В целях совершенствования организации работы по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц ГТК России в таможенные органы было направлено письмо от 26.12.2003 N 27-29/50570, в котором таможенным органам предписывалось:
- разработать памятки для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела в региональное таможенное управление или таможню в общем порядке, а также с использованием упрощенного порядка обжалования;
- на информационных стендах в таможенных органах, включая таможенные посты, разместить положения главы 7 Таможенного кодекса Российской Федерации и разработанные памятки для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела в соответствующий таможенный орган, образец жалобы и информацию об адресах и номерах телефонов (факсов) вышестоящих таможенных органов.
В связи с реструктуризацией таможенных органов прошу обеспечить наличие вышеуказанной информации на информационных стендах таможенных органов и приведение ее в актуальное состояние, о чем доложить непосредственно в Правовое управление ФТС России в срок до 08.04.2005.
Направляем для сведения разработанную ФТС России памятку для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела в ФТС России.
Заместитель |
Ю. Азаров |
Памятка для лиц, обжалующих решения, действия
(бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела в ФТС России
1. ФТС России рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) Внуковской, Домодедовской, Центральной энергетической, Шереметьевской таможен, региональных таможенных управлений, а также должностных лиц ФТС России. Жалобы на решения, действия (бездействие) остальных таможенных органов необходимо направлять для рассмотрения в соответствующие региональные таможенные управления.
2. Лицо, по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя (законного представителя, адвоката или иного лица, осуществляющего юридическую помощь). Документы, подтверждающие полномочия представителя, или их заверенные копии прикладываются к жалобе.
3. Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, которая должна быть составлена в письменной форме, подписана лицом, права и законные интересы которого нарушены вынесенным решением, совершенным действием или бездействием (от имени юридического лица доверенность подписывается лицами, указанными в пункте 5 Памятки), и содержать дату ее совершения. Перечень действий, на совершение которых выдана доверенность, должен включать право на обжалование решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела в таможенные органы.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, с которой лицо, в отношении которого принято решение, совершено действие (бездействие), заключило договор об оказании правовых услуг.
Полномочия законных представителей могут быть подтверждены следующими документами:
- учредительными документами (учредительный договор, устав), приказом о назначении на должность - для юридических лиц;
- паспортом родителей (усыновителей), опекунским удостоверением, а при его отсутствии решением органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном или попечителем - для физических лиц.
4. Жалоба подается в письменной форме.
В жалобе в обязательном порядке указывается:
- фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица, которым подается жалоба, его место жительства или местонахождение;
- наименование таможенного органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
- существо обжалуемого решения, действия (бездействия).
Дополнительно в жалобе желательно указать причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых лицо считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования лица (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые лицо считает необходимыми для рассмотрения жалобы.
К жалобе могут быть приложены оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенных органах, не приложены к жалобе и не представлены по дополнительному запросу ФТС России, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.
5. Жалоба подписывается подавшим ее лицом. В жалобе, поданной юридическим лицом, указывается должностное положение лица, которым она подписана. От имени юридического лица жалоба может быть подписана генеральным директором (директором) либо иным лицом, имеющим полномочия на подписание жалобы от имени юридического лица.
6. Жалоба на решение и действие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено законом.
7. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по письменному заявлению лица, подавшего жалобу, на основании приложенных к жалобе документов, которые подтверждают причины пропуска срока обжалования. Указанное заявление может содержаться как в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
8. Жалоба рассматривается заместителем руководителя ФТС России либо заместителем начальника Правового управления ФТС России в течение одного месяца со дня ее поступления в ФТС России. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы лицо уведомляется письменно с указанием причин такого продления.
9. По результатам рассмотрения жалобы ФТС России принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы. Копия принятого решения направляется заявителю в пределах срока, установленного для рассмотрения жалобы
10. Жалоба не может быть рассмотрена по существу в следующих случаях:
1) пропущен срок подачи жалобы, и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока или причины пропуска не были признаны уважительными;
2) в жалобе отсутствуют сведения об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица), жалоба подписана неправомочным лицом либо лицом, не подтвердившим свои полномочия на подачу жалобы;
3) аналогичная по содержанию жалоба подана в суд;
4) предметом жалобы является решение, действие (бездействие) не таможенного органа или его должностного лица.
Ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы направляется лицу не позднее трех дней со дня ее поступления (подпункты 1, 2, 4), либо со дня получения определения суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения (подпункт 3).
11. В упрощенном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц ФТС России не рассматривает.
12. Настоящая Памятка разработана на основании главы 7 Таможенного кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана памятка для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. Каждому таможенному органу предписывается иметь на информационных стендах исчерпывающие сведения о порядке подаче жалобы, которые должны включать положения главы 7 Таможенного кодекса РФ и разработанную на ее основе памятку по порядку обжалования, образец жалобы и информацию об адресах и номерах телефонов (факсов) вышестоящих таможенных органов.
Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 10 марта 2005 г. N 01-06/7006 "О размещении информации об обжаловании на информационных стендах таможенных органов"
Текст письма опубликован в газете "Таможенный вестник", июнь 2005 г., N 11, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2005 г., N 7