Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Томской городской Думы
от 20 апреля 2004 г. N 625
Положение
о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды
(муниципальном экологическом контроле) на территории города Томска
Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с целью обеспечения участия органов городского самоуправления в охране окружающей среды и введения на территории г. Томска института муниципального экологического контроля, необходимого для реализации права органов городского самоуправления на осуществление контроля в сфере окружающей среды, предусмотренного ст. 68 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
1. Общие положения
1.1. Основные понятия
В настоящем положении используются следующие основные понятия:
охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
1.2. Цели и задачи муниципального экологического контроля
Муниципальный экологический контроль осуществляется в целях сохранения и улучшения качества окружающей среды, обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Главными задачами муниципального экологического контроля являются обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами на территории г. Томска (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства и иностранными гражданами) требований нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов в области охраны окружающей среды.
1.3. Основные принципы муниципального экологического контроля
Муниципальный экологический контроль на территории города осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- открытость и доступность для контроля любой хозяйственной и иной деятельности;
- независимость экологического контроля;
- приоритет превентивной функции контроля;
- ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
1.4. Объекты муниципального экологического контроля
Объектами муниципального экологического контроля являются объекты производственного и социального назначения на территории г. Томска, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
2. Осуществление муниципального экологического контроля
2.1. Организационная структура муниципального экологического
контроля на территории города
На территории г. Томска в соответствии с ФЗ "Об охране окружающей среды" должны осуществляться следующие виды экологического контроля: государственный, муниципальный, производственный, общественный.
В систему органов, осуществляющих муниципальный экологический контроль на территории г. Томска входят органы городского самоуправления, перечень которых утверждается мэром г. Томска.
Объем компетенции органов по осуществлению муниципального экологического контроля определяется мэром г. Томска.
Полномочиями на осуществление муниципального экологического контроля в части контроля за соблюдением правил благоустройства на территории г. Томска могут быть наделены органы территориального общественного самоуправления в порядке, предусмотренном Положением "О порядке наделения органов территориального общественного самоуправления отдельными муниципальными полномочиями органов городского самоуправления".
Для оказания содействия органам городского самоуправления, осуществляющим муниципальный экологический контроль при администрации г. Томска и органах территориального общественного самоуправления могут создаваться добровольные экологические инспекции.
2.2. Должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный
экологический контроль и их полномочия
Органы городского самоуправления, входящие в систему муниципального экологического контроля, осуществляют муниципальный экологический контроль через уполномоченных должностных лиц. Уполномоченные должностные лица назначаются распоряжением мэра г. Томска по представлению соответствующего органа городского самоуправления.
Для осуществления муниципального экологического контроля уполномоченные должностные лица:
- осуществляют проверки хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц по соблюдению ими требований в области охраны окружающей среды;
- в целях проверки самостоятельно, или во взаимодействии с должностными лицами государственных органов, посещают организации, объекты хозяйственной и иной деятельности;
- запрашивают и получают от субъектов хозяйственной и иной деятельности, органов государственной власти и органов местного самоуправления сведения (документы и материалы)# необходимые для осуществления муниципального экологического контроля;
- в порядке, установленном законодательством, запрашивают и получают от субъектов хозяйственной и иной деятельности сведения об организации производственного экологического контроля;
- проверяют соблюдение нормативов, стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- проверяют выполнение требований, указанных в заключениях государственных экологических экспертиз, и вносят предложения об их проведении;
- привлекают к участию в проверках специалистов по вопросам охраны окружающей среды;
- консультируют юридических и физических лиц по вопросам предотвращения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, устранения нарушений природоохранных требований;
- составляют акты фиксации признаков правонарушений в области охраны окружающей среды (акты проверок, протоколы и.т.д);
- в случаях, предусмотренных законодательством, составляют протоколы об административных правонарушениях;
- направляют материалы о выявленных правонарушениях в правоохранительные органы и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;
- выдают предписания об устранении правонарушений в области охраны окружающей среды;
- осуществляют сбор информации о состоянии и изменениях окружающей среды, необходимой для организации и осуществления муниципального экологического контроля, анализируют и проверяют ее достоверность;
- вносят в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей среды и повышению эффективности контроля;
- осуществляют полномочия в области экологического контроля, делегированные органами исполнительной власти Томской области;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
2.3. Основные направления осуществления муниципального
экологического контроля
Муниципальный экологический контроль осуществляется по следующим основным направлениям:
- за соблюдением требований в сфере предоставления экологической информации;
- за соблюдением экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
- за соблюдением законодательства об экологической экспертизе;
- за соблюдением требований по предотвращению порчи земель;
- за исполнением обязанностей по использованию земель по целевому назначению, выполнение мероприятий по улучшению земель и охране почв, приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- за соблюдением порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
- за соблюдением правил охраны водных объектов, правил водопользования;
- за соблюдением правил охраны атмосферного воздуха;
- за соблюдением правил охраны городских лесов и рационального лесопользования;
- за соблюдением правил охраны объектов животного мира;
- за соблюдением правил пользования биологическими объектами;
- за соблюдением правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
- за соблюдением правил благоустройства города;
- за соблюдением порядка сбора и вывоза отходов производства и потребления;
- за соблюдением требований и правил по компенсации негативного воздействия на окружающую среду.
