Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 6 октября 2016 г. N К-29/05
Резолютивная часть решения объявлена "06" октября 2016 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "07" октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>,
- <_>,
|
|
- <_>
|
- <_>, |
при участии от Заказчикая: начальник Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области <_>(копия удостоверения Ф2 N1833 от 27.07.2016), <_>(копия доверенности от 06.10.2016),
в отсутствии представителей Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "РегионСтройПроект" (заявлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия от 05.10.2016 вход. N 02/5-1302),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РегионСтройПроект" от 29.09.2016 исх. N 783 и дополнение к жалобе от 05.10.2016 N 794 на действия Единой комиссии государственного заказчика - Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области (679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Советская, д. 111) при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения открытого конкурса, объектом которого является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района ЕАО" (извещение от 21.07.2016 N 0178200000516000004), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью и дополнение к жалобе "РегионСтройПроект" (далее - ООО "РегионСтройПроект", Заявитель) на действия Единой комиссии государственного заказчика - Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области (далее - Заказчик, Управление) при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения открытого конкурса, объектом которого является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района ЕАО" (извещение от 21.07.2016 N 0178200000516000004).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе Заявителя указано следующее.
1. Ознакомившись с конкурсной документацией закупки ООО "РегионСтройПроект" обнаружил несоответствие требованиям законодательства о закупках.
Так в соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 7 и 8 ст. 34 Закона о контрактной системе определены виды ответственности поставщика за просрочку, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком, обязательств, предусмотренных контрактом, как пеня и штраф.
Между тем, в п. 9.5 проекта контракта Заказчиком установлено дополнительное условие о возмещение поставщиком убытков в случае если Заказчик понес убытки вследствие ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему контракту. В п. 9.6 проекта контракта Заказчиком указано, что уплата неустойки и возмещение убытков, связанных с ненадлежащим исполнением Сторонами своих обязательств по настоящему контракту, не освобождают нарушившую условия контракта Сторону от исполнения взятых на себя обязательств.
По мнению ООО "РегионСтройПроект", данные условия об ответственности участника закупки не предусмотрены нормами ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Ранее участником закупки подавалась жалоба на действия комиссии заказчика по рассмотрению заявок на участие в указанном конкурсе. Жалоба была признанной частично обоснованной, также по результатам внеплановой проверки заказчик признан нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с решением Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Между тем Заказчиком помимо устранений законодательства внесены изменения в положения конкурсной документации в частности в р. 19 конкурсной карты требования к форме, содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, а именно "Документы, подтверждающие качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки "качество работ"", ранее в данном разделе были установлены требования о предоставлении "Документы, подтверждающие квалификацию участника (отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе)".
Требования к форме и описанию вновь установленных требований установлены Частью VII. Критерии и порядок оценки заявок участников закупки.
Заявитель считает, что несмотря на отсутствие нарушений в критериях оценки заявок Заказчиком внесены изменения в состав документации.
Заявителем представлено дополнение к жалобе от 05.10.2016 вход. N 02/5-1301, в котором указано следующее.
ООО "РегионСтройПроект" считает необходимым к ранее поданной жалобе дополнить следующее:
1. 30.09.2016 г. состоялось вскрытие конвертов с заявками участников.
03.10.2016 г. Заказчиком опубликован протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Согласно п. 10 протокола до окончания срока подачи заявок была подана только одна заявка.
Заявитель считает, что данное утверждение не соответствует действительности, поскольку ранее ООО "РегионСтройПроект" подавал заявку на участие в конкурсе, до внесения изменений в конкурсную документацию ее не отзывал и не вносил в нее изменений.
Заявитель утверждает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Заказчика размещать в ЕИС информацию о поступлении, отзыве и внесении изменений в заявки на участие в конкурсе, ООО "РегионСтройПроект" просит Комиссию УФАС изучить конкурсную документацию, и журнал регистрации заявок, с целью понять каким образом подана заявка на участие в конкурсе и не подано ли <_>две заявки на участие в конкурсе. Поскольку ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).
1. Разделом 13 Конкурсной документации "Обязательные требования к участникам закупки" установлено требование о предоставлении копий документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. А именно документации (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, с учетом требований части 1.1. ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ):
- п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Между тем, данное требование о наличии свидетельства СРО исключительно о наличие права на выполнение работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) ограничивает количество участников конкурса.
Перечень работ, который необходимо выполнить может выполнить и участник в качестве Подрядчика собственными силами, который имеет допуск СРО в соответствии с Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Заявитель считает, что требование о наличии у участника СРО только на генподряд по п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) ограничивает права тех, у кого имеются свидетельство о допуске к отдельным видам работ.
В адрес Еврейского УФАС России поступили письменные возражения Заказчика от 04.10.2016 вход. N 01-5/1696, в которых изложено следующее.
С доводами изложенными в жалобе ООО "РегионСтройПроект" Заказчик не согласен по следующим основаниям.
1. Довод ООО "РегионСтройПроект" о том, что Заказчиком установлено дополнительное условие в проекте государственного контракта о возмещении поставщиком убытков, в случае если Заказчик понес убытки вследствие ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по контракту, Заказчик считает несостоятельным:
В соответствии со ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из настоящего Закона о контрактной системе и других федеральных законов.
Согласно ст. 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с ч. 2 ст. 761 ГК РФ к ответственности подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ относится - при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки,если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.
2. Довод ООО "РегионСтройПроект" о том, что Заказчиком незаконно внесены изменения в положения конкурсной документации, а именно в р. 19 конкурсной карты требования к форме, содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, изменены критерии и порядок оценки заявок на участие, Заказчик считает несостоятельным по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Заказчик считает, что внесение дополнительных изменений в конкурсную документацию, не указанных в предписании исх. N 5-1736 от 05.09.2016 Еврейского УФАС России по делу N К - 21/05 об устранении нарушений законодательства о закупках, является правом Заказчика.
Изменение в конкурсную документацию внесены 14.09.2016 "Изменением извещения о проведении открытого конкурса для закупки N 0178200000516000004", размещены заказчиком на официальном сайте в единой информационной системе в этот же день. Дата окончания срока подачи заявок на участие - 29.09.2016. Тем самым, с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, срок составил одиннадцать рабочих дней. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не проводилось.
Заказчик утверждает, что участник закупки ООО "РегионСтройПроект" уведомлен 14.09.2016 о внесении изменений в конкурсную документацию, направлены письма на адрес электронной почты e-mail: info@proektl4.ruи заказным письмом с уведомлением от 14.09.2016 N 01-26/2166.
Таким образом, Заказчик считает им правомерно внесены изменения в документацию об открытом конкурсе, при этом нарушение норм Федерального законодательства о контрактной системы допущено не было и просит признать жалобу участника закупки ООО "РегионСтройПроект" на действия комиссии по осуществлению закупок необоснованной.
В заседании Комиссии представители Заказчика доводы, изложенные в возражениях на жалобу Заявителя от 04.10.2016 вход. N 01/5-1696 поддержали в полном объеме, а так же пояснили, что ранее было вынесено решение Еврейского УФАС по делу К-21/05, в котором уже рассматривался довод заявителя изложенный в п. 2 дополнения к жалобе. Заказчик считает, что рассмотрение данного довода повторно нецелесообразно.
Представители Заказчика утверждают, что повторно заявка ООО "РегионСтройПроект" официально не поступала. По мнению представителей Заказчика, в связи с ранее вынесенным Еврейским УФАС предписанием по делу N К - 21/05 об устранении нарушений законодательства о закупках, Заказчиком после устранения всех недостатков документации и отмены протокола вскрытия конвертов с заявками от 12.08.2016 NПВК1 процедура подачи заявок была проведена заново. В связи с этим Заказчик считает, что ранее поданная ООО "РегионСтройПроект" заявка на участие в конкурсе не может быть рассмотрена.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Единая комиссия и государственный заказчик - Управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки обязаны соблюдать требования Закона о контрактной системе.
Частью 1 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
21 июля 2016 года на официальном сайте в единой информационной системе (далее - ЕИС) по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком размещены извещениео проведении открытого конкурса N 0178200000516000004 и Конкурсная документация на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района ЕАО" (далее - Конкурсная документация), в которых указано следующее.
14 сентября 2016 года на официальном сайте в ЕИС по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком размещеныизменение извещения N0178200000516000004 и измененная Конкурсная документация.
Наименование объекта закупки: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района ЕАО".
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 738 589, 19 руб.
Преимущества: Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе).
Измененная конкурсная документация утверждена 14 сентября 2016 года начальником Управления <_>.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 7 ст. 34 предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Заказчиком п. 9.5. р. 9 проекта контракта установлено, что в случае если Заказчик понес убытки вследствие ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему контракту, Исполнитель обязан возместить такие убытки Заказчику независимо от уплаты неустойки.
В п. 9.6. р. 9 проекта контракта установлено, уплата неустойки и возмещение убытков, связанных с ненадлежащим исполнением Сторонами своих обязательств по настоящему контракту, не освобождают нарушившую условия контракта Сторону от исполнения взятых на себя обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации,ГК РФ, БК РФ и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Под контрактом в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Согласно положениям ст. 3 Закона о контрактной системе заключение контракта является завершающей стадией определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Контракт заключается в форме электронного документа по результатам электронного аукциона, а в письменной форме - по результатам остальных закупок.
Согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ государственный (муниципальный) контракт должен заключаться в простой письменной форме. С учетом положений ст. 432 ГК РФ контракт составляется в форме единого документа, подписанного сторонами.
Положения о том, что контракт должен содержать соглашение по всем существенным (обязательным) условиям может содержаться одновременно в нескольких нормах ГК РФ и Закона о контрактной системе, например:
- Согласно п. 1 ст. 432, ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе условие о предмете контракта (объект закупки).
- В соответствии с ч. 2 ст. 34, ст. 22 Закона о контрактной системе условие о твердой цене контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
- В соответствии с ч. ч. 4 - 9 ст. 34 Закона о контрактной системе условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При регламентации предмета контракта (объекта закупки) заказчик помимо положений ст. 34 и ст. 33 Закона о контрактной системе руководствуется также нормами ГК РФ. В частности, для контракта на поставку товара - ст. ст. 432, 454, 455, 465, 466, 506, 526 ГК РФ, контракта на выполнение подрядных работ - ст. ст. 702, 703, 726, 740 - 744,758, 763, 766 ГК РФ, для контракта на оказание услуг - ст. ст. 779, 783 ГК РФ.
В соответствии с положениями гл. 37 ГК РФ Генеральный подрядчик и Заказчик имеют взаимосвязанные и взаимозависимые обязанности и обязательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 761 ГК РФ к ответственности подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ относится - при обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки,если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.
Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Свобода договора, предусмотренная ст. 421 ГК РФ, позволяет сторонам заключать договора, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. К отношениям по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных в части, не урегулированной гражданским законодательством, на основании ст. 768 ГК РФ применяются специальные нормы, закрепленные Законом о контрактной системе. Контракт, заключаемый по результатам закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, должен соответствовать ст. 34 Закона о контрактной системе, которая предусматривает наличие в проекте контракта ряда обязательных условий. Соответственно включение в контракт иных условий определяется Заказчиком, который в соответствии с п. 1 ст. 528 ГК РФ самостоятельно разрабатывает проект контракта.
Таким образом доводы заявителя изложенные в п. 1 жалобы не обоснованы, так как перечень обязательных условий контракта не ограничивается только положениями ст. 34 Закона о контрактной системе, а могут быть установлены Заказчиком по его усмотрению, и, следовательно, Заказчиком при установлении требований в п. п. 9.5 - 9.6 о уплате неустойки и возмещении убытков в проекте контракта не нарушают требования законодательства.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 8. ст. 106 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных ч. 22 ст. 99 Закона контрактной системе.
Согласно п. п. 2 п. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
05 сентября 2016 года Еврейским УФАС вынесено предписание по делу N К - 21/05 об устранении нарушений законодательства о закупках, в котором указано следующее: "В срок до "20" сентября 2016 года внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса, подпункт 3.4.1.4 п. 3.4.1 р. 3.4 Конкурсной документации и п. 13 Информационной карты Конкурсной документации, в части требования наличия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией по пунктам 2, 4, 6, 6.5, 7 в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 статьи 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе".
Согласно информации взятой с официального сайта http://www.zakupki.gov.ru, Заказчиком 14.09.2016 в 19 часов 27 минут размещены изменения извещения N0178200000516000004 и документации к данной закупке.
Согласно изменению извещения N0178200000516000004, дата и время окончания подачи заявок - 29.09.2016 в 18:00.
Внесенные в конкурсную документацию Заказчиком изменения не связанны с объектом закупки либо увеличением размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Заказчик имеет право внести изменение в документацию при этом не нарушая нормы законодательства о контрактной системе. Кроме того, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика при внесении изменений в документацию размещать в ЕИС соответствующие изменения отдельным документом, довод Заявителя, изложенный в п. 2 жалобы не обоснован.
4.В соответствии с ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
31 августа 2016 года Еврейским УФАС была рассмотрев жалоба ООО "РегионСтройПроект" от 23.08.2016 исх. N 733 на действия Единой комиссии государственного Заказчика при осуществлении вышеуказанной закупки (извещение от 21.07.2016 N 0178200000516000004) по результатом которой 05.09.2016 года было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о закупках, в котором Заказчику предписано выполнить следующее:
- В срок до "15" сентября 2016 года отменитьпротокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 12.08.2016 NПВК1.
- В срок до "15" сентября 2016 года отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.08.2016 NПРО3.
- В срок до "20" сентября 2016 года внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса, подпункт 3.4.1.4 п. 3.4.1 р. 3.4 Конкурсной документации и п. 13 Информационной карты Конкурсной документации, в части требования наличия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией по пунктам 2, 4, 6, 6.5, 7 в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 статьи 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
- Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с частью 4 статьи 49, частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Данное предписание Заказчиком исполнено в полном объеме срок подачи заявок продлен в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Согласно изменению извещения N0178200000516000004, дата и время окончания подачи заявок - 29.09.2016 в 18:00.
12 сентября 2016 года Заказчиком на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru был размещен Извещение об отмене протоколов от 12.09.2016 NОЦП1.
Согласно выписки из журнала подачи заявок 29.09.2016 года подано две заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с ходатайством об отзыве заявки от 29.09.2016 вход. N 2288 заявка N 2 была отозвана заявителем.
03 октября 2016 года Заказчиком на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru был размещен протокол NПВК2 от 30.09.2016 согласно которому 29.09.2016 на участие в конкурсе подана одна заявка - Индивидуального предпринимателя Войцеховского Федора Владимировича.
Таким образом, довод заявителя изложенный в п.1 дополнении к жалобе не обоснован, в связи с тем что ООО "РегионСтройПроект" повторную заявку на участие в конкурсе не подавало.
5. 05 сентября 2016 года Еврейским УФАС вынесено решение по делу N К-21/05 о нарушении законодательства о закупках в котором указано следующее.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Объектом данного открытого аукциона, согласно извещению о проведении открытого конкурса, является: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района ЕАО".
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.01.2016 N 1430-АБ/08 указано следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень, Приказ). Данный Перечень содержит группу видов работ N 13 "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Таким образом, с учетом ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
В соответствии с ч. 5 ст. 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Из изложенного следует, что условие о наличии свидетельства на выполнение работ по организации подготовки проектной документации к виду работ группы N 13 в соответствии с Перечнем является обязательным для привлекаемых застройщиком по договору физических или юридических лиц в случаях, когда указанные лица привлекаются застройщиком для организации подготовки проектной документации.
В рамках реализации полномочий в соответствии с Законом о контрактной системе государственные и муниципальные заказчики, являющиеся застройщиками в соответствии с градостроительным законодательством и не осуществляющие подготовку проектной документации самостоятельно, привлекают на основании договора физических или юридических лиц для выполнения работ по подготовки проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, установление требования к участникам закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства о наличии у них свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации является обязательным.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 6 ст. 55.16 ГрК РФ.
Согласно приложению к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. N 356, устанавливающему форму свидетельства о допуске, в свидетельстве указывается предельная стоимость работ по подготовке проектной документации по одному договору, на осуществление организации которой член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.
Таким образом, при установлении единых требований к участникам закупки заказчику необходимо предусмотреть указание на возможность участника выполнить контракт с учетом соответствия максимальной планируемой стоимости подготовки проектной документации по одному договору, указанной в приложении к свидетельству о допуске саморегулируемой организации, начальной (максимальной) цене контракта.
Кроме этого, привлекаемые застройщиком по договору физические или юридические лица, осуществляющие подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при наличии у них соответствующего свидетельства о допуске саморегулируемой организации, либо привлечь для выполнения таких работ иных лиц, обладающих соответствующим свидетельством о допуске, в случаях, если договором между застройщиком и лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, не установлено требование выполнить предусмотренную в договоре работу лично в соответствии с ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, установление требований к участникам закупки работ по подготовке проектной документации о наличии у них свидетельства о допуске к иным работам в соответствии с Перечнем, помимо работ по организации подготовки проектной документации, возможно только в случаях, когда проектом государственного или муниципального контракта установлена обязанность подрядчика выполнить все работы или их определенную часть лично.
Заказчиком в п. п. 3.4.1.4 п. 3.4.1 р. 3.4 Конкурсной документации и п. 13 Информационной карты Конкурсной документации указано, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать действующее свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, с указанием следующего вида работ по подготовке проектной документации (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, с учетом требований части 1.1. ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ):
- п. 2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий;
- п. 4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий;
- п. 6. Работы по подготовке технологических решений;
- п. 6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов;
- п. 7 Работы по разработке специальных разделов проектной документации;
- п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Заказчиком в проекте государственного контракта не установлена обязанность подрядчика выполнить все работы или их определенную часть лично.
Таким образом, исходя из вышеизложенного Заказчиком в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе требований о наличии свидетельства СРО на конкретные виды работ (п. 2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий; п. 4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий; п. 6. Работы по подготовке технологических решений; п. 6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов; п. 7 Работы по разработке специальных разделов проектной документации), тогда как необходимо указать требование о наличии свидетельства СРО только по п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя изложенный в п. 2 дополнения к жалобе не обоснован, в связи с тем, что Еврейским УФАС ранее было вынесено решение по данному вопросу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РегионСтройПроект" на действия Единой комиссии государственного заказчика - Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки для государственных нужд путем проведения открытого конкурса, объектом которого является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство и реконструкция защитных гидротехнических сооружений с. Ленинское Ленинского района ЕАО" (извещение от 21.07.2016 N 0178200000516000004) признать необоснованной.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 6 октября 2016 г. N К-29/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2016