Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 октября 2022 г. по заявке N 2019761236
Заявка: |
2019761236 |
Название: |
ВИЛЛА ГРАНДЕ VILLA GRANDE S6 EDGE DRIADA-WINE.COM DRIADA CONTROL TRADE DRIADA MARK SPECIAL QUALITY CONTROL КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА DRIADA GROUP ESTABLISHED 1998 |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
11.04.2022 |
Дата коллегии: |
03.08.2022 |
Дата утверждения: |
03.10.2022 |
Заявитель: |
Закрытое акционерное общество "Дриада Вайн" |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020, регистрационный N 59454), рассмотрела возражение, поступившее 11.04.2022, поданное Закрытым акционерным обществом "Дриада Вайн", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019761236 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2019761236, поданной 29.11.2019, испрашивалось на имя заявителя в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)".
Согласно материалам заявки заявлено объемное обозначение: .
Роспатентом 12.08.2021 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019761236 в отношении всех товаров 33 класса МКТУ с включением всех цифр, букв "1,0 L", символа "", слов "trade mark", формы бутылки и реалистического изображения грозди винограда в качестве неохраняемых элементов. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что заявленное обозначение подпадает под положение пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим:
- заявленное обозначение представляет собой бутылку, форма которой обусловлена исключительно функциональным назначением как емкость, в которой хранятся и реализуются товары, в связи с чем, форма бутылки исключена из правовой охраны;
- входящее в состав заявленного обозначения реалистическое изображение грозди винограда является неохраняемым элементом обозначения, поскольку не обладает различительной способностью и характеризует заявленные товары, а именно указывает на их свойство (состав);
- входящие в состав заявленного обозначения цифры, буква "1,0 L", символ "", слова "trade mark" являются неохраняемыми элементами обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладают различительной способностью; - в материалы дела не были представлены документы, свидетельствующие о приобретенной различительной способности заявленного обозначения;
- указанные заявителем в качестве неохраняемых элементов (графа 526) -"КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ", "WWW.WINE.COM", "(ESTABLISHED 1998)", "1998" не содержатся в заявленном обозначении (в графе 540).
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности поступило 11.04.2022 возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 12.08.2021.
Доводы возражения, поступившего 11.04.2022, сводятся к следующему:
- решение Роспатента оспаривается только в отношении товаров 33 класса МКТУ "вина", поскольку заявленное обозначение использовалось заявителем длительный период времени в отношении этих товаров;
- заявленное обозначение является объемным и представляет собой оригинальный сосуд, форма которого не является традиционной и не определяется его функциональностью;
- заявителем приведены выдержки из действующего законодательства, методических рекомендаций, судебной практики (дело N СИП-619/2018) и т.п.;
- согласно решению Роспатента от 29.11.2019 г., товарный знак "" по заявке N 2019761234 (свидетельство N 749112), данная форма бутылки была признана обладающей различительной способностью. Форма бутылки по заявке N 2019761234 подавалась без каких-либо дополнительных элементов (этикетки, изображений, товарных знаков);
- заявленное обозначение по заявке N 2019761236, помимо самой формы, которая ранее уже была зарегистрирована в товарном знаке по свидетельству N 749112, представлено с рядом элементов, которые также имеют охрану в качестве товарных знаков заявителя, а именно: заявленное обозначение представляет собой объемный знак в виде стилизованного изображения бутылки для вина оригинальной формы (свидетельство N 749112) с нанесенными на неё изобразительными и словесными элементами;
