В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 17.12.2004 N 92а "Об областном регистре нормативных правовых актов муниципальных образований Томской области" и в целях принятия мер по обеспечению соответствия муниципальных актов действующему законодательству Российской Федерации и Томской области
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о юридической экспертизе нормативных правовых актов муниципальных образований Томской области.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Томской области по вопросам безопасности и управлению делами Сухоплюева Ю.К.
Глава Администрации (Губернатор) |
В. Кресс |
Положение
о юридической экспертизе нормативных правовых актов муниципальных
образований Томской области
(утв. постановлением Администрации Томской области от 4 февраля 2005 г. N 13а)
I. Общие положения
1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Томской области (далее - муниципальные акты) и порядок направления заключений о несоответствии муниципальных актов действующему законодательству.
2. Юридическая экспертиза муниципальных актов осуществляется в целях выработки Администрацией Томской области в пределах ее полномочий, вытекающих из пункта "е" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", мер по обеспечению соответствия муниципальных актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области, законам и иным нормативным правовым актам Томской области (далее - законодательство Российской Федерации и Томской области).
3. Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления муниципального акта. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц.
II. Проведение юридической экспертизы
4. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей, предмета правового регулирования, компетенции органа (должностного лица), принявшего муниципальный акт, содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и Томской области, а также порядка его принятия и опубликования.
5. Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов.
6. Юридическая экспертиза в обязательном порядке проводится повторно в случаях изменения или принятия нового федерального закона, иного нормативного правового акта Российской Федерации, закона Томской области или иного нормативного правового акта Томской области по вопросу, регулируемому муниципальным актом.
7. При проведении юридической экспертизы в обязательном порядке устанавливается следующее:
1) во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом Томской области принят муниципальный акт;
2) соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие и указанные в принятом муниципальном акте, основаниям, закрепленным законодательством Российской Федерации и (или) Томской области.
8. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере рекомендуется выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации.
9. При поступлении муниципального акта, вносящего изменение в ранее принятый муниципальный акт, проводится юридическая экспертиза измененного муниципального акта и составляется заключение на измененный муниципальный акт.
Если муниципальный акт, вносящий изменение в ранее принятый муниципальный акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения в несколько муниципальных актов, возможно составление заключения на акт о внесении изменений в муниципальный акт.
10. При проведении юридической экспертизы муниципального акта, отменяющего или признающего утратившим силу другой муниципальный акт, оценивается компетенция органа местного самоуправления (выборного или иного должностного лица местного самоуправления), его принявшего, а также возможность возникновения правовых пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального акта.
11. При несоответствии друг другу норм права действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, применяются общепринятые положения коллизионного права.
12. Вывод о несоответствии муниципального акта действующему законодательству Российской Федерации и (или) Томской области должен быть сформулирован с учетом возможности обращения в прокуратуру.
13. В ходе юридической экспертизы рекомендуется также оценить соблюдение правил юридической техники (наличие набора реквизитов муниципального акта, его построение, правильность использования юридической терминологии и др).
При этом муниципальный акт оценивается, как правило, на наличие следующих элементов:
1) форма муниципального акта;
2) наименование органа местного самоуправления (выборного или иного должностного лица местного самоуправления), принявшего муниципальный акт;
3) название муниципального акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального акта;
4) дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;
5) номер муниципального акта;
6) полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;
7) источник официального опубликования;
8) дата (срок) вступления в силу.
14. При оценке употребления юридических терминов рекомендуется проанализировать следующее:
1) употребляется ли один и тот же юридический термин в муниципальном акте в одном и том же значении;
2) имеют ли юридические термины общепризнанное значение;
3) обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в законодательстве Российской Федерации и (или) Томской области.
15. Общими признаками несоответствий муниципального акта действующему законодательству являются:
1) отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) Томской области необходимы для издания муниципального акта;
2) принятие муниципального акта во исполнение отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта Российской Федерации или Томской области;
3) неправильный выбор нормы права, примененной при принятии муниципального акта;
4) принятие муниципального акта органом местного самоуправления (выборным или иным должностным лицом местного самоуправления), в компетенцию которого это не входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных этому органу;
5) нарушение порядка принятия муниципального акта;
6) включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих законодательству Российской Федерации и (или) Томской области;
7) нарушение порядка вступления в силу муниципального акта.
