Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 июля 2016 г. N 285/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителей от уполномоченного органа - Сидоровой Н.А., от заказчика - Кудинова Е.В., от заявителя ООО "СтройКомплекс" -Белова Е.О., Першиной Е.А., в отсутствии представителя от заявителя ООО "Стройинвест", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "СтройКомплекс" и ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации заказчика - МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения, утвержденной для проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по объекту: "Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска"" (извещение 0161300000116000869),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы ООО "СтройКомплекс" и ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации заказчика - МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее также - Заказчик) и уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения (далее также - Уполномоченный орган, аукционная комиссия), утвержденной для проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по объекту: "Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска"" (извещение 0161300000116000869) (далее - аукцион).
По мнению заявителей, Заказчиком допущены нарушения, выразившиеся в утверждении аукционной документации, несоответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
24.06.2016 18:02 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Заказчиком по согласованию с Уполномоченным органом.
Заявитель ООО "Стройинвест" изложил в своей жалобе следующие доводы:
1. В п. 9.7 Проекта контракта содержит условие, согласно которому, по мнению Заявителя, Заказчик вправе потребовать от Подрядчика замены обеспечения исполнения контракта в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Пункт 9.7 Проекта контракта гласит, что в случае если по каким-либо причинам, обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента прекращения действия обеспечительного документа, представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, указанном в данном разделе настоящего Контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона N44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 указанной статьи.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии устанавливается с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Частями 3, 4 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракта, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На заседании Заказчик пояснил, что установление обеспечения исполнения контракта направлено на предоставление заказчику гарантий по выполнению предусмотренных контрактом работ. Кроме того, включение указанного выше условия в проект контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она была выдана.
Таким образом, срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства. Соответственно, если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязанности подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Исходя из вышесказанного, Комиссия признала данный довод необоснованным.
2. Заказчик должен формулировать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющемся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией. Заказчиком в Проекте контракта вышеуказанная информация не предусмотрена.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В п. 5.1.32 Проекте контракта указано, что подрядчик обязан привлечь для выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, составляющим 25 % от цены контракта. При привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Подрядчик обязан не позднее 2 рабочих дней, с момента заключения договора на субподряд, предъявить представителю Заказчика документы, подтверждающие наличие у субподрядчиков статуса субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и копию договора субподряда".
Между тем, следует отметить, что Закон о контрактной системе не регламентирует порядок исполнения указанного требования в случае, если победитель аукциона будет сам являться субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, следовательно, требование о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25% от цены контракта, а равно и требование п.5.1.32 Проекта контракта распространяются на всех участников закупки без исключения.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 01.12.2015 N ОГ-Д28-15247 "О закупках, учитываемых в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций" в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с установленным в извещении об осуществлении закупки требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО является СМП, за ним также сохраняется обязанность по привлечению субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме, установленном условиями контракта.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
3. Заказчиком не выполнено требование ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, не установлен конкретный минимальный срок действия банковской гарантии.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 3.1.2. Проекта контракта указано, что окончание работ: по 01 августа 2017 года.
В п. 9.8 Проекта контракта указано, что банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 90 (девяносто) дней. Общий срок банковской гарантии должен быть не ранее даты - 30 октября 2017 года.
Таким образом, возможно, определить срок действия банковской гарантии, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц..
Требование ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком выполнено, а довод заявителя признается необоснованным.
4. В смете стоимости работ содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
В составе аукционной документации содержится локальная смета, которая является обоснованием начальной цены контракта.
Согласно п. 1 ст. 33 закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать описание объекта закупки.
В составе аукционной документации в Техническом задании указаны основные требования к конструктивным решения, материалам и изделиям, применяемым на объекте. При этом указания на товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент".
Поэтому любой участник аукциона при составлении первой части заявки может предложить свой товар и материал, подходящий под характеристики указанные в Техническом задании.
Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.
5. Документация об аукционе не содержит запрет для участников закупки на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457)
В п. 14.1. аукционной документации указано, что при выполнении работ, оказании услуг применяется постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Довод заявителя признается необоснованным.
Из жалобы ООО "СтройКомплекс" следует, что в технической части (задании) аукционной документации отсутствуют разделы, позволяющие объективно оценить этапы и объемы строительства.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
На основании вышеизложенного, при проведении закупки на выполнение строительных работ в соответствии с Законом о контрактной системе отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная позиция согласуется с Письмом ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16 "О рассмотрении обращения"
Согласно п. 13. Информационной карты аукционной документации объем выполняемых работ определяется в соответствии с разделом 3 документации об электронном аукционе, куда входит Техническое задание на выполнение работ по объекту: "Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска":
Рабочая документация. Улично-дорожная сеть квартала. С07.15-26-1-АД1. Книга 11. Часть 1. Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска;
Рабочая документация. Улично-дорожная сеть квартала. С07.15-26-1-АД1. Книга 11. Часть 2. Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска;
Рабочая документация. Система водоотведения поверхностного стока улиц квартала. С07.15-26-1-АД2. Книга 12. Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска;
Рабочая документация. Наружное освещение. С07.15-26-3-НО. Книга 14. Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска.
Согласно п. 4 Технического задания определены работы подлежащие выполнению подрядчиком: Реконструкция дорог в 25 микрорайоне общей протяжённостью 3 868,39 м.п с выполнением всех работ, предусмотренных документацией об электронном аукционе включая: валку деревьев, демонтажные работы, устройство земляного полотна, устройство асфальтобетонного покрытия проезжей части, устройство тротуаров из брусчатки, устройство водоотведения, устройство газона, посадку деревьев, обустройство дорог, наружное освещение, сети связи.
Согласно ст. 754 ГК РФ техническая документация так же отражает требования к результату строительно-монтажных работ.
Согласно п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической части.
Установлено, что в составе документации размещенной на официальном сайте отсутствуют:
Пояснительная записка (содержит в себе технические условия на освещение и сети связи);
Проект организации строительства (позволяет определить места складирования материалов, сведения о земельных участках временно отводимых под строительство, последовательность строительства, общие строительные объемы и этапы их реализации);
Проектные решения по сетям связи (данный вид работ предусмотрен п. 4 Технического задания АД);
Проект организации работ по демонтажу (Работы предусмотрены в составе проектной документации разделом 6, лист 53 раздела АД);
Проектные решения по конструкциям железобетонным - подпорная стенка, проектом предусмотрена ведомость материалов в составе проекта АД1 лист 53, однако отсутствуют чертежи и объемы в смете.
На основании изложенного, Заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а жалоба ООО "СтройКомплекс" обоснованной.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации заказчика - МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения, утвержденной для проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по объекту: "Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска"" (извещение 0161300000116000869) - необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СтройКомплекс" на положения аукционной документации заказчика - МКУ ГО "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" и уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения, утвержденной для проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по объекту: "Реконструкция дорог в 25 микрорайоне г. Южно-Сахалинска"" (извещение 0161300000116000869) - обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу (аукционной комиссии) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений указанных в настоящем Решении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица (лиц) допустивших нарушения, указанные в п. 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А. Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 июля 2016 г. N 285/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2016