- в верхней части горлышка бутылки располагается стилизованное изображение кольеретки в виде горизонтально-ориентированного четырехугольника с выгнутой нижней частью. На светлой части элемента слева и справа нанесены стилизованные изображения ветвей с гроздями винограда. Между изображениями листьев винограда, по центру, располагается круг. С внутренней стороны круга расположено изображение окружности, выполненное в виде точек темного цвета. В центре круга изображен профиль женщины с уложенным в прическу волнистым волосом и в короне из элементов виноградных гроздьев и листьев (товарный знак "" по свидетельству N 578221). В верхней части тела бутылки находятся стилизованные изображения ветвей с гроздями винограда, между которыми изображен профиль женщины с уложенным в прическу волнистым волосом и в короне из элементов виноградных гроздьев и листьев (товарный знак по свидетельству N 578221). В центральной части тела бутылки располагается стилизованное изображение этикетки в виде горизонтально-ориентированного восьмиугольника с выгнутой верхней частью. Гроздь ниспадает на светлую часть этикетки, по центру которой изображен пейзаж с графикой - замок среди садов и виноградников. В верхней части рисунка располагается словесный элемент "Villa Grande" (товарный знак "" по свидетельству N 359447) (транслитерация "Вилла Гранде"), выполненный латиницей в оригинальном шрифтовом исполнении в одну строку. Между двумя окружностями на этикетке, и в нижней части малого круга, под изображением глаза, располагаются линии, выполненные в виде насечек (товарный знак "" по свидетельству N 647345). В нижней части тела бутылки располагается словесный элемент "trade DRIADA mark" (товарный знак "" по свидетельству N 490384) (перевод с английского языка на русский язык: "торговая марка Дриада"). В верхней части горлышка располагается стилизованное изображение кольеретки в виде горизонтально-ориентированного четырехугольника. Элемент условно разделен двумя линиями по горизонтали на две части: темную сверху, светлую снизу. По центру элемента располагается товарный знак "" по свидетельству N 647345. С правой стороны, под темной линией, на светлой части элемента располагается словесный товарный знак "" по свидетельству N 359447. В нижней части тела бутылки располагается стилизованное изображение контрэтикетки, в виде горизонтально-ориентированного восьмиугольника с окантовкой темного цвета по всему периметру. В верхней части этикетки располагается товарный знак "" по свидетельству N 359447, под ним словесное обозначение "Вилла Гранде", которое является транслитерацией товарного знака "Villa Grande". В верхнем правом углу контрэтикетки располагается товарный знак "" по свидетельству N 578221. В верхнем левом углу контрэтикетки располагается словесный элемент "контроль качества осуществляется DRIADA GROUP (established 1998) www.DRIADA-WINE.COM", "DRIADA" - товарный знак по свидетельству N 490384. "Контроль качества осуществляется (established 1998) www.-WINE.COM", , 1998 - являются неохраняемыми элементами. Крышка выполнена в виде круга с тремя выпуклыми окружностями по краю. В центре круга располагается товарный знак "" по свидетельству N 578221, сверху и снизу которого, полукругом, располагается словесный элемент "DRIADA CONTROL" (товарный знак "" по свидетельству N 647345), справа и слева разделенные стилизованными изображениями короны;
- указанные выше товарные знаки заявителя, расположенные на этикетке и форме бутылки, усиливают различительную способность заявленного обозначения;
- в делопроизводство по заявке N 2019761234 (товарный знак "" по свидетельству N 749112), было представлено заключение N 14-2020 от 05.02.2020 г., которое подготовлено ФГБУН ФНИСЦ Российской Академии Наук (РАН) Лабораторией социологической экспертизы по результатам социологического опроса, проведенного с 11.10.2019 г. по 07.11.2019 г. среди совершеннолетних жителей РФ - потребителей вина. В настоящее время винная бутылка "Villa Grande" без этикеток известна большинству потребителей вина (58%). Данный результат свидетельствует о высоком уровне известности винной бутылки "Villa Grande" без этикеток. В настоящее время винная бутылка "Villa Grande" (красное вино) известна абсолютному большинству потребителей вина (60%). Более чем четверти респондентов (28%) она стала известна как продукт компании-производителя ЗАО "Дриада Вайн". В настоящее время абсолютное большинство опрошенных (62%) имеют опыт покупки вина в бутылке "Villa Grande" (красное вино). В настоящее время винная бутылка "Villa Grande" (белое вино) известна абсолютному большинству потребителей вина (66%). До 2015 года с тестируемой бутылкой познакомились 45% опрошенных. После 2015 года до настоящего времени познакомились еще 23%. То есть с конца 2015 года известность увеличилась и составляет уже 45 + 23 = 68%;
- заявитель с периода 2008 года осуществляет подготовительные, и затем фактические действия, связанные с реальным использованием заявленного обозначения на территории Российской Федерации;
- форма данной бутылки сама по себе является оригинальной, необычной в сравнении с общепринятыми формами подобных товаров, заявителем всегда принимались и принимаются все меры для контроля и поддержания высокого качества самой содержащейся в ней винной продукции;
- объем реализованной продукции только в период 2013 г. по 2019 г. составил около 21 290 000 штук;
- как показывают результаты социологического исследования, потребители узнают и ассоциируют с заявителем саму форму товара (заявленное обозначение), в том числе и в силу того, что ранее более никем подобная продукция не производилась;
- заявитель входит в крупнейший торгово-производственный холдинг "DRIADA GROUP". Заявитель является полноправным партнером заводов-изготовителей. В ассортименте компании представлена алкогольная продукция многих стран мира (http://www.driada-wine.com/), где вино выпускается под его контролем. Холдинг "DRIADA GROUP" оказывает взаимные услуги, обмен информацией и услугами, участвует в совместных проектах и иной деятельности, связанной с совместным продвижением и распространением алкогольной продукции на территории Российской Федерации, маркируемой товарными знаками заявителя;
- зарегистрированные товарные знаки заявителя размещаются на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся и вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации (например, вышеуказанные товарные знаки заявителя, а также по свидетельству N 490383, по свидетельству N 509849 и т.д.);
- продукция заявителя участвует в выставках, широко рекламируется в торговых объектах, в которых осуществляется реализация продукции;
- заявитель изложил просьбу об учете документов заявки N 2019761234 (товарный знак "" по свидетельству N 749112);
- в рамках судебного дела N СИП-720/2014 суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что заявитель осуществляет деятельность по производству товаров 33 класса МКТУ и является лицом, имеющим реальное намерение использовать в гражданском обороте регистрируемые обозначения;
- получение исключительных прав по настоящей заявке направлено на пресечение недобросовестных действий третьих лиц, связанных с производством (копирование в различных формах) и последующим введением в гражданский оборот подобных товаров с использованием сходных объемных товарных знаков;
- заявителем было подано исковое заявление по делу N А83-21053/2019 о пресечении недобросовестных действий, направленных на "размывание" различительной способности заявленного обозначения и его ассоциации только с заявителем, а также недобросовестного использования высокой репутации заявителя как производителя;
- заявитель длительное время является производителем товаров, при этом товары приобрели самостоятельную различительную способность, как в отношении самого товара, так и заявителя;
- в настоящее время зарегистрировано большое количество объемных товарных знаков в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ, представляющих собой бутылки.
В возражении изложена просьба об изменении решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении ограниченного перечня товаров 33 класса МКТУ "вина", в целом, без исключения из правовой охраны формы бутылки и реалистического изображения грозди винограда.
В подтверждение своих доводов заявителем изложена просьба об учете следующих материалов:
- копия решения о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2019761236 от 12.08.2021 - [1];
- договоры, соглашения, сопроводительная документация, накладные с ООО "ЭРДИН", ООО "Вино-Гранде", ОАО "МКШВ", 2012-2019 гг. - [2];
- договоры, товарные накладные с ООО "Красное Эхо", ООО "Вино-Гранде", ЗАО "ДИКСИ-ЮГ", ООО "АШАН", ООО "АТАК", ООО "ЭРДИН", ЗАО "Торговый дом "Перекресток", ООО "ГИПЕРГЛОБУС", 2012 г., 2014-2017 гг., 2014-2019 гг. - [3];
- фотографии продукции, фото чертежа - [4];
- документация об участии в выставке "ПРОДЭКСПО" и рекламе 2012-2019 гг. (договоры, товарные накладные, акты, платежные поручения) - [5];
- копии документов заявки N 2019761234 - [6];
- заключение N 14-2020 от 05.02.2020 г. Лаборатории социологической экспертизы и документация к нему - [7];
- сведения о товарных знаках заявителя - [8];
- решение Арбитражного суда Республики Крым по делу N А83-21053/2019 от 09.02.2021 г., г. Симферополь - [9].
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, поступившего 11.04.2022, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи (29.11.2019) заявки N 2019761236 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 г., рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 г. (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 1483 Кодекса указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы:
- общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака;
- условными обозначениями, применяемыми в науке и технике;
- общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Согласно пункту 35 Правил для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение представляет собой объемное обозначение в виде бутылки. Регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении ограниченного перечня товаров 33 класса МКТУ "вина".
Заявитель оспаривает решение Роспатента от 12.08.2021 в части отнесения формы бутылки, а также реалистического изображения грозди винограда к неохраняемым элементам.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Заявленное обозначение представляет собой трехмерную емкость в виде бутылки, предназначенной для хранения и реализации вина, при этом представляет собой емкость цилиндрической формы, имеющую горловину, тулово и дно. В целом объемное обозначение представляет собой трехмерный объект, форма которого обусловлена исключительно свойствами, функциональным назначением товаров 33 класса МКТУ, то есть не обладает различительной способностью. Реалистическое изображение грозди винограда способно восприниматься как указание на состав сырья, из которого изготовлены заявленные товары 33 класса МКТУ, то есть указывает на их свойства, состав.
В связи с чем, отнесение экспертизой формы бутылки, а также реалистического изображения грозди винограда заявленного обозначения к неохраняемым элементам на основании требований пункта 1 статьи 1483 Кодекса в отношении заявленных товаров 33 класса МКТУ, представляющих собой "вина", является правомерным.
Законодательством допускается регистрация в качестве товарного знака такого рода обозначений при условии приобретения обозначением различительной способности в результате его использования (абзац 7 пункта 1 статьи 1483 Кодекса).
Заявитель полагает, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в отношении заявленных товаров 33 класса МКТУ "вина".
Анализ представленных документов [2-8] показал следующее.
Заявитель входит в крупнейший холдинг "DRIADA GROUP" - один из ведущих торгово-производственных холдингов в России в соответствии с договором от 16.01.2006 г. о создании группы компаний "DRIADA GROUP". В последующем согласно договору от 18.01.2011 г. к группе компаний "DRIADA GROUP" присоединилось ООО "ЭРДИН". Целями создания группы компаний "DRIADA GROUP" являются взаимоотношения на условиях стратегического партнерства, в рамках которого группа компаний оказывает взаимные услуги, обмен информацией/услугами, участвует в совместных практических проектах и других видах совместной деятельности, в том числе, совместном продвижении и распространению на территории Российской Федерации алкогольной продукции под товарными знаками/объемными товарными знаками заявителя, а также действиями, направленными на увеличение известности обозначения потребителем на территории Российской Федерации (разработка и дизайн обозначений, регистрация обозначений в качестве товарного знака/объемного товарного знака, продвижение сайта, участие в выставках, изготовление рекламной продукции, заключение договоров на изготовление/реализацию продукции под индивидуально разработанными обозначениями и товарными знаками/объемными товарными знаками и т.д.) [2].
В соответствии с договором от 02.03.2012 г. [2] заявитель и ООО "ЭРДИН" пришли к соглашению о совместном продвижении на территории Российской Федерации алкогольной продукции (в том числе, "вина"). При этом согласно соглашению о сотрудничестве N 14/01-13 от 14.01.2013 г. к договору от 02.03.2012 г. [2] продвижение вышеуказанной продукции осуществляется под индивидуально разработанным объемным обозначением в виде бутылки (фотография и чертеж заявленного обозначения прилагаются). Стороны также договорились о заключении лицензионного договора после получения заявителем правовой охраны на объемный товарный знак. Согласно этому же соглашению, производство продукции под индивидуально разработанными объемными товарными знаками будет осуществляться путем размещения соответствующих заказов и заключения договоров на производство с ООО "Вино-Гранде", 171271, Тверская обл., Конаковский р-н, п.г.т. Новозавидовский, Первомайский пер., д. 1. ООО "Вино-Гранде" обладает лицензиями (с 2012 г.) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, согласно которым разрешается осуществлять производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вина, винные напитки без добавления этилового спирта). Согласно имеющимся в деле договорам на поставку продукции ООО "Красное Эхо" изготавливало по заказу и поставляло ООО "Вино-Гранде" стеклобутылки. В соответствии с договорами поставки ООО "Вино-Гранде" поставляло соответствующую алкогольную продукцию (например, вино "Вилла Гранде", кагор "Дриада" и т.п.) ООО "ЭРДИН" (с 2013 г.). Дальнейшая реализация продукции осуществлялась ООО "ЭРДИН" посредством поставок ЗАО "ДИКСИ Юг", ООО "Ашан", ООО "Атак", ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК", ООО "ГИПЕРГЛОБУС" в различные города и области Российской Федерации: Москва и Московская область, Нижегородская обл., Воронежская обл., Рязанская обл., Пензенская обл., Курская обл., Тамбовская обл., Санкт-Петербург и Ленинградская обл., Псковская обл., Свердловская обл., Пермский край, Самарская обл., Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Ульяновская обл., Мордовия, Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Крым, Кемерово и т.п. [2-4].
Продукция заявителя в исследуемой бутылке являлась участником различных выставок: "ПРОДЭКСПО-2016", "ПРОДЭКСПО-2017", "ПРОДЭКСПО-2018", "ПРОДЭКСПО-2019", что подтверждается соответствующими договорами и платежными поручениями и иными сопроводительными документами на участие в выставках, на пользование выставочным стендом. Также в материалах дела имеются документы по созданию и технической поддержке Интернет-сайта ООО "ЭРДИН" (2015 г.) - http://www.driada-wine.com/ [5].
В материалах дела имеются договоры на изготовление полиграфической продукции (листовок) от 05.06.2013 г. ООО "Большой формат" в интересах ООО "ЭРДИН", а также на изготовление визиток от 14.06.2016 г. ООО "УПАКОВКА XXI ВЕК" для ООО "ЭРДИН". В соответствии с договором N 00107/С от 05.11.2015 г. ООО "Звезда-Дизайн" для ООО "ЭРДИН" поставило настенные часы с символикой. В соответствии с договором N 156 от 28.11.2017 г. ООО "Август Борг" для ООО "ЭРДИН" поставило полиграфическую продукцию (ежеквартальный календарь). Согласно агентскому договору от 11.08.2017 г. ООО "Мир рекламы - Медиа" осуществляло наружную рекламную кампанию (размещение рекламных установок, печать плакатов) в интересах ООО "ЭРДИН" [5].
В соответствии с информационным письмом (исх. N 12 от 02.12.2019 г.) в период с 2013 г. по 2019 г. объем реализованной продукции в бутылке по заявке N 2019761234 (в настоящее время товарный знак "" по свидетельству N 749112 с приоритетом от 29.11.2019) только в период 2013 г. по 2019 г. составил около 21 290 000 штук. Указанный объемный товарный знак охраняется в целом (в том числе, форма бутылки) в отношении товаров 33 класса МКТУ "вина".
В заявленном обозначении по заявке N 2019761236 присутствует форма бутылки, которая является предметом правовой охраны в товарном знаке по свидетельству N 749112, а также присутствует ряд элементов, которые ранее получили правовую охрану в качестве товарных знаков заявителя, а именно:
- в составе заявленного обозначения, в том числе в верхней части горлышка бутылки, в крышке изображен профиль женщины с уложенным в прическу волнистым волосом и в короне из элементов виноградных гроздьев и листьев (товарный знак "" по свидетельству N 578221 с приоритетом от 09.12.2014, охраняемый в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)";
- в составе заявленного обозначения, в том числе в центральной части тела бутылки располагается стилизованное изображение этикетки , в которой гроздь винограда ниспадает на светлую часть этикетки, по центру которой изображен пейзаж с графикой и замком. В верхней части рисунка располагается словесный элемент "Villa Grande", выполненный оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита (товарный знак "" по свидетельству N 359447 с приоритетом от 17.11.2006, охраняемый в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)";
- в составе заявленного обозначения, в том числе в составе этикетки, крышки, в верхней части горлышка присутствует изображение глаза и линий в виде насечек (товарный знак "" по свидетельству N 647345 с приоритетом от 27.03.2017, охраняемый в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)");
- в нижней части тела бутылки располагается словесный элемент "trade DRIADA mark" (товарный знак "" по свидетельству N 490384 с приоритетом от 28.03.2012, срок действия регистрации продлен до 28.03.2032, охраняемый в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)")) . - в нижней части бутылки располагается стилизованное изображение контрэтикетки, в виде горизонтально-ориентированного восьмиугольника с окантовкой темного цвета по всему периметру. В верхней части этикетки располагается товарный знак "" по свидетельству N 359447 с приоритетом от 17.11.2006 (срок действия регистрации продлен до 17.11.2026 г., охраняется в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)"), под ним словесное обозначение "Вилла Гранде", которое является транслитерацией товарного знака "Villa Grande". В верхнем правом углу располагается товарный знак "" по свидетельству N 578221.
Таким образом, присутствующие в заявленном обозначении иные словесные и изобразительные элементы, являющиеся предметом правовой охраны других товарных знаков заявителя, усиливают его различительную способность в целом и способствуют узнаваемости продукции на рынке.
Кроме того, коллегией также учтено, что заявителю принадлежат права на объемные товарные знаки в виде бутылок, в которых форма является предметом охраны: по свидетельству N 418262, приоритет от 25.06.2009, товары 33 класса МКТУ "вина; ликеры" в цветовом сочетании: "белый, серый, светло-серый", по свидетельству N 417414, приоритет от 25.06.2009, товары 33 класса МКТУ "вина; ликеры" в цветовом сочетании: "белый, серый, светло-серый", по свидетельству N 379231, приоритет от 11.09.2008, товары 33 класса МКТУ "вина; ликеры" в цветовом сочетании: "белый, голубой, темно-голубой".
Анализ ретроспективного социологического исследования N 14-2020 от 05.02.2020 г. [8] показал следующее. Заключение N 14-2020 от 05.02.2020 г. подготовлено ФГБУН ФНИСЦ Российской Академии Наук (РАН) Лабораторией социологической экспертизы по результатам социологического опроса, проведенного с 11.10.2019 г. по 07.11.2019 г. среди совершеннолетних жителей РФ - потребителей вина. Объектом исследования являлась, в том числе, винная бутылка "Villa Grande" без этикеток. В настоящее время винная бутылка "Villa Grande" без этикеток известна большинству потребителей вина (58%), что свидетельствует о высоком уровне известности этой винной бутылки. В настоящее время винная бутылка "Villa Grande" (красное вино) известна абсолютному большинству потребителей вина (60%). Более чем четверти респондентов (28%) она стала известна как продукт компании-производителя ЗАО "Дриада Вайн". В настоящее время абсолютное большинство опрошенных (62%) имеют опыт покупки вина в бутылке "Villa Grande" (красное вино). В настоящее время винная бутылка "Villa Grande" (белое вино) известна абсолютному большинству потребителей вина (66%). До 2015 года с тестируемой бутылкой познакомились 45% опрошенных. После 2015 года до настоящего времени познакомились еще 23%. То есть с конца 2015 года известность увеличилась и составляет уже: 45 + 23 = 68%. Данные результаты свидетельствуют о высоком уровне известности винной бутылки "Villa Grande".
По совокупности имеющихся в деле доказательств у коллегии есть основания полагать доказанным факт приобретения различительной способности формы бутылки в отношении товаров 33 класса МКТУ "вина". В отношении реалистического изображения грозди винограда , в том виде как она представлена на этикетке, приобретенная различительная способность заявленного обозначения из имеющихся в деле доказательств не прослеживается.
В заключении по результатам экспертизы также указано, что упомянутые заявителем в качестве неохраняемых элементов (графа 526) - "КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ (ESTABLISHED 1998)", "WWW.-WINE.COM", "1998" не содержатся в заявленном обозначении (в графе 540). Вместе с тем, как следует из имеющихся оттисков заявленного обозначения (вид сзади) и представленного описания, указанные элементы присутствуют в составе заявленного обозначения и указываются заявителем в качестве неохраняемых, как несоответствующих требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Решение Арбитражного суда Республики Крым по делу N А83-21053/2019 от 09.02.2021 г., г. Симферополь [9] касается недобросовестной конкуренции. При этом согласно данному судебному акту ООО "Империал Вин" обязано внести изменения, исключающие копирование и/или имитацию внешнего вида, цветовой гаммы, формы, а также фирменного стиля в целом винных бутылок заявителя "Villa Grande" (красное вино, белое вино).
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 11.04.2022, изменить решение Роспатента от 12.08.2021 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2019761236.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 октября 2022 г. по заявке N 2019761236
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru