Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Томской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Питьевая вода
Томской области"
Областная целевая программа
"Питьевая вода Томской области"
9 октября 2005 г., 6 февраля, 15 декабря 2006 г., 12 февраля 2007 г.
Законом Томской области от 12 февраля 2007 г. N 61-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт Программы
Наименование программы |
Областная целевая программа "Питьевая вода Томской области" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 30.01.2004 N 55-р "Об утверждении сводного плана по реализации законотворческой деятельности Администрации Томской области в 2004 году". |
Государственные заказчики Программы |
Администрация Томской области, Департамент строительства и архитектуры Томской области |
Основные разработчики Программы |
Администрация Томской области, Департамент строительства и архитектуры Томской области |
Цели и задачи Программы |
Основными целями Программы являются: обеспечение населения Томской области питьевой водой нормативного качества в соответствии с утвержденными нормами водопотребления; рациональное использование водных ресурсов Томской области; укрепление материально-технической базы объектов водоподготовки Томской области. Основными задачами Программы являются: использование новых более экономичных и качественных методов водоподготовки, применение материалов и изделий с наибольшими сроками эксплуатации; укрепление материально-технической базы объектов водоочистки; снижение затрат на эксплуатацию объектов водоподготовки; разработка мероприятий по организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; промышленное производство и монтаж систем и устройств, обеспечивающих безаварийную водоподготовку, определение качества и учета питьевой воды. |
Сроки реализации программы |
2005 - 2011 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
1.Строительство, реконструкция и техническое перевооружение станций водоподготовки. 2.Мероприятия по рациональному использованию и экономии питьевой воды. 3.Нормативно-правовое обеспечение Программы. 4. Ресурсное обеспечение программных мероприятий. |
Исполнители Программных мероприятий |
1. Органы исполнительной власти Томской области: а) Департамент строительства и архитектуры Томской области координирует действия органов исполнительной власти Томской области, специализированных организаций Томской области по реализации мероприятий Программы, организует работу по реализации подпрограммы "Развитие сети станций водоподготовки", работу по привлечению средств из федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ; б) Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области организует работу по реализации подпрограмм "Рациональное использование питьевой воды". 2. Органы местного самоуправления (по согласованию) осуществляют подготовку нормативно-правовых документов и сбор технических данных для последующей разработки проектной документации по объектам водоподготовки, оказывают содействие в реализации программных мероприятий на местах, предоставляют необходимую информацию для разработки технико-экономических обоснований проектов. 3.Специализированные организации Томской области различных форм собственности на конкурсной основе осуществляют выполнение работ по программным мероприятиям. |
Объем и источники финансирования |
Потребность в финансовых ресурсах 473 400,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета 150 755,0 тыс. руб. (32 процента) (прогноз); за счет средств областного бюджета 322 645,0 тыс. руб. (68 процентов) (прогноз); по направлениям финансирования: государственные капитальные вложения - 451 790,0 тыс. руб.; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 21 410,0 тыс. руб.; иные мероприятия - 200,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Обеспечение населения Томской области питьевой водой нормативного качества с целью укрепления здоровья и профилактики заболеваний на основе скоординированной работы различных организаций по реализации намеченных в Программе мероприятий. 2. Безаварийная работа станций водоподготовки, использование современных методов водоподготовки, наиболее полный учет и оптимизация водопотребления, мониторинг природных вод и водных объектов. 3. Создание устойчивого и надежного механизма водоподготовки для жителей Томской области. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Проблема обеспечения населения питьевой водой нормативного качества является сегодня одной из наиболее значимых для Томской области. Оценка современного состояния этой проблемы основывается на анализе обеспеченности Томской области водными ресурсами, пригодными для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и состояния существующих систем водоснабжения.
Особенностью водопотребления в Томской области является приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных вод.
Запасы подземной воды способны обеспечить потребности жителей Томской области на долгие годы. Подземные воды Томской области достаточно надежно защищены от поверхностного загрязнения слабопроницаемыми глинистыми отложениями. Однако по качеству они не отвечают требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Повсеместно по территории области в подземных водах наблюдается превышающее предельно допустимые концентрации содержание железа (от 2 до 77,7раза), марганца (от 1,3 до 12,7 раза), аммония (от 1,3 до 3 раза), кремния (от 1,1 до 2,8 раза). На большей части территории области вода отличается завышенной цветностью и мутностью. В бактериологическом отношении подземные воды области, как правило, удовлетворяют существующим требованиям.
Специальная водоподготовка перед подачей питьевой воды населению проводится только на крупных водозаборах области.
Используемые на подавляющем числе водозаборов системы водоподготовки не обеспечивают эффективную очистку воды.
На более мелких и на большинстве децентрализованных водозаборов водоподготовка примитивна, а на одиночных эксплуатационных скважинах вообще отсутствует. В этих случаях население вынуждено использовать для удовлетворения своих нужд неочищенную воду.
Органы местного самоуправления самостоятельно не в состоянии решить данную проблему ввиду того, что большинство районов области является дотационными.
Решение проблемы требует скоординированной работы различных организаций, научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений. Работа может быть выполнена и с наибольшим эффектом при условии разработки комплекса первоочередных и долгосрочных мероприятий в виде областной целевой программы.
Законом Томской области от 12 февраля 2007 г. N 61-ОЗ в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
2. Основные принципы, цели и задачи Программы
Настоящая Программа основывается на результатах исследований, выполненных с учетом рекомендаций, изложенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения".
Проблема снабжения населения Томской области качественной питьевой водой решается настоящей Программой в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 571-ШГД "О проблемах питьевой воды и питьевого водоснабжения в Российской Федерации", СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и других нормативных правовых актов и санитарных правил, регламентирующих основные требования по обеспечению населения питьевой водой нормативного качества по соответствующим нормам водопотребления.
Основными концептуальными положениями в обеспечении населения питьевой водой нормативного качества являются:
1) государственная собственность на водные ресурсы и водные объекты - источники водоснабжения;
2) государственный контроль, планирование, прогнозирование;
3) исключен;
См. текст пункта 3) раздела 2
4) государственный мониторинг качества воды и состояния здоровья населения;
5) дифференциация стоимости потребляемой питьевой воды в зависимости от ее исходного качества и затрат на водоочистку и транспортировку;
6) дифференцированный подход к установлению норм водопотребления для населения, учет расхода питьевой воды;
7) минимизация потребления питьевой воды промышленностью (за исключением пищевой) и жесткая ценовая политика в отношении промышленных предприятий, потребляющих воду питьевого назначения;
8) организационная и финансовая поддержка предпринимательства по производству водохозяйственного оборудования, труб, арматуры, реагентов, материалов, приборов, бытовых и коллективных средств доочистки водопроводной воды, созданию линий по бутилированию воды;
9) строгое соблюдение законодательства в вопросах охраны источников питьевого водоснабжения;
10) пропаганда гигиенических знаний и навыков среди населения по вопросам охраны водоисточников от загрязнения, экономии и доочистки питьевой воды в домашних условиях.
Основными целями областной целевой Программы "Питьевая вода Томской области" являются:
1) обеспечение граждан питьевой водой нормативного качества в количестве, соответствующем нормам водопотребления, по доступным ценам в интересах удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;
2) рациональное использование водных ресурсов области;
3) укрепление материально-технической базы объектов водоподготовки;
4) снижение тарифов на водопотребление.
Безопасность, надежность и управляемость работы станций водоподготовки должны основываться на комплексном подходе, учитывающем многие аспекты. Сюда входят: обоснованный выбор источника водоснабжения, учет химического состава исходной воды и технологических особенностей водоподготовки, неукоснительное следование стандартам и нормативам в вопросах питьевого водоснабжения, строгий учет и платность услуг на водопотребление, бережное отношение к запасам водных ресурсов и к воде как к природному продукту.
Основными задачами областной целевой Программы "Питьевая вода Томской области" являются:
1) строительство, реконструкция и модернизация станций водоподготовки на территории области;
2) мониторинг водных ресурсов, качества питьевой воды, технологий водоочистки;
3) использование экономичных методов водоподготовки, материалов и изделий с максимальными сроками эксплуатации;
4) снижение затрат на эксплуатацию объектов водоподготовки;
5) разработка мероприятий по организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;
6) промышленное производство и монтаж систем и устройств, обеспечивающих безаварийную водоподготовку, определение качества и учета питьевой воды.
Политика обеспечения населения питьевой водой должна основываться на принципах определения приоритетности и компетенции исполнительных органов государственной власти Томской области и органов местного самоуправления в решении задач краткосрочного и долгосрочного периодов.
Важнейшими задачами исполнительных органов государственной власти Томской области являются:
1) создание сети станций водоподготовки для обеспечения питьевой водой нормативного качества всех поселений Томской области;
2) финансирование из областного бюджета объектов водоподготовки (в том числе разработка технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) на территории Томской области;
3) взаимодействие с государственными заказчиками федеральных целевых программ для привлечения средств из федерального бюджета;
4) создание информационной системы данных о разработке новых методов и технологий водоподготовки, мероприятий по организации научно-исследовательской опытно-конструкторской работы;
5) оказание содействия в промышленном производстве и монтаже систем и устройств, обеспечивающих безаварийную добычу, транспортировку, подготовку, определение качества и учет питьевой воды, путем льготного кредитования, применения системы льготного налогообложения;
6) совершенствование системы государственного мониторинга влияния качества питьевой воды на здоровье населения;
7) совершенствование нормативно-правовой базы в сфере водоснабжения.
Важнейшими задачами органов местного самоуправления Томской области являются:
1) инвентаризация объектов водоснабжения и водоотведения;
2) владение, пользование и распоряжение, а также передача объектов водоснабжения и водоотведения во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам с целью организации водоснабжения и водоотведения;
3) организация водоснабжения и водоотведения;
4) создание зон санитарной охраны объектов водоснабжения, обеспечение экологической безопасности;
5) совершенствование системы управления в сфере водоснабжения населения;
6) создание соответствующей материально-технической базы для доставки потребителям питьевой воды нормативного качества;
7) учет расхода питьевой воды;
8) принятие муниципальных правовых актов с целью улучшения качества водоснабжения населения.
3. Программные мероприятия, сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия настоящей Программы сформулированы на основе результатов проведенной инвентаризации и оценки технического состояния водозаборных сооружений, систем водоподготовки в населенных пунктах Томской области, предложений органов местного самоуправления Томской области.
При проведении инвентаризации и оценки технического состояния водозаборных сооружений и систем водоподготовки в населенных пунктах Томской области выявлены неэффективность и нерациональное использование имеющегося оборудования систем водоснабжения области. Используется устаревшее технологическое оборудование, нарушаются правила его эксплуатации, технологические режимы работы, вызванные отсутствием квалификации и технологической дисциплины обслуживающего персонала. Это приводит к износу и выводу из строя имеющегося оборудования, сверхнормативным затратам электроэнергии, неэффективной работе самих организаций водообеспечения.
Первостепенными задачами исполнительных органов государственной власти Томской области являются:
создание сети станций водоподготовки для обеспечения питьевой водой нормативного качества всех поселений Томской области;
финансирование из областного бюджета объектов водоподготовки (в том числе разработка технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации) на территории Томской области;
взаимодействие с государственными заказчиками федеральных целевых программ для привлечения средств из федерального бюджета.
К задачам исполнительных органов государственной власти Томской области среднесрочного и долгосрочного характера относятся:
1) финансирование из областного бюджета строительства, реконструкции и технического перевооружения на основе применения новых технологий станций водоподготовки, в том числе модульного и контейнерного типа в муниципальных образованиях Томской области;
2) взаимодействие с государственными заказчиками федеральных целевых программ для привлечения средств из федерального бюджета;
3) создание информационной системы данных о разработке новых методов и технологий водоподготовки, мероприятий по организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы с целью последующего ознакомления с имеющимися достижениями органов местного самоуправления для принятия рациональных решений;
4) оказание содействия в промышленном производстве и монтаже систем и устройств, обеспечивающих безаварийную добычу, транспортировку, подготовку, определение качества и учет питьевой воды, путем льготного кредитования, применения системы льготного налогообложения;
5) организация системы государственного мониторинга влияния качества питьевой воды на здоровье населения.
При реализации программных мероприятий должны использоваться результаты научных исследований, доведенных до стадии разработки конструкторской документации, осуществляться ввод в эксплуатацию объектов водоподготовки на базе использования новейших технологий в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения.
4. Инвестиционные подпрограммы
4.1. Подпрограмма "Развитие сети станций водоподготовки"
Для устойчивого обеспечения потребителей питьевой водой нормативного качества предусматриваются следующие мероприятия:
1) строительство, реконструкция и техническое перевооружение на основе новых современных технологий станций водоподготовки, в том числе модульного и контейнерного типов небольшой производительности для сельских поселений;
2) повышение надежности и устойчивости работы объектов водоподготовки, совершенствование режима подачи и учета распределения воды;
3) создание предприятий по розливу экологически чистой питьевой воды на базе подземных вод.
Осуществление мероприятий по строительству и реконструкции систем водоподготовки за счет средств федерального и областного бюджета планируется, в первую очередь, проводить в районах Томской области, наименее обеспеченных качественной питьевой водой.
В результате реализации мероприятий подпрограммы повысится технологическая и санитарная надежность объектов водоподготовки, сократится удельное водопотребление в централизованных системах на 20-25 процентов, снизится заболеваемость жителей. Водопотребление на одного жителя в сельской местности будет доведено до нормативных показателей, существенно улучшится качество воды (в том числе и бутилированной - как дополнительной меры по улучшению обеспечения населения питьевой водой).
4.2. Подпрограмма "Рациональное использование и экономия питьевой воды"
Финансирование подпрограммных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета.
Предлагаемая подпрограмма включает в себя следующие мероприятия:
1) создание информационной системы данных о разработке новых методов и технологий водоподготовки с целью внедрения их в районах Томской области;
2) организация мероприятий по внедрению новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с целью принятия рациональных решений;
3) оказание содействия в промышленном производстве и монтаже систем и устройств, обеспечивающих водоподготовку, определение качества и учет питьевой воды, путем разработки механизма льготного кредитования этих организаций;
4) расширение и использование локальных бытовых и комплексных установок глубокой доочистки воды для оснащения лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений, предприятий пищевой промышленности и общественного питания.
Осуществление названных мероприятий позволит обеспечить сокращение потребления питьевой воды, уменьшить затраты на эксплуатацию систем водоснабжения, сократить капиталовложения при строительстве объектов водоснабжения, снизить потребление питьевой воды в коммунальном хозяйстве.
4.3. Подпрограмма "Нормативно-правовое обеспечение в области
хозяйственно-питьевого водоснабжения"
Настоящей подпрограммой предусматривается продолжить работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей взаимодействие различных уровней власти в реализации программных задач в области хозяйственно-питьевого обеспечения.
Необходимо законодательно закрепить перечень объектов питьевого водоснабжения, как особо важных объектов жизнеобеспечения, которые должны находиться в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальных образований, разработать и принять ряд нормативных правовых документов на областном уровне:
"О водоснабжении на территории Томской области в условиях чрезвычайных ситуаций";
"О порядке использования земель, входящих в зоны санитарной охраны водозаборов".
Законом Томской области от 15 декабря 2006 г. N 323-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
5. Ресурсное обеспечение программных мероприятий
Финансирование настоящей Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов.
Общая потребность затрат на осуществление программных мероприятий составит 473,4 млн. руб., в том числе за счет:
федеральный бюджет (прогноз) |
150 755,0 тыс. руб. (32%) |
областной бюджет (прогноз) |
322 645,0 тыс. руб. (68%) |
Объемы финансирования подпрограмм приведены в приложении 1 к настоящей Программе. Расходы на реализацию программных мероприятий предусматриваются в областном бюджете в форме средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным контрактам, субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основах.
Планируемые объемы и источники финансирования на осуществление программных мероприятий на 2005-2011 годы приведены в Приложении 2 к настоящей Программе.
В Программе указан прогноз затрат на реализацию мероприятий. При разработке проектно-сметной документации по объектам объем затрат будет уточняться.
Расходы на реализацию программных мероприятий за счет средств областного бюджета подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий год, исходя из его возможностей.
Законом Томской области от 12 февраля 2007 г. N 61-ОЗ в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
6. Механизм реализации программных мероприятий
Финансирование мероприятий настоящей Программы из областного бюджета осуществляется в рамках запланированных средств, направленных на ее реализацию в соответствии с утвержденным настоящей Программой перечнем программных мероприятий.
При строительстве и реконструкции крупных объектов водоподготовки привлекаются средства федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ.
