Письмо Федеральной таможенной службы от 17 июня 2005 г. N 01-06/20256
"О применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9"
Приказом ФТС России от 13 января 2010 г. N 16 настоящее письмо признано недействующим
В целях единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации, в связи с вопросами, возникающими в процессе применения приказа Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 "Об утверждении Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц" (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2005, рег. N 6377), ФТС России разъясняет следующее.
Данным приказом определены четыре специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, которые устанавливаются в соответствии с Порядком установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 (далее - Порядок) и применяются на условиях, предусмотренных специальными упрощенными процедурами, приведенными в приложении 1 к Порядку.
Таковыми являются:
а) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) Заявителя (коды А1, А2);
б) предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации (коды Б1, Б2);
в) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации (код Б3);
г) выпуск товаров до подачи таможенной декларации (код В1).
При этом Заявители вправе выбрать одну или несколько из перечисленных процедур, исходя из условий их применения. Так, например, не производится выпуск до подачи таможенной декларации товаров, хранение которых осуществляется на складе (складах) Заявителя, а процедура декларирования товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации (Б3) может применяться только в сочетании с процедурами А1 или А2.
Таким образом, если таможенные процедуры подпадают под описание вышеуказанных процедур, то для их применения в отношении конкретного лица требуется издание распоряжения ФТС России об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. При этом каких-либо отдельных разрешений таможенных органов на их применение не требуется.
Вместе с тем Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены случаи, когда нормы статей 117, 130, 136, 150 Кодекса применяются самостоятельно, без установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления.
1. Случаи, в которых возможно осуществлять хранение товаров на складах получателей, определены статьей 117 Кодекса:
- при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц (статья 68 Кодекса);
- при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует СВХ, приспособленный для хранения таких товаров;
- если получателями товаров являются государственные органы или учреждения.
Таким образом, приказ Минэкономразвития от 27.01.2005 N 9 определяет только один из случаев, когда допускается хранение товаров на складе получателя. В иных случаях, указанных в статье 117 Кодекса, при выдаче таможенным органом разрешения на хранение товаров на складе получателя применяются положения приказа ГТК России от 03.09.2003 N 958 "Об утверждении правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров" (зарегистрирован Минюстом России 17.10.2003, рег. N 5183).
Если временное хранение на складе получателя осуществляется в рамках специальной упрощенной процедуры, то данная процедура применяется на условиях, определенных в приказе Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9, а положения приказа ГТК России от 03.09.2003 N 958 не применяются.
2. Статья 130 Кодекса предусматривает, что таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.
При этом, если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.
Таким образом, при применении предварительной декларации в соответствии со статьей 130 Кодекса, в ней должны быть заявлены все необходимые сведения, предусмотренные Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003, рег. N 5060), а отдельные документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде копий.
Исключение составляют сведения о транзитной декларации, так как, исходя из самого содержания статьи 130 Кодекса, предварительная декларация подается до ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо до завершения внутреннего таможенного транзита.
Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 предусмотрена специальная упрощенная процедура предварительного декларирования товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации.
Предварительная неполная таможенная декларация или предварительная неполная периодическая таможенная декларация может применяться, если:
а) могут быть представлены копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, оформленных на декларируемые товары (на первую товарную партию при подаче неполной периодической таможенной декларации);
б) уплачены таможенные пошлины и налоги в сроки, определенные статьей 329 Кодекса;
в) представлено обязательство о представлении недостающих сведений в сроки, установленные статьей 135 Кодекса;
г) после ввоза и (или) завершения процедуры ВТТ товары будут предъявлены тому таможенному органу, который принял таможенную декларацию на эти товары.
В том случае, если на момент декларирования в таможенной декларации не могут быть заявлены все необходимые сведения (например, сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) по своему статусу она будет являться предварительной неполной таможенной декларацией. Таким образом, данная процедура (декларирование товаров путем подачи предварительной неполной либо предварительной неполной периодической таможенной декларации) в указанном случае может применяться только в качестве специальной упрощенной процедуры таможенного оформления, устанавливаемой в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9.
3. Статья 150 Кодекса устанавливает, что выпуск товаров до подачи таможенной декларации может осуществляться при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в статье 67 Кодекса, а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии со статьей 68 Кодекса.
Таким образом, при ввозе товаров, указанных в статье 67 Кодекса (товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров), их выпуск до подачи таможенной декларации осуществляется в целях обеспечения первоочередного порядка и упрощенного вида таможенного оформления данной категории грузов.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации в случае установления в отношении лиц специальных упрощенных процедур, должностными лицами таможенных органов осуществляется в порядке и на условиях, определенных распоряжением ФТС России об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления и соответствующим разделом специальных упрощенных процедур, приведенных в приложении 1 к Порядку.
4. Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 определена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, предусматривающая декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации (статья 136 Кодекса).
Вместе с тем, пунктом 3 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 (далее - Инструкция) предусмотрено, что в одной ГТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Инструкции, как одна товарная партия при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации рассматриваются товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на таможенной территории Российской Федерации в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки (или по одному разрешению на переработку товаров при декларировании продуктов переработки) или по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки, при одновременном выполнении в отношении этих товаров следующих условий:
- товары в пределах сроков, установленных на подачу ГТД (в один и тот же день или в течение периода времени, установленного на подачу таможенной декларации, если декларирование производится с подачей периодической ГТД) предъявлены одному и тому же таможенному органу либо выпущены до подачи ГТД в соответствии со статьей 150 Кодекса;
- товары находятся (находились) на временном хранении в одном и том же месте, если в отношении декларируемых товаров применялась процедура временного хранения;
Таким образом, если ввозимые товары могут рассматриваться как одна товарная партия, то использование периодической таможенной декларации возможно не в рамках специальных упрощенных процедур таможенного оформления.
Прошу довести данную информацию до сведения заинтересованных лиц.
Заместитель руководителя |
Л.А. Лозбенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняются отдельные вопросы применения приказа Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 "Об утверждении Порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц".
В частности, указано, что данный приказ определяет только один из случаев, когда допускается хранение товаров на складе получателя. В иных случаях при выдаче таможенным органом разрешения на хранение товаров на складе получателя применяются положения приказа ГТК России от 03.09.2003 N 958 "Об утверждении правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров".
Разъясняется также, что при применении предварительной декларации в ней должны быть заявлены все необходимые сведения, предусмотренные Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915.
Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 предусмотрена специальная упрощенная процедура предварительного декларирования товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации. Данная процедура может применяться только в качестве специальной упрощенной процедуры таможенного оформления, устанавливаемой в соответствии с этим приказом.
Письмо Федеральной таможенной службы от 17 июня 2005 г. N 01-06/20256 "О применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9"
Текст письма опубликован в газете "Таможенный вестник", июль 2005 г., N 14, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2005 г., N 8 (в извлечении)
Приказом ФТС России от 13 января 2010 г. N 16 настоящее письмо признано недействующим