Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Юридическое агентство "Глобал" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 29 благоустроенных квартир (в том числе: 21 - однокомнатной, 7 - двухкомнатных, 1 - трехкомнатной) общей площадью не менее 1064,16 кв. метров путем участия Кыштымского городского округа в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в городе Кыштыме в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного фонда в городах и районах Челябинской области" (изв. N 0369300177316000008) в присутствии:
представителей Муниципального учреждения "Отдел капитального строительства Кыштымского городского округа" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей N 3-юр от 18.05.2016, N 4-юр от 22.08.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 17.08.2016 поступила жалоба ООО "Юридическое агентство "Глобал" на положения документации об электронном аукционе на приобретение в муниципальную собственность 29 благоустроенных квартир (в том числе: 21 - однокомнатной, 7 - двухкомнатных, 1 - трехкомнатной) общей площадью не менее 1064,16 кв. метров путем участия Кыштымского городского округа в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в городе Кыштыме в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного фонда в городах и районах Челябинской области" (изв. N 0369300177316000008) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 02.08.2016 объявил о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 31 099 011 рублей 84 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 18.08.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в аукционной документации предусмотрено требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- копия разрешения на строительство;
- копия документов, подтверждающих права застройщика на земельный участок (право собственности на земельный участок или договор аренды, или договор субаренды);
- копия проектной декларации, соответствующей требованиям статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве).
По мнению заявителя, перечень документов, указанный заказчиком в документации о закупке, не предусмотрен Законом о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Предметом настоящей закупки является приобретение в муниципальную собственность 29 благоустроенных квартир (в том числе: 21 - однокомнатной, 7 - двухкомнатных, 1 - трехкомнатной) общей площадью не менее 1064,16 кв. метров путем участия Кыштымского городского округа в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в городе Кыштыме в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного фонда в городах и районах Челябинской области".
В пункте 13 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно подпункту 4 пункта 13 Информационной карты аукциона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- копия разрешения на строительство;
- копия документов, подтверждающих права застройщика на земельный участок (право собственности на земельный участок или договор аренды, или договор субаренды);
- копию проектной декларации, соответствующей требованиям ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ.
Как считает заявитель, указанный перечень документов не предусмотрен пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из содержания части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, наличие указанного перечня документов является законным основанием для осуществления застройщиком деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости. В связи с этим, документы, обозначенные в подпункте 4 пункта 13 Информационной карты аукциона, следует рассматривать как документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. В данном случае, требование о предоставлении участником в составе второй части заявки данного перечня документов должно устанавливаться в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. ООО "Юридическое агентство "Глобал" 19.08.2016 в антимонопольный орган посредством электронной почты направлены дополнения к жалобе, в которых Общество ссылается на общедоступный характер информации о застройщиках, а также совершение заказчиком, в связи с этим, действий, ограничивающих конкуренцию.
Вместе с тем, антимонопольный орган считает необходимым отметить, что Законом о контрактной системе не предусматривается подача дополнений к жалобе.
Более того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. Однако заявителем не представлены документы, свидетельствующие о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
С учетом изложенного, довод ООО "Юридическое агентство "Глобал" о совершении заказчиком действий, ограничивающих конкуренцию, является необоснованным, в связи с недоказанностью.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
В пунктах 10, 13 Информационной карты документации об аукционе в требованиях к участнику по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и в требованиях к составу второй части заявки указано на обязательное предоставление участником закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства или о допуске на отдельные виды работ по Перечню.
Исходя из содержания части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ выдача саморегулируемой организацией данного свидетельства осуществляется при выполнении индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно материалам дела, объектом закупки является приобретение в муниципальную собственность 29 благоустроенных квартир (в том числе: 21 - однокомнатной, 7 - двухкомнатных, 1 - трехкомнатной) общей площадью не менее 1064,16 кв. метров путем участия Кыштымского городского округа в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в городе Кыштыме в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного фонда в городах и районах Челябинской области". В данном случае, объект закупки не предусматривает наличия у участников закупки указанного документа. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о неправомерности установленного заказчиком в пунктах 10, 13 Информационной карты требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ПП РФ N 1221) вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
На основании пункта 2 ПП РФ N 1221 требования энергетической эффективности установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229
"О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" (далее - Приказ МЭР РФ N 229).
Согласно пунктам 2,4 Приказа МЭР РФ N 229 устанавливаются следующие требования энергетической эффективности:
1) в отношении водоразборных смесителей и кранов для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении, - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны;
2) средства измерений, используемые для учета электрической энергии (мощности), должны иметь класс точности 0,5 и выше и обладать функцией учета электрической энергии, потребленной в различные установленные периоды времени внутри суток.
В силу пункту 7 ПП РФ N 1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в спецификации (приложение 2 к информационной карте части 2 аукциона в электронной форме) не установлены требования энергетической эффективности, предусмотренные пунктами 2, 4 Приказа МЭР РФ N 229, пунктом 7 ПП РФ N 1221.
3. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены единые требования к участникам закупки.
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 12 Информационной карты аукциона предусмотрено требование об указании участником закупки в составе первой части заявки наименования производителя товара.
5. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в приложении N 1 к информационной карте части 2 открытого аукциона в электронной форме предусмотрена обязанность участника закупки декларировать отсутствие информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
6. В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Информационной карты аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки декларации о соответствии, в том числе требованию об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем, указанное требование не относится к объекту закупки (приобретение в муниципальную собственность 29 благоустроенных квартир).
Таким образом, указав ненадлежащую информацию в отношении требований к содержанию и составу заявки, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. В нарушение части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлены антидемпинговые меры.
8. В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 9.7 проекта контракта указано на обязательное предоставление застройщиком участнику долевого строительства обеспечения исполнения контракта, уменьшенного на размер выполненных обязательств по контракту. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 8 части 1 статьи 64, части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
9. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 12.5 проекта контракта неотъемлемой частью контракта является приложение 1 (поэтажные планы).
Вместе с тем, в указанном приложении отсутствуют сведения о поэтажных планах.
Также приложением N 4 к контракту предусмотрен график производства работ по объекту.
Однако, исходя из содержания данного приложения, не представляется возможным установить, кем будет предоставляться график, а также порядок и сроки его предоставления застройщику. Указанные обстоятельства могут привести к невозможности надлежащего исполнения контракта и, как следствие, нарушению прав и законных интересов сторон контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Юридическое агентство "Глобал" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 29 благоустроенных квартир (в том числе: 21 - однокомнатной, 7 - двухкомнатных, 1 - трехкомнатной) общей площадью не менее 1064,16 кв. метров путем участия Кыштымского городского округа в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в городе Кыштыме в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного фонда в городах и районах Челябинской области" (изв. N 0369300177316000008) обоснованными в части неправомерного установления заказчиком в аукционной документации требований о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 37, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 8 части 1, части 3 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3, пунктов 2, 3 части 5 статьи 66, части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 августа 2016 г. N 622-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2016