Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 16 июня 2022 г. по заявке N 2020719227
Заявка: |
2020719227 |
Название: |
БЕЛОРУССКИЙ ДОМЪ МАСЛА |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
16.02.2022 |
Дата коллегии: |
25.04.2022 |
Дата утверждения: |
16.06.2022 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "КЕФИР-ГРУПП", Москва |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020 (правила - Правила ППС), рассмотрела поступившее 16.02.2022 возражение, поданное Общества с ограниченной ответственностью "КЕФИР-ГРУПП", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020719227, при этом установила следующее.
Обозначение " " по заявке N 2020719227 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 10.04.2020 на имя заявителя в отношении товаров 29 класса Международной классификации товаров и услуг МКТУ (далее - МКТУ), указанных в перечне регистрации.
Роспатентом 25.05.2021 было принято решение о государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров 29 класса МКТУ с исключением из охраны словесного элемента "Белорусский Домъ Масла" согласно положениям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Изложенные в заключении по результатам экспертизы доводы сводятся к тому, что словесный элемент "Белорусский Домъ Масла" ("белорусский" - прилагательное, образованное от слова "Беларусь", официального сокращенного названия Республики Беларусь см. Географические названия мира: Топонимический словарь. Поспелов Е.М., Москва, "АСТ", 2001; "дом" - название некоторых торговых фирм, см. Толковый словарь русского языка, С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, Москва, изд. "Азбуковник", 1999, стр.77, 174; "масло" - жировое вещество, приготовляемое из веществ животного, растительного или минерального происхождения, см. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992) могут быть восприняты потребителем как указание на место производства заявленных товаров 29 класса МКТУ и местонахождение их производителя, а также на видовое наименование предприятия, в связи с чем являются неохраняемыми элементами обозначения.
Представленные заявителем документы не подтверждают приобретение заявленным обозначением различительной способности на территории Российской Федерации. При этом указывается, что документы касаются только таких товаров как масло, маргарин, продукт растительно-сливочный, в то время как регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается для более широкого перечня товаров 29 класса МКТУ.
Основание для отказа в регистрации заявленного обозначение в качестве товарного знака по пункту 3 статьи 1483 Кодекса, ранее указанное в уведомлении о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства, снято экспертизой, в связи с представлением документа о производстве товаров с целью дальнейшей реализации под торговой маркой "Белорусский Домъ Масла", на территории Республики Беларусь.
В поступившем возражении заявитель отметил, что не возражает против признания словесного элемента "Белорусский" неохраняемым, однако выразил свое несогласие с решением Роспатента в части дискламации словосочетания "Дом Масла", при этом отметив следующее:
- обозначение "Дом Масла" является фантазийным по отношению к заявленным товарам, поскольку не ясно, что это такое без дополнительного домысливания;
- заявленное обозначение представлено в виде словосочетания "Белорусский Домъ Масла", которое экспертиза необоснованно разделила на отдельные слова. Даже если согласиться с тем, что отдельно взятые словесные элементы "Белорусский" и "масла" являются неохраняемыми, то в заявленном обозначении все словесные элементы связаны между собой и образуют единое словосочетание и грамматически и по смыслу;
- при анализе обозначения "Белорусский Домъ Масла" следует учитывать, что смысловое ударение падает на слово "Домъ", которое определяет семантику всего словосочетания в целом, при этом необходимо принять во внимание наличие большого количества товарных знаков, где словесный элемент "Домъ" является охраняемым: " " по свидетельству N 386414, "
" по свидетельству N 533471, "
" по свидетельству N 771196, "
" по свидетельству N 670787, "
" по свидетельству N 801831, "
" по свидетельству N 219308, "
" по свидетельству N 294067, "
" по свидетельству N 811079, "
" по свидетельству N 582031, "
" по свидетельству N 824372, "
" по свидетельству N 841478, "
" по свидетельству N 837669, "
" по свидетельству N 833438, "
" по свидетельству N 658114;
- заявленное обозначение обладает различительной способностью, вместе с тем эта различительная способность многократно усилилась в результате длительного и активного использования, что подтверждается рядом представленных договоров и товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о том, что продукция распространялась в Москве, Ханты-Мансийском автономном округе, Тамбове, Иркутске, Архангельске, Мурманске, пгт Мостовском Краснодарского края, г. Аткарске, Саратовской области, которые находятся в разных частях Российской Федерации, где сосредоточено 79% населения, а Москва представляет собой главный туристический центр, кроме того, товары под заявленным обозначением распространялись и через интернет-площадки.
В силу изложенного заявитель просит изменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N 2020719227 в качестве товарного знака для заявленных товаров 29 класса МКТУ с предоставлением правовой охраны всем заявленным элементам.
В качестве иллюстрации доводов возражения заявителем представлены следующие документы (копии), поступившие 16.02.2022 и 30.03.2022:
(1) контракт о сотрудничестве и совместной деятельности между заявителем по заявке на товарный знак N 2020719227 и ОАО "Пружанский молочный комбинат" от 05.02.2014;
(2) договор поставки самоклеящейся этикетки в рулонах, маркированной под обозначениями, включая обозначение по заявке на товарный знак N 2020719227, с актами и агентским договором от 10.06.2019;
(3) договор поставки гофрированного картона, маркированного под обозначениями, включая обозначение по заявке на товарный знак N 2020719227, с актами и агентским договором от 22.07.2019;
(4) договор поставки полиграфической продукции, маркированной под обозначениями, включая обозначение по заявке на товарный знак N 2020719227, с актами и агентским договором от 08.06.2016;
(5) договор художественного оформления автомобилей обозначениями, включая обозначение по заявке на товарный знак N 2020719227, с актами от 25.02.2016;
(6) товарные накладные за 2017 год, содержащие указания на обозначения, включая обозначение по заявке на товарный знак N 2020719227;
(7) товарные накладные за 2018 год, содержащие указания на обозначения, включая обозначение по заявке на товарный знак N 2020719227;
(8) товарные накладные за 2019 год, содержащие указания на обозначения, включая обозначение по заявке на товарный знак N 2020719227;
(9) интернет-страницы https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=l 28341-infonriatsiya_o_kolichestve_naselennykh_puriktov_po_subektam_rossii skoi_federatsii (дата обращения 07.02.2022);
(10) интернет-страницы https://tass.ru/obschestvo/l 3256025 (дата обращения 07.02.2022);
(11) договор на продвижение в сети Интернет от 10.03.2016 с актами;
(12) договор на продвижение в сети Интернет от 29.10.2018 с актами;
(13) товарные накладные и счета-фактуры от ООО "Кефир-групп" за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.;
(14) агентский договор, заключенный между ООО "Кефир-групп" и ООО "Ришон" с отчётами к агентскому договору и копиями товарных накладных за 2017, 2018, 2019 гг.;
(15) товарные накладные за 2019 год между ООО "Фортуна" и ООО "Центрум";
(16) агентский договор, заключенный между ООО "Кефир-групп" и ООО "Центрум" с копиями товарных накладных за 2019, 2020, 2021 гг.;
(17) договор поставки ООО "Торговый дом" Продхолдинг" и ООО "Ришон" с копия счетов-фактур за 2020 и 2021 гг.
На заседании коллегии, состоявшемся 04.04.2022, были выявлены дополнительные обстоятельства в рамках требований пункта 3 статьи 1483 Кодекса, препятствующие регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Так, исходя из наличия в составе заявленного обозначения словесного элемента "Белорусский Домъ Масла", указывающего на конкретное место происхождения товаров определенного вида и их изготовителя, для части заявленных товаров 29 класса МКТУ, не являющихся маслом растительного или животного происхождения, заявленное обозначение является ложным в отношении товара.
Кроме того, учитывая, что заявителем является российское юридическое лицо, заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя.
Заявитель, надлежащим образом ознакомленный с дополнительными обстоятельствами на заседании коллегии, представил свои аргументы относительно вышеприведенных доводов, указав на неправомерность применения пункта 45 Правил ППС, в котором не предусмотрена возможность для коллегии выдвигать какие-либо дополнительные основания для отказа в регистрации товарного знака, а также отметил, что отсутствуют основания для введения потребителя в заблуждение как относительно товара, так и его изготовителя. По мнению заявителя, словесный элемент "Белорусский Домъ Масла" является образным понятием, прямо не указывающим на какой-либо географический район (дом может быть построен по белорусской технологии где угодно). Заявитель по факту торгует белорусскими товарами, которые относятся к молочно-масло-жировой продукции.
Доводы заявителя проиллюстрированы распечатками из сети интернет с изображениями этикеток масла сливочного (18) и топленого масла (19) с нанесенными на них фрагментами заявленного обозначения.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (10.04.2020) поступления заявки N 2020719227 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Вместе с тем согласно пункту 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы: общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условными обозначениями, применяемыми в науке и технике; общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из положений пункта 35 Правил, для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Обозначение " " по заявке N 2020719227 с приоритетом от 10.04.2020 является комбинированным, включает в свой состав заключенный в фигурную рамку словесный элемент "Белорусский Домъ Масла", выполненный буквами кириллического алфавита стандартным шрифтом, и расположенный ниже изобразительный элемент в виде стилизованной головы коровы. Регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 29 класса МКТУ.
Анализ заявленного обозначения показал, что входящий в его состав словесный элемент представляет собой словосочетание, состоящее из следующих лексических единиц русского языка:
"Белорусский" - прилагательное, образованное от слова "Беларусь", официального сокращенного названия Республики Беларусь, см. Географические названия мира: Топонимический словарь. Поспелов Е.М., Москва, "АСТ", 2001;
"Масло" - 1. Жировое вещество, приготовляемое из веществ животного, растительного или минерального происхождения (растительное масло; животное масло; сливочное масло); 2. Такое вещество как пищевой продукт (хлеб с маслом); 3. Масляные краски, а также картина, написанная ими (писать маслом), см. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 гг. (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/277969);
"Домъ" - стилизованное под дореформенное правописание слово "Дом" с "твердым знаком" на конце, означающее: 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий (корпоративный дом; дома новостройки); 2. Жилое помещение, квартира; жилье (расходится по домам); 3. Семья, люди, живущие вместе, одним хозяйством (принять кого-либо в свой дом; быть знакомым домами); 4. Царствующий род, династия (трехсотлетие дома Романовых); 5. В составе названий различных учреждений, заведений (дом отдыха; родильный дом); Жилое строение типа гостиницы, общежития для временного проживания работников некоторых отраслей хозяйства (дом колхозника); Государственное учреждение для проживания и обслуживания некоторых категорий граждан (дом малютки; дом инвалидов); Учреждение клубного типа, объединяющее граждан по интересам, профессиям и т.п. (дом композиторов; дом культуры; дом творчества); Крупный специализированный магазин (дом обуви, дом тканей, дом грампластинок); В составе названий торговых, общественных и других учреждений, заведений (торговый дом; сиротский дом; игорный дом; доходный дом; публичный дом), см. Энциклопедический словарь, 2009 (https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/109102/дом).
Исходя из смыслового значения всех трех элементов, входящих в состав заявленного обозначения, усматривается, что словосочетания "Белорусский Домъ Масла" воспринимается в значении наименования предприятия белорусского происхождения, осуществляющего деятельность в области производства или торговли маслом.
Следует констатировать, что заявленное обозначение, включающее в свой состав указанный спорный словесный элемент, предназначено для индивидуализации широкого перечня товаров 29 класса МКТУ, среди которых различные виды масла как животного, так и растительного происхождения: "маргарин; масла гидрогенизированные пищевые; масла пищевые; масла отвержденные пищевые; масла пищевые; масла растительные пищевые; масла растительные пряные; масла растительные смешанные для употребления в пищу; масло арахисовое; масло арахисовое пищевое; масло виноградных косточек пищевое; масло для приготовления пищи; масло из орехов кешью; масло какао пищевое; масло кокосовое жидкое пищевое; масло кокосовое твердое; масло кукурузное пищевое; масло кунжутное пищевое; масло льняное пищевое; масло медовое; масло оливковое для кулинарных целей; масло оливковое для приготовления пищи; масло оливковое первого холодного отжима пищевое; масло оливковое пищевое; масло пальмовое пищевое; масло пальмоядровое пищевое; масло подсолнечное пищевое; масло рапсовое пищевое; масло рисовых отрубей пищевое; масло семян тыквы пищевое; масло сливочное; масло сливочное пряное; масло сливочное с зеленью; масло сливочное чесночное; масло соевое пищевое; масло топленое; смеси растительных масел пищевые".
Следовательно, для вышеуказанной части товаров 29 класса МКТУ обозначение "Белорусский Домъ Масла" не способно выступать в качестве средства индивидуализации, является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса. При этом мнение заявителя относительно фантазийного характера спорного обозначения и возможности его восприятия в значении "дом, построенный по белорусским технологиям", представляется декларативным и не основано на приведенных в словарно-справочных источниках информации примерах употребления слова "дом" в том или ином контексте.
Коллегия также приняла во внимание упомянутый в возражении довод о наличии ряда зарегистрированных товарных знаков, в которых словесный элемент "Дом" является охраняемым. В этой связи коллегия считает необходимым привести примеры товарных знаков, при регистрации которых спорный словесный элемент дискламировался, например, таких как " " по свидетельству N 642381, "
" по свидетельству N 641813, "
" по свидетельству N 641350, "
" по свидетельству N 638180, "
" по свидетельству N 637817, "
" по свидетельству N 636918. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что по отношению к обозначениям, в составе которых содержится многозначный элемент "Дом", не представляется возможным применить унифицированный подход. Каждое исследуемое словосочетание в составе товарного знака следует рассматривать отдельно применительно к тем товарам (услугам), для маркировки которых оно предназначено, при этом необходимо учитывать, создается ли при его восприятии прямое правдоподобное представления об этих товарах (услугах).
Необходимо констатировать, что заявителем представлены документы, которые, по его мнению, свидетельствуют о приобретении заявленным обозначением различительной способности, однако не поясняется, в отношении каких позиций перечня товаров 29 класса МКТУ представляется возможным прийти к подобному выводу. В этой связи следует отметить, что все представленные документы касаются только таких товаров как сливочное и топленое масло, поставки которых в сопровождении с заявленным обозначением действительно осуществлялись во многие регионы Российской Федерации до даты подачи заявки N 2020719227 на регистрацию спорного товарного знака.
Наличие же в гражданском обороте масла, сопровождаемого спорным обозначением, само по себе не свидетельствует о том, что потребитель воспринимает это обозначение в качестве средства индивидуализации и ассоциирует его исключительно с товарами ООО "КЕФИР-ГРУПП". Мнение потребителя на этот счет в материалах возражения отсутствует.
Следует отметить, что обозначение, неохраноспособное для одного вида товара, может являться ложным или способным ввести в заблуждение потребителя в отношении другого вида товара. В заявленном перечне 29 класса МКТУ указаны товары различных наименований, являющиеся пищевой продукцией.
Соответственно наименование одного пищевого продукта будет являться ложным указанием для другого пищевого продукта.
Так, необходимо констатировать, что заявленное обозначение в силу наличия в его составе указания на конкретный вид пищевой продукции - "Масло", вызывает не соответствующие действительности представления о пищевых товарах иного вида, т.е. является ложным, подпадает под действие пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса. К таким товарам относятся заявленные товары 29 класса МКТУ, представляющие собой различного вида молочную продукцию, ферменты для ее производства и заменители молочной продукции ("забеливатели для кофе, состоящие преимущественно из молочных продуктов; заменители молока; заменители сметаны; заменители сыра; йогурт; йогурт греческий; йогурты питьевые; кефир; коктейли молочные; котлеты из тофу для бургеров; крем порошкообразный [молочный продукт]; крем сливочный; крем шантильи [крем сливочный]; кумыс; молозиво для приготовления пищи; молоко; молоко арахисовое; молоко арахисовое для кулинарных целей; молоко ацидофильное; молоко и молочные продукты; молоко козье; молоко кокосовое; молоко кокосовое для кулинарных целей; молоко конопляное [заменитель молока]; молоко коровье; молоко миндальное; молоко миндальное для кулинарных целей; молоко овечье; молоко овсяное; молоко ореховое, используемое в качестве заменителя молока; молоко рисовое; молоко рисовое для кулинарных целей; молоко сгущенное; молоко скисшее; молоко соевое; молоко соевое [заменитель молока]; молоко с повышенным содержанием белка; молоко сухое; молоко, сыр, масло, йогурт и другие молочные продукты; молоко топленное молочнокислого брожения; молочко рисовое [заменитель молока]; напитки молочнокислые; напитки молочно-кофейные; напитки молочные с ароматом ванили; напитки молочные с ароматом клубники; напитки молочные с ароматом шоколада; напитки молочные с преобладанием молока; напитки молочные с фруктами; напитки молочные с фруктовым соком; напитки на молочной основе; напитки на основе арахисового молока; напитки на основе кокосового молока; напитки на основе миндального молока; напитки на основе сои, используемые в качестве заменителя молока; напитки с кисломолочными бактериями; напитки, состоящие преимущественно из молока; пахта; продукты кисломолочные; продукты молочные; простокваша; сливки взбитые; сливки для взбивания; сливки искусственные [заменители молочных продуктов]; сливки [молочный продукт]; сливки растительные; смесь молока и сливок; сметана; сыворотка сухая; сыворотка молочная; сыр из козьего молока; сыр из овечьего молока; сыр копченый; сыр мягкий; сыр мягкий белый; сыр мягкий низкой жирности; сыр плавленый; сыр свежий невыдержанный; сыр с голубой плесенью; сыр сливочный; сыр смешанный; сыр твердый; сыр тертый; сыры; сыры мягкие созревшие; сыры созревшие; сыры с плесенью; сыры творожные; творог; творог соевый; тофу жаренный во фритюре; тофу ферментированный; ферменты молочные для кулинарных целей; ферменты сычужные"), а также жиры пищевые, заменители масла ("вещества жировые для изготовления пищевых жиров; жир хлебопекарный; жиры животные пищевые; жиры пищевые; жиры растительные пищевые; заменители маргарина; заменители масла").
При этом довод заявителя о том, что в состав масла сливочного молоко входит в качестве одного из ингредиентов, не устраняет восприятие "масла" и "молока" в качестве товаров разного вида и назначения, обладающих самостоятельными характеристиками, не являющихся взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.
Необходимо также указать, что неохраняемое обозначение "Белорусский ДомЪ Масла" в силу его восприятия в качестве наименования белорусского предприятия по производству и торговли маслом, способно ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя заявленных товаров 29 класса МКТУ и места их происхождения, поскольку ООО "КЕФИР-ГРУПП" является российским юридическим лицом, не имеет в составе своих учредителей резидентов Республики Беларусь или принадлежащих ему производственных мощностей в этом государстве.
Заключенный между ООО "КЕФИР-ГРУПП" и ОАО "Пружанский молочный комбинат", Республика Беларусь контракт N 106 от 05.02.2014 (1) на поставку продукции, не лишает заявителя в случае получения правовой охраны товарного знака по заявке N 2020719227 возможности размещать заказы на производство масла на любом ином предприятии, в том числе в регионах за пределами Республики Беларусь.
При этом обозначение "Белорусский ДомЪ Масла" вызывает представление с определенным местом происхождения товара и его изготовителем (белорусское торговое или производственное предприятие), что в отношении заявителя создает возможность для введения потребителя в заблуждение.
Следует отметить, что из представленных заявителем дополнительных материалов, а именно из распечаток сети интернет (18) и (19), усматривается присутствие в гражданском обороте масла сливочного и масла топленого, сопровождаемого обозначением "Белорусский ДомЪ Масла". В качестве производителя на этикетке этой продукции фигурирует предприятие "ЧУП БЕЛ-МОЛ", связь заявителя с которым материалами возражения никак не прослеживается. Вместе с тем, в случае наличия между этим лицом и заявителем хозяйственных взаимоотношений, подтверждается вышеуказанный тезис коллегии о возможности заявителя заказывать производство той или иной продукции под спорным обозначением на базе любого предприятия с использованием спорного обозначения.
Как уже отмечалось выше, документов, свидетельствующих о том, что заявленное обозначение воспринимается потребителем не в качестве описательной характеристики товара, а как средства индивидуализации ООО "КЕФИР-ГРУПП", в материалах возражения не имеется.
Таким образом, резюмируя все вышеизложенные обстоятельства дела в совокупности, усматривается наличие оснований для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса в силу наличия в его составе словесного обозначения "Белорусский ДомЪ Масла", способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения заявленных товаров 29 класса МКТУ.
Что касается довода заявителя о наличии имеющихся, по его мнению, нарушений процедуры по рассмотрению поступившего возражения в части указания на дополнительные основания для отказа в регистрации товарного знака, то необходимо отметить, то он не соответствует действительности.
Так, коллегия считает необходимым указать, что основным нормативным документом, устанавливающим процедуру рассмотрения и разрешения Роспатентом споров о защите интеллектуальных прав в отношениях, в частности, связанных с оспариванием решения административного органа об отказе в государственной регистрации или о государственной регистрации товарного знака (пункт 3.1.6), являются указанные выше Правила ППС.
Ссылка заявителя на правовую позицию суда о том, что Роспатент при рассмотрении возражения на решение административного органа знаку ограничен рамками доводов, указанных в заключении по результатам экспертизы, не является обоснованной. Ссылаясь на судебный акт Верховного суда РФ N 300-ЭС17-6463 от 09.06.2017 в обоснование своей позиции, правообладатель не учитывает тот факт, что рассмотрение указанного дела осуществлялось до вступления в силу Правил ППС.
Действующие Правила ППС предписывают коллегии учитывать выявленные ей основания, препятствующие предоставлению правовой охраны товарному знаку, донеся их предварительно до сведения заявителя (пункт 45 Правил ППС), что и было сделано в настоящем споре. При этом отсутствие в пункте 45 Правил ППС обозначения этих оснований в качестве дополнительных, не умаляет их фактической сути по отношению к тем основаниям, которые изначально указывались административным органом как препятствующие предоставлению правовой охраны обозначению "Белорусский Домъ Масла".
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 16.02.2022, изменить решение Роспатента от 25.05.2021 и отказать в регистрации товарного знака по заявке N 2020719227 с учетом дополнительных оснований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 16 июня 2022 г. по заявке N 2020719227
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 20 марта 2023 г. N С01-260/2023 по делу N СИП-827/2022 настоящее решение признано недействительным