Строительство, реконструкция и техническое перевооружение на основе применения новых технологий станций водоподготовки, в том числе модульного и контейнерного типа небольшой производительности, осуществляется с привлечением средств областного бюджета на основе разработанной проектно-сметной документации при обязательном соблюдении следующих условий проектирования:
1) разработка технико-экономического обоснования принимаемого варианта водоочистки и водообеспечения, предполагающего снижение затрат на содержание водосистемы;
2) применение в проекте автоматизации технологических процессов, внедрение новых энергосберегающих технологий;
3) проектами должна предусматриваться установка водосчетчиков;
4) применение в проекте сертифицированного технологического оборудования и материалов;
5) наличие по проекту заключения государственной экспертизы.
При выборе объектов финансирования из федерального и областного бюджетов приоритетными являются проекты, предполагающие возможность оптимизации работы и повышения эффективности систем водоснабжения населенных пунктов в интересах населения.
Перед принятием решения о финансировании работ по оборудованию станций водоочистки из областного бюджета, в случае их размещения в приспосабливаемых помещениях, уточняется подготовленность помещений для монтажа технологического оборудования, обеспеченность помещения необходимыми сетями, его сохранность и санитарное состояние, анализируются нормативно-правовые документы по принятию решения о размещении объекта.
Критерием необходимости капитальных вложений в объект из федерального и областного бюджетов являются экономические показатели, характеризующие его деятельность, социальную и областную значимость для жителей после реализации проекта.
Программа ориентирована на конкретные объекты в населенных пунктах области, поэтому носит долгосрочный характер. Снижается риск изменения значимости проектов в результате принятия возможных нормативных актов о переустройстве местного самоуправления.
Отчет о реализации программных мероприятий предоставляется в Государственную Думу Томской области ежегодно до 30 декабря текущего года.
Законом Томской области от 12 февраля 2007 г. N 61-ОЗ в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
7. Организация управления Программой
Контроль за реализацией Программы осуществляет Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Управление областной целевой Программой "Питьевая вода Томской области" осуществляется заказчиком в лице Департамента строительства и архитектуры Томской области.
Функции участников управления распределяются следующим образом.
Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти Томской области организуют работу по реализации Программы в рамках своих полномочий, решают вопросы бюджетного финансирования на областном уровне, включая вопросы межбюджетных отношений.
При формировании областного бюджета Государственный заказчик вносит предложения о финансировании программных мероприятий в соответствии с разработанной и утвержденной проектно-сметной документацией и технико-экономическими обоснованиями; формирует перечень программных мероприятий для представления их к финансированию из федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ; осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий. Органы местного самоуправления организуют проведение конкурсов по реализации программных мероприятий, заключают контракты на выполнение программных мероприятий, осуществляют контроль за выполнением работ.
Реализация программных мероприятий будет осуществляться по отдельным рабочим проектам с экономическим обоснованием видов и объемов работ, подтвержденных сметно-финансовыми расчетами.
Заказы, позволяющие улучшить состояние дел с питьевым водоснабжением, направленные на выполнение мероприятий Программы, размещаются в организациях посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе, что будет способствовать привлечению средств частных инвесторов для проведения работ по отдельным объектам и стимулированию создания новых рабочих мест.
Законом Томской области от 15 декабря 2006 г. N 323-ОЗ в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
8. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации Программы
В результате реализации настоящей Программы повышается надежность и качество водоподготовки на территории Томской области.
При соблюдении графика финансирования, за период реализации Программы должно быть отремонтировано, реконструировано и построено 119 станций водоподготовки.
Реализация Программы обеспечит выполнение обязательств государственной политики перед населением Томской области по следующим направлениям:
1) снижению заболеваемости населения, связанной с потреблением воды ненормативного качества;
2) улучшению экологического состояния в районах Томской области;
3) рациональному использованию и охране подземных водных объектов;
4) своевременному выявлению и прогнозированию развития природных техногенных процессов, влияющих на состояние водных объектов Томской области.
Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться в:
1) надежности и эффективности работы систем водоподготовки Томской области;
2) снижении объема расходов на организацию водоподготовки в населенных пунктах Томской области;
3) восстановлении основных фондов систем водоподготовки;
4) формировании позитивного отношения со стороны населения вследствие повышения качества питьевой воды;
5) увеличении срока службы оборудования, сокращении технологических и эксплуатационных затрат, снижении себестоимости услуг;
6) повышении эффективности использования водных ресурсов за счет энергосбережения, применения приборов учета (водосчетчиков);
7) экономном использовании водных ресурсов и сокращении нерационального потребления услуг по водоснабжению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.