Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июня 2016 г. N 484
Администрация Сосновского муниципального района
456510, Челябинская область,
Сосновский район,
с. Долгодеревенское,
ул. 50 лет ВЛКСМ, 21
ООО "Стройиндустрия"
г. Москва,
переулок Митинский 3-й,
дом 3, этаж 1, ком. 119
ООО "Стройинвест"
450010, г. Уфа,
ул. Летчиков, дом 6, офис 14,15
ООО "Ореон"
454106, г. Челябинск,
ул. Северо-Крымская, 68-188
ООО "РТС-тендер"
127006, г. Москва,
ул. Долгоруковская, 38, корп. 1
Р Е Ш Е Н И Е
по делу N 484, 486-ж, 129-ВП/2016
30 июня 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "Стройиндустрия", ООО "Стройинвест", обращение ООО "Ореон" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Средняя школа на 500 мест с комплексом канализационных сетей и сооружений в п.Есаульский Сосновского района Челябинской области" (извещение N 0169300005016000128) в присутствии:
- представителей Администрации Сосновского муниципального района, действующих на основании доверенностей б/н от 30.06.2016, от 28.06.2016,
- представителей Общества с ограниченной ответственностью "Ореон", действующих на основании доверенностей N1, 2 от 30.06.2016,
в отсутствие представителей ООО "Стройиндустрия", ООО "Стройинвест", надлежащим образом уведомлены о времени и месте заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.06.2016 поступили жалобы ООО "Стройиндустрия", ООО "Стройинвест", 29.06.2016 жалоба "Ореон" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Средняя школа на 500 мест с комплексом канализационных сетей и сооружений в п.Есаульский Сосновского района Челябинской области" (извещение N 0169300005016000128) (далее - аукцион, закупка). Поскольку жалоба ООО "Ореон" подана по истечении срока, установленного для обжалования действий заказчика, Комиссией Челябинского УФАС России принято решение о возврате жалобы и проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Администрацией Сосновского муниципального района на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.05.2016 в 17:41. Изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы 08.06.2016 в 10:04.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Средняя школа на 500 мест с комплексом канализационных сетей и сооружений в п. Есаульский Сосновского района Челябинской области" - 224 788 137,00 рублей.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0169300005016000128 от 28.06.2016.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Доводы жалобы ООО "Стройиндустрия" заключаются в следующем.
Заказчиком в один лот объекта закупки объединены строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом. Так, размещенная на официальном сайте в составе документации об аукционе Локальная смета 1-24/1 Технологическое оборудование, содержит требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе принтеру, столу, стульям и др.
Представители заказчика с доводами жалобы ООО "Стройиндустрия" не согласились и пояснили, что из расчета обоснования начальной (максимальной) цены контракта исключена стоимость холодильного оборудования, стоимость технологического оборудования. Так как локально-сметный расчет размещен одним файлом в формате pdf и у заказчика отсутствовала возможность отдельно разместить требуемые сметы, потенциальным участникам, по мнению заказчика, необходимо было руководствоваться Приложением N 2 к документации об аукционе.
Доводы жалобы ООО "Стройинвест" заключаются в следующем.
1. Заказчиком в документации об аукционе предусмотрены монтажные работы по установке пожарной сигнализации, вместе с тем, в извещении и документации отсутствуют требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
2. Проект контракта не содержит условие отсрочки уплаты неустоек, предусмотренное частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.
4. Проект контракта не содержит условие об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, предусмотренное частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы ООО "Стройинвест" не согласились и пояснили следующее.
1. Пункт 4.1.18 проекта контракта предусматривает обязанность подрядчика обеспечить наличие лицензии у лица, ведущего на объекте деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
2. Поскольку окончание выполнения работ по контракту установлено в контракте не позднее 31.10.2017, заказчик не предусмотрел в проекте контракта условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
3. В пункте 12.1 части II информационной карты установлено требование к участникам аукциона наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624.
4. По мнению заказчика, поскольку в пункте 4.1.19 проекта контракта содержится обязанность подрядчика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, требования законодательства о контрактной системе выполнены.
Согласно доводам ООО "Ореон", заказчиком неправомерно установлены требования к указанию участниками закупки в составе заявки сведений о характеристиках сырья, из которого состоит товар, используемый при выполнении работ.
Представители заказчика с доводами обращения ООО "Ореон" не согласились и пояснили, что требования установлены в соответствии с ГОСТ, поэтому считают обращение необоснованным.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок установлен в части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1.1. Объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта "Средняя школа на 500 мест с комплексом канализационных сетей и сооружений в п. Есаульский Сосновского района Челябинской области".
Пунктами 3.2, 3.3 части 2 информационной карты Аукциона определено, что описание объекта закупки, объем выполняемых работ указаны в Приложении N 1 к документации об Аукционе.
Приложение N 1 к документации об аукционе содержит Техническое задание на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Средняя школа на 500 мест с комплексом канализационных сетей и сооружений в п. Есаульский Сосновского района Челябинской области", к котором указано, что необходимо выполнить все работы по строительству, используя собственные материально-технические ресурсы, с надлежащим качеством в соответствии с условиями муниципального контракта согласно проектной документации, имеющей положительное заключение ОГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" от 05.05.2010 N 74-1-4-0336-10 и согласно сметной документации, имеющей положительное заключение ОГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" от 05.05.2010 N74-1-3-0337-10.
В состав проектной документации, размещенной на официальном сайте, входит несколько локальных ресурсных сметных расчетов, в числе которых имеется Локальная смета 1-24/1 Технологическое оборудование, содержащая требования к поставке и монтажу оборудования.
Вместе с тем, как пояснили представители заказчика, поскольку в расчете и обосновании начальной (максимальной) цены муниципального контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Средняя школа на 500 мест с комплексом канализационных сетей и сооружений в п. Есаульский Сосновского района Челябинской области" (Приложение N 2 к документации об аукционе) из сметной стоимости расчета НМЦК исключена стоимость холодильного оборудования, стоимость технологического оборудования, заказчику при осуществлении данной закупки не требуется поставка и монтаж оборудования.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, описание объекта закупки, требования заказчика определены с нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку проект контракта, техническое задание документации об аукционе не позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости в выполнении работ.
1.2. Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию установлены требования к кирпичу керамическому одинарному. Так, средняя плотность (кг/м3) должна быть свыше 0,46; коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии (ВТ/(м 0С)- не менее 1410 не более 2400. Вместе с тем, согласно требованиям ГОСТ 530-2012, средняя плотность, кг/м3 - 1410, коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии, ВТ/(м 0С) - свыше 0,46.
Таким образом, заказчиком допущена ошибка при составлении технического задания (перепутаны значения требуемых указания показателей), что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и нарушении части пункта 1 части 1, частей 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам согласно пункту 12.1 части 2 информационной карты аукциона. Так, пунктом 12.1 установлено требование наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624. Документами, предоставляемыми во второй части заявки, выступают копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 по видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Также пунктом 4.1.18 проекта контракта заказчиком предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить наличие лицензии у лица, ведущего на объекте деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225, утвердившим "Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 N 190 установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Так, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 N 190 определено установить, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Согласно пункту 2.1 проекта контракта настоящий контракт считается заключенным и вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2017 года.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлен размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которой в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта - 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 224 788 137,00 (двести двадцать четыре миллиона семьсот восемьдесят восемь тысяч сто тридцать семь) рублей 00 копеек.
Пунктом 4.1.19 проекта контракта закреплена обязанность подрядчика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта. Информация предоставляется Муниципальному заказчику подрядчиком, в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.
Таким образом, в нарушение части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта заказчиком не предусмотрена ответственность за непредоставление подрядчиком информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из содержания подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что в первой части заявки должны содержаться конкретные показатели используемого при выполнении работ товара.
Однако, согласно инструкции по заполнению заявки, первая часть заявки участника должна содержать информацию (в объеме не менее того количества показателей, которое указано в Требованиях к товару, используемому при выполнении работ (приложение N 5 к Техническому заданию) позволяющих сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого к использованию при выполнении работ товара и его соответствии требованиям заказчика.
Так, в соответствии с приложением N 5 к Техническому заданию, участники закупки должны указать не только сведения о характеристиках блоков бетонных стен подвалов сплошных (товар), но и о характеристиках материала, используемого для приготовления бетонного блока (сырье товара), в том числе в отношении марки стали монтажной петли, воды для бетонов и др.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе в части необходимости предоставления сведений о конкретных значениях характеристик воды, стали монтажной петли, используемых для изготовления блоков бетонных стен подвалов сплошных.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Стройиндустрия" на действия Заказчика обоснованными в части нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать доводы жалобы ООО "Стройинвест" обоснованными в части нарушения части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать доводы обращения ООО "Ореон" обоснованными.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, частей 2, 3 статьи 33, части 24 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июня 2016 г. N 484
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016