16. В случае воспроизведения в муниципальных актах норм законодательства Российской Федерации и (или) Томской области вопрос о законности такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.
17. При необходимости к проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения Администрации Томской области и иных органов исполнительной власти Томской области, а также научные и иные организации.
III. Подготовка заключения о соответствии или несоответствии
муниципального акта действующему законодательству
18. По результатам проведения юридической экспертизы составляется мотивированное заключение о соответствии или несоответствии муниципального акта действующему законодательству.
Заключение оформляется на бланке структурного подразделения, осуществляющего ведение областного регистра нормативных правовых актов муниципальных образований Томской области, и подписывается его руководителем.
19. В случае выявления несоответствия муниципального акта действующему законодательству заключение направляется органу местного самоуправления (выборному или иному должностному лицу местного самоуправления), принявшему муниципальный акт.
20. В заключении отражаются следующие сведения:
1) реквизиты муниципального акта, проходящего юридическую экспертизу;
2) предмет правового регулирования и его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством (с указанием конкретных статей (пунктов) нормативных правовых актов);
3) состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов законодательства, на соответствие которым рассматривался муниципальный акт), необходимость и достаточность муниципального акта для урегулирования общественных отношений;
4) оценка компетенции органа местного самоуправления (выборного или иного должностного лица местного самоуправления), принявшего муниципальный акт;
5) соответствие содержания муниципального акта действующему законодательству Российской Федерации и (или) Томской области;
6) соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.
21. При составлении мотивированного заключения о несоответствии муниципального акта действующему законодательству должны быть описаны и проанализированы конкретные нормы рассматриваемого муниципального акта, противоречащие действующему законодательству.
22. При описании нормы муниципального акта, несоответствующей действующему законодательству Российской Федерации и (или) Томской области, указывается непосредственно сам конкретный структурный элемент муниципального акта, его содержание, а также нарушенные нормы законодательства Российской Федерации и (или) Томской области и изложение их содержания.
23. Если вывод о несоответствии нормы муниципального акта аргументируется несколькими логически взаимосвязанными нормами, необходимо четко указать, каким именно из них противоречит норма муниципального акта.
24. При составлении заключения по результатам повторной юридической экспертизы муниципального акта указываются только те положения, которые изменяются.
25. При составлении заключения о соответствии муниципального акта действующему законодательству вывод необходимо аргументировать.
IV. Направление заключений о несоответствии муниципального акта
действующему законодательству
26. Заключение о несоответствии муниципального акта действующему законодательству с уведомлением о вручении направляется органу местного самоуправления (выборному или иному должностному лицу местного самоуправления) с предложением о приведении его в соответствие с действующим законодательством.
27. Уведомление о вручении направляется канцелярией Администрации Томской области в структурное подразделение, осуществляющее ведение областного регистра нормативных правовых актов муниципальных образований Томской области, в этот же или на следующий день с момента получения уведомления о получении заключения.
28. В случае непринятия органом местного самоуправления (выборным или иным должностным лицом местного самоуправления) мер по устранению выявленных нарушений по истечении месячного срока со дня получения Администрацией Томской области уведомления о получении заключения, копия заключения направляется в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
29. В органы прокуратуры не направляются заключения, содержащие только замечания юридико-технического характера, а также в случае, если характер нарушений не дает оснований для рассмотрения дела в суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томской области от 4 февраля 2005 г. N 13а "О правовой экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области"
Текст постановления опубликован в сборнике "Официальные ведомости" Администрации области от 11 февраля 2005 г. N 5
Постановлением Администрации Томской области от 17 декабря 2019 г. N 476а настоящее постановление признано утратившим силу с 17 декабря 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Томской области от 6 июня 2019 г. N 212а
Изменения вступают в силу с 6 июня 2019 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2018 г.
Постановление Администрации Томской области от 29 августа 2014 г. N 327а
Постановление Администрации Томской области от 8 сентября 2011 г. N 271а
Постановление Администрации Томской области от 27 декабря 2008 г. N 267а
Постановление Администрации Томской области от 9 февраля 2007 г. N 23а