Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 28 ноября 2022 г. по заявке N 2020767656/33
Заявка: |
2020767656/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
07.06.2022 |
Дата коллегии: |
17.11.2022 |
Дата утверждения: |
28.11.2022 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Аракчеев Александр Евгеньевич, Мурманская обл. |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 321-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020, рассмотрела поступившее 07.06.2022 возражение, поданное Индивидуальным предпринимателем Аракчеевым Александром Евгеньевичем, Мурманская обл. (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2020767656, при этом установила следующее.
Обозначение "" по заявке N 2020767656 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака 27.11.2020 на имя заявителя в отношении товаров и услуг 30, 35 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), указанных в перечне заявки.
Роспатентом 07.02.2022 было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака. Основанием для принятия решения Роспатента явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не соответствует требованиям пунктов 1, 3 и 6 статьи 1483 Кодекса в отношении всех заявленных товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ.
Так, в результате проведения экспертизы заявленного обозначения установлено, оно сходно до степени смешения с товарными знаками иных лиц, имеющими более ранний приоритет и зарегистрированными в отношении однородных товаров и услуг:
- с товарным знаком "" [1] (свидетельство N 558922 с приоритетом 18.06.2012), зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя ООО "Большой Универсальный Магазин", 125315, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 68, стр. 7;
- с товарным знаком "" [2] (свидетельство N 538478 с приоритетом 18.06.2012), зарегистрированным в отношении однородных товаров 20 класса МКТУ на имя ООО "Новые Технологии", 109387, Москва, ул. Ставропольская, 4, пом. 21, комн. 31;
- с товарными знаками "" [3] (свидетельство N 633527 с приоритетом от 29.02.2016), "" [4] (свидетельство N 630754 с приоритетом 29.02.2016), зарегистрированными в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя ООО "Дискавери Холдингс", 115191, Москва, ул. Б. Тульская, 11.
Словесный элемент "Мебель" является неохраняемым элементом заявленного обозначения для части товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на вид, назначение товаров и услуг.
Для части товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, так как способно ввести потребителя в заблуждение относительно вида, назначения товаров и услуг.
Обозначение "РФ" является неохраняемым как общепринятое сокращение от "Российская Федерация", национальный домен верхнего уровня для России.
В поступившем возражении заявитель представил свои аргументы в защиту регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, указав при этом на следующие обстоятельства:
- заявитель не возражает против указания элементов "МЕБЕЛЬ" и "РФ" в качестве неохраняемых, а также выражает свое согласие относительно довода экспертизы о возможности введения потребителя в заблуждение относительно части заявленных товаров;
- правообладатели противопоставленных товарных знаков [1] и [2] - ООО "Большой Универсальный Магазин" и ООО "Новые Технологии", не возражают против регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, в связи с чем предоставили заявителю соответствующие письменные согласия (далее - письма-согласия). При этом такая регистрация не будет вводить потребителя в заблуждение в силу наличия в составе заявленного обозначения дополнительных словесных элементов, изобразительных элементов, шрифтового и цветового исполнения и общего зрительного впечатления.
В связи с указанным, по мнению заявителя, исчерпаны основания для отказа в регистрации заявленного обозначения для всех товаров 20 класса МКТУ и части 35 класса МКТУ.
Следует указать, что заявителем в дополнение к доводам возражения в корреспонденции, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 04.10.2022, представлены оригиналы писем-согласий на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака от ООО "Большой Универсальный Магазин", ООО "Юридическое бюро "Практик" (касаются товарного знака [1] по свидетельству N 558922) ООО "Новые Технологии" (касается товарного знака [2] по свидетельству N 538478).
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия сочла доводы поступившего возражения убедительными в части.
С учетом даты (27.11.2020) поступления заявки N 2020767656 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно положениям пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
При этом устанавливается, в частности, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида.
Проверяется также, не является ли заявленное обозначение или отдельные его элементы: общепринятыми символами, характерными для отраслей хозяйства или области деятельности, к которым относятся содержащиеся в перечне товары, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условными обозначениями, применяемыми в науке и технике; общепринятыми терминами, являющимися лексическими единицами, характерными для конкретных областей науки и техники.
Как следует из требований подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Исходя из пункта 37 Правил, при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Исходя из требований абзаца 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком другого лица, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя. Согласие не может быть отозвано правообладателем.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначение понятий, идей (в частности, совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Согласно пункту 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); 5) сочетание цветов и тонов.
Признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Обозначение "" по заявке N 2020767656 с приоритетом от 27.11.2020 является комбинированным, представляет собой словесно-графическую композицию, состоящую из стилизованного изображения монограммы в виде букв "ХМ", выполненных в оригинальной графике оранжевого и темно-серого цвета на фоне незамкнутой рамки в аналогичной цветовой гамме, справа от которой расположены друг под другом словесные элементы "ХОЧУ" и "МЕБЕЛЬ", выполненные буквами кириллического алфавита оранжевого и темно-серого цвета. Между словесными элементами в правой части расположен буквенный элемент "РФ" в стандартном шрифтовом исполнении буквами кириллического алфавита белого цвета, расположенный на фоне оранжевого круга.
Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака испрашивается в отношении широкого перечня товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ.
Анализ заявленного обозначения показал, что входящие в его состав словесные элементы имеют определенное смысловое значение согласно толковым словарям русского языка (см. например, Толковый словарь Ушакова на https://dic.academic.ru):
"ХОЧУ" - глагол в значении "иметь желание, охоту, ощущать потребность в чем-нибудь";
"МЕБЕЛЬ" - предметы комнатной обстановки: столы, стулья, шкафы, диваны, кресла и т.п.
Словесный элемент "МЕБЕЛЬ" представляет собой указание на определенный род товаров (их компонентов), приведенных в перечне 20 класса МКТУ, а также на назначение услуг в сфере деятельности, связанной с этой продукцией. При этом слово "ХОЧУ" усиливает семантику словесного элемента "МЕБЕЛЬ" в части назначения товаров и услуг.
В этой связи можно сделать вывод о неохраноспособности указанного словесного элемента для следующих товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ согласно требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса:
20 класс МКТУ - бамперы защитные для детских кроваток, за исключением постельного белья; буфеты; валики для поддерживания подушек; верстаки; верстаки с тисками [мебель]; вешалки для костюмов напольные; вешалки для одежды [мебель]; витрины; витрины [мебель]; витрины для газет; витрины для ювелирных изделий; гардеробы [шкафы платяные]; дверцы для мебели; диваны; жалюзи внутренние [мебель]; жардиньерки [мебель]; канапе; картотеки [мебель]; колесики для кроватей неметаллические; колесики для мебели неметаллические; колоды для рубки мяса [столы]; колыбели; комоды; консоли [мебель]; конторки; корзины-переноски для новорожденных; кресла; кресла парикмахерские; кресла раздвижные легкие; кровати; кровати больничные; кровати водяные, за исключением медицинских; кровати деревянные; кровати надувные, за исключением медицинских; кроватки детские; кромка пластмассовая для мебели; кронштейны для мебели неметаллические; крышки столов; манежи для детей; мебель; мебель металлическая; мебель надувная; мебель офисная; мебель школьная; ножки для мебели; ножки короткие для мебели; основания для кроватей; пандусы пластмассовые для транспортных средств; перегородки для мебели деревянные; перегородки отдельностоящие [мебель]; подголовники [мебель]; подпорки для растений и деревьев неметаллические; подставки [мебель]; подставки для журналов; подставки для книг [фурнитура]; подставки для счетных машин; подставки для цветочных горшков; подушки надувные диванные, за исключением медицинских; полки [мебель]; полки для библиотек; полки для картотечных шкафов; полки для мебели; полки для хранения; полотенцедержатели [мебель]; полочки для шляп; предметы для подпорки бочек [подставки] неметаллические; прилавки [столы]; пюпитры; секретеры; сиденья для ванны детские; сиденья металлические; скамьи [мебель]; софы; стеллажи; стойки для зонтов; стойки для ружей; столики на колесиках для компьютеров [мебель]; столики рабочие на колени; столики туалетные; столики умывальные [мебель]; столы; столы для пишущих машин; столы для рисования, черчения; столы массажные; столы металлические; столы пеленальные настенные; столы пильные [мебель]; столы письменные; столы рабочие портативные; столы сервировочные; столы сервировочные на колесиках [мебель]; стулья [сиденья]; стулья высокие для младенцев; стулья для душа; сундуки неметаллические; табуреты; табуреты для ног; тележки [мебель]; умывальники [мебель]; фурнитура для кроватей неметаллическая; фурнитура мебельная неметаллическая; ходунки детские; шезлонги; ширмы [мебель]; шкафы для документов; шкафы для лекарств; шкафы для посуды; шкафы для хранения пищевых продуктов; шкафы книжные; шкафы платяные; шкафы стенные; экраны каминные [мебель]; ящики выдвижные; ящики для игрушек; ящики для инструментов неметаллические; ящики из дерева или пластика; ящики почтовые неметаллические и некаменные; ящики с перегородками для бутылок.
35 класс МКТУ - агентства по импорту-экспорту; агентства по коммерческой информации; агентства рекламные; анализ себестоимости; аренда офисного оборудования в коворкинге; аренда площадей для размещения рекламы; аудит коммерческий; аудит финансовый; бизнес-услуги посреднические по подбору потенциальных частных инвесторов и предпринимателей, нуждающихся в финансировании; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в связях с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация подписки на газеты для третьих лиц; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; прогнозирование экономическое; продажа аукционная; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы административные по медицинским направлениям; службы консультативные по управлению бизнесом; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги административные по переезду предприятий; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по исследованию рынка; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по составлению перечня подарков; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; экспертиза деловая.
В отношении иных заявленных товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ, которые не являются мебелью и не соотносятся с этим товаром по назначению, заявленное обозначение способно вызывать не соответствующие действительности представления, т.е. является ложным согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса. К таким товарам и услугам относятся:
20 класс МКТУ - багеты для картин; барабаны намоточные немеханические неметаллические для гибких труб; блоки пластмассовые для штор; болты неметаллические; бочки для декантации вина деревянные; бочки причальные неметаллические; бочкотары большие неметаллические; бочонки неметаллические; браслеты опознавательные неметаллические; бюсты из дерева, воска, гипса или пластмасс; бюсты портновские; веера; вешалки для одежды [плечики]; вешалки для транспортировки [плечики]; винты неметаллические; воротники для крепления труб неметаллические; вощина искусственная для ульев; вывески деревянные или пластиковые; габариты погрузки для железных дорог неметаллические; гайки неметаллические; гвозди сапожные неметаллические; гнезда для домашней птицы; гробы; держатели для занавесей, за исключением текстильных; детали стержневые крепежные неметаллические; доводчики дверные неметалические, неэлектрические; домики для комнатных животных; домики для птиц; доски для ключей; доски для объявлений; дюбели неметаллические; емкости для жидкого топлива неметаллические; емкости для перемешивания строительного раствора неметаллические; емкости для слива масла неметаллические; емкости для упаковки пластмассовые; жалюзи внутренние бумажные; жалюзи внутренние из плетеного дерева; жалюзи внутренние текстильные; завязки для занавесей; зажимы для кабелей и труб неметаллические; зажимы для канатов неметаллические; зажимы пластиковые для запечатывания мешков; заклепки неметаллические; заменители панцирей черепах; замки для транспортных средств неметаллические; замки навесные неметаллические, за исключением электронных; замки неметаллические, за исключением электрических; занавеси из бисера декоративные; запоры дверные неметаллические; затворы для бутылок неметаллические; затворы для емкостей неметаллические; защелки неметаллические; зеркала; зеркала ручные [зеркала туалетные]; знаки номерные неметаллические; изделия бамбуковые; изделия деревянные для точки когтей для кошек; изделия из когтей животных; изделия из копыт животных; изделия из кораллов; изделия из морской пенки; изделия из необработанного или частично обработанного китового уса; изделия из оленьих рогов; изделия из панциря черепах; изделия из раковин; изделия из рога необработанного или частично обработанного; изделия из рогов животных; изделия из ротанговой пальмы; изделия из слоновой растительной кости; изделия из соломы плетеные, за исключением циновок; изделия плетеные; изделия плетеные [короба, корзины] для транспортировки продуктов; изделия художественные из дерева, воска, гипса или пластмасс; изделия художественные резные деревянные; камыш [сырье для плетения]; канистры неметаллические; карнизы для занавесей; катушки для ниток, шелка, тесьмы деревянные; клапаны [вентили] дренажных труб пластмассовые; клапаны, вентили водопроводных труб пластмассовые; клапаны, вентили неметаллические, за исключением деталей машин; клепки бочарные; ключи пластиковые; ключи-карточки пластиковые без кода и ненамагниченные; коврики для детского манежа; коврики напольные для сна; когтеточки для кошек; козлы для пилки дров; колодки для насадки щетины для щеток; колокольчики ветровые [украшения]; колокольчики дверные неметаллические, неэлектрические; колпачки укупорочные для бутылок неметаллические; колышки для палаток неметаллические; кольца для занавесей; кольца разъемные для ключей неметаллические; контейнеры неметаллические [для хранения и транспортировки]; контейнеры плавучие неметаллические; конуры собачьи; корзины для хлеба пекарские; корзины неметаллические; коробки для бутылок деревянные; коробки для инструментов неметаллические; краны для бочек неметаллические; крышки винтовые для бутылок, неметаллические; крючки ветровые оконные неметаллические; крючки вешалок для одежды неметаллические; крючки для занавесей; крючки для одежды неметаллические; крючки для сумок неметаллические; лежанки для комнатных животных; лежанки-гнезда для комнатных животных; лестницы приставные деревянные или пластмассовые; манекены; матрацы; матрацы надувные, за исключением медицинских; матрацы туристические; маты для сна; мобайлы [украшения]; молотки дверные, неметаллические; набойки обувные, неметаллические; направляющие для занавесей; направляющие для раздвижных дверей неметаллические; номера зданий несветящиеся неметаллические; обручи бочарные неметаллические; ограничители дверные неметаллические или каучуковые; ограничители оконные неметаллические или каучуковые; орнамент лепной для рам картин; перламутр необработанный или частично обработанный; пластинки янтарные; пластины опознавательные неметаллические; платформы для погрузочных работ неметаллические; платформы для транспортировки грузов и погрузочно-разгрузочных работ неметаллические; платформы для транспортировки грузов неметаллические; плитка зеркальная; подносы неметаллические; подстилки для пеленания детей; подушечки для комнатных животных; подушки; подушки диванные; подушки для поддержания головы младенцев; подушки для стабилизации младенцев; подушки надувные, за исключением медицинских; подушки-фиксаторы для головы младенцев; покрытия съемные для водопроводных раковин; полоски из дерева; полоски из соломы; поручни для ванн неметаллические; предметы надувные, используемые в рекламных целях; принадлежности постельные, за исключением белья; пробки для бутылок; пробки корковые; пробки не из стекла, металла или резины; пробки неметаллические; пруты для укрепления ковров на лестнице; пяльцы для вышивания; раздатчики мешков для собачьих отходов, стационарные неметаллические; раздатчики салфеток, полотенец стационарные неметаллические; рамы для картин [обрамления]; рамы для ульев; распятия из дерева, воска, гипса или пластмасс, за исключением ювелирных изделий; резервуары, за исключением металлических и каменных; решетки кормовые; ролики для занавесей; ручки дверные неметаллические; ручки круглые неметаллические; садки для рыбы; сосуды большие для жидкости неметаллические; соты для ульев; средства укупорочные неметаллические; статуи из дерева, воска, гипса или пластмасс; статуэтки из дерева, воска, гипса или пластмасс; створки раковин устриц; стекло посеребренное [зеркала]; стержни янтарные; стремянки [лестницы] неметаллические; стремянки неметаллические; таблички для объявлений деревянные или пластмассовые; тара для перевозки стекла и фарфора; тесьма плетеная из соломы; трапы судовые передвижные для пассажиров неметаллические; тюфяки соломенные; украшения из пластмасс для продуктов питания; ульи пчелиные; упоры дверные неметаллические; упоры оконные неметаллические; урны похоронные; устройства для закрывания окон неметаллические неэлектрические; устройства для открывания дверей неметаллические неэлектрические; устройства для открывания окон неметаллические неэлектрические; устройства намоточные для гибких труб немеханические неметаллические; фигурки из дерева, воска, гипса или пластмасс; флагштоки шесты ручные неметаллические; фурнитура дверная неметаллическая; фурнитура для гробов неметаллическая; фурнитура оконная неметаллическая; чехлы для одежды [хранение]; чучела животных; чучела птиц; шарниры неметаллические; шесты неметаллические; шкивы для подъемных окон неметаллические; шкивы оконные неметаллические; шторы бамбуковые; шторы внутренние из планок; этикетки пластиковые; янтарь.
35 класс МКТУ - абонирование телекоммуникационных услуг для третьих лиц; бюро по найму; комплектование штата сотрудников; консультации по управлению персоналом; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат фотокопировального оборудования; тестирование психологическое при подборе персонала; управление гостиничным бизнесом; управление коммерческими проектами для строительных проектов; управление программами часто путешествующих; услуги в области общественных отношений; услуги машинописные; услуги по напоминанию о встречах [офисные функции]; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по программированию встреч [офисные функции]; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги секретарей; услуги стенографистов; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги телефонных станций; услуги фотокопирования.
Что касается буквенного элемента "РФ", то, как справедливо было отмечено экспертизой, он является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не обладает различительной способностью с точки зрения индивидуализирующих свойств, поскольку представляет собой общепринятую аббревиатуру от официального названия государства - Российская Федерация.
Заявителем доводы относительно неохраноспособности и ложности вышеуказанных словесных и буквенных элементов не опровергались.
Вместе с тем отказ в государственной регистрации заявленного обозначения "" в качестве товарного знака обусловлен выводом о его несоответствии требованиям подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса по причине сходства до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя иных лиц товарными знаками "" [1] по свидетельству N 558922 с приоритетом 18.06.2012, "" [2] по свидетельству N 538478 с приоритетом 18.06.2012, "" [3] по свидетельству N 633527 с приоритетом от 29.02.2016, "" [4] по свидетельству N 630754 с приоритетом 29.02.2016.
Противопоставленный товарный знак "" [1] по свидетельству N 558922 зарегистрирован для услуг 35 класса МКТУ "реклама; агентства по импорту-экспорту; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продвижение товаров для третьих лиц; услуги магазинов по оптовой и розничной продаже товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]".
Противопоставленный товарный знак "" [2] по свидетельству N 538478 зарегистрирован, в частности, для товаров 20 класса МКТУ "мебель, зеркала, обрамления для картин и т.п.; изделия, не относящиеся к другим классам, из дерева, пробки, камыша, тростника, ивы, рога, кости, слоновой кости, китового уса, панциря черепах, раковин, янтаря, перламутра, морской пенки, из заменителей этих материалов или из пластмасс".
Противопоставленные товарные знаки "" [3] по свидетельству N 633527 и "" [4] по свидетельству N 630754 зарегистрированы, в частности, для услуг 35 класса МКТУ "агентства по коммерческой информации; анализ себестоимости; аудит коммерческий; бюро по найму; ведение автоматизированных баз данных; ведение бухгалтерских документов; выписка счетов; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; информация деловая; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; комплектование штата сотрудников; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; маркетинг; менеджмент в области творческого бизнеса; менеджмент спортивный; написание резюме для третьих лиц; обзоры печати; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; организация подписки на газеты для третьих лиц; оценка коммерческой деятельности; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; поиск поручителей; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое [обслуживание]; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление деловой информации через веб-сайты; прогнозирование экономическое; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стоек; прокат торговых стендов; прокат фотокопировального оборудования; репродуцирование документов; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультационные по управлению бизнесом; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; тестирование психологическое при подборе персонала; управление внешнее административное для компаний; управление гостиничным бизнесом; управление деятельностью внештатных сотрудников; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; управление коммерческое программами возмещения расходов для третьих лиц; управление коммерческими проектами для строительных проектов; услуги в области общественных отношений; услуги машинописные; услуги по переезду предприятий; услуги по подаче налоговых деклараций; услуги по оптимизации интернет-сайта; услуги по оптимизации трафика веб-сайта; услуги по сравнению цен; "оплата за клик", услуги РРС; услуги секретарей; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; экспертиза деловая".
При сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1]-[4] коллегией были выявлены обстоятельства, которые не могли быть учтены при подготовке заключения экспертизы.
К указанным обстоятельствам относится наличие писем-согласий от правообладателей противопоставленных товарных знаков "" [1] по свидетельству NN 558922, "" [2] по свидетельству N 538478 в которых их правообладатели - ООО "Большой Универсальный Магазин" и ООО "Новые Технологии" выражают свое согласие относительно регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака по заявке N 2020767656 для заявленных товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ.
Что касается письма-согласия от ООО "Юридическое бюро "Практик", которое предоставлено этим лицом как владельцем товарного знака [1] по свидетельству N 558922, то оно не может быть принято во внимание. Довод заявителя, озвученный на заседании коллегии, относительно распоряжения исключительным правом на указанное противопоставление [1] по свидетельству N 558922 на имя ООО "Юридическое бюро "Практик" сведениями Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания (далее - Госреестр) не подтверждается. Таким образом, в отношении товарного знака [1] по свидетельству N 558922 принимается письмо-согласие от ООО "Большой Универсальный Магазин", данные о котором как о правообладателе приводятся в Госреестре.
Исходя из приведенных в абзаце 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса положений, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака при наличии письма-согласия от правообладателя противопоставленного товарного знака допускается в том случае, если сравниваемые товарные знаки не тождественны, противопоставленный товарный знак не является коллективным или общеизвестным, а также, если регистрация товарного знака не способна ввести потребителя в заблуждение. В этой связи необходимо отметить следующее.
Сравниваемые обозначения "" и "" не тождественны, противопоставленные товарные знаки [1] по свидетельству N 558922, [2] по свидетельству N 538478 не являются коллективными или общеизвестными товарными знаками. Также коллегия не располагает сведениями об ассоциировании заявленного обозначения с правообладателями указанных противопоставлений.
Наличие писем-согласий от правообладателей товарных знаков [1] по свидетельству N 558922, [2] по свидетельству N 538478, возможность предоставления которых предусмотрена положениями абзаца 5 пункта 6 статьи 1483 Кодекса, позволяет снять указанные противопоставления для товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ.
Что касается противопоставленных товарных знаков "" [3] по свидетельству N 633527 и "" [4] по свидетельству N 630754, то их сопоставительный анализ с заявленным обозначением показал следующее.
При сопоставительном анализе заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков коллегия руководствуется сложившейся правоприменительной судебной практикой относительно вопроса сходства товарных знаков и однородности товаров, сформулированной в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. При установлении сходства учитывается, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.
Как отмечалось выше, заявленное обозначение "" включает в свой состав лексические единицы русского языка с определенным смысловым значением - "ХОЧУ" и "МЕБЕЛЬ".
Следует отметить, что словесный элемент "ХОЧУ" акцентирует на себе внимание потребителя визуально за счет своего первоначального расположения, крупного размера и контрастного цветового исполнения, в то время как слово "МЕБЕЛЬ" занимает периферийное положение, выполнено мелким шрифтом. В силу указанных особенностей композиционного исполнения словесных элементов "ХОЧУ" и "МЕБЕЛЬ" в составе заявленного обозначения они способны восприниматься по смыслу как независимые друг от друга обозначения, а не как словосочетание, что обуславливает необходимость проведения анализа каждого из входящего в его состав словесных обозначений. При этом слово "МЕБЕЛЬ" является слабым элементом в силу установленной выше описательности и, как следствие этого, неохраноспособности. В этой связи основная индивидуализирующая нагрузка в заявленном обозначении ложится на слово "ХОЧУ".
В свою очередь противопоставленные товарные знаки "" [3], "" [4] включают в свой состав единственный индивидуализирующий словесный элемент "ХОЧУ", который фонетически и семантически совпадает с индивидуализирующим элементом "ХОЧУ" в составе заявленного обозначения. Наличие фонетического и семантического тождества индивидуализирующих словесных элементов "ХОЧУ" в составе сравниваемых обозначений обуславливает сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2], [4] друг с другом в целом, несмотря на имеющиеся между этими обозначениями визуальные отличия.
В свою очередь анализ перечня услуг 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2], [4] показал наличие их однородности.
Так, услуги 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [2], [4] включают либо идентичные позиции, либо относятся к одним и тем же родовым категориям услуг - маркетинг, административная деятельность в сфере бизнеса, бизнес-услуги, офисная служба, продвижение товаров, в том числе реклама и торговля.
Следует указать, что перечень услуг 35 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [2], [4] включает такие позиции как "телемаркетинг; "оплата за клик", услуги РРС; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами", где "оплата за клик", услуги РРС" представляет собой услугу рекламного характера, а "телемаркетинг; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами" относятся к услугам торговли.
Указанные услуги 35 класса МКТУ противопоставленных товарных знаков [2], [4] не только идентичны аналогичным услугам заявленного обозначения, но и характеризуются одинаковым назначением, кругом потребителей, условиями реализации с услугами в области рекламы и торговли, включенными в перечень заявленного обозначения: "агентства по импорту-экспорту; агентства рекламные; аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; онлайн-сервисы розничные для скачивания рингтонов; онлайн-сервисы розничные для скачивания цифровой музыки; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация показов мод в рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продажа аукционная; продажа оптовая фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продажа розничная произведений искусства художественными галереями; продажа розничная фармацевтических, ветеринарных, гигиенических препаратов и медицинских принадлежностей; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; телемаркетинг; управление потребительской лояльностью; управление программами часто путешествующих; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги по поисковой оптимизации продвижения продаж; услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]".
Тем самым все услуги 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков следует признать однородными.
Следует отметить, что в поступившем возражении не оспаривается ни сходство заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [3], [4], ни однородность услуг 35 класса МКТУ.
Резюмируя все вышеизложенные обстоятельства, коллегия пришла к выводу, что наличие высокой степени сходства между заявленным обозначением и противопоставленными товарным знаками [3], [4], а также однородность услуг 35 класса МКТУ, для маркировки которых они предназначены, обуславливает возможность их смешения в гражданском обороте в глазах потребителя согласно требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса. Следовательно, оснований для снятия этих противопоставлений и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 35 класса МКТУ не имеется.
Вместе с тем наличие письма-согласия от правообладателя противопоставленного товарного знака "" [2] по свидетельству N 538478 обуславливает возможность регистрации заявленного обозначения "" в качестве товарного знака для части товаров 20 класса МКТУ, в отношении которой заявленное обозначение не противоречит требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса, как это отмечалось выше, при этом с указанием элементов "МЕБЕЛЬ" и "РФ" в качестве неохраняемых согласно требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 07.06.2022, отменить решение Роспатента от 07.02.2022 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2020767656.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 28 ноября 2022 г. по заявке N 2020767656/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru