Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителя от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В., от заказчика - Слесарева А.А., в отсутствии представителей от заявителей, уведомленных надлежащим образом, также в присутствии третьих лиц от ООО "Олимп 2008" Гуслякова И.В., от ООО "СахПромСервис" - Гусева Н.А., рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" и ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" утвержденной для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт фасада здания ГБУ Кировский детский дом - интернат для умственно - отсталых детей" (извещение N 0361200015016000710),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" и ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации утвержденной - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее также - Уполномоченное учреждение) для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт фасада здания ГБУ Кировский детский дом - интернат для умственно - отсталых детей" (извещение N 0361200015016000710) (далее - аукцион).
По мнению заявителей, Уполномоченным учреждением допущены нарушения, выразившиеся в утверждении аукционной документации, несоответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ 24.05.2016 опубликована аукционная документация утвержденная Уполномоченным учреждением. В последующем в извещение об аукционе, в том числе в аукционную документацию внесены изменения от 06.063.2016.
Заявитель ООО "Стройинвест" изложил в своей жалобе следующие доводы:
1) В проекте контракта аукционной документации не предусмотрены размеры и фиксированные суммы штрафных санкций в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закон о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Пункт 4 Правил предусматривает, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В свою очередь, пункт 5 Правил определяет, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В составе документации об электронном аукционе на право заключения контракта "Капитальный ремонт фасада здания - ГБУ Кировский детский дом - интернат для умственно- отсталых детей" содержится проект контракта, являющийся ее неотъемлемой частью в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона 44- ФЗ.
Пунктом 11.2.3 проекта контракта закреплено: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе взыскать с Заказчика неустойку (штраф) в виде фиксированной суммы, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.11.2013 N 1063 в размере ____ процентов от цены Контракта, что составляет _______________ рублей.
Пунктом 11.3.3 проекта контракта закреплено: За неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Заказчику неустойку (штраф) в виде фиксированной суммы, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.11.2013 N 1063, в размере _________ процентов от цены
Контракта, что составляет ____________________ рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 676, 048 руб. и входит в диапазон от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Указанные в проекте контракта размеры штрафов соответствуют размерам штрафов, установленных Правилами для данного диапазона.
Таким образом, в проекте контракта предусмотрены размеры и фиксированные суммы штрафных санкций в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил.
Довод жалобы признается необоснованным.
2). Заявитель жалобы считает, что установление в документации об аукционе требования к участникам закупки "обладание участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности _" нарушает требования Закона о контрактной системе и является избыточным требованием.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Из анализа вышеуказанной правовой нормы следует, что участник закупки обязан декларировать наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Предметом контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона N 0361200015016000710, является капитальный ремонт фасада здания - ГБУ Кировский детский дом - интернат для умственноотсталых детей в связи, с чем участник данного аукциона может не декларировать требование пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе во второй части заявки.
Кроме того, при формировании извещения на официальном сайте государственных закупок (www.zakupki.gov.ru) в части установления требований к участникам закупки исключить указанный пункт технически невозможно, так как единые требования к участникам закупки установлены на сайте государственных закупок во вкладке в разделе "требования к участникам", и его исключение из состава аукционной документации приведет к расхождению с информацией, отображенной е извещении об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного требования установленные пунктом п. 6 раздела 13 Информационной карты и в извещении о проведении электронного аукциона полностью соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
3). Документация об аукционе не содержит требование по предоставлению документов, подтверждающих соответствие участников закупки установленному требованию о запрете на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457)
Согласно совместному письму министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2016 NN 12589ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики" Заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения о ней устанавливают единое требование о том, что участником закупки не могут являться указанные организации и граждане. Это требование также может быть установлено на основании положения о запрете работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.
Представления участником закупки в составе заявки дополнительных документов, в том числе декларации, что он не входит в число указанных лиц, не требуется.
Пунктом 5 Постановления N 1457 предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком на основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
В соответствии с подпунктом "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 5 ст. 66, пунктом 2 ч. 4 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 88 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе, запросе предложений, закрытом аукционе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.
Заявитель ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" изложил в своей жалобе следующие доводы:
1. В своем первом доводе Заявитель считает, что заказчик нарушил п.1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе выразившееся в том, что Заказчик не определил в документации об аукционе свою потребность в результате работ в части устройства фасадной системы.
С данным доводом Уполномоченное учреждение, Заказчик не согласны так как каждый материал используемый для облицовки фасада содержит свою утвержденную изготовителем подсистему и альбом технических решений. Подсистема в свою очередь содержит систему крепежа фасадных панелей и рекомендуемый материал для каркаса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе "Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование".
Таким образом, если в документации будет указан вид фасадной системы, Уполномоченное учреждение нарушит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона и ограничит количество участников закупки.
Вместе с тем формирование закупочной документации осуществляется исключительно в зависимости от потребностей заказчика в получении тех или иных товаров, работ или услуг в необходимых последнему форме, способах, комплектации. При этом необоснованным ограничение количества участников закупки может быть признано лишь в случае установления заказчиком в документации таких требований, которые объективно лишают потенциальных участников возможности закупить и поставить требуемый товар. В то же самое время установление в документации технических и функциональных характеристик, которые могут соответствовать товару единственного производителя, невозможно признать необоснованным ограничением количества участников закупки при наличии у заказчика потребностей в его получении и при наличии у потенциальных участников закупки возможности получить и поставить требуемый товар.
Раздел 3 аукционной документации "Описание объекта закупки" содержит в полном объеме описание работ с приложением локально - сметного расчета и проекта капитального ремонта фасада здания, то есть документы содержащие всю необходимую информацию об объекте закупки, предусмотренную ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии и т.п. Таким образом, включение в описание объекта закупки планов и чертежей не является обязательным требованием.
2. При указанной проектной документации становиться невозможным осуществление контроля со стороны Заказчика за выполнением Подрядчиком работ.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию":
"Необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование".
В связи с тем, что электронный аукцион на "Выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Заказчика", а не капитальное строительство то пункты 23, 27(1) - 31, 38 и 42 Положения не является обязательными.
Кроме того в локальном сметном расчете прописан конкретная марка применяемого утеплителя при расчете стоимости затрат. С целью не допущения