Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 августа 2022 г. по заявке N 396300
Заявка: |
396300 |
Название: |
МУЛЬТИМАНИЯ в связи с признанием действий правообладателя, связанных с государственной регистрацией товарного знака, недобросовестной конкуренцией |
Объект охраны: |
товарному знака |
Дата обращения: |
28.03.2022 |
Дата коллегии: |
12.07.2022 |
Дата утверждения: |
31.08.2022 |
Заявитель: |
ООО "Теледистрибьюция", Ведерников Константин |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знака |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261, рассмотрела поступившее 28.03.2022 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) возражение Общества с ограниченной ответственностью "Теледистрибьюция", г. Псков и Константина Ведерникова, г. Рига (далее - лица, подавшие возражение) против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 396300, при этом установлено следующее.
Словесный товарный знак "МУЛЬТИМАНИЯ" по свидетельству N 396300 был зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 14.12.2009 по заявке N 2008731034 с приоритетом от 29.09.2008 в отношении товаров 09, 16, 25, 28, 30, 32 и услуг 35, 38, 41, 42, 43 классов МКТУ на имя Общества с ограниченной ответственностью "Кинотавр Видео", Москва. В настоящее время его правообладателем является ООО "КИНОМАНИЯ. ТВ", Москва (далее - правообладатель).
На дату подачи возражения товарный знак действовал в отношении следующих товаров и услуг: 09 класса МКТУ - торговые автоматы и механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; ДНК-чипы; доски объявлений электронные; карточки идентификационные магнитные; карты с магнитным кодом; кинопленки экспонированные; мультипликации.
16 класса МКТУ - пластмассовые материалы для упаковки [не относящиеся к другим классам]; шрифты; клише типографские; альманахи; аппараты для ламинирования документов; белье столовое бумажное; билеты; бланки; браслеты для удерживания письменных принадлежностей; бювары; бюллетени информационные; выкройки для шитья; газеты; глобусы; гравюры; издания печатные; картинки; картинки переводные; материалы для переплетных крышек; материалы упаковочные подкрахмаленные; материалы фильтровальные бумажные; машины адресные; машины и устройства для переплетного дела [офисное оборудование]; машины пишущие [электрические или неэлектрические]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; пакеты бумажные; переплеты для книг; периодика; письма уведомительные; платки носовые бумажные; подгузники из бумаги или целлюлозы одноразовые; полотенца для рук бумажные; продукция печатная; салфетки бумажные для снятия грима; салфетки косметические бумажные.
25 класса МКТУ - апостольники; ботинки; бутсы; галоши; меха [одежда]; митенки; митры [церковный головной убор]; муфты [одежда]; муфты для ног; набойки для обуви; накидки меховые; обувь купальная; обувь пляжная; обувь спортивная; одежда форменная; окантовка металлическая для обуви; орари [церковная одежда]; полуботинки на шнурках; ризы [церковное облачение]; рубашки; сабо [обувь]; сандалии; сапоги; союзки для обуви; стельки; туфли гимнастические; туфли комнатные; туфли; части обуви носочные; шипы для бутсов.
28 класса МКТУ - автоматы игровые с предварительной оплатой; приманки для охоты или рыбной ловли; приманки пахучие для охоты и рыбалки; принадлежности для стрельбы из лука; принадлежности рыболовные.
32 класса МКТУ - пиво; сусла; сусло виноградное; сусло пивное; сусло солодовое; экстракты хмелевые для изготовления пива.
35 класса МКТУ - менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; анализ себестоимости; аудит; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских книг; выписка счетов; запись сообщений; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по вопросам штата сотрудников; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; обзоры печати; обработка текста; обслуживание секретарское; обслуживание стенографическое; организация подписки на газеты [для третьих лиц]; оценка коммерческой деятельности; оценка леса на корню; оценка шерсти; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах [для третьих лиц]; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат торговых автоматов; прокат фотокопировального оборудования; работы машинописные; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации по компьютерным базам данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при найме на работу; управление гостиничными делами; управление процессами обработки заказов на покупки; услуги в области общественных отношений; услуги по переезду предприятий; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядчика управление [коммерческое]; услуги телефонных ответчиков [для отсутствующих абонентов]; фотокопирование; экспертиза деловая.
41 класса МКТУ - воспитание; обеспечение учебного процесса; издание книг; клубы здоровья; клубы культурно-просветительные; макетирование публикаций, за исключением рекламных; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация конкурсов учебных; прокат аудио- и звукозаписей; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер.
42 класса МКТУ - восстановление компьютерных баз данных; дизайн художественный; моделирование одежды; оформление интерьера; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление поисковых средств для Интернета; проектирование компьютерных систем; прокат веб-серверов; прокат средств программного обеспечения; размножение компьютерных программ; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; услуги в области промышленной этикетки; услуги дизайнеров в области упаковки.
43 класса МКТУ - услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; закусочные; кафе; кафетерии; мотели; пансионы; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги баров; услуги кемпингов.
В Роспатент поступило возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 396300, мотивированное тем, что действия правообладателя, связанные с приобретением и использованием исключительного права на словесный товарный знак "Мультимания" по свидетельству N 422874 в отношении услуг 38 класса МКТУ - вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; услуги по распространению информации; услуги по распространению информации в компьютерных сетях и услуг 41 класса МКТУ - монтирование телепрограмм; подготовка (монтаж) телевизионных программ признаны актом недобросовестной конкуренции на основании решения Суда по интеллектуальным правам от 05.07.2019 по делу N СИП-754/2018 (далее - решение СИП от 05.07.2019). Также в том же самом решении СИП от 05.07.2019 судебная коллегия указала (цитата): "Признать актом недобросовестной конкуренции действия общества с ограниченной ответственностью "Киномания. ТВ", связанные с приобретением исключительного права на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 708139 в отношении услуг 35-го класса "прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации", 38-го класса "вещание беспроводное; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; распространение информации в компьютерных сетях; рассылка электронных писем; услуги по передаче потока данных; услуги по распространению информации, включенные в 38 класс" и 41-го класса "видеосъемка; монтаж видеозаписей; монтирование телепрограмм; организация конкурсов развлекательных; передачи развлекательные телевизионные; подготовка (монтаж) телевизионных программ" Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
По мнению лиц, подавших возражение, в товарном знаке N 396300 все оставшиеся товары и услуги являются однородными, а товарный знак по свидетельству N 396300 сходен до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам N 422874 и N 708139 в отношении услуг 38-го класса "вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; услуги по распространению информации; распространение информации в компьютерных сетях", 41-го класса "монтирование телепрограмм; подготовка (монтаж) телевизионных программ" "прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации", 38-го класса "вещание беспроводное; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; распространение информации в компьютерных сетях; рассылка электронных писем; услуги по передаче потока данных; услуги по распространению информации, включенные в 38 класс" и 41-го класса "видеосъемка; монтаж видеозаписей; монтирование телепрограмм; организация конкурсов развлекательных; передачи развлекательные телевизионные; подготовка (монтаж) телевизионных программ" Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
На основании изложенного в возражении выражена просьба признать предоставление правовой охраны оспариваемому знаку в отношении всех товаров и услуг недействительным с даты регистрации.
К возражению приложена копия решения Суда по интеллектуальным правам от 05.07.2019 по делу N СИП-754/2018 [1].
Правообладатель, в установленном порядке ознакомленный с возражением, представил отзыв, мотивированный следующими доводами.
- не указано, как оспариваемое решение Роспатента о предоставлении правовой охраны товарному знаку N 396300 нарушает права и законные интересы каждого из лиц, подавших возражение. Лица, подавшие возражение, лишь указывают, что "в товарном знаке N 396300 все оставшиеся товары и услуги являются однородными и сходными до степени смешения с товарными знаком N 422874 и 708139" в отношении услуг 38 класса (перечень) и 41 класса (перечень). Однако при этом требуют прекратить охрану товарного знака в отношении всех товаров и услуг (09, 16, 25, 28, 32, 35, 41, 42, 43 классов МКТУ). При этом в возражении приведена ссылка на решение СИП по делу N СИП-754/2018, в котором товарный знак N 396300 не являлся предметом рассмотрения;
- ни К. Ведерников, ни ООО "Теледистрибьюция" не обосновали и не доказали свой законный интерес в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку N 396300 полностью или частично и отсутствии у К. Ведерникова и ООО "Теледистрибьюция" каких либо охраняемых законом прав на обозначение "Мультимания" на территории Российской Федерации. Такой критерий заинтересованности, как "приготовление к осуществлению деятельности на территории Российской Федерации", применяемый для квалификации наличия законного интереса при рассмотрении исков о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с неиспользованием, не подлежит применению для установления интереса по требованию о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку по составу недобросовестной конкуренции с даты его регистрации, поскольку умысел правообладателя на недобросовестную конкуренцию доказывается до даты приоритета спорного товарного знака;
- заявление на регистрацию товарного знака по свидетельству N 396300 было подано 29.09.2008 не ООО "Киномания. ТВ", а ООО "Кинотавр Видео", что исключает наличие, как события, так и объективной и субъективной сторон состава подпункта 6 пункта 2 статьи 1512 Кодекса "недобросовестная конкуренция путем предоставления правовой охраны" в действиях ООО "Киномания. ТВ", поскольку согласно не оспоренным записям государственного реестра товарных знаков ООО "Киномания. ТВ" не совершало действий по предоставлению правовой охраны товарному знаку N 396300;
- вопрос наличия недобросовестной конкуренции со стороны ООО "Киномания. ТВ" или ООО "Кинотавр Видео" при предоставлении правовой охраны товарному знаку N 396300 в отношении всех товаров и услуг (09, 16, 25, 28, 32, 35, 41, 42, 43 классов МКТУ) не исследовался в рамках установленной для признания действий недобросовестной конкуренцией процедуры, что исключает как возможность рассмотрения данного вопроса Роспатентом, так и, в принципе, возможность применения Роспатентом подпункта 6 пункта 2 статьи 1512 Кодекса для целей признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку N 396300 полностью или частично;
- Роспатентом повторно было принято решение об отказе ООО "Теледистрибьюция" в удовлетворении возражения от 26.12.2018 на решение от 28.08.2018 об отказе в предоставлении правовой охраны на территории Российской Федерации знаку "Мультимания" по международной регистрации N 1347133;
- К. Ведерников не был зарегистрирован в Латвийской Республике в качестве индивидуального предпринимателя вплоть до 03.04.2017 (установлено судебными актами по делу N СИП-754/2018), что исключает наличие как обычной так и недобросовестной конкуренции в отношениях между ним и ООО "Киномания. ТВ" на дату приоритета спорного товарного знака N 396300 (29.09.2008). При этом отсутствие предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует об отсутствии интереса в использовании товарного знака (пункт 175 Постановления Пленума ВС N 10/2019);
- ООО "Теледистрибьюция" согласно сведениям из ЕГРЮЛ зарегистрировано в качестве юридического лица 01.12.2015, что исключает наличие как обычной, так и недобросовестной конкуренции в отношениях с ООО "Киномания. ТВ" на дату приоритета спорного товарного знака N 396300 (29.09.2008);
- поданное возражение является злоупотреблением правом на обращение в орган государственной власти и преследует недобросовестную цель - причинение вреда ООО "Киномания. ТВ" путем принуждения к несению затрат на защиту в административном и затем судебном порядке при преюдициально установленном судами отсутствии ведения лицами, подавшими возражение, реальной предпринимательской деятельности как минимум до 2015 года на территории Российской Федерации. Злоупотребление правом со стороны К. Ведерникова в отношении ООО "Киномания. ТВ" установил и суд Латвийской республики (см. Приложение),
На основании изложенного правообладателем выражена просьба отказать в удовлетворении возражения.
К отзыву приложена копия решения Судебной коллегии по гражданским делам Рижского окружного суда от 31.03.2022 г. по иску Константина Ведерникова к предприятию Российской Федерации ООО "КИНОМАНИЯ.TV".
Лицами, подавшими возражение, было представлено дополнение к возражению с учетом представленного отзыва правообладателя, в котором указано, в частности, следующее.
Суд по интеллектуальным правам принял решение от 5 июля 2019 года по делу СИП-754/2018. Президиум Суда по интеллектуальным правам 07.02.2020 оставил решение от 5 июля 2019 года в силе. 08.06.2020 Верховный суд оставил решение от 5 июля 2019 года в силе.
12.08.2021 Суд по интеллектуальным правам отказал ООО "Киномания. ТВ" в пересмотре решения от 5 июля 2019 года по новым обстоятельствам.
ООО "Киномания. ТВ" представило отзыв, в котором фактически оспаривает решение от 5 июля 2019 года. Данные документы ООО "Киномания. ТВ" уже подавало в Суд по интеллектуальным правам с целью пересмотра решения по делу СИП-754/2018, в чем ООО "Киномания. ТВ" было отказано.
В отношении заинтересованности в подаче настоящего возражения указано, что на дату подачи возражения ООО "Теледистрибьюция" продолжает на территории Российской Федерации распространять создаваемую К. Ведерниковым телепрограмму (телеканал) с названием Детский телеканал Мультимания. На имя ООО "Теледистрибьюция" продолжает действовать зарегистрированное в Роскомнадзоре РФ свидетельство средства массовой информации - Детский телеканал Мультимания с номером ЭЛ N ФС 77-70936. Также на имя ООО "Теледистрибьюция" продолжает действовать лицензия Л033-00114-77/00062472 на осуществление телевизионного вещания Детского телеканала Мультимания. Кроме того, регистрация на имя ООО "Киномания. ТВ" товарного знака по свидетельству N 422874 не дает возможности ООО "Теледистрибьюция" произвести регистрацию знака Мультимания по международной регистрации N 1347133. Это установлено в решении Роспатента от 26.04.2022 года в отношении международной заявки N 1347133.
Приложение:
- Определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по делу N СИП-754/2018.
- Свидетельство регистрации СМИ ЭЛ N ФС 77 - 70936.
- Лицензия на осуществление ТВ вещания Л033-00114-77/00062472.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
В соответствии со статьей 14.4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
Согласно статье 10.bis Парижской конвенции актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1513 Кодекса предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено по основаниям и в сроки, которые предусмотрены статьей 1512 Кодекса, путем подачи возражения против такого предоставления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
На основании пункта 3 статьи 1513 Кодекса возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 2 статьи 1512 Кодекса, подается заинтересованным лицом в Роспатент.
Согласно решению Суда по интеллектуальным правам (далее - СИП) по делу N СИП-754/2018 от 05.07.2019 [1] ООО "Теледистрибьюция" осуществляет деятельность по распространению на территории Российской Федерации телевизионной программы под обозначением "Мультимания" на основании договора с создателем этой программы Ведерниковым К. Факт привлечения судом ООО "Теледистрибьюция" для участия в качестве третьего лица в судебном споре на стороне Ведерникова К., обратившегося в СИП с исковым заявлением к правообладателю оспариваемого знака, о признании его действий, связанных с приобретением исключительного права на товарные знаки по свидетельствам NN 422874 и 708139, сходные с оспариваемым товарным знаком, актом недобросовестной конкуренции, свидетельствует о заинтересованности ООО "Теледистрибьюция" в подаче данного возражения. Также лицами, подавшими возражение, представлены Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ N ФС 77-70936 на Детский телеканал Мультимания и Лицензия на осуществление ТВ вещания Л033-00114-77/00062472 указанного канала, выданные на имя ООО "Теледистрибьюция", которые являются действующими.
Кроме того, товарные знаки по свидетельствам NN 422874 и 396300 являются препятствием для предоставления правовой охраны на территории Российской Федерации знаку со словесным элементом "Мультимания" по международной регистрации N 1347133 в отношении услуг 38 класса МКТУ.
В связи с вышеуказанным коллегия считает лиц, подавших возражение, заинтересованными в подаче возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 396300.
Оспариваемый товарный знак представляет собой словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 09, 16, 25, 28, 32 и услуг 35, 41-43 классов МКТУ, приведенных в перечне регистрации.
Основанием для подачи возражения, поступившего 20.09.2019, явилось решение СИП от 05.07.2019 [1], согласно которому действия правообладателя, связанные с приобретением исключительного права на товарный знак по свидетельству N 422874, в отношении услуг 38-го класса МКТУ "вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; услуги по распространению информации; распространение информации в компьютерных сетях" и 41-го класса МКТУ "монтирование телепрограмм; подготовка (монтаж) телевизионных программ", признаны недобросовестной конкуренцией. Указанным решением также признаны недобросовестной конкуренцией действия общества с ограниченной ответственностью "Киномания. ТВ", связанные с приобретением исключительного права на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 708139 в отношении услуг 35-го класса МКТУ "прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации", 38-го класса МКТУ "вещание беспроводное; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; распространение информации в компьютерных сетях; рассылка электронных писем; услуги по передаче потока данных; услуги по распространению информации, включенные в 38 класс" и 41-го класса МКТУ "видеосъемка; монтаж видеозаписей; монтирование телепрограмм; организация конкурсов развлекательных; передачи развлекательные телевизионные; подготовка (монтаж) телевизионных программ"
В частности, указанным решением [1] установлено, что "целью приобретения обществом "Киномания.ТВ" исключительного права на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 422874 (в ситуации одновременного использования этого обозначения как истцом, так и ответчиком) было получение законной монополии на это обозначение с последующим воспрепятствованием продвижения создаваемой истцом программы "Мультимания" на российский рынок. Более того, действия по воспрепятствованию осуществлены обществом "Киномания. ТВ" в период, когда самим обществом "Киномания. ТВ" спорное обозначение для создания канала "Мультимания" не использовалось (что подтверждено вступившим в законную силу судебными актами по делу N СИП-186/2017). При таких обстоятельствах судебная коллегия признает действия общества "Киномания.ТВ" по приобретению исключительного права на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 422874 актом недобросовестной конкуренции на основании статьи 10.bis Парижской конвенции в отношении вышеуказанных услуг 38 и 41 классов МКТУ.
В отношении товарного знака по свидетельству N 708139 в решении СИП от 05.07.2019, в частности, указано следующее: решением Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2017 по делу N СИП-186/2017 прекращена правовая охрана словесного товарного знака "Мультимания" по свидетельству Российской Федерации N 422874 в отношении услуг 35-го "реклама; услуги по планированию, созданию и размещению рекламы; прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации; реклама телевизионная; продвижение товаров (для третьих лиц)", 38-го "услуги по распространению информации; распространение информации в компьютерных сетях" и 41-го "организация конкурсов развлекательных; обеспечение интерактивное игрой (через компьютерную сеть); передачи развлекательные телевизионные; видеосъемка; монтаж видеозаписей; монтирование телепрограмм; подготовка (монтаж) телевизионных программ" классов МКТУ. Обществом "Киномания. ТВ" 14.12.2017 (то есть через 2 дня после вынесения решения по делу N СИП-186/2017) подало в Роспатент заявку на регистрацию в качестве товарного знака словесного обозначения "Мультимания" для услуг 35-го "прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации", 38-го "вещание беспроводное; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; распространение информации в компьютерных сетях; рассылка электронных писем; услуги по передаче потока данных; услуги по распространению информации, включенные в 38 класс" и 41-го "видеосъемка; монтаж видеозаписей; монтирование телепрограмм; организация конкурсов развлекательных; передачи развлекательные телевизионные; подготовка (монтаж) телевизионных программ" классов МКТУ. Таким образом, обществом "Киномания. ТВ" подана заявка на регистрацию тождественного со старшим товарным знаком обозначения в отношении услуг, тождественных и однородных по отношению к тем, для которых судом признано неиспользование этим обществом старшего товарного знака, и одновременно признана заинтересованность Ведерникова К. в его использовании. При этом действия общества "Киномания. ТВ" по сути направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта и сохранения монополии на неиспользуемое обозначение при известности того обстоятельства, что Ведерников К. заинтересован в его использовании. С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия признает действия общества "Киномания.ТВ" по приобретению исключительного права на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 708139 актом недобросовестной конкуренции. В данном случае недобросовестная цель приобретения исключительного права, очевидно, усматривается из фактических обстоятельств.
Правообладателем оспариваемого товарного знака была подана кассационная жалоба на указанное решение [1].
Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 07.02.2020 [2] по делу N СИП-754/2018 в удовлетворении кассационной жалобы было отказано, решение СИП от 05.07.2019 оставлено без изменения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 300-ЭС20-7113 отказано в передаче кассационной жалобы общества "Киномания. ТВ" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Общество "Киномания. ТВ" 04.06.2021 обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о пересмотре решения Суда по интеллектуальным правам от 05.07.2019 по вновь открывшимся обстоятельствам. Определением от 12.08.2021 в пересмотре указанного решения также было отказано.
Таким образом, решение СИП от 05.07.2019 [1], которым действия ООО "Киномания. ТВ", выразившиеся в приобретении исключительных прав на товарные знаки по свидетельствам N 422874 в отношении части услуг 38 и 41 классов МКТУ и N 708139 для части услуг 35, 38 и 41 классов МКТУ, признаны актом недобросовестной конкуренции, как на дату подачи возражения, так и на дату его рассмотрения, является действующим.
С учетом вышеизложенного коллегия отмечает следующее.
Судебным актом [1] действия правообладателя, связанные с приобретением товарного знака по свидетельству N 422874 в отношении услуг 38-го класса МКТУ "вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; услуги по распространению информации; распространение информации в компьютерных сетях" и 41-го класса МКТУ "монтирование телепрограмм; подготовка (монтаж) телевизионных программ", признаны недобросовестной конкуренцией. Этим же судебным актом признаны недобросовестной конкуренцией действия правообладателя, связанные с приобретением исключительного права на товарный знак по свидетельству N 708139 в отношении услуг 35-го класса МКТУ "прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации", 38-го класса МКТУ "вещание беспроводное; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; распространение информации в компьютерных сетях; рассылка электронных писем; услуги по передаче потока данных; услуги по распространению информации, включенные в 38 класс" и 41-го класса МКТУ "видеосъемка; монтаж видеозаписей; монтирование телепрограмм; организация конкурсов развлекательных; передачи развлекательные телевизионные; подготовка (монтаж) телевизионных программ".
Поскольку оспариваемый словесный товарный знак "МУЛЬТИМАНИЯ" по свидетельству N 396300 является тождественным словесным товарным знакам по свидетельствам NN422874 и 708139, на него распространяется норма подпункта 6 пункта 2 статьи 1512 Кодекса, в соответствии с которой может быть оспорено предоставление правовой охраны не только того товарного знака, действия по приобретению исключительного права на который были признаны в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, но и сходного с ним до степени смешения товарного знака. Тождество товарных знаков является частным случаем сходства до степени смешения.
Товарный знак по свидетельству N 396300 действует в отношении следующих товаров и услуг:
09 класса МКТУ - торговые автоматы и механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; ДНК-чипы; доски объявлений электронные; карточки идентификационные магнитные; карты с магнитным кодом; кинопленки экспонированные; мультипликации.
16 класса МКТУ - пластмассовые материалы для упаковки [не относящиеся к другим классам]; шрифты; клише типографские; альманахи; аппараты для ламинирования документов; белье столовое бумажное; билеты; бланки; браслеты для удерживания письменных принадлежностей; бювары; бюллетени информационные; выкройки для шитья; газеты; глобусы; гравюры; издания печатные; картинки; картинки переводные; материалы для переплетных крышек; материалы упаковочные подкрахмаленные; материалы фильтровальные бумажные; машины адресные; машины и устройства для переплетного дела [офисное оборудование]; машины пишущие [электрические или неэлектрические]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; пакеты бумажные; переплеты для книг; периодика; письма уведомительные; платки носовые бумажные; подгузники из бумаги или целлюлозы одноразовые; полотенца для рук бумажные; продукция печатная; салфетки бумажные для снятия грима; салфетки косметические бумажные.
25 класса МКТУ - апостольники; ботинки; бутсы; галоши; меха [одежда]; митенки; митры [церковный головной убор]; муфты [одежда]; муфты для ног; набойки для обуви; накидки меховые; обувь купальная; обувь пляжная; обувь спортивная; одежда форменная; окантовка металлическая для обуви; орари [церковная одежда]; полуботинки на шнурках; ризы [церковное облачение]; рубашки; сабо [обувь]; сандалии; сапоги; союзки для обуви; стельки; туфли гимнастические; туфли комнатные; туфли; части обуви носочные; шипы для бутсов.
28 класса МКТУ - автоматы игровые с предварительной оплатой; приманки для охоты или рыбной ловли; приманки пахучие для охоты и рыбалки; принадлежности для стрельбы из лука; принадлежности рыболовные.
