Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку гемцитабина (извещение N 0369100004716000324) (далее - Аукцион) в присутствии:
- представителя ФГБУЗ ЦМСЧ N71 ФМБА России (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 28.06.2016 N б/н;
в отсутствие:
представителей ООО "ФК САТИКОМ" (далее - Заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 06.06.2016 поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона.
Согласно представленным документам Заказчиком 26.05.2016 объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 184 760 рублей 80 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 09.06.2016 в 17:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Как следует из содержания жалобы, заявитель сомневается относительно обоснованного применения аукционной комиссией Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 и, соответственно, отклонения заявки ООО "ФК САТИКОМ".
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.
На участие в закупке поступило семь заявок. Участниками с порядковыми номерами 4, 5 к поставке предложены товары различных российских производителей и представлены сертификаты о происхождении товара. Участник с порядковым номером заявки 3, 7 не принимали участия в настоящем электронном аукционе. В заявках с порядковыми номерами 1, 2, 6 указана информация о товаре иностранного происхождения. В связи с чем, в целях соблюдения ограничения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, а также пунктом 31 Информационной карты документации об электронном аукционе, аукционной комиссией принято решение об отклонении заявок с порядковыми номерами 1, 2, 6.
Заслушав пояснения представителя Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Гемцитабин".
До 01.03.2016 года информация об указанном препарате содержалась в утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год. С 01.03.2016 года применяется утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанные перечни.
В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, содержится в пункте 13 Информационной карты документации об электронном аукционе.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано семь заявок.
Участниками с порядковыми номерами 1, 2, 6, к поставке предложены лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Гемцитабин" производства компании "Ви-Эм-Джи Фармасьютикалз Пвт." (Индия), "Гемзар" (США), "Онгецин" производства компании "НоваЛек Фармасьютикал Пвт. Лтд." (Индия). Участниками с порядковыми номерами заявок 3, 4, 5, 7 к поставке предложены лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Гемцитар" (Россия) и "Гемцитовер" (Россия).
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 10.06.2016 все заявки допущены к участию в электронном аукционе.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение об отклонении заявок ЗАО "Фармгид", ООО "ФК САТИКОМ", ООО "Альбатрос". Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявки участников не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, а также требованиям, установленным документацией об аукционе.
В жалобе Заявитель выражает сомнения относительно обоснованного применения аукционной комиссией Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Рассмотрев представленные сторонами документы, сведения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрировано восемнадцать торговых наименований лекарственного препарата с МНН "Гемцитабин".
В заявке с порядковым номером 6 ООО "ФК САТИКОМ" указано следующее наименование страны происхождения предлагаемого к поставке товара: Индия. В составе второй части заявки Обществом на предлагаемый препарат "Онгецин" представлено регистрационное удостоверение N ЛСР-005294/10 от 08.06.2010. Согласно указанному регистрационному удостоверению препарат "Онгецин" производится компанией Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд., Индия. При этом все стадии производства осуществляются в компании Новалек Фармасьютикал Пвт. Лтд., Индия. Указанный факт также подтверждается сведениями с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru.
Заявки с порядковыми номерами 4, 5, поданные ООО "САВ-Фарм", ООО Торговый дом Радуга, содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения. В составе вторых частей заявок участниками ООО "САВ-Фарм", ООО Торговый дом Радуга на лекарственные препараты "Гемцитар" и "Гемцитовер" представлены регистрационные удостоверения N ЛСР-000299/10 от 25.01.2010, N ЛСР-010506/08 от 24.12.2008. Согласно регистрационному удостоверению N ЛСР-000299/10 от 25.01.2010 препарат "Гемцитар" производится компанией ЗАО "Биокад" (Россия). Исходя из содержания информации, содержащейся в Государственном реестре лекарственных средств, все стадии производства данного препарата осуществляются в компании ЗАО "Биокад" (Россия). В соответствии с регистрационным удостоверением ЛСР-010506/08 от 24.12.2008 препарат "Гемцитовер" производится ООО "ЛЭНС-Фарм" (Россия). Согласно информации с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru все стадии производства лекарственного препарата осуществляются в компании ООО "ЛЭНС-Фарм" (Россия).
Кроме того, в целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров ООО "САВ-Фарм", ООО Торговый дом Радуга в составе заявок представлены предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 сертификаты о происхождении товара.
Таким образом, на участие в определении поставщика подано две заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов двух различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. В данном случае, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подлежит применению. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии в части отклонения заявки ООО "ФК САТИКОМ", содержащей предложение о поставке препарата иностранного происхождения.
Довод заявителя о том, что заявка соответствует требованиям аукционной документации и в связи с этим не подлежит отклонению, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 является подзаконным нормативным правовым актом, специальной нормой в рамках национального режима, предусмотренного статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно совместной позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России, выраженной в письме N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016 при осуществлении закупок лекарственных препаратов способом электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Кроме того, как следует из пояснений представителя Заказчика, у Заказчика отсутствует техническая возможность указания иного основания отклонения заявки на участие в аукционе, чем это предусмотрено положениями статьи 69 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика и Аукционной комиссии в рассматриваемом случае соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующее:
1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 36 Заказчиком предусмотрены даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Однако, исходя из информации, содержащейся в указанном пункте, не представляется возможным определить конкретную дату начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, Заказчиком в аукционной документации не предусмотрено указанное условие, что, в свою очередь, не позволит применить положения части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ФК САТИКОМ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку гемцитабина (извещение N 0369100004716000324) необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 4, 6.1. статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.С. Урванцева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2016 г. N 479-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2016