесный элемент также не обладает различительной способностью, то есть является неохраноспособным, в отношении соответствующих приведенных в заявке товаров 32 класса МКТУ "пиво".
Представленное заявителем письмо Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции N 6 от 21.02.2022 г. [2], об отсутствии в нормативных документах такого сорта пива как "БОЙЛЕРНОЕ", никоим образом не оспаривает вышеизложенный довод о широком его использовании в гражданском обороте в отношении такого товара как пиво, таким образом, указанная в письме информация не может являться убедительным доводом в пользу предоставления заявленному обозначению правовой охраны.
Исходя из изложенных выше обстоятельств, коллегия не располагает какими-либо основаниями, опровергающими вывод экспертизы о несоответствии словесного элемента "БОЙЛЕРНАЯ" в составе заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
При этом все включенные в заявленное обозначение упомянутые выше неохраняемые словесные элементы занимают в нем доминирующее положение, что препятствует регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 06.04.2022, оставить в силе решение Роспатента от 20.12.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 4 июня 2022 г. по заявке N 2021726971
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru