Резолютивная часть решения оглашена "9" августа 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "12" августа 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - вриоруководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Н.,
в присутствии представителей:
ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ" Ивашовой Ю.И.,
Комитета государственного заказа Тамбовской области Чернышовой Е.О.
в отсутствие представителей заявителя ООО "Стройинвест",
рассмотрев жалобуООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения ''Тамбовская центральная районная больница'' при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений гинекологического и терапевтического отделений по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Покрово-Пригородное, ул. Полевая, д. 4 (извещение N 0164200003016003940) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (уполномоченный орган)19.07.2016 опубликовал на официальном сайте вЕдиной информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003016003940о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений гинекологического и терапевтического отделений по адресу:Тамбовская область, Тамбовский район, с. Покрово-Пригородное, ул. Полевая, д. 4 (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 673 944,38руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения ''Тамбовская центральная районная больница'' (ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ").
ООО "Стройинвест", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 03.08.2016 N 5688). В качестве доводов касаемо положений документации Заявитель указал следующее:
1)в документации об аукционе неправомерно установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
2) в документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке;
3) заказчиком некорректно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14.02.2015.
Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились.Уполномоченный орган представил письменные объяснения (исх. от 09.08.2016 N 3704-11/302, вх. от 09.08.2016 N 5800), в которых указал, что считает жалобу заявителя необоснованной.
Также ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ" обратилось в Тамбовское УФАС России (исх. от 08.08.2016 N 1743, вх. от 08.08.2016 N 5763) с ходатайством о выдаче предписания и отмене рассматриваемой закупки в целях устранения допущенных ошибок в техническом задании Аукциона и недопущения нарушения прав участников закупки, так как из-за документации Аукциона аукционная комиссия вынуждена была отклонить все поданные заявки.
Свое обращение Заказчик мотивирует следующими обстоятельствами: "В ходе рассмотрения аукционной комиссией заявок участников аукциона было установлено, что Техническое задание (Приложение N 2 к проекту Контракта) содержит ошибки, не позволяющие участникам электронного аукциона оформить первые части заявок согласно характеристикам существующих строительных материалов.
В частности, в техническом задании определено, что если устанавливается показатель, наименование которого сопровождается фразой "не более" или "не менее", участником закупки должен быть предложен товар (материал) со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же либо попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами "не более", "не менее"; характеристики, перед которым одновременно указаны знаки "*:" (или ":*"), по таким показателям допускается указать конкретный показатель товара в виде диапазонного значения.
Однако, исходя из анализа нормативно-технической документации производителей строительных материалов, в случае заполнения участником закупки заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, такие материалыкак правило не существуют".
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения и пояснения Заказчика, уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
I. 1.1. Заявитель указывает, что Заказчик в документации об аукционе установил требование к участнику закупки, которое не относится к предмету закупки, а именно, обладать исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод заявителя, считает его необоснованным в силу следующего.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать ряд документов и информацию, в том числе,документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (пункт 8).
Заказчиком в пункте 20 Информационного паспорта аукциона указано, что требования, предъявляемые к участникам аукциона установлены в разделе 5 документации об аукционе, в котором в том числе указано: "обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма".
Вместе с тем, в пункте 21 Информационного паспорта аукциона Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки,не установлен, и документы, копии которых представляются в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ,не требуются.
1.2 Заявитель указывает, что в документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод заявителя необоснованным в силу следующего.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать,в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчиком в пункте 29 Информационного паспорта аукциона установлено следующее:
дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе -дата размещения извещения в информационной системе,
дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - дата окончания срока подачи заявок.
Извещение N 0164200003016003940 опубликовано на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.07.2016, т.е. дата размещения извещения известна. В извещении о рассматриваемой закупке указана дата окончания срока подачи заявок - 04.08.2016 в 9:00 часов.
Порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционеустановлен Заказчиком в разделе N 7 документации об аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что документация об аукционе содержит информацию, предусмотренную п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
1.3 Заявитель считает, что заказчиком некорректно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14.02.2015.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод заявителя, приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, чтопри осуществлении закупки заказчик устанавливает ряд единых требований к участникам закупки.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системев случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 5.3 документации об аукционе Заказчиком установлено:"Если объектом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется следующее дополнительное требование (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99):
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительному требованию, указываются в разделе 3 документации об аукционе".
Согласно приложению N 1к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требованийк участникам закупки отдельных видов товаров, работ,услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам,работам, услугам, которые по причине их техническойи (или) технологической сложности, инновационного,высокотехнологичного или специализированного характераспособны поставить, выполнить, оказать только поставщики(подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровеньквалификации, а также документов, подтверждающихсоответствие участников закупки указаннымдополнительным требованиям" к списку дополнительных требований относится наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В извещении о проведении рассматриваемого аукциона Заказчиком указан вид проводимых работ, наличие опыта в которых требуется для исполнения контракта: код по ОКПД2 43.99.90.190 - работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки, т.е. указана группа работ, по которой следует представить подтверждающие документы.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя.
II. В ходе проведения внеплановой проверки и рассмотрения обращения ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ" Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно приложению N 2 к проекту контракта "Техническое задание":"Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины (кроме нижеописанных исключений).
Характеристики, перед которым одновременно указаны знаки "*:" (или ":*"). По таким показателям допускается указать конкретный показатель товара в виде диапазонного значения".
Так, по позиции N 1 технического задания "Краска водоэмульсионная" Заказчиком указаны следующие технические, функциональные, качественные характеристики: "Должна соответствовать требованиям ГОСТ 28196-89. После высыхания краска должна образовывать пленку с ровной однородной матовой поверхностью. Массовая доля летучих веществ, %*: не менее 41. Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С, ч*: не менее 12. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) °С, ч*: не более 1. Расход краски на один слой, г/м2*: 110-150".
Участником закупки (заявка N 20) в первой части заявки на участие в аукционе N 0164200003016003940 по позиции N 1 "Краска водоэмульсионная" предложены следующие характеристики: "Соответствует требованиям ГОСТ 28196-89. После высыхания краска образует пленку с ровной однородной матовой поверхностью. Массовая доля летучих веществ, %*: 41-47. Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 2) °С, ч*: не менее 12. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) °С, ч*: не более 1. Расход краски на один слой, г/м*: 110-150".
Таким образом, участником закупки (заявка N 20)по позиции N 1 "Краска водоэмульсионная" по характеристикам, где указан знак "*:",предложены характеристики товара в виде диапазонного значения, как того требовал Заказчик. Аналогичные характеристики, а именно в виде диапазонного значения, были предложены данным участником закупки и по другим позициям технического задания.
Однако, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0164200003016003940 от 08.08.2016, рассмотрев заявку N 20, аукционная комиссия Заказчика отказала данному участнику в участии в аукционе по следующему основанию:
"Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участнику закупки, подавшему заявку N 20 на участие в электронном аукционе (далее - заявка N 20) в связи с непредставлением информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и несоответствием заявки N 20 требованиям п.3.3.3. документации об электронном аукционе:
заявка N 20 не содержит конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе в Техническом задании (Приложение N 2 к проекту контракта):
позиция 1 "Краска водоэмульсионная" - Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 _ 2) °С, ч*: не менее 12. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С, ч*: не более 1;_".
Комиссия Тамбовского УФАС России не согласна с решением аукционной комиссии о несоответствии заявки N 20, т.к. оно не основано на положениях документации Аукциона, и отмечает, что незаконные отказы в допуске к участию в электронном аукционе по аналогичным неправомерным основаниям были приняты в отношении других заявок, поданных на участие в электронном аукционе 0164200003016003940 (заявки NN 13, 15, 24, 25, 26, 27, 29).
Рассмотренные доводы отказа в допуске заявкам NN 13, 15, 24, 25, 26, 27, 29не соответствуют части 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и нарушают запрет, установленный ч. 5 указанной статьи.
Исходя из вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе поданным заявкам по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев обращение Заказчика об отмене закупки, не усматривает оснований для его удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест"необоснованной.
2. Признать аукционною комиссию Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения ''Тамбовская центральная районная больница'' нарушившей ч. 5 ст. 67Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии заказчика, уполномоченному органу, оператору торговой площадки предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии Н.Н. Колодина
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 9 августа 2016 г. N РЗ-156/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2016