резолютивная часть решения объявлена 18.08.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 19.08.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Тетра" (далее - заявитель, ООО "Тетра") и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, при участии от Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" по доверенности от 18.08.2016г. N11,
рассмотрев жалобу ООО "Тетра" на действия Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104200002116000137 "Устройство футбольного поля на стадионе "Спартак", г.о. Нальчик" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями, выразившиеся в содержании в документации об аукционе требований к химическим показателям товара и по позиции "Швеллеры" ведомости товаров (материалов), файл документа не копируется. Заявитель в жалобе просит выдать предписание о внесение изменений в документацию об аукционе.
Представитель заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, доводы заказчика, а также проведя внеплановую проверку на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.07.2016г. 19:53 (Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 30.07.2016 NИИ1) на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки ООО "РТС-Тендер" http://www.rts-tender.ru) была размещена закупка N0104200002116000137 "Устройство футбольного поля на стадионе "Спартак" с начальной (максимальной) ценой контракта - 11 500 000,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 29.07.2016 19:53; Дата и время окончания подачи заявок - 15.08.2016 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.08.2016г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 19.08.2016г. 09:00; Размер обеспечения заявок - 230 000,00; Размер обеспечения исполнения контракта - 3 450 000,00; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - 31.12.2016.
Согласно ст.6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В ведомости товаров (материалов) (прикреплен в ЕИС в виде отдельного документа в формате "PDF" на 15л.) по позициям "Щебень из природного камня для строительных работ", "Песок природный для строительных растворов" и "Раствор готовый отделочный тяжелый цементный 1:3" установлено требование указать полный остаток на ситах, а также по позиции "Раствор готовый отделочный тяжелый: цементный 1:3" описывается химические свойства товара, в частности:
-"Раствор готовый отделочный тяжелый: цементный 1:3_.. Содержание ангидрида серной кислоты SO3 в цементе должно быть не менее 1,5 и не более 3,5 % массы цемента. Содержание в цементе щелочных оксидов не должно быть более 2 % массы цементе. Заполнитель природный песок, песок из отсевов дробления. Песок средний, мелкий. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более 2,5. Полный остаток песка на сите N 063 не превышает 45 % по массе";
-"Песок природный для строительных растворов_.. Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, % по массе св.10 до 30___";
-"Щебень из природного камня для строительных работ. Щебень фракции св. 40 до 70 мм. Зерновой состав щебня при рассеве (значения диаметров отверстий контрольных сит, мм и полные остатки на контрольных ситах, % по массе) должны соответствовать d - от 90 до 100; D - до 10; 0,5(d + D) - от 30 до 60; 1,25D - до 0,5__".
Остаток на сите является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава и является нормативным требование к производителю товара.
По многим позициям ведомости товаров (материалов) описывается химический состав товара, компоненты товара и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, к примеру:
-"Бетон тяжелый, класс: В15 (М200)__ По химическим показателям цемент должен иметь следующие характеристики: потеря массы при прокаливании, не более 5,0% от массы цемента, нерастворимый остаток не более 5,0 % от массы цемента, содержание оксида серы (VI) не более 4,0 % от массы цемента; содержание хлорид-иона не более 0,10 % от массы цемента__ Суммарное содержание трехкальциевого и двухкальциевого силикатов в клинкере должно быть не менее 67% от массы клинкера, а массовое отношение оксида кальция к оксиду кремния не менее 2,0 %. Содержание портландцементного клинкера должно составлять 80-100% от массы цемента, доменного или электротермофосфорного гранулированного шлака 6-20 % от массы цемента, вспомогательных компонентов 0-5 % от массы цемента. Содержание оксида магния в клинкере не должно быть более 5,0% от массы клинкера";
-"Пропан-бутан, смесь техническая __.. Массовая доля сернистых соединений и серы 0,01%, включая сероводород 0,003%. __.";
-"Бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В3,5 (М50). __.. По химическим показателям цемент должен иметь следующие характеристики: потеря массы при прокаливании, не более 5,0% от массы цемента, нерастворимый остаток не более 5,0 % от массы цемента, содержание оксида серы (VI) не более 4,0 % от массы цемента; содержание хлорид-иона не более 0,10 % от массы цемента. Прочность на сжатие цемента в возрасте 2 суток должна быть не менее 10 МПа. Прочность на сжатие цемента в возрасте 7 суток не менее 16 МПа. Суммарное содержание трехкальциевого и двухкальциевого силикатов в клинкере должно быть не менее 67% от массы клинкера, а массовое отношение оксида кальция к оксиду кремния не менее 2,0 %. Содержание портландцементного клинкера должно составлять 80-100% от массы цемента, доменного или электротермофосфорного гранулированного шлака 6-20 % от массы цемента, вспомогательных компонентов 0-5 % от массы цемента. Содержание оксида магния в клинкере не должно быть более 5,0% от массы клинкера._..";
-"Кварцевый песок/ ГМ-1 фракции более 0,315 и менее 0,63 мм. Окись кремния 97 - 98 % Окись железа 0,12 - 0,21 % Окись алюминия 0,21 - 0,29 % Окись кальция 0,07 - 0,1 % Окись магния 0,1 - 0,15 % Прочие примеси 0,2 - 0,5 % Содержание влаги 0,1 %. Содержание глины 0,4 % Растворимость в кислоте, массовая доля, % не более 2,0. Соответствие ТУ 5717-006-00136722-2010".
Таким образом, проведенные испытания и расчет полных остатков на ситах, а также химический состав товара, компоненты товара и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ, они лишь используются для определения данных характеристик.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам установленные в документации об аукционе предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Позиции "Швеллеры" (стр.3), а также "Пемза" (стр.13) ведомости товаров (материалов) не позволяют осуществлять поиск и копирование, и данные позиции вставлены в виде рисунка.
В соответствии с письмом от 30.06.2014г. Федеральной антимонопольной службы информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме). Если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.50, ч.2 ст.65, ч.2 ст.74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Файлы, размещаемые в ЕИС должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается в ЕИС в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме).
Информация, на основании которой участники закупки должны составить свои предложения по товарам, представлена в виде ведомости товаров (материалов), позиции "Швеллеры" и "Пемза" не позволяет поиск и копирования фрагментов текста. Размещение на сайте документа в одном формате, который необходимо перевести в другой формат документа для поиска и копирования фрагментов текста, вводит участников закупки в заблуждения и является нарушением законодательства о контрактной системе.
Таким образом, доводы, указанные в жалобе заявителя обоснованны, действия заказчика и уполномоченного органа нарушают законодательства о контрактной системе и содержат признаки нарушения ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Тетра" обоснованной.
2. Признать в действиях Государственного казенного учреждения КБР "Управление капитального строительства" и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР нарушение ч.4 ст.4, п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Государственному казенному учреждению КБР "Управление капитального строительства", Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ООО "РТС-Тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18 августа 2016 г. N 05-146/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2016