Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Гарант Продукт" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Управления закупками администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - Уполномоченное учреждение), Муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учрежденй (далее - Заказчики) при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка пищевых продуктов" (номер извещения 0148300021216000527, 0148300021216000530, 0148300021216000538, 0148300021216000539, 0148300021216000544, 0148300021216000545, 0148300021216000549, 0148300021216000568, 0148300021216000572, 0148300021216000526 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов.
По мнению Заявителя, Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводом жалобы Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) срок окончания подачи заявок на участие в конкурсах - 02.08.2016;
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе, не позволяющие определить победителя конкурса.
Комиссия установила, что Заказчик в Приложении N1 к информационной карте конкурса "Нестоимостные критерии оценки заявок: Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" по характеристике "Качество товара" устанавливает следующее: Качества товара оценивается по остаточному сроку реализации (годности) товара на момент поставки, исчисляя с даты (час, число) изготовления товара). Единица измерения - %.
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки"
Участником размещения заказа был подан запрос о разъяснении положений документации об Аукционе от 22.07.2016 NРД1.
Согласно которому, Заказчиком был дан следующий ответ: "В форме 1 "Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием на право заключения контракта" в разделе "Предложения об объекте закупки" в пункте 2.1.1 "Функциональные и потребительские свойства товара" участник закупки проставляет в процентах среднее значение (по всем товарам) остаточного срока реализации (годности) товара на момент поставки.
Например:
Хлеб- остаточный срок годности 90%
Сахар- остаточный срок годности 80%
Значит, среднее значение остаточного срока годности составляет 85%"
Исходя из разъяснения положения документации об Аукционе Комиссия приходит к выводу о том, что участнику закупки необходимо представить в заявке среднее значение остаточного срока реализации товара на момент поставки.
Данное требование является необоснованным, так как при приеме товара Заказчиком не представляется возможным определить остаточный срок годности товара по каждой позиции. Тем самым данное требование не позволяет выявить лучшее предложение от участников закупки.
Остаточный срок годности товаров, установленных в документации об Аукционе должен быть определен конкретным периодом в: месяцах, годах, днях, неделях. В течении, которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования товара по назначению.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлено ненадлежащее требование по наименованию товара "Яйца куриные пищевые".
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что по позиции N5 "яйца куриные пищевые" Заказчиком установлено следующее требование: "Яйца куриные пищевые единица измерения в кг".
Согласно пункту 4 "Качественные характеристики объекта закупки" , Заказчиком предусмотрена поставка яиц куриных пищевых по ГОСТ 31654-2012.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ 31654-2012 "Яйца принимают партиями. Партией считается любое количество яиц одного вида, категории и одной даты сортировки, упакованное в одну упаковочную единицу транспортной тары и оформленное одним документом о качестве и безопасности".
Таким образом, Заказчиком установлены ненадлежащие требования к товару.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в составе документации об Аукционе установлены ГОСТ утратившие силу.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что ГОСТ Р 53436-2009 "Консервы молочные. Молоко и сливки, сгущенные с сахаром. Технические условия" закончил свое действие 31.12.2015; ГОСТ Р 52093-2003 "Кефир. Технические условия" закончил свое действие 31.12.2015; ГОСТ Р 51331-99 "Продукты молочные. Йогурты. Общие технические условия" закончил свое действие 31.12.2015; ГОСТ Р 52094-2003 "Ряженка. Технические условия" закончил свое действие 31.12.2015.
Таким образом, Заказчик в составе документации об Аукционе установил требования в соответствии с нормативными документами, утратившими силу.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, утвердившего в Конкурсной документации необъективное описание объекта закупки и условий контракта, нарушают пункт 1, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарант Продукт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела от 01.08.2016 N 07-24-11468-11477/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 августа 2016 г. N 07-24-11468-11477/
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2016