32 класса МКТУ - пиво; сусла; сусло виноградное; сусло пивное; сусло солодовое; экстракты хмелевые для изготовления пива.
35 класса МКТУ - менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; анализ себестоимости; аудит; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских книг; выписка счетов; запись сообщений; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по вопросам штата сотрудников; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; обзоры печати; обработка текста; обслуживание секретарское; обслуживание стенографическое; организация подписки на газеты [для третьих лиц]; оценка коммерческой деятельности; оценка леса на корню; оценка шерсти; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах [для третьих лиц]; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат торговых автоматов; прокат фотокопировального оборудования; работы машинописные; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации по компьютерным базам данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при найме на работу; управление гостиничными делами; управление процессами обработки заказов на покупки; услуги в области общественных отношений; услуги по переезду предприятий; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядчика управление [коммерческое]; услуги телефонных ответчиков [для отсутствующих абонентов]; фотокопирование; экспертиза деловая.
41 класса МКТУ - воспитание; обеспечение учебного процесса; издание книг; клубы здоровья; клубы культурно-просветительные; макетирование публикаций, за исключением рекламных; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация конкурсов учебных; прокат аудио- и звукозаписей; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер.
42 класса МКТУ - восстановление компьютерных баз данных; дизайн художественный; моделирование одежды; оформление интерьера; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; предоставление поисковых средств для Интернета; проектирование компьютерных систем; прокат веб-серверов; прокат средств программного обеспечения; размножение компьютерных программ; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; услуги в области промышленной этикетки; услуги дизайнеров в области упаковки.
43 класса МКТУ - услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; закусочные; кафе; кафетерии; мотели; пансионы; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги баров; услуги кемпингов.
Признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку испрашивается в отношении всех указанных выше товаров и услуг.
Анализ однородности товаров и услуг, в отношении которых действует правовая охрана товарного знака, с услугами, в отношении которых был вынесен судебный акт [1], показал следующее.
Услуги 38 класса МКТУ, в отношении которых действия правообладателя по приобретению исключительного права на товарный знак по свидетельству N 422874 признаны актом недобросовестной конкуренции, а именно услуги "вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; услуги по распространению информации; услуги по распространению информации в компьютерных сетях", а также услуги "вещание беспроводное; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; распространение информации в компьютерных сетях; рассылка электронных писем; услуги по передаче потока данных; услуги по распространению информации, включенные в 38 класс", в отношении которых действия правообладателя по приобретению исключительного права на товарный знак по свидетельству N 708139 признаны актом недобросовестной конкуренции, относятся к телекоммуникационным услугам, являющиеся профильными услугами связи (см. "Словарь терминов связи", http://telekom.org.ru). Согласно "Телекоммуникационному словарю" (см. http://dic.academic.ru) потребителем (абонентом) телекоммуникационных услуг является юридическое или физическое лицо, использующее по прямому назначению и на законных основаниях телекоммуникационные услуги в процессе своей производственной, потребительской и иной деятельности. В свою очередь, "абонирование" - это действие абонирующего, а также контракт, дающий право абоненту использовать предоставляемые ему средства для обработки данных (см. http://dic.academic.ru).
Таким образом, услуги 35 класса МКТУ "абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц" оспариваемого товарного знака по свидетельству N 396300 являются сопутствующими при оказании телекоммуникационных услуг 38 класса МКТУ, в отношении которых действия правообладателя по приобретению исключительного права на товарные знаки по свидетельствам NN422874 и 708139 были признаны недобросовестной конкуренцией. При установлении однородности сравниваемых услуг принимались во внимание такие обстоятельства, как род (вид) услуг ("телекоммуникационные услуги"), их потребительские свойства и функциональное назначение (установление связи), условия их реализации, круг потребителей (юридические и физические лица).
Таким образом, сравниваемые услуги по причине их природы и назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
В отношении остальных товаров/услуг сравниваемых перечней отсутствие однородности представляется очевидным (например, услуги по передаче данных по телекоммуникационным каналам связи, по монтажу телепрограмм и развлекательных передач не однородны услугам по продвижению и реализации товаров, образовательным и воспитательным услугам, услугам по обеспечению питания, временного проживания и т.п. ввиду отсутствия признаков однородности).
В частности, товары 09 класса МКТУ "торговые автоматы и механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; ДНК-чипы; карточки идентификационные; магнитные; карты с магнитным кодом; кинопленки экспонированные; мультипликации" оспариваемого товарного знака по свидетельству N 396300 в большей части представляют собой носители информации, напрямую не предназначенные для передачи срочных сообщений, служащие исключительно способом хранения информации, поэтому не являющиеся корреспондирующими услугам 35, 38 и 41 классов МКТУ, приведенным в судебном акте [1], как и товары "торговые автоматы", которые представляют собой устройства со встроенными платежными терминалами для поштучной продажи товаров.
Товары 09 класса МКТУ "доски объявлений электронные" товарного знака по свидетельству N 396300 представляют собой электротовары в виде досок, табло, на которые выводится информация из управляющего центра. Сами по себе данные товары услугами вещания не являются, так как представляют собой именно товар, а не услугу 38 класса МКТУ "доска сообщений электронная [телекоммуникационные услуги]", которая, в свою очередь, может представлять собой интернет-платформу, работающую на прием и передачу информации между пользователями. Товар "доска объявлений электронная" предназначен для демонстрации потребителям передаваемых данных. Например, табло вылета и прилета в аэропортах также представляют собой доски объявлений электронные, при этом способ передачи такой информации может быть различной как по Интернет-протоколу, так и по кабелю между связанными устройствами. Сопоставляемые товары и услуги, как правило, имеют разные источники происхождения, так как вещательные организации не занимаются выпуском мониторов. Следовательно, услуги 38 класса МКТУ по передаче данных и товар 09 класса МКТУ "доска объявлений электронная" не являются корреспондирующими друг другу, взаимозаменяемыми или совместно встречающимися, поэтому не могут быть признаны однородными.
Товары 16 класса МКТУ "пластмассовые материалы для упаковки [не относящиеся к другим классам]; шрифты; клише типографские; альманахи; аппараты для ламинирования документов; белье столовое бумажное; билеты; бланки; браслеты для удерживания письменных принадлежностей; бювары; бюллетени информационные; выкройки для шитья; газеты; глобусы; гравюры; издания печатные; картинки; картинки переводные; материалы для переплетных крышек; материалы упаковочные подкрахмаленные; материалы фильтровальные бумажные; машины адресные; машины и устройства для переплетного дела [офисное оборудование]; машины пишущие [электрические или неэлектрические]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; пакеты бумажные; переплеты для книг; периодика; письма уведомительные; платки носовые бумажные; подгузники из бумаги или целлюлозы одноразовые; полотенца для рук бумажные; продукция печатная; салфетки бумажные для снятия грима; салфетки косметические бумажные" товарного знака по свидетельству N 396300 представляют собой упаковочную продукцию, канцелярские и конторские приборы и принадлежности, печатные издания, в том числе товар "машина адресная" является одним из видов конторско-канцелярских машин. Печатает серии адресов, списков, всякого рода карточек с постоянными сведениями, состоит из двух станков: 1) штамповального, выдавливающего на металлическую пластинку буквы, и 2) печатного, автоматически разбирающего столбик пластинок с адресами и подающего их под красящую ленту, к которой резиновая подушка механически прижимает пропускаемые через станок ленту бумаги, карточки и конверты. Указанное свидетельствует об исключительно канцелярской принадлежности данного товара и об отсутствии его взаимной встречаемости с телекоммуникационными услугами. Услуги 35, 38 и 41 классов МКТУ, указанные в судебном акте [1], не обладают признаками однородности со всеми перечисленными выше товарами 16 класса МКТУ.
Также отсутствуют основания для признания однородными услуг, приведенных в судебном акте [1], и товаров 25, 28, 32 классов МКТУ оспариваемого товарного знака, представляющих собой предметы одежды, игровые автоматы и рыболовные принадлежности, а также пиво и ингредиенты для его изготовления, которые по причине их природы и назначения не могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Услуги 35 класса МКТУ "менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; анализ себестоимости; аудит; бюро по найму; ведение бухгалтерских книг; выписка счетов; запись сообщений; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; информация и советы коммерческие потребителям; исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по вопросам штата сотрудников; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; обзоры печати; обработка текста; обслуживание секретарское; обслуживание стенографическое; организация подписки на газеты [для третьих лиц]; оценка коммерческой деятельности; оценка леса на корню; оценка шерсти; подготовка платежных документов; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат торговых автоматов; прокат фотокопировального оборудования; работы машинописные; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сведения о деловых операциях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; тестирование психологическое при найме на работу; управление гостиничными делами; управление процессами обработки заказов на покупки; услуги в области общественных отношений; услуги по переезду предприятий; услуги по сравнению цен; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядчика управление [коммерческое]; услуги телефонных ответчиков [для отсутствующих абонентов]; фотокопирование; экспертиза деловая" товарного знака по свидетельству N 396300 не имеют признаков однородности с услугами, в отношении которых вынесен судебный акт [1], поскольку они имеют разный вид, относятся к разным родовым видам деятельности (помощь в управлении бизнесом, администрирование, офисная служба, услуги в области общественных отношений - в одном случае, реклама, телекоммуникации, услуги в области создания телепрограмм, в том числе развлекательных - в другом), имеют разное назначение, разные условия их оказания и разный круг потребителей.
В том числе следует отметить неоднородность услуг 35 класса МКТУ "ведение автоматизированных баз данных; поиск информации в компьютерных файлах [для третьих лиц]; сбор информации по компьютерным базам данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных" товарного знака по свидетельству N 396300, которые, хотя и связаны с информацией и предоставлением информации, тем не менее, они не могут быть признаны однородными услугам по прокату рекламного времени на всех средствах массовой информации 35 класса МКТУ, телекоммуникационным услугам 38 класса МКТУ, а также услугам по монтажу телевизионных программ и развлекательным передачам 41 класса МКТУ, поскольку различаются назначение и способы оказания сравниваемых услуг. В частности, ведение баз данных подразумевает внесение данных в базы, их администрирование, то есть организационные, координирующие функции, в то время как при оказании услуг по передаче данных преследуется цель решения инженерных задач для доведения информации до потребителя. С учётом указанного признак взаимодополняемости названных услуг может как иметь место (услуги связаны с информацией как объемом данных), так и отсутствовать (услуги относятся к деятельности разного назначения), что свидетельствует об отсутствии основных признаков однородности (род, вид, назначение, условия оказания) и вариативности дополнительных признаков однородности (взаимодополняемость, круг потребителей).
Услуги 41 класса МКТУ - "воспитание; обеспечение учебного процесса; издание книг; клубы здоровья; клубы культурно-просветительные; макетирование публикаций, за исключением рекламных; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация конкурсов учебных; прокат аудио- и звукозаписей; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер" представляют собой воспитательно-образовательные и культурно-просветительные услуги, услуги 43 класса МКТУ - "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания; аренда временного жилья; аренда помещений для проведения встреч; базы отдыха; бронирование мест в гостиницах; бронирование мест в пансионах; бронирование мест для временного жилья; гостиницы; закусочные; кафе; кафетерии; мотели; пансионы; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баз отдыха [предоставление жилья]; услуги баров; услуги кемпингов", являются услугами по обеспечению питания и временного проживания, услуги 42 класса МКТУ - "дизайн художественный; моделирование одежды; оформление интерьера; услуги в области промышленной этикетки; услуги дизайнеров в области упаковки" представляют собой услуги в области дизайна, не совпадают по видовым и родовым группам услуг, имеют разное назначение, условия реализации, разный круг потребителей и не имеют совместной встречаемости с услугами проката рекламного времени, услугами по обеспечению связи и телекоммуникациям, а также с услугами по монтажу телепрограмм и развлекательными передачами.
Услуги 42 класса МКТУ оспариваемого товарного знака "восстановление компьютерных баз данных; перенос данных или документов с физического носителя на электронный; проектирование компьютерных систем; прокат веб-серверов; прокат средств программного обеспечения; размножение компьютерных программ; создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц" представляют собой услуги по созданию программных продуктов, для которых не требуется получения лицензии, и они значительно отличаются по назначению от услуг по передаче данных. Веб-сервера при этом не относятся в телекоммуникационному оборудованию и их прокат может осуществляться не только в рамках телекоммуникационной, но и любой другой деятельности для размещения объема данных, однако направленность таких услуг значительно отличается. В данном случае, несмотря на использование компьютерного оборудования как средства оказания услуг, сопоставляемые услуги по причине своей природы не могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Услуга 42 класса МКТУ "предоставление поисковых средств для Интернета" товарного знака относится к услугам в области информационных технологий и представляет собой настройку поисковой выдачи. Под поисковыми средствами понимаются поисковые машины (поисковики), индексированные каталоги (рубрикаторы), рейтинги и топы, поисковые системы и тематические списки ссылок, онлайновые энциклопедии и справочники.
Использование того или иного средства поиска обеспечивает вариативность поисковой выдачи при запросе в Интернете. Задание алгоритма работы поиска в Интернете является частью инженерии по налаживанию программного продукта, является технической функцией и осуществляется на коммерческой основе исполнителем заказчику. При этом по своему назначению услуги по передаче данных и услуги по созданию программных продуктов существенно различаются.
Таким образом, с учетом проведенного анализа услуг 35, 38 и 41 классов МКТУ, в отношении которых был принят судебный акт [1] о признании действий правообладателя по приобретению исключительных прав на товарные знаки по свидетельствам NN 422874 и 708139 актом недобросовестной конкуренции, с товарами 09, 16, 25, 28, 32 и услугами 35, 41, 42, 43 классов МКТУ оспариваемой регистрации, коллегия пришла к выводу об отсутствии их однородности, за исключением услуги 35 класса МКТУ - абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц.
В силу приведенных выше обстоятельств коллегия усматривает основания для признания предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 396300 недействительным в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 1512 Кодекса в отношении услуг 35 класса МКТУ - абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц.
В отношении довода правообладателя, касающегося того, что лица, подавшие возражение, не обращались в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны оспариваемому знаку после вынесения 05.07.2019 решения о признании приобретения исключительного права на товарный знак по свидетельству N 708139 по делу N СИП-754/2018 актом недобросовестной конкуренции, хотя прошло почти три года, следует отметить, что статья 1513 Кодекса, которой регулируется порядок оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, не ограничивает срок подачи возражения на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 1512 Кодекса в период действия товарного знака.
Что касается довода о злоупотреблении правом со стороны лиц, подавших возражение, то в функции Роспатента не входит установление признаков и признание факта злоупотребления правом тем или иным лицом, поскольку указанное относится к компетенции суда.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 28.03.2022, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 396300 недействительным в отношении услуг 35 класса МКТУ - абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31 августа 2022 г. по заявке N 396300
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 22 декабря 2023 г. по делу N СИП-645/2022 настоящее решение признано недействительным