Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - главный специалист-эксперт Е.М. Хоменко, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "КИТОЙ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "КрасРемСтройСервис", ООО "Реставрация СТК", ООО "СтройКом", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика - МКУ "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: "МБУ "Спортивный комплекс "Кайеркан", Плавательный бассейн, г. Норильск, район Кайеркан, ул. Надеждинская, д. 16 А"" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки", извещение N 0319300026116000190, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "КИТОЙ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "КрасРемСтройСервис", ООО "Реставрация СТК", ООО "СтройКом", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: "МБУ "Спортивный комплекс "Кайеркан", Плавательный бассейн, г. Норильск, район Кайеркан, ул. Надеждинская, д. 16 А"" (далее - жалоба).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалоб.
Заказчику, подателям жалоб было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, ООО "КИТОЙ", ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "КрасРемСтройСервис", ООО "Реставрация СТК", ООО "СтройКом", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалоб, назначенных на 27 июня 2016 года в 10 часов 50 минут, своих представителей не направили.
ООО "Реставрация СТК", ООО "СтройКом" направили ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствии своих представителей.
Из содержания жалобы ООО "КИТОЙ" следует, в нарушение требований статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком опубликован ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации без указания предмета запроса.
Из содержания жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" следует, в что при формировании аукционной документации заказчиком было допущено следующее нарушение положений Закона о контрактной системе. Во-первых, в пунктах 6 и 36 локальной сметы "Общестрой" содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности. Во-вторых, заказчик в одностороннем порядке устанавливает распределение возможной экономии в свою пользу, нарушая, тем самым, право Подрядчика, установленное ст. 710 ГК РФ.
Из содержания жалоб ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "Реставрация СТК" следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Из содержания жалоб ООО "Реставрация СТК" и ООО "СтройКом" следует, что заказчиком не установлено требование о предоставлении участником закупки копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией.
ООО "Реставрация СТК" указывает, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Кроме того, из содержания жалобы ООО "Реставрация СТК" также следует, что требование, об использовании Ацетилена растворенный технический марки А, установленное Заказчиком, не имеет объективного характера, поскольку сумма объемных долей различных элементов одного вещества, выраженных в процентах, не может превышать 100%.
Из содержания жалобы ООО "СтройКом" следует, что пункт 312 приложения N2 к Техническому заданию "Ведомость материальных ресурсов" содержит требование к соответствию товара несуществующему ГОСТ 24404.
Из содержания жалобы ООО "КрасРемСтройСервис" следует, что аукционная документация содержит Приложение N 2 к техническому заданию, в котором указано, что все материалы должны соответствовать нормативной документации РФ, ГОСТам, без указания какому (каким) ГОСТам должен соответствовать какой материал.
От заказчика поступило ходатайство об объявлении перерыва.
На основании необходимости получения от заказчика письменных пояснений, проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 28.06.2016 до 17 часов 00 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
До окончания объявленного перерыва, в адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", из содержания которой следует, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель ООО "Реставрация СТК" Оникиенко Алена Сергеевна (доверенность N2015/12-133 от 07.12.2015)
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: "МБУ "Спортивный комплекс "Кайеркан", Плавательный бассейн, г. Норильск, район Кайеркан, ул. Надеждинская, д. 16 А"", извещение N0319300026116000190.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При анализе информации по закупке N0319300026116000190, размещенной в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что во вкладке "Разъяснения положений конкурсной документации" прикреплен файл "Ответ на запрос 88865 (АЭФ-СКПО-157-16).docx". В указанном файле имеется строка - "Тема разъяснения", в которой указано - "Сроки исполнения контракта". Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности при даче разъяснения дословно цитировать содержание запроса, у участников имеется возможность определить предмет запроса исходя из "Темы разъяснения" и содержания самого разъяснения. Таким образом, Комиссией Красноярского УФАС России приходит к выводу, что предмет запроса размещен заказчиком в ЕИС, данная информация доступна для обозрения, довод жалобы ООО "КИТОЙ" является необоснованным.
Доводы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" о том, что в пунктах 6 и 36 локальной сметы "Общестрой" содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности Комиссией Красноярского УФАС России признаются необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1.6. "Описание объекта закупки в соответствии с требованиями положений Федерального закона N 44-ФЗ" аукционной документации описание объекта закупки содержится в части II "Техническое задание" к настоящей документации об электронном аукционе.
Пункт 9.2.10 аукционной документации указывает на то, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов).
Ведомость материальных ресурсов находится в файле: наименование файла - "Ведомость материалов (прил. 2 к ТЗ)", тип файла "Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)" и содержит в себе перечень материалов, которые необходимо использовать с целью выполнения работ.
Все файлы, располагающиеся в папке под названием "Ч. 4 Обоснование НМЦ", в том числе и файл - "ПБ Кайеркан. Общестрой СМЕТА Microsoft Excel (.xlsx)" (содержит в себе Локальный сметный расчет, что прямо следует из заголовка данного файла и его содержания) являются обоснованием начальной максимальной цены контракта.
Таким образом, участник закупки должен представить показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и оговоренных в Приложении N 2 части II "Техническое задание" (ведомость материальных ресурсов), а не в соответствии с локальный сметным расчетом. Таким образом, довод ООО "СТРОЙИНВЕСТ" является необоснованным.
Доводы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" о том, что заказчик в одностороннем порядке устанавливает распределение возможной экономии в свою пользу, нарушая, тем самым, право Подрядчика, установленное ст. 710 ГК РФ Комиссией Красноярского УФАС России признаются необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2.5 проекта контракта заказчиком установлено, что в случае, если фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены контракта, работы оплачиваются подрядчику по фактическим затратам.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.
Пунктами 1 и 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривают возможность уменьшения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объёмов работ по соглашению сторон. Диспозитивность нормы пункта 2 статьи 710 Гражданского кодекса РФ позволяет сторонам контракта согласовать такой вариант распределения полученной экономии как уменьшение цены на всю величину экономии.
ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "Реставрация СТК" указывают, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При анализе аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в пункте 4.3. "Дополнительная информация" аукционной документации заказчиком указано, что "в соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 2 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ - в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 Федерального закона N44-ФЗ".
При этом в подпункте 4 "Антидемпинговые меры" пункта 11.2. "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" аукционной документации указано следующее:
"4.1. Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в аукционной документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
4.2. Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки".
На основании изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что пункт 4.3. "Дополнительная информация" аукционной документации противоречит требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе и вступает в противоречие с подпунктом 4 "Антидемпинговые меры" пункта 11.2. "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" аукционной документации. Таким образом, доводы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" и ООО "Реставрация СТК" признаются обоснованными.
Комиссия Красноярского УФАС России считает доводы ООО "Реставрация СТК" и ООО "СтройКом" о том, что заказчиком не установлено требование о предоставлении участником закупки копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Объектом закупки является выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: "МБУ "Спортивный комплекс "Талнах", Плавательный бассейн, г. Норильск, район Талнах, ул. Таймырская, д. 11". Согласно Техническому заданию аукционной документации настоящее техническое задание предусматривает выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ в рамках муниципальной программы, утвержденной Постановлением Администрации города Норильска от 07.12.2015 N 597. При этом техническим заданием предусмотрено выполнение мероприятий по капитальному ремонту только системы водоподготовки.
Поскольку объектом закупки не является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, Комиссия приходит к выводу о том, что наличие действующих свидетельств, выданных участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, предусмотренных Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624, участнику закупки не требуется. Как и не требуется представление указанных свидетельств в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Доводы ООО "Реставрация СТК" и ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики Комиссией, Красноярского УФАС России признаются обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 (далее - Перечень отдельных видов работ). В указанный Перечень отдельных видов работ включено строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (пункт 1 Перечня отдельных видов работ).
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе с учетом Перечня отдельных видов работ Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении и документации о проведении электронного аукциона заказчиком был установлен запрет на участие в электронном аукционе организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом, частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Комиссия отмечает, что ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, ни иной нормативно-правовой акт, образующий законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не поименовывают документ (документы), которые бы в составе заявки на участие в электронном аукционе являлись подтверждением соответствия участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги запретам, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В связи с этим Комиссией была принята во внимание следующая правовая позиция, изложенная в письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2016 NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики":
"Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении конкурса, запроса предложений, закрытого аукциона или направление оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется".
Комиссией было установлено, что в пункте 9.2.10 аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, либо ее копия (в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 8.1 настоящей документации).
На основании системного анализа норм Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2016 NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики", Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требования о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе в качестве документа, подтверждающего соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку указанная декларация не предусмотрена нормами законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в качестве документа, установленного пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
ООО "Реставрация СТК" указывает, что требование, об использовании Ацетилена растворенный технический марки А, установленное Заказчиком, не имеет объективного характера, поскольку сумма объемных долей различных элементов одного вещества, выраженных в процентах, не может превышать 100%.
При анализе аукционной документации, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в пункте 54 Ведомости материальных ресурсов указан "Ацетилен растворенный технический марки А" - Объемная доля ацетилена, %, 99.5. Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, 0.5. Объемная доля фосфористого водорода, %, 0.005. Объемная доля сероводорода, %, 0.002.
В соответствии с пунктом 1.1. ГОСТа 5457-75. "Межгосударственный стандарт. Ацетилен растворенный и газообразный технический. Технические условия" по физико-химическим показателям технический ацетилен должен соответствовать нормам, указанным в табл.1.
Наименование показателя |
Норма для ацетилена |
|||
|
растворенного |
газообразного ОКП 2411220800 |
||
|
марки А |
марки Б |
|
|
|
ОКП 2411220100 |
первого сорта ОКП 2411220230 |
второго сорта ОКП 2411220240 |
|
1. Объемная доля ацетилена, %, не менее |
99,5 |
99,1 |
98,8 |
98,5 |
2. Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, не более |
0,5 |
0,8 |
1,0 |
1,4 |
3. Объемная доля фосфористого водорода, %, не более |
0,005 |
0,02 |
0,05 |
0,08 |
4. Объемная доля сероводорода, %, не более |
0,002 |
0,005 |
0,05 |
0,05 |
5. Массовая концентрация водяных паров при температуре 20°С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт.ст.), г/м, не более |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
Не нормируется |
что соответствует температуре насыщения, °С, не выше |
Минус 26 |
Минус 24 |
Минус 22 |
|
В пункте 21 примечаний к Ведомости материальных ресурсов Приложения N 2 к Техническому заданию указано, что при составлении первой части заявки участники закупки должны принимать во внимание тот факт, что некоторые показатели могут быть взаимосвязаны исходя из их физического смысла. Предоставляемые сведения должны быть достоверны, непротиворечивы и соответствовать требованиям государственных стандартов.
Указанные в пункте 54 Ведомости материалов характеристики Ацетилена растворенного технического марки А соответствуют таблице 1 ГОСТ 5457-75. "Межгосударственный стандарт. Ацетилен растворенный и газообразный технический. Технические условия". Таким образом, довод ООО "Реставрация СТК" признается необоснованным.
ООО "СтройКом" указывает, что пункт 312 приложения N2 к Техническому заданию "Ведомость материальных ресурсов" содержит требование к соответствию товара несуществующему ГОСТ 24404.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с пунктом 1 данного Положения Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
В рамках отведённых полномочий Росстандарт осуществляет экспертизу проектов национальных стандартов, организует ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам, а также осуществляет регистрацию утвержденных сводов правил.
Согласно каталогу действующих национальных стандартов, приведённому на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://standard.gost.ru/ ГОСТ 24404-80 введен в действие с 30.06.1981 г. и на текущий момент является действующим.
ГОСТ 24404-80 "Изделия из древесины и древесных материалов. Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения" утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17 сентября 1980 г. N 146.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что в пункте 20 примечаний к Ведомости материальных ресурсов Приложения N 2 к Техническому заданию указано, что в случае, если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - при составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Таким образом, довод ООО "СтройКом" признается необоснованным.
Довод ООО "КрасРемСтройСервис" о том, что аукционная документация содержит Приложение N 2 к техническому заданию, в котором указано, что все материалы должны соответствовать нормативной документации РФ, ГОСТам, без указания какому (каким) ГОСТам должен соответствовать какой материал, Красноярского УФАС России признаются необоснованными ввиду следующего.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что пункт 21 примечаний к Ведомости материальных ресурсов Приложения N 2 к Техническому заданию указано, что при составлении первой части заявки участники закупки должны принимать во внимание тот факт, что некоторые показатели могут быть взаимосвязаны исходя из их физического смысла. Предоставляемые сведения должны быть достоверны, непротиворечивы и соответствовать требованиям государственных стандартов (в случае, если на конкретный вид продукции предусмотрен государственный стандарт). Все материалы должны соответствовать нормативной документации РФ, в том числе ГОСТ 5583, ГОСТ 5457, ГОСТ 12871, ГОСТ 6617, ГОСТ 4028, ГОСТ 4029, ГОСТ 10503, ГОСТ 21631, ГОСТ 21930, ГОСТ 25129, ГОСТ 5583, ГОСТ 5457, ГОСТ 9812, ГОСТ 6141, ГОСТ 6787, ГОСТ 30055, ГОСТ 32389, ГОСТ 10503, ГОСТ 19347, ГОСТ 8240, ГОСТ 6825, ГОСТ 434, ГОСТ 481, ГОСТ 5152, ГОСТ 24137, ГОСТ 12820, ГОСТ 7505, ГОСТ 51613, ГОСТ 10178, ГОСТ 11052, ГОСТ 32413, ГОСТ Р 54562, ГОСТ 16442, ГОСТ 50030.2, ГОСТ Р 50345, ГОСТ 5578, ГОСТ 23469, ГОСТ Р 51037, ГОСТ 17678, ГОСТ 17680, ГОСТ 839, ГОСТ 21873, ГОСТ 21235, ГОСТ Р 51613, ГОСТ 5631, ГОСТ 475, ГОСТ 30547, ГОСТ 9467, ГОСТ 13344, ГОСТ 26377, ГОСТ 8505, ГОСТ 24638, ГОСТ 52087, ГОСТ 7827, ГОСТ 8242, ГОСТ 125, ГОСТ 22689.2, ГОСТ 3282.
Комиссия отмечает, что пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе лишь по возможность предписывает заказчику использовать при составлении описания объекта закупки стандартные показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Закон о контрактной системе не устанавливает порядок (форму изложения), в соответствии с которым заказчику надлежит излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) в том случае, если заказчик использует при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Следовательно, заказчик при описании объекта закупки имеет возможность по своему усмотрению изложить требования о необходимости соответствия используемых материалов при выполнении работ, являющихся объектом закупки, требованиям поименованных им (заказчиком) государственных стандартов.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что рассмотренные выше действия заказчика, а также содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в данной части аукционная документация соответствует требованиями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО "Реставрация СТК" частично обоснованными.
3. Признать жалобы ООО "КИТОЙ", ООО "СтройКом", ООО "КрасРемСтройСервис" необоснованными.
4. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статьи 37, статьи 64, статьи 66 Закона о контрактной системе закупок.
5. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
6. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июня 2016 г. N 964
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016