Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
Департамента финансов
от 28 марта 2007 г. N 8
Методические рекомендации
по работе с ведомственными целевыми программами
в Томской области
Настоящие Методические рекомендации по работе с ведомственными целевыми программами в Томской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ Томской области, утвержденным Постановлением Администрации Томской области от 14.03.2007 г. N 41а (далее - Порядком), определяют основные подходы и механизмы разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ (далее - ВЦП) субъектами бюджетного планирования (далее - СБП).
I. Общие положения
1.1. Разработка, утверждение, реализация и мониторинг реализации ВЦП осуществляется СБП, включенными в перечень, утвержденный Департаментом финансов Томской области.
1.2. ВЦП представляет собой увязанный по ресурсам и срокам комплекс мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета, направленный на решение одной из задач СБП.
1.3. ВЦП формируются СБП на основании согласованного Департаментом экономики Администрации Томской области состава целей и задач СБП, исходя из доведенных Департаментом финансов предельных объемов финансирования СБП и возложенных на СБП расходных полномочий.
1.4. Совокупность ВЦП СБП должна описывать всю деятельность СБП (за исключением деятельности, которая предусмотрена областными целевыми программами, в реализации которых участвует СБП, и непрограммной деятельности).
1.5. Мероприятия ВЦП не могут дублировать мероприятия областных целевых программ.
1.6. Совокупность разрабатываемых ВЦП и областных целевых программ, в реализации которых участвует СБП, должны в первую очередь быть направлены на реализацию мероприятий по исполнению всех действующих расходных обязательств, исполнение которых возложено на СБП.
В случае, если расходы СБП на исполнение действующих расходных обязательств превысят доведенные предельные объемы финансирования, СБП рассматривает возможность оптимизации и (или) сокращения действующих расходных обязательств.
1.7. ВЦП СБП формируются в соответствии с предусмотренными Порядком типами ВЦП.
1-й тип ВЦП включает мероприятия, направленные на реализацию функций СБП, носящих постоянный характер, в том числе направленных на оказание бюджетных услуг.
2-ой тип ВЦП направлен на реализацию мероприятий, носящих срочный характер. Такие ВЦП могут иметь целью изменение качества реализации постоянных функций СБП или быть продиктованы необходимостью создания условий для реализации установленных приоритетов развития области.
Все мероприятия ВЦП 2-ого типа в обязательном порядке носят срочный характер и не должны включать в свой состав мероприятия, носящие постоянный характер.
1.8. Разработка ВЦП с целью принятия нового расходного обязательства, осуществляется только при наличии согласованного в установленном порядке решения о принятии нового расходного обязательства, нормативно-правового акта, устанавливающего расходное обязательство и гарантированных источников финансирования.
1.9. Перечень ВЦП СБП должен быть сформирован таким образом, чтобы одна ВЦП была напрямую (не опосредованно) направлена на реализацию одной задачи СБП, указанной в I разделе Доклада о результатах и основных направлениях деятельности.
Допускается, что реализация ВЦП будет косвенно направлена на реализацию иных задач СБП, но такое влияние должно носить косвенный характер.
В случае, если при реализации ВЦП предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких задач (нескольких целей СБП), ВЦП следует относить к задаче, на решение которой непосредственно направлена ВЦП. Если ВЦП невозможно отнести к одной из задач, следует рассматривать вопрос целесообразности перегруппировки мероприятий по нескольким ВЦП, что позволит отнести каждую из вновь созданных ВЦП к одной задаче СБП. При этом ВЦП, реализуемые СБП в каждом конкретном году, не должны дублировать другие ВЦП по целям, задачам, мероприятиям и направлениям финансирования.
1.10. Нецелесообразна разработка однотипных ВЦП со схожими целями, задачами и показателями (так, например, создание однотипных ВЦП, реализуемых на территории различных муниципальных районов и городских округов Томской области).
Исключение составляют случаи, когда особенности территории (муниципального образования) создают специфичность проблемы, и решение проблемы не может быть включено в ВЦП. В таком случае признаки специфичности территории должны быть отражены в ВЦП (как в характеристике проблемы, так и в ее целях, задачах и показателях).
1.11. ВЦП реализуется СБП самостоятельно и может включать, как мероприятия, реализуемые подведомственными ему организациями, так и мероприятия, реализуемые путем осуществления закупок для государственных нужд. Таким образом, для исполнения ВЦП могут привлекаться различные физические и юридические лица в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.
ВЦП не может включать мероприятия, реализуемые другими СБП и (или) за счет средств их бюджетов.
1.12. Выбор варианта реализации ВЦП.
Помимо выбора типа ВЦП необходимо осуществить выбор варианта ее реализации, т.е. конкретного способа решения проблемы или достижения цели.
Выбор варианта реализации ВЦП осуществляется исходя из наиболее актуальных и разумных для решаемой проблемы или поставленной цели критериев. Такими критериями могут служить: минимизация затрат, минимизация времени на реализацию ВЦП, возможность достижения максимальных показателей при объективно имеющихся ограничениях и т.п.
При разработке ВЦП 2-го типа следует выбирать такой вариант реализации, чтобы после ее завершения не требовались дополнительные расходы на содержание инфраструктуры, созданной в процессе реализации ВЦП (или такие расходы были минимизированы).
Также, следует учитывать, что ВЦП не может создавать основания для увеличения финансирования СБП за пределами срока реализации ВЦП. То есть по окончании реализации ВЦП на поддержание созданных в рамках ВЦП механизмов и институтов не должна возникать необходимость привлечения дополнительных ассигнований.
1.13. ВЦП не подлежит разделению на подпрограммы.
II. Разработка ВЦП
2.1. ВЦП должна включать паспорт ВЦП, описание разделов ВЦП и программные мероприятия ВЦП.
2.2.1. Паспорт ВЦП заполняется в соответствии с формой, прилагаемой к Порядку разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ Томской области (Постановление Администрации Томской области от 14.03.2007 г. N 41а) (Приложение 1).
Порядок заполнения формы содержится в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.2.2. В качестве ожидаемых конечных результатов ВЦП в паспорте указываются показатели достижения цели и решения задач ВЦП:
на каждый год реализации ВЦП (для ВЦП 1-ого типа);
на момент окончания реализации ВЦП 2-ого типа или на каждый год реализации ВЦП.
При формулировке целей, задач и показателей ВЦП следует руководствоваться также п. 2.4. настоящих Методических рекомендаций.
2.2.3. Для ВЦП 1-ого типа указывается, что ВЦП носит постоянный характер, для ВЦП 2-ого типа должны быть указаны сроки их реализации.
2.2.4. Объем расходов областного бюджета на реализацию ВЦП по годам - на 3 года планового периода или на срок реализации ВЦП второго типа указывается в разрезе разделов функциональной и ведомственной классификации расходов областного бюджета.
Объемы расходных потребностей должны быть оценены для каждого мероприятия ВЦП.
Для оценки потребностей в расходах возможно использование следующих методов:
- нормативного метода (т.е. расчета на основе установленных в нормативном правовом акте нормативов расходов);
- метода оценки трудозатрат на реализацию соответствующих мероприятий (исходя из вовлеченности сотрудников подразделений в реализацию того или иного мероприятия);
- др.
Объем расходов на ВЦП указывается в ее паспорте в разрезе кодов бюджетной классификации расходов областного бюджета на каждый год реализации ВЦП.
Целью разработки и реализации ВЦП может являться поиск путей возможной минимизации расходов областного бюджета на те или иные цели и создание механизмов для использования иных источников финансирования для реализации государственной политики Томской области и достижения целей и задач СБП. Т.е. реализация ВЦП может быть направлена на создание условий развития внебюджетного сектора в тех направлениях, где деятельность государственных организаций традиционно является менее эффективной, чем деятельность рыночных механизмов и внебюджетного сектора в целом.
Рекомендуется отражать объем ассигнований, привлеченных дополнительно к расходам областного бюджета, как показатель цели или одной из задач ВЦП. В качестве такого показателя могут выступать:
- плановые объемы привлеченных средств;
- плановые значения конечных результатов использования привлеченных средств.
Включение внебюджетных источников финансирования, расходов бюджетов иных уровней (федерального и местных бюджетов), расходов бюджетов иных СБП в разделе "Объем расходов областного бюджета на реализацию ВЦП:" не допускается, так как средства областного бюджета, планируемые на реализацию ВЦП, расходуются непосредственно на достижение цели ВЦП и решение ее задачи. А цели расходования средств из иных источников финансирования определяются собственником средств и могут быть направлены на решение проблемы и, тем самым, достижение целей и задач ВЦП только опосредованно. СБП, реализующий ВЦП, может оказывать влияние на производимые расходы из иных источников лишь косвенным образом, и, таким образом, не может в полной мере нести ответственность за достижение таких показателей, что требует отражения в рисках реализации ВЦП.
На ВЦП не могут быть отнесены произведенные ранее расходы - расходы на создание уже существующей инфраструктуры и т.п. Произведенные ранее расходы могут быть учтены в процессе оценки эффективности, например, при выборе варианта реализации ВЦП.
2.3. Описание разделов ВЦП осуществляется строго по форме Приложения 2 к Порядку. Порядок заполнения формы содержится в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.4. Характеристика цели и задач ВЦП позволяет оценить степень актуальности ВЦП, ее необходимость на данном этапе социально-экономического развития области, соответствие приоритетам развития территории и благодаря этому создает возможность утверждения ВЦП.
2.4.1. Формулировки целей и задач согласовываются с Департаментом экономики Администрации Томской области и должны соответствовать:
- программе социально-экономического развития Томской области на среднесрочную перспективу;
- основным направлениям бюджетной и налоговой политики Томской области;
- расходным полномочиям СБП, включенным в реестр расходных обязательств.
Если характеристика проблемы и причины ее возникновения выходят за рамки проблем бюджетного сектора, подведомственного СБП, следует в первую очередь обратить внимание на следующие моменты:
- следует проанализировать полномочия, указанные в положении о СБП и проверить, соответствует ли масштаб проблемы и возможные пути ее решения установленным полномочиям;
- если полномочий СБП недостаточно для решения проблемы, необходимо в установленном порядке выйти с инициативой о разработке областной целевой программы для решения проанализированной проблемы или с иной инициативой в установленном порядке.
Таким образом, разработке ВЦП должен предшествовать анализ соответствия проблем, на решение которых направлена ВЦП.
2.4.2. Проблемы, решение которых планируется с помощью ВЦП, должны формулироваться четко. Каждая проблема должна выделяться в отдельный пункт, по ней следует приводить:
- краткую формулировку проблемы;
- краткое описание причины возникновения проблемы.
Данная информация должна впоследствии учитываться при формулировке цели, задач и показателей ВЦП.
Описание проблем должно однозначно соответствовать разделу о целях, задачах и мероприятиях ВЦП.
2.4.3. Число проблем, решаемых в рамках одной ВЦП СБП определяет самостоятельно, имея при этом в виду, что не следует описывать проблемы, на решение и исполнение которых ВЦП не направлена (т.е. которым не посвящено ни одно мероприятие).
2.4.4. Описание проблем и цели ВЦП рекомендуется предварить краткой текстовой характеристикой состояния развития соответствующей сферы к моменту начала разработки ВЦП, приводя также количественные характеристики состояния дел в описываемой сфере. Количественные характеристики должны быть даны таким образом, чтобы было основание для оценки состояния именно данной проблемы или описана необходимость достижения именно поставленной цели на данный момент времени - т.е. должен быть дан сравнительный анализ состояния проблемы по сравнению с прошлым периодом, с другими регионами, другими сферами деятельности и т.п.
2.4.5. После описания проблем и цели рекомендуется коротко сформулировать общие направления работ по решению заявленных проблем и достижению цели ВЦП, а также обосновать правомерность и целесообразность выполнения таких работ в рамках ВЦП данного СБП.
2.5. Направления работ по решению проблем и исполнению функций также следует сформулировать коротко в виде перечня основных работ, покрывающего основные мероприятия (группы мероприятий) ВЦП.
2.5.1. Описание механизмов реализации ВЦП СБП включает:
указание ответственного за реализацию ВЦП в целом;
описание порядка организации работы по реализации ВЦП;
указание ответственного за мониторинг реализации ВЦП и составление форм отчетности о реализации ВЦП;
указание сроков текущего мониторинга реализации ВЦП;
краткое описание порядка установления форм текущего мониторинга: отчетности о реализации мероприятий ВЦП и форм отчетности о реализации показателей ВЦП;
сроки формирования годового отчета о реализации ВЦП;
краткое описание порядка установления форм годового мониторинга: отчетности о реализации мероприятий ВЦП и форм отчетности о реализации показателей ВЦП.
При описании порядка организации работы по реализации ВЦП на уровне СБП рекомендуется описать:
- порядок координации деятельности подразделений СБП, учреждений и иных организаций, участвующих в реализации ВЦП, обеспечивающих их согласованные действия по реализации мероприятий ВЦП;
- описание процесса принятия решения о необходимости изменения ВЦП.
Система управления реализацией ВЦП должна быть выбрана с учетом необходимости управления внутренними рисками реализации ВЦП.
Порядок установления форм текущего и годового мониторинга должен включать информацию о периодичности сбора сведений о ходе реализации ВЦП, примерном составе планируемых к сбору данных, составе органов и организаций, у которых подобные сведения планируется получать.
При подготовке данного раздела рекомендуется принимать во внимание состав показателей мероприятий и целей и задач ВЦП, информация о которых должна своевременно поступать к ответственному за реализацию ВЦП для того, чтобы он имел возможность подготавливать установленную отчетность о реализации ВЦП.
2.6. Оценка рисков реализации ВЦП (с выделением внутренних и внешних рисков).
2.6.1. В данном разделе ВЦП должна быть представлена информация об ожидаемых рисках, которые могут повлиять на степень выполнения мероприятий ВЦП и ВЦП в целом.
Следует выделять внешние и внутренние риски реализации ВЦП.
Внешние риски зависят от внешних факторов и не могут быть предотвращены усилиями СБП.
Внутренние риски зависят от деятельности СБП и могут быть им предотвращены.
При подготовке проекта ВЦП следует максимально учесть внутренние риски ее реализации и минимизировать их, в том числе путем поиска оптимальной системы управления ВЦП.
Внешние риски должны быть описаны и, по возможности, оценены.
Недостаток планового финансирования ВЦП не может быть рассмотрен в качестве внешнего риска.
Для внутренних рисков должна быть дана общая характеристика мер, направленных на их снижение.
В качестве рисков реализации ВЦП могут быть указаны:
риски реализации ВЦП в целом;
риски реализации отдельных мероприятий (при наличии специфических рисков, связанных с конкретными мероприятиями);
риски отклонения сроков реализации ВЦП (этапов, мероприятий) от установленных в ВЦП.
Оценкой рисков реализации ВЦП и ее мероприятий является оценка отклонения значения показателей цели и задач ВЦП (или ее мероприятий) в случае наступления определенного события. Желательно по возможности также провести оценку затрат, которые потребуется понести дополнительно (по сравнению с предусмотренными плановыми затратами) для достижения показателей цели и задачи или мероприятия в случае наступления определенного события.
В качестве оценки риска реализации ВЦП (в случае, если невозможно оценить отклонение значения показателей от плановых) можно оценить вероятность достижения значения плановых показателей (с возможной степенью точности).
2.6.2. К рискам реализации ВЦП также относятся косвенные отрицательные последствия реализации ВЦП.
Косвенные отрицательные последствия реализации ВЦП рекомендуется соотносить с непосредственным вкладом ВЦП в решение задачи СБП и с прямыми результатами реализации ВЦП.
Должно быть показано, что положительный эффект реализации ВЦП превышает риски ее реализации, т.е. ее возможные отрицательные социальные, экономические и экологические последствия (в случае наличия таковых). Реализация ВЦП, не соответствующей такому критерию, не может быть признана целесообразной.
2.6.3. Оценка рисков реализации ВЦП должна быть принята во внимание при выборе варианта ее реализации.
Качество описания и оценки рисков реализации ВЦП будет играть существенную роль в процессе контроля хода выполнения ВЦП.
2.7. Оценка экономической и общественной эффективности реализации ВЦП проводится с целью сравнительного анализа деятельности СБП по мероприятиям, реализуемым в рамках программы с аналогичной деятельностью в другие периоды времени, на других территориях, в смежных отраслях и секторах и является основанием для выбора варианта реализации ВЦП с учетом сравнительной эффективности сценариев ее реализации.
Оценка эффективности дополняет оценку полученных результатов реализации ВЦП (т.е. оценку результативности ВЦП) и имеет целью сравнить полученные результаты с расходами на их достижение, а также сравнить такие соотношения с оценками эффективности, полученными по сравнению с другими периодами, другими регионами или другими (близкими по содержанию) видами деятельности.
2.7.1. Для оценки эффективности реализации ВЦП может использоваться два типа показателей эффективности: показатели экономической эффективности и показатели общественной эффективности.
Экономическая эффективность представляет собой в общем случае соотношение непосредственного результата с затратами на его достижение. Она определяется, преимущественно, для оценки эффективности реализации мероприятий ВЦП.
Эффективность расходования бюджетных средств по мероприятию ВЦП (экономическая эффективность) = показатель непосредственного результата мероприятия / затраты на реализацию мероприятия (тыс. руб)
Общественная эффективность в общем случае рассчитывается как соотношение конечного результата с совокупными затратами на его достижение и используется, в основном, для оценки эффективности достижения цели и задач ВЦП.
Эффективность расходования бюджетных средств по ВЦП (общественная эффективность) = показатель конечного результата реализации ВЦП / затраты на реализацию цели ВЦП (тыс. руб.)
Например: ВЦП 1-ого типа может иметь:
- показатель общественной эффективности "Повышение общественной оценки доступности и качества услуг в расчете на 1тыс.руб. затрат по программе";
- показатель экономической эффективности мероприятия "Улучшение соотношения фонда материального обеспечения к фонду оплаты труда в расчете на 1тыс руб. затрат на финансирование процесса оказания услуги".
2.7.2. Показатели эффективности необходимы для оценки стоимости единицы улучшения качественного показателя реализации ВЦП или, напротив, оценки величины приращения качественного показателя на единицу стоимости (1 рубль, 1 тысячу рублей и т.п.). Планирование значения показателей эффективности и отслеживание их фактического уровня создает базу для оценки того, насколько оптимальным является управление находящимися в распоряжении СБП ресурсами, как изменяется данная характеристика с течением времени, насколько отличаются показатели эффективности деятельности СБП от аналогичных показателей в других регионах, на федеральном уровне, в коммерческом секторе.
2.7.3. При описании порядка расчета показателей эффективности необходимо с учетом смысла получаемых в результате расчета показателей приводить одну из следующих формул:
- либо деления прироста показателя, характеризующего состояние результата, на объемы расходов, необходимых для подобного прироста (в таком случае оценивается величина приращения качественного показателя за единицу стоимости);
- либо деления объема расходов на прирост показателя результата, полученный за счет таких расходов (в данном случае оценивается стоимость единицы улучшения качественного показателя).
Определенные таким образом показатели общественной эффективности в том случае, если получаемые результаты не имеют смысла, могут в ВЦП не устанавливаться.
2.7.4. Помимо описанных в п. 2.7.1 индикаторов оценки эффективности на разных стадиях разработки и реализации ВЦП могут быть использованы иные механизмы оценки эффективности.
На стадии разработки ВЦП может применяться методика сравнительной оценки эффективности вариантов решения проблемы - для выбора варианта реализации ВЦП.
На стадии реализации ВЦП методики оценки эффективности могут быть использованы для выбора наилучшего варианта реализации мероприятий ВЦП в рамках заложенных на ВЦП ресурсов.
По итогам реализации ВЦП может быть проведена оценка эффективности реализации ВЦП в целом, которая может заключаться в сравнении результатов реализации ВЦП с результатами аналогичной деятельности (в иные периоды или на других территориях).
Следует иметь в виду, что фактическое достижение результатов реализации ВЦП или ее мероприятий, которое характеризуется достижением показателя цели и задач ВЦП (мероприятий ВЦП) не является оценкой эффективности реализации ВЦП (мероприятия), а является мерой результативности произведенных расходов.
Оценка эффективности на любой стадии ее использования предполагает:
- соотношение фактических (плановых) затрат (в том числе не указанных в источниках финансирования ВЦП) и достигнутых результатов;
- сравнение полученных оценок с результатами аналогичной деятельности в прошлом (на других территориях, в иных условиях и т.п.).
Для оценки эффективности реализации мероприятий (групп мероприятий) могут быть использованы методики оценки эффективности, разработанные с учетом специфики отрасли, деятельности в рамках ВЦП и т.п.
2.8. Программные мероприятия описываются по форме Приложения 3 к Порядку.
2.8.1. Мероприятие - носящее предельно конкретный характер действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении однозначно поименованного объекта, дающее четкое представление о содержании производимых работ.
Выделение мероприятий в ВЦП позволяет однозначно определить планируемую тактику работы СБП в среднесрочной перспективе по достижению целей и задач ВЦП.
2.8.2. Система мероприятий ВЦП должна обеспечивать решение всех ее задач.
Формулировка мероприятия должна быть предельно конкретной и однозначно описывать, что именно планирует сделать СБП.
Формулировки мероприятий не должны представлять собой названия полномочий субъекта РФ, названия подразделов, целевых статей или видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, названия функций, задач или полномочий из положения о соответствующем органе государственной власти Томской области.
Некорректные формулировки мероприятий |
Правильный вариант |
Предоставление образовательных услуг системы повышения квалификации; завершение проведения всеобуча по информационным технологиям |
1. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений по направлениям |
2. Обучение педагогических работников образовательных учреждений компьютерной грамотности |
2.8.3. При формулировке конкретных мероприятий необходимо обеспечить:
- соответствие мероприятий цели и задачам ВЦП (достаточность, но не избыточность);
- соответствие мероприятий полномочиям Томской области как субъекта РФ и компетенции СБП;
- направленность на решение проблем ВЦП.
2.8.4. Для каждого мероприятия должны быть сформулированы показатели непосредственных результатов реализации и их значения.
2.8.5. Формулировка мероприятий ВЦП должна быть краткой и ясной. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, иметь результат реализации к моменту окончания ВЦП.
При описании мероприятий ВЦП в разделе рекомендуется отражать:
- краткое наименование
- содержание, с расшифровкой составляющих элементов мероприятия (пример: работы, выполняемые в рамках мероприятия, перечень приобретаемого оборудования, необходимого для реализации мероприятия, тематика НИОКР и т.д.), с указанием нормативно-правовых актов и иных официальных документов, регламентирующих данную деятельность;
сроки реализации мероприятия;
ответственный за реализацию мероприятия исполнитель;
организация, ответственная за реализацию мероприятия;
перечень организаций, участвующих в реализации мероприятия (помимо ответственной организации) или порядок их отбора;
расходы на реализацию мероприятия;
показатели реализации мероприятия.
Разрешается разделение мероприятий на группы: основные и вспомогательные мероприятия.
Основные мероприятия ВЦП должны иметь контрольные показатели их реализации.
Вспомогательные мероприятия могут иметь бинарный показатель реализации (выполнено/не выполнено, выполняется/не выполняется).
Контрольные показатели реализации мероприятия являются необходимым элементом, который используется для организации системы внутреннего СБП контроля хода реализации ВЦП.
III. Формирование перечня и утверждение реализуемых ВЦП
3.1. Решение о разработке проекта ВЦП принимается СБП:
исходя из состава целей и задач СБП, утвержденных в составе I раздела Доклада о результатах и основных направлениях деятельности СБП;
принимая во внимание, что все расходы СБП должны быть полностью распределены по ВЦП, ОЦП и расходам непрограммной деятельности, в реализации которых участвует СБП;
исходя из доведенного предельного объема финансирования СБП;
по результатам анализа реализации состава ВЦП, утвержденных и реализованных в прошлом периоде (начиная со второго года работы с ВЦП).
3.2. СБП должен располагать ресурсами и полномочиями, необходимыми для подготовки проекта ВЦП, в том числе:
- иметь источник обеспечения деятельности по разработке проекта ВЦП;
- обладать полномочиями запрашивать необходимые материалы у потенциальных участников реализации ВЦП.
3.3. В соответствии с утвержденными Порядком разработки, утверждения, реализации и мониторинга ведомственных целевых программ (Постановление Администрации Томской области N 41а от 14.03.2007 г.), Порядком разработки, рассмотрения, утверждения и мониторинга докладов о результатах и основных направлениях деятельности СБП Томской области (Постановление Губернатора Томской области от 04.04.2007 N 36) в срок:
- до 1 июня СБП разрабатывают и утверждают Перечень ВЦП СБП на основании согласованных в установленном порядке целей и задач;
- до 1 июля на основании доведенных предельных объемов финансирования СБП представляют на экспертизу с участием Департамента финансов и Департамента экономики, разработанные в соответствии с утвержденным Перечнем проекты ВЦП;
- до 1 августа проводится экспертиза ВЦП;
- после 1 августа СБП проводится доработка и утверждение ВЦП. Доработка ВЦП производится на основании заключения экспертизы и в соответствии с уточненными предельными объемами финансирования, доведенными в установленные сроки. Доработка ВЦП осуществляется,в том числе в части:
объемов расходов областного бюджета на реализацию ВЦП;
состава мероприятий ВЦП;
плановых показателей достижения непосредственных и конечных результатов ВЦП по годам;
плановых показателей общественной и экономической эффективности реализации ВЦП.
3.4. После утверждения закона Томской области об областном бюджете ВЦП подлежат доработке и утверждению к финансированию в месячный срок со дня вступлению в силу указанного закона.
3.5. Утверждения ВЦП СБП осуществляется только при наличии положительного экспертного заключения.
3.6. СПБ организует размещение в сети Интернет текста Доклада о результатах и основных направлениях деятельности СБП, в том числе ВЦП, входящих во II раздел, на официальном сайте Администрации Томской области.
IV. Реализация ВЦП и мониторинг реализации ВЦП
4.1. По результатам утверждения Доклада о результатах и основных направлениях деятельности СБП и входящих в его состав ВЦП рекомендуется издание приказа или иного правового акта СБП, определяющего план работ по реализации ВЦП.
4.2. Приказ (или иной правовой акт) о реализации ВЦП должен содержать:
- уточненный план работ по ВЦП, реализуемым СБП;
- сроки и порядок формирования ежеквартальной сводной отчетности о реализации ВЦП, наименование подразделения СБП, отвечающего за формирование отчетности о реализации всех ВЦП;
- сроки, порядок и наименование лица, ответственного за составление ежегодной отчетности о реализации ВЦП, представляемой СБП в составе Доклада о реализации основных направлений деятельности СБП.
ВЦП реализуются СБП самостоятельно, в соответствии с установленным в ней механизмом реализации.
4.3. При формировании состава отчетности о реализации ВЦП СБП необходимо учитывать следующее:
- отчетность об исполнении ВЦП должна быть использована при формировании Отчета о реализации Доклада о результатах и основных направлениях деятельности в установленном порядке;
- к годовой, квартальной бюджетной отчетности СБП готовят пояснительную записку Пояснительная записка составляется на следующие отчетные даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года следующего за отчетным. В раздел пояснительной записки "Анализ отчета об исполнении бюджета", в части анализа исполнения целевых программ отражаются сведения об исполнении целевых программ, подпрограмм и отдельных их этапов, заказчиком по которым является ведомство, с указанием причин неисполнения бюджетной росписи за отчетный период. Таким образом, СБП необходимо обеспечить сбор данных для представления такой отчетности, с одной стороны, и максимально избежать дублирования представления отчетной информации.
4.4. По результатам ежеквартального и ежегодного мониторинга может осуществляться внесение изменений в утвержденную ВЦП.
Внесение изменений осуществляется в следующих случаях:
4.4.1. установления в ходе ежеквартального либо ежегодного мониторинга невозможности достижения конечных результатов ВЦП без внесения в состав мероприятий ВЦП изменений, не требующих дополнительного финансирования;
4.4.2. установления в ходе ежегодного мониторинга невозможности достижения конечных результатов ВЦП за счет предусмотренных в ВЦП объемов финансирования по причинам внешнего по отношению к деятельности СБП характера, риски возникновения которых описаны в утвержденной ВЦП;
4.4.3 исключения из компетенции СБП части полномочий, в пределах которых реализуется соответствующая ВЦП;
4.4.4. изменения нормативных правовых актов, устанавливающих объемы расходов на финансирование действующих обязательств.
4.4.5. внесение изменений в утвержденную ВЦП в случае, указанном в п. 4.4.1. может осуществляться путем изменения:
- состава и сроков реализации мероприятий ВЦП;
- состава и значений плановых показателей достижения непосредственных результатов ВЦП.
4.4.6. Внесение изменений в утвержденную ВЦП в случае, указанном в п. 4.4.2, может осуществляться путем:
- расширения состава мероприятий ВЦП, необходимых для достижения запланированных результатов ВЦП;
- изменение состава и значений плановых показателей достижения непосредственных результатов ВЦП;
- увеличения объемов финансирования ВЦП.
4.4.7. Внесение изменений в утвержденную ВЦП в случае, указанном в п.4.4.3., может осуществляться путем:
- сокращения состава мероприятий ВЦП;
- сокращения состава и значений плановых показателей конечных и непосредственных результатов реализации ВЦП;
- снижения объемов финансирования ВЦП.
4.4.8. Внесение изменений в утвержденную ВЦП в случае, указанном в п. 4.4.4., осуществляется в зависимости от содержания изменений нормативных правовых актов, устанавливающих новые объемы финансирования действующих обязательств.
4.5. В случаях, установленных Порядком, утвержденным Постановлением Администрации Томской области от 14.03.2007 г. N 41а, происходит досрочное прекращение ВЦП.
V. Особенности формирования ВЦП для некоторых СБП
5.1. СБП, осуществляющие организацию предоставления бюджетных услуг, входящих в Перечень бюджетных услуг, утвержденный Главой Администрации (Губернатором) Томской области, составляют перечень ВЦП с учетом необходимости оказания всех бюджетных услуг, предусмотренных перечнем.
5.2. Мероприятие по оказанию бюджетной услуги формируется следующим образом:
- в наименовании мероприятия указывается наименование бюджетной услуги согласно перечню,
- в содержании мероприятия - содержание бюджетной услуги,
- в графе "Организация, ответственная за реализацию мероприятия" указывается орган исполнительной власти, ответственный за оказание бюджетной услуги,
- в графе "Перечень организаций, участвующих в реализации мероприятия (помимо ответственной организации) или порядок их отбора" указывается поставщик бюджетной услуги;
- в графе "Расходы на мероприятие (тыс. руб.)" указываются плановые расходы на оказание бюджетных услуг, рассчитанные исходя из финансового норматива и оценки востребованности бюджетных услуг;
- в графе "Показатель реализации мероприятия" указывается показатель непосредственного результата для каждой бюджетной услуги и его значение на каждый год планового периода.
5.3. Если бюджетная услуга содержится в перечне бюджетных услуг, которые могут предоставляться негосударственными организациями (поставщиками), и планируется оказание бюджетной услуги негосударственными поставщиками, в графе "Перечень организаций, участвующих в реализации мероприятия (помимо ответственной организации) или порядок их отбора" должен быть указан порядок отбора негосударственных поставщиков, т.е. дана ссылка на нормативный правовой акт или иной документ, устанавливающий порядок отбора.
Если документ, определяющий порядок отбора негосударственных поставщиков по оказанию бюджетной услуги не установлен, ВЦП СБП должна в обязательном порядке содержать мероприятие по разработке и принятию такого документа и в мероприятии должна быть дана ссылка на данное мероприятие ВЦП СБП.
5.4. В зависимости от особенностей учета расходов на оказание бюджетных услуг некоторые виды расходов, относящиеся, например, к оказанию нескольких бюджетных услуг, могут быть вынесены в отдельное мероприятие ВЦП. В этом случае расходы на оказание бюджетных услуг, включенные в норматив, должны быть распределены между мероприятием по организации предоставления конкретной бюджетной услуги и мероприятием по ее оказанию в зависимости от принятой в СБП методологии учета затрат на оказание бюджетной услуги.
5.5. С целью совершенствования процесса оказания бюджетных услуг СБП также вправе разрабатывать ВЦП 2-ого типа.
VI. Состав регламента работы с ВЦП СБП
6.1. Для упорядочения работы с ВЦП и обеспечения координации работы СБП и подведомственных ему распорядителей бюджетных средств рекомендуется разработка и принятие правового акта СБП, регламентирующего работу с ВЦП.
6.2. Такой правовой акт может касаться только регламента работы СБП с ВЦП либо включать порядок подготовки Докладов о результатах и основных направлениях деятельности СБП и порядок работы по подготовке бюджетных заявок и работы по составлению перспективного финансового плана СБП.
6.3. Положения такого правового акта в части ВЦП должны учитывать:
- нормы Постановления Администрации Томской области от 14.03.2007 г. N 41а;
- положения настоящих Методических рекомендаций;
- специфику организации и вида деятельности СБП,
- особенности принятого СБП регламента взаимодействия с подведомственными организациями и регламент внутренней организации работы СБП.
6.4. В части работы с ВЦП в такой правовой акт рекомендуется включить следующие положения:
- основные требования к структуре и содержанию проекта ВЦП, (включая формы унификации представления данных);
- порядок и сроки принятия решения о разработке проекта новой ВЦП (с учетом сроков, необходимых для такой работы в связи со спецификой деятельности СБП);
- особенности реализации ВЦП, формы и порядок отчетности о реализации ВЦП;
- порядок внесения изменений в ВЦП;
порядок проведения комплексных проверок хода реализации ВЦП СБП.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Приказ Департамента финансов Томской области от 28 марта 2007 г. N 8 "О Методических рекомендациях по работе с ведомственными... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.