Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Ибрагимова Джамала Сергеевича (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РСО - Алания" (далее - ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз"), при осуществлении закупки на противопаводковые мероприятия на магистральных каналах Моздокского филиала ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз" (электронный аукцион N0310100005816000013) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
23 июня 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителяна действиягосударственного заказчика - ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз"при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что:
1. Согласно п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Пунктом 30 раздела 3 "Информационной карты" установлено:Дата начала предоставления разъяснений положений документации: "06" июня 2016 года Дата окончания предоставления разъяснений положений документации: "20" июня 2016года.
Однако, в соответствии с п. 11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация помимо прочего должна содержать информацию о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации. То есть, в документации необходимо установить точную дату, когда Заказчик по запросу участника обязан предоставить разъяснения положений документации.
Так как согласно пункту 4 статьи 65 Закона о Контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 23.06.2016 г., то есть для участника закупки 19.06.2016 г. был последний день, когда он мог подать запрос о даче разъяснений положений документации, а 21.06.2016 г. - для Заказчика был последним днем, когда он должен был бы ответить на поступивший запрос
Таким образом, установленная Заказчиком дата окончания предоставления разъяснений положений документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системы.
2. В соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закутки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках. В плане графике Заказчика (N44201603101000058001) указано следующее:
- в графе "Срок размещения извещения (срок заключения контракта), столбец 11"- указано апрель 2016 г.,
- в графе "Срок исполнения контракта, столбец 12" указано - сентябрь 2016 г.
- в графе "Сроки исполнения отдельных этапов контракта, столбец 12" - указано апрель- сентябрь 2016 г.
- в графе "Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), столбец 12" - указано апрель-сентябрь 2016 года.
Однако, в нарушение ст. 21 закона о Контрактной системе Заказчиком в извещении и в п. 5 аукционной документации установлено: условия и сроки (периоды) выполнения работ: с даты заключения контракта до 31 декабря 2016 года. Контракт по данной закупке будет заключен не ранее второй половины июля 2016 года. Также в извещении и в документации о закупке отсутствует информация, об этапах контракта. Кроме того, исходя из сегодняшней даты,начать выполнять работы в апреле месяце уж никак не возможно. Таким образом, извещение и документация содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в плане-графике Заказчика.
3.В пункте 7 Приложения N 1 к Техническому заданию установлены технические характеристики масла моторного дизельного. Согласно ГОСТ 8581-78 настоящий стандарт распространяется на моторные масла для автотракторных дизелей. То есть, моторное масло будет необходимо для использования его в автотранспорте, с помощью которого будут выполняться работы, предусмотренные техническим заданием. Масло дизельное моторное не будет использоваться как товар (или материал), который необходим для выполнения работ. Заказчика не должен волновать тот факт, какое моторное масло мы будем заливать в нашу технику. Согласно ст. 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчикам требованиям. Именно закупаемым товарам (работам, услугам). Масло моторное Заказчик не закупает и его для выполнения работ как материал использовать не нужно. Масло моторное дизельное относится к: расходному материалу и не является предметом закупки. В данном случае имеет место быть нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что документация об электронном аукционе (извещение N 0310100005 816000013) подготовлена с грубейшими нарушениями и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель ФГБУ Управления "Севосетинмелиоводхоз"пояснил, что доводы Заявителя являются необоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению по нижеследующим основаниям:
По 1-му доводу:
1. Довод Заявителя о том, что установленная Заказчиком дата окончания предоставления разъяснений положений документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системезапрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 23 Письма Минэкономразвития от 30.09.2014 N Д28и-1889 установлен расчет срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе: "Длярасчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе". Таким образом, датой окончания предоставления разъяснений положений документации является 19.06.2016, день недели - воскресенье (выходной день). Более того, следует отметить, что Заявитель сам обозначает в тексте жалобы данную дату последним днем, когда участник закупки мог подать запрос.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичное мнение выражено в Письме Минэкономразвития России от 22.01.2016 N Д28и-88 по вопросу подачи запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе, если последний день срока подачи приходится на выходной день, и о размещении заказчиком разъяснений в единой информационной системе.
Аукционная документация, размещенная Заказчиком в единой информационной системе содержит в пункте 30 "Информационной карте" даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации: - "Любой участник электронного аукциона, полечивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее,чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата начала предоставления разъяснений положений документации:
"06" июня 2016 года
Дата окончания предоставления разъяснений положений документации:
"20" июня 2016 года
Таким образом, так как последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, Заказчик, руководствуясь правилом о том, что днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день, установил дату окончания предоставления разъяснений положений документации: "20" июня 2016 года.
Следовательно, данный довод Заявителя является несостоятельным, т.к. Заказчиком не нарушены нормы законодательства о контрактной системе.
2. Заявитель утверждает о том, что установленные срок исполнения контракта не соответствует части 11,12 статьи 21 Закона о контрактной системе.
Однако согласно части 3 статьи 114 Закона о контрактной системе часть 11 статьи 21 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Довод Заявителя о том, что в документации отсутствует информация об этапах исполнения контракта также не соответствует действительности. Приложением N 3 Проекта контракта установлен график выполнения работ, согласно которому производятся работы по контракту.
Кроме того, согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, срок выполнения работ с даты заключения контракта до 31 декабря 2016 года. Подрядчик имеет право на досрочное выполнение работ.
Таким образом, установленный в плане-графике срок исполнения контракта не противоречит установленному в документации.
Следует отметить, что Заявитель в жалобе не указывает, чем данное обстоятельство нарушило его права.
3. Согласно статье 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки Заказчик указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки(при необходимости). Следовательно, указанная правовая норма наделяет Заказчика правом самостоятельно выбирать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара (материала), через которые осуществляется описание объекта закупки, в том числе характеризующие качество товара.
Установленные Заказчиком в пункте Технического задания требования к такому товару, как масло дизельное моторное, обусловлено предусмотренными в представленных на официальном сайте государственных элементных сметных норм на строительные работы.
Так, технической частью документации (РАЗДЕЛ VII) предусмотрены следующие работы: "Устройство из монолитного бетона и железобетона: бычков, устоев щитовых и других стенок 19 027,40 = 92 684,94 - 101,5 х 725,69". Согласно ГЭСН 37-04-001-03 для выполнения указанных работ необходимо, в том числе масло дизельное моторное для определения прочности сцепления цемента с крупным и мелким заполнителем.
Таким образом, производство работ являющихся предметом закупки предполагает необходимость использования масла дизельное моторное.
Из вышеизложенного следует, что документация не содержит признаков нарушения действующего законодательства.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 23.06.2016 года в Единой информационной системе ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" разместило извещение N0310100005816000013 о проведении электронного аукционана противопаводковые мероприятия на магистральных каналах Моздокского филиала ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз", Моздокский район, Республика Северная Осетия-Алания"(далее - Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную06.06.2016года директором ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз" (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьпомимо прочего, информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системезапрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункта 19 Информационной карты Аукционной документации, заявки на участие в Аукционе подаются с 06 июня по 23 июня 2016 года.
То есть,датой окончания предоставления разъяснений положений документации является 19июня 2016 года, день недели - воскресенье (выходной день).
В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день- 20 июня 2016 года.
Так, в пункте 30 Информационной карты Аукционной документации установлен порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации о таком Аукционе,согласно которым:
-дата начала предоставления разъяснений положений документации-06 июня 2016 года;
- дата окончания предоставления разъяснений положений документации- 20 июня 2016 года.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 11 части1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В пункте 5 Информационной карты Аукционной документации в графе "Условия и сроки выполнения работ", указано, что срок выполнения работ -с даты заключения контракта до 31 декабря 2016 года. Подрядчик имеет право на досрочное выполнение работ.
Приложением N 3 к Проекту государственного контракта установлен график выполнения работ.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе, планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В силу пункта 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе, в план-график включается, помимо прочего, информация о начальной (максимальной) цене контракта, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.
Согласно Плану-графику закупок ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз"на 2016 год, который размещен в ЕИС, срок выполнения работ по противопаводковым мероприятиям на магистральных каналах Моздокского филиала ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз" - сентябрь 2016 года, а срок размещения извещения -апрель 2016 года.
Согласно ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе, заказчики размещают в единой информационной системе планы графики размещения заказов на 2014 - 2016 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Совместным приказом Минэкономразвития России N182 и Казначейства России N7н от 31.03.2015 установлены Особенности размещения в единой информационной системе планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы (далее - Особенности).
Согласно пункту 6 Особенностей, внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее, чем за десять дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, в пункте 5 Особенностей определено, что размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденный совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N761/20н. Перечень оснований для внесения изменений в планы-графики установлен п. 15 Примечаний к Приложению N2 Приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N761/20н.
- изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, срока исполнения контракта.
Извещение о проведении аукционаN0310100005816000013 размещено на сайте в апреле 2016 года,однако,06.06.2016 года в Аукционную документацию были внесены изменения, согласно которым срок выполнения работ продлен с сентября 2016 года по 31декабря 2016 года.
Однако, в нарушение ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе, пункта 6 Особенностей и пп.1 и 2 п. 15 Примечаний к Приложению N 2 совместного приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N761/20н,ФГБУ "Управление "Севосетинмелиоводхоз"не разместило изменения в План-график закупок на 2016 год по закупке на противопаводковые мероприятия на магистральных каналах Моздокского филиала ФГБУ "УправлениеСевосетинмелиоводхоз" касающиеся срока выполнения работ за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона.
Действия должностного лица ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз", выразившиеся в неразмещении в ЕИС информации об изменении условий осуществления закупки, размещение которых предусмотрено в соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе, пункта 6 Особенностей и пп.1 и 2 п. 15 Примечаний к Приложению N 2 совместного приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N761/20н, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, в Приложении N1 к Техническому заданию Аукционной документации, в пункте 7 указано, что в ходе выполнения работ нужно использовать масло дизельное моторноедля предусмотренных работ, таких, как : "Устройство из монолитного бетона и железобетона: бычков, устоев щитовых и других стенок 19 027,40 = 92 684,94 - 101,5 х 725,69". Согласно Государственным элементным сметным нормам на строительные работы (ГЭСН 37-04-001-03) для выполнения указанных работ необходимо, в том числе, маслодизельное моторное для определения прочности сцепления цемента с крупным и мелким заполнителем.
Анализ Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ИП Ибрагимова Д.С.на действия государственного заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РСО - Алания", при осуществлении закупки на противопаводковые мероприятия на магистральных каналах Моздокского филиала ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз" (электронный аукцион N0310100005816000013).
2. Признать в действиях ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз"при проведении электронного аукциона N0310100005816000013 нарушение части 3 статьи 68 Закона контрактной системе, ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе, пункта 6 Особенностей и пп.1 и 2 п. 15 Примечаний к Приложению N 2 совместного приказа Минэкономразвития России и Казначейства России от 27.12.2011 N761/20н.
3.В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела NА207-06/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ФГБУ "Управление Севосетинмелиоводхоз", виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 30 июня 2016 г. N А207-06-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2016