2.4. Порядок осуществления муниципального экологического контроля
2.4.1. Муниципальный экологический контроль на территории г. Томска осуществляется в плановом и оперативном режимах.
2.4.2. Объектами сплошного планового контроля с ежегодной периодичностью проверки являются следующие муниципальные объекты:
1) предприятия транспорта, теплоэнергетики, очистные сооружения;
2) особо охраняемые природные территории и объекты (включая земли /зоны/ природоохранного и рекреационного назначения).
3) система водоснабжения и канализационных стоков.
2.4.3. Прочие подконтрольные объекты подлежат выборочному плановому контролю (согласно перечням объектов, указываемых в месячных планах работы органов осуществляющих муниципальный экологический контроль)
2.4.4. Оперативный контроль осуществляется в случае поступления сигналов (жалоб, заявлений, поручений, иных сообщений) об экологических правонарушениях на подконтрольных объектах.
2.5. Формы осуществления муниципального экологического контроля
Муниципальный экологический контроль осуществляется в следующих формах:
1) камеральный контроль - осуществляется без посещения контролируемого объекта и предусматривает работу с посетителями и документами, подлежащими рассмотрению и согласованию по месту нахождения органов, осуществляющих муниципальный экологический контроль.
2) дистанционный контроль - осуществляется посредством запроса, получения по системам связи и анализа информации о контролируемом объекте.
3) рейдовый контроль - осуществляется по месту расположения и влияния контролируемого объекта.
3. Порядок регистрации и пресечения экологических правонарушений
Выявленные в ходе муниципального экологического контроля признаки экологического правонарушения подлежат фиксации и документальной регистрации. Первичным документом при этом является акт фиксации признаков экологических правонарушений. Акт фиксации признаков экологического правонарушения должен содержать: сведения о лице, составившим акт, дате, месте составления акта, характере правонарушения, сведения о лице, действия или бездействие которого содержат признаки правонарушения (Ф.И.О., место работы, должность, адрес места жительства, наименование юридического лица, его местонахождение и др.) если такое лицо выявлено на момент составления акта, подпись лица, составившего акт.
Для координации и эффективного осуществления муниципального экологического контроля, мэром города Томска на один из органов, входящих в систему органов, осуществляющих муниципальный экологический контроль, возлагаются следующие обязанности:
- регистрация актов фиксации признаков экологических правонарушений в журнале учета экологических правонарушений;
- в предусмотренных законом случаях составление протоколов об административном правонарушении;
- направление материалов в соответствующие инстанции (органы прокуратуры, суды, органы государственного экологического контроля, административные комиссии) для рассмотрения вопроса о пресечении предполагаемого правонарушения (в т.ч. о приостановке и прекращении экологически вредной деятельности), привлечении к ответственности лица, допустившего правонарушение, о принудительной компенсации ущерба, причиненного окружающей среде;
- направление акта для сведения лицу, в отношении действий которого он составлен, а в случае причинения экологического ущерба - также направление письма с предложением о добровольной компенсации негативных последствий, причиненных окружающей среде.
Председатель Комитета по охране окружающей среды администрации г. Томска в целях предотвращения экологического правонарушения направляет письмо-предостережение лицам, действия или бездействие которых могут привести к совершению правонарушения.
4. Обеспечение муниципального экологического контроля
4.1. Обязанности физических и юридических лиц в сфере
обеспечения муниципального экологического контроля
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды физических и юридических лиц предусмотрена ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды".
Все физические и юридические лица, находящиеся на территории города, обязаны:
- знать и соблюдать нормы и правила, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории города;
- оказывать органам и должностным лицам, осуществляющим экологический контроль, содействие в предотвращении, выявлении и пресечении экологических правонарушений.
4.2. Взаимодействие органов экологического контроля
Главным инструментом регулирования деятельности различных субъектов экологического контроля на территории города является заключение соглашений (договоров, деклараций) о взаимодействии и сотрудничестве.
Основными задачами заключения соглашений являются:
- исключение дублирования деятельности посредством рационального распределения объектов и функций контроля;
- мобилизация сил при пресечении правонарушений.
Председатель |
Мэр города Томска |
Томской городской Думы
____________ Н.А. Николайчук |
____________ А.С. Макаров |
<< Назад |
||
Содержание Решение Томской городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 625 "О Положении "О муниципальном контроле в области охраны... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.