Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председатель Комиссии Тюменского УФАС России, руководитель Тюменского УФАС России <_>,
члены Комиссии Тюменского УФАС России:
заместитель начальника отдела <_>,
специалист-эксперт <_>,
с участием представителей сторон:
от заявителя: ООО "Стройиндустрия" (далее также - заявитель, участник закупки) - не явился, о рассмотрении жалобы, о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы извещены надлежащим образом;
от заказчика: Администрация Заводоуковского городского округа (далее также - заказчик) - Пронечкин Е.Ю., по доверенности от 30.08.2016 N 478 (личность установлена) и Гётте Л.Н. по доверенности от 04.08.2016 N425(личность установлена);
от уполномоченного органа: Комитета по экономике, прогнозированию и развитию потребительского рынка администрации Заводоуковского городского округа (далее также - уполномоченный орган) - не явился, о рассмотрении жалобы, о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика: Администрация Заводоуковского городского округа, уполномоченного органа: Комитета по экономике, прогнозированию и развитию потребительского рынка администрации Заводоуковского городского округа при проведении электронного аукциона на право заключения контракта "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе" (реестровый номер закупки 0167300030616000037),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 25.08.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа, заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, издан приказ от 26.08.2016 г. N 330 о проведении внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300030616000037).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика, уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе:
1. Информационной картой аукционной документации установлен перечень копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст.31 закона N44-ФЗ, а именно: "Устанавливается (Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с приложением N 1 к документации о проведении электронного аукциона и требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"). Копии документов прилагаются в полном объеме, включая приложения. В соответствии с приложением N 1 к документации об аукционе.
Перечень видов работ, которые требуют получения свидетельства о допуске:
3. Земляные работы |
|
3.1. Механизированная разработка грунта* |
|
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками* | |
9. Работы по устройству каменных конструкций |
|
9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой* |
|
10. Монтаж металлических конструкций |
|
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений | |
14. Фасадные работы |
|
14.1. Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями* 15-1-1:10, 15- 1-31:41 НА | |
16. Устройство наружных сетей водопровода |
|
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных |
|
17. Устройство наружных сетей канализации |
|
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных |
|
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения |
|
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения |
|
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов |
|
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог |
|
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами |
|
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог |
|
Заказчиком в документации об Аукционе установлено наличие у участника допуск СРО к конкретным видам работ вместо СРО на генподряд.
2. Заказчик в приложении N 3 в составе документации приводит описание объекта закупки с признаками нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе по следующим пунктам:
1) В пункте 1, заказчик устанавливает значение для возможного определения аналога материала. В обосновании аналога по конкретному материалу заказчик не указывает, положения статьи 33 44-ФЗ не предоставляют право заказчику при описании объекта закупки применять значение для материалов в виде аналога.
2) В пунктах 10, 20, 21, 25, 43, 45, 46 заказчик рассматривает применение аналога материалам. Положения статьи 33 44-ФЗ не предоставляют право заказчику при описании объекта закупки применять значение для материалов в виде аналога.
3) Пункт 9. Заказчик установил требование к конкретной торговой марке производителя герметика. Данное требование заказчика является не правомерным на основании части 6 статьи 33 44-ФЗ, так как на основании пункта 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ заказчик обязан установить эквивалент товару.
4) Пункт 84: Панель кровельная ПМСМ 120 мм х 1000 1954-55. Заказчик для определения размера не устанавливает единицу его измерения для цифрового значения- 1000.
5) Пункт 85. Заказчик предусматривает эквивалент товара, однако по каким признакам и техническим характеристикам определить эквивалент товару не указано.
6) Пункт 89. Заказчик предусматривает эквивалент товару - KотёлRiello RTQ 235. По каким техническим характеристикам определить эквивалент товару не указано.
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99. Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Как следует из пояснений заказчика представленных в материалы дела, а также озвученных его представителем в заседании Комиссии, документация об электронном аукционе не содержит нарушений требований законодательства о контрактной системе, доводы изложенные в жалобе заявителя являются несостоятельными.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона, начальная (максимальная) цена контракта.
В п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Так п. 3 указанной статьи документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Из материалов дела усматривается, что Комитет по экономике, прогнозированию и развитию потребительского рынка администрации Заводоуковского городского округа выступил организатором проведения электронного аукциона на право заключения контракта "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N0167300030616000037).
1. Как было указано выше, заявитель считает, что заказчик нарушил требования ст. 31 Закона о контрактной системе, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Разделом 8.1 документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе: "Устанавливается (Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с приложением N 1 к документации о проведении электронного аукциона и требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").
Согласно Приложению N 1 к описанию объекта закупки документации аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе перечень видов работ, которые требуют получения свидетельства о допуске выглядит следующим образом:
3. Земляные работы |
|
3.1. Механизированная разработка грунта* |
|
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками* | |
9. Работы по устройству каменных конструкций |
|
9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой* |
|
10. Монтаж металлических конструкций |
|
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений | |
14. Фасадные работы |
|
14.1. Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями* 15-1-1:10, 15- 1-31:41 НА | |
16. Устройство наружных сетей водопровода |
|
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных |
|
17. Устройство наружных сетей канализации |
|
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных |
|
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения |
|
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения |
|
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов |
|
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог |
|
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами |
|
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог |
|
На основании Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" при выполнении проектирования и изыскательских работ требуется наличие СРО на следующие виды работ согласно: части I виды работ по инженерным изысканиям, части II "Виды работ по подготовке проектной документации" и части III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
В соответствии с ч. 1 ст. 49. Гражданского кодекс Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч. 1 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Соответственно, составляя аукционную документацию заказчик обязан указать требование лицензии, свидетельства СРО в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о Контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о непрвомерности требования у участника допусков к определенным видам работ вместо требования СРО на генподряд, считает обоснованным, поскольку согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указанное требование должно быть в аукционной документации.
Таким образом, в вышеуказанных действиях заказчика присутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы, поскольку влекут за собой ограничение количества участников аукциона.
Таким образом, рассмотрев доводы жалобы на документацию Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок установила нарушения ст. 31 и ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Как было указано выше, заявитель считает, что заказчик в Приложении N 3 нарушил требования статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно в части описания объекта закупки, в этой связи Комиссией установлено:
1) Приложение N 3 к документации о проведении электронного аукциона, на которое ссылается заявитель в жалобе - это Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе. (Не описание объекта закупки, как указано в жалобе). Соответственно в Приложении N 3 нет пунктов 1, 9, 10, 20, 21, 25, 43, 45, 46,84,85,89.
2) Вместе с тем, как было установлено Комиссией, в документации электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе с реестровым номером закупки 0167300030616000037 нет упоминания о материалах, которые приведены в жалобе. Заказчик также в письменной (письмо N 166 от 30.08.2016 г.) и устной форме указал на несоответствие материалов упомянутых в жалобе с материалами, которые заказчик будет использовать согласно аукционной документации
На основании изложенного Комиссия считает, довод заявителя о том, что в Приложении N 3 аукционной документации заказчика условие предусмотренное статьей 33 Закона о Контрактной системе нарушено не нашел своего подтверждения и является несостоятельным.
3. Как было указано выше, заявитель считает, что заказчиком в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99. Комиссией, в ходе проведенной внеплановой проверки выявлено, что заказчиком указан другой ОКПД в соответствии с законодательством: 42.11.10.120 - Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги. Вместе с тем документации о проведении электронного аукциона в разделе 8 установлен весь перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 ""Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"
Комиссией, в ходе проведенной внеплановой проверки выявлено, что заказчиком установлены избыточные требования в Характеристике товара (материала), используемого при выполнении работ. Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания товара, не являющегося объектом закупки по сути приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии и эффективного освоения бюджетных средств.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в технической части аукционной документации (Приложение N1 в характеристике товара (материала), используемого при выполнении работ) установлены требования к товарам, характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Так например: Эмульсия битумно-дорожная для обработки оснований или нижних слоёв покрытий
Минимальные и (или) максимальные показатели:
Содержание вяжущего с эмульгатором не менее 60%
Смесь асфальтобетонная мелкозернистая тип Б марка II
Минимальные и (или) максимальные показатели:
Наибольший размер минеральных зерен не более20 мм
Предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, МПа не более 12
Предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, МПа не менее 2,2
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, МПа не менее 1
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 43
Растяжимость, см, не менее:
при 25 °С 65
при 0 °С 4.0
Песок:
Минимальные и (или) максимальные показатели:
Должен представлять собой неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм.
Песок должен быть I или II класса.
Содержание зерен крупностью св. 10 мм должно быть не более 0,5 % по массе.
Содержание зерен крупностью св. 5 мм должно быть не более 10 % по массе.
Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм должно быть не более 20 % по массе.
Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более пяти процентов по массе.
Содержание глины в комках должно быть не более 0,5 % по массе.
Щебень из природного камня фр.10-20мм для устройства оснований и покрытий
Минимальные и (или) максимальные показатели:
Марка щебня не менее 1200.
Щебень должен быть 1 или 2 группы.
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в процентах по массе должно быть не более 25 %.
Потеря массы при испытании щебня на сжатие в цилиндре должна быть: в сухом состоянии не более 13%, в насыщенном водой состоянии не более 13%. Содержание зерен слабых пород должно быть не более 10% от массы.
Содержание глины в комках должно быть не более 0,5 процентов от массы.
Бетон тяжелый, класс В15 (М200)
Минимальные и (или) максимальные показатели:
Крупность заполнителя не должна быть более 40 мм
Класс применяемого песка I; II
Содержание пылевидных и глинистых частиц в песке природном не более 2% по массе
Содержание глины в комках не более 0,5% по массе
Марка применяемого щебня не ниже 800
Щебень из изверженных; осадочных пород
Щебень должна быть с маркой истираемости И-I; И-II
Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе не должно превышать 3% по массе щебня.
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы не должно превышать 35% по массе
Морозостойкость должна быть не менее F150
Водоотделение не более 0,8%
Раствороотделение не более 4%
Продолжительность перемешивания в гравитационных смесителях, с, не менее 60 в смесителе с загрузкой до 750 л
Осадка конуса не более 20 см
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси и поставщиков смеси, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет). Вместе с тем, на вопрос о том, как з будет проверяться и приниматься столь детализированные материалы заказчик ответить не смог.
Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки товара используемого при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-механических свойств указанного товара.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформирована заказчиком в нарушение пункта части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, с учетом выявленных нарушений Комиссия решила выдать предписание об устранении нарушений, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на положения документации о закупке на право заключения контракта "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе" и действия Администрация Заводоуковского городского округа (реестровый номер закупкиN0167300030616000037), частично обоснованной.
2. Признать Администрацию Заводоуковского городского округа нарушившими ст.31, ст. 33, ст.63, ст.64, ст. 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в Заводоуковском городском округе". (реестровый номер закупки N0167300030616000037).
3. Выдать заказчику Администрации Заводоуковского городского округа обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию, отмены Протокола рассмотрения единственной заявки, продления сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. Оператору электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" (адрес в сети Интернет: www.roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания (реестровый номер закупки 0167300030616000037).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС
Члены Комиссии
Тюменского УФАС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 31 августа 2016 г. N 264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2016