изготовлено в полном объеме 29сентября2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N32 "Кэскил" с. Кылайы"(далее также - МБДОУ "Детский сад N32 "Кэскил" с. Кылайы", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органаАдминистрации муниципального района"Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия)(далее также - Администрация МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я), уполномоченный орган): представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя, а также письменные пояснения,
рассмотревжалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика МБДОУ "Детский сад N32 "Кэскил" с. Кылайы", уполномоченного органа Администрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на общестроительные работы, детский сад на 50 мест в с. КылайыУсть-Алданского улуса РС (Я) (извещение N 0116300008416000080),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
19сентября2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Стройинвест" на действия заказчика МБДОУ "Детский сад N32 "Кэскил" с. Кылайы", уполномоченного органа Администрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на общестроительные работы, детский сад на 50 мест в с. КылайыУсть-Алданского улуса РС (Я) (извещение N 0116300008416000080).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 26сентября2016 года в 14 часов 30 минут.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы:
1.Учитывая, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 20.09.2016 года, в аукционной документации неправомерно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений - 22.09.2016 года.
2. В аукционной документации неправомерно установленотребование о наличии у участника закупки допуска свидетельства саморегулируемой организации на генподряд одновременно с допусками свидетельства саморегулируемой организации на определенные виды работ.
Из письменных пояснений Администрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я) следует, что уполномоченный орган согласен с жалобой.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
24августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещены извещение N 0116300008416000080о проведении электронного аукциона на общестроительные работы, детский сад на 50 мест в с. КылайыУсть-Алданского улуса РС (Я), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила7 448 400,58руб.
21сентября 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300008416000080-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило 6 заявок с порядковыми номерами2, 3, 8, 9 11, 12. Участникам с порядковыми номерами заявок 2, 3, 8, 9, 12 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
26сентября состоялась процедура рассмотрения заявки единственного участника закупки, о чем составлен протокол N 0116300008416000080-2.
Согласно указанному протоколу заявка единственного участника закупки с порядковым номером 11 признана соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест"обоснованнойна основании следующего.
1.Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пункту 24 Информационной карты аукционной документации срок окончания подачи заявок - 20.09.2016 года.
Между тем, пунктом 24 Информационной карты аукционной документацииустановлена датаокончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации- 22.09.2016 года, что противоречит требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части неправомернойдаты окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации признан обоснованным.
2.Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Материалами дела установлено, что в пункте 38 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО на следующие виды работ:
-6.2 Арматурные работы;
-12.8 Антисептирование деревянных конструкций;
-33.3 жилищно-гражданское строительство.
Следовательно, участник закупки должен обладать свидетельством саморегулируемой организации в качестве генерального подрядчика, а также по определенным видам работ.
Между тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Между тем, в пункте 2.2.2 проекта контракта установлено, что подрядчик не вправе передавать свои права и обязанности по контракту третьим лицам.
Следовательно, проектом контракта не предусмотрена возможность привлечения подрядчиком субподрядных организаций (третьих лиц) для исполнения контрактных обязательств.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление заказчиком/уполномоченным органом в п. 38 Информационной карты аукционной документации требования к участникам закупки о наличии у них одновременно свидетельства о допуске к определенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организации, а также в качестве генерального подрядчиканарушает положения ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части того, что в аукционной документации неправомерно установленотребование о наличии у участника закупки допуска свидетельства саморегулируемой организации на генподряд одновременно с допусками свидетельства саморегулируемой организации на определенные виды работпризнан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика МБДОУ "Детский сад N32 "Кэскил" с. Кылайы", уполномоченного органа Администрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на общестроительные работы, детский сад на 50 мест в с. КылайыУсть-Алданского улуса РС (Я) (извещение N 0116300008416000080) обоснованной.
2. Признать заказчика МБДОУ "Детский сад N32 "Кэскил" с. Кылайы", уполномоченный орган Администрацию МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я)нарушившимич. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 4 ст. 65Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МБДОУ "Детский сад N32 "Кэскил" с. Кылайы", уполномоченному органуАдминистрации МР "Усть-Алданский улус (район)" РС(Я)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 сентября 2016 г. N 06-820/16Т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2016