Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 января 2023 г. по заявке N 2022702283/33
Заявка: |
2022702283/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
15.09.2022 |
Дата коллегии: |
28.11.2022 |
Дата утверждения: |
25.01.2023 |
Заявитель: |
АССОЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2020 за N 59454, вступившими в силу 06.09.2020 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 15.09.2022, поданное компанией "АССОЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ", Московская обл., г. Раменское (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022702283, при этом установила следующее.
Обозначение "ИНФОЦЫГАН" по заявке N 2022702283 с приоритетом от 19.01.2022 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака в отношении товаров и услуг 09, 14, 16, 21, 25, 35, 38, 41, 45 классов МКТУ.
Роспатентом 21.07.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022702283 в отношении всех заявленных товаров и услуг.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Заключение обосновывается тем, что словесный элемент "ИНФОЦЫГАН" широко используется множеством лиц в качестве термина для обозначения людей, которые продают курсы, тренинги, книги и другие обучающие материалы, не несущие никакой реальной ценности (см.: https://lifehacker.ru/infocygane/?ysclid=l33w4vf6u8, https://media.mts.ru/technologies/198373-kakraspoznat-infotsygan/, https://sovcombank.ru/blog/umnii-potrebitel/ai-nane-nane-kto-takie-infotsigane-i-mozhno-li-u-nih-chemu-to-nauchitsya, https://vc.ru/u/1018180-infocyznes/333996-infocygane-kto-takie-v-chem-sekret-i-prichina-beshennogo-uspeha, http://yourselfbranding.com/infotsyigane-kto-eto-takie-i-chto-im-nado/, https://secretmag.ru/enciklopediya/kto-takie-infocygane-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm и др.).
При этом отсутствие ссылок на лексическую базу в виде официальных словарей говорит лишь о том, что слово не успело получить официальное закрепление, но не о том, что его нельзя отнести к термину и, тем более, это не указывает на отсутствие у него конкретного значения, понятного членам общества.
Словесный элемент "ИНФОЦЫГАН" несёт негативный окрас, люди, которых описывают словом "ИНФОЦЫГАН" и род их занятий осуждаются обществом. При этом в случае регистрации подобного обозначения в сознании потребителей может возникнуть представление о том, что данная деятельность поддерживается государством.
Таким образом, словесный элемент "ИНФОЦЫГАН" для заявленных товаров и услуг подпадает под пункт 3 статьи 1483 Кодекса, так как противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В возражении, а также в дополнении к нему, заявителем было указано следующее:
- использование названия "ИНФОЦЫГАН" для идентификации товаров и услуг не может быть расценено как противоречащее общественным интересам, поскольку не вызывает у потребителей каких-либо стойких антиобщественных негативных ассоциаций;
- обозначение "ИНФОЦЫГАН" не подпадает ни под одно из категорий, которые могут быть отнесены к признакам, противоречащим общественным интересам;
- обнаружение в Интернете определенной информации нельзя рассматривать в качестве доказательства наличия такой информации в сети в определенное время, а, кроме этого, достоверность представленной информации остается под большим вопросом;
- предположение о значении слова "инфоцыган" сделано экспертом на основании собственных домыслов и единичных неофициальных интернет-источников, поскольку ни один словарь не содержит определения слова "инфоцыган", в связи с чем не представляется возможным сделать обоснованный вывод о наличии безусловно негативной коннотации понятия "инфоцыган";
- заявленное обозначение является фантазийным в отношении заявленных товаров и услуг, не противоречит нормам морали;
- довод эксперта о том, что "регистрация обозначения в сознании потребителей может возникнуть представление о том, что данная деятельность поддерживается государством" также не является обоснованным;
- само по себе наличие в составе обозначения части "цыган" не свидетельствует о том, что лица, относящиеся к цыганской национальности, будут каким-либо образом оскорблены в случае регистрации такого товарного знака;
- использование обозначения "инфоцыган" для идентификации, например, услуг 41 класса МКТУ не может быть расценено как противоречащее общественным интересам, поскольку не вызывает у потребителей каких-либо стойких антиобщественных негативных ассоциаций;
- ни один из признаков, при наличии которых можно говорить о том, что обозначение "инфоцыган" является оскорблением в правовом смысле, заявленное обозначение не несет;
- регистрации большого числа товарных знаков, в состав которых в той или иной форме представлены названия национальностей, подтверждают об отсутствие нарушений чьих-либо прав и интересов;
- кроме того, заявителем был скорректирован заявленный перечень товаров и услуг 09, 14, 16, 21, 25, 35, 38, 41, 45 классов МКТУ.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении следующего перечня товаров и услуг:
09 класса МКТУ "книги электронные; магниты; магниты декоративные; оборудование компьютерное; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; публикации электронные загружаемые; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; флэш-накопители USB";
14 класса МКТУ "брелоки для держателей для ключей";
16 класса МКТУ "авторучки; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; блокноты с отрывными листами; брошюры; буклеты; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага копировальная [канцелярские товары]; бумага офисная; бумага пергаментная; бумага почтовая; бумага рисовая; бумага; газеты; журналы [издания периодические]; закладки для книг; издания периодические; издания печатные; календари; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картинки; картинки переводные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; книги; книжки-комиксы; линейки чертежные; листовки; флаеры; материалы для обучения [за исключением приборов]; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; обложки [канцелярские товары]; обложки для паспортов; открытки поздравительные; открытки почтовые; подставки для книг; подставки для ручек и карандашей; подставки для фотографий; приборы письменные; ручки перьевые; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; учебники [пособия]";
21 класса МКТУ "кружки сувенирные [посуда]; тарелки";
25 класса МКТУ "банданы [платки]; галстуки; кепки [головные уборы]; футболки; толстовки";
35 класса МКТУ "ведение автоматизированных баз данных; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; менеджмент в области творческого бизнеса; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; службы консультативные по управлению бизнесом; управление коммерческое лицензиями на товары и услуги для третьих лиц; услуги магазинов по оптовой, розничной продаже товаров; деятельность интернет-магазинов по продаже товаров";
38 класса МКТУ "обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; передача видео по запросу; передача подкастов; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; рассылка электронных писем";
41 класса МКТУ "академии [обучение]; издание книг; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; передача ноу-хау [обучение]; передачи развлекательные телевизионные; переподготовка профессиональная; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление музыкальных файлов онлайн, незагружаемых; предоставление незагружаемых телевизионных незагружаемых программ через фильмов через сервисы "видео по сервисы "видео по запросу"; запросу"; предоставление предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные";
45 класса МКТУ "консультации по вопросам интеллектуальной собственности; консультации по вопросам физической охраны; консультации юридические по вопросам патентного картирования; консультации юридические по запросу при заключении договора о поставках; консультирование в ситуации утраты; контроль в области интеллектуальной собственности для юридических лиц; услуги социальных сетей онлайн; услуги юридические по управлению лицензиями; услуги юридические, связанные с согласованием договоров для третьих лиц; услуги юридического наблюдения.
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия пришла к следующим выводам.
С учетом даты (19.01.2022) поступления заявки N 2022702283 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 482 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, в частности, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "ИНФОЦЫГАН", выполненное заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается в отношении скорректированного перечня товаров и услуг 09, 14, 16, 21, 25, 35, 38, 41, 45 классов МКТУ.
Анализ заявленного словесного обозначения показал, что словесный элемент "ИНФОЦЫГАН" образован путем соединения словесных элементов "ИНФО" и "ЦЫГАН".
Слово "ИНФО" является сокращением от английского слова "info" - информация (https://dic.academic.ru/). Словесный элемент "Цыган" - единственное число от слова "цыгане" (мн. ч. цыганы, и (устар.) цыганов, (устар.) цыганин, цыгана, муж.) 1. Народность индийского происхождения, живущая кочевыми и полукочевыми группами в Европе, Азии и Африке. "Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют." Пушкин.; 2. Труппа, хор, состоящий из лиц этой национальности. "Приехали цыганы из Москвы." Некрасов. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940).
Таким образом, семантика заявленного обозначения "ИНФОЦЫГАН" может трактоваться средним российским потребителем как "информационный цыган".
Согласно общедоступным информационным ресурсам сети Интернет (https://lifehacker.ru/infocygane/?ysclid=l33w4vf6u8, https://sovcombank.ru/blog/umnii-potrebitel/ai-nane-nane-kto-takie-infotsigane-i-mozhno-li-u-nih-chemu-to-nauchitsya, https://vc.ru/u/1018180-infocyznes/333996-infocygane-kto-takie-v-chem-sekret-i-prichina-beshennogo-uspeha, http://yourselfbranding.com/infotsyigane-kto-eto-takie-i-chto-im-nado/, https://secretmag.ru/enciklopediya/kto-takie-infocygane-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm) обозначение "Инфоцыгане" вошло в повседневный обиход в отношении названия людей, предпринимателей, которые продают преимущественно обучающие онлайн-продукты (курсы, тренинги, книги), не несущие никакой реальной ценности.
Курсы, предоставляемые инфоцыганами, абсолютно бесполезны, поскольку построены на общеизвестных истинах и фактах, учат всему подряд, при обучении используют манипулятивные практики.
Изложенные сведения позволяют коллегии утверждать, что обозначение "Инфоцыган" ассоциируется с негативным опытом прохождения бесполезных курсов за деньги. В связи с чем заявленное обозначение несет в себе отрицательные, неприятные ассоциации, связанные с тем, что человека хотят обмануть за его собственные деньги.
Коллегия считает, что в глазах рядового потребителя заявленное обозначение имеет четко негативную коннотацию и, будучи образованным с использованием указания на национальную принадлежность, будет носить унижающий характер для лиц, относящихся к этической группе "цыгане".
Коллегия указывает, что при использовании заявленного обозначения в качестве товарного знака будет нарушаться заложенный в Конституции Российской Федерации общественный интерес, состоящий в недопустимости возбуждения ненависти либо вражды, а также на унижения достоинства человека либо группы лиц по признаку национальности. Положения по защите данного общественного интереса развиты, например, в статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака будет противоречить обозначенному выше общественному интересу, а также нормам общественной морали, не допускающей использование в нормальном повседневном общении лексики, унижающей человека и группу лиц по признаку национальности.
С учетом изложенного, коллегия пришла к выводу о том, что заявленное обозначение противоречит требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 15.09.2022, оставить в силе решение Роспатента от 21.07.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 25 января 2023 г. по заявке N 2022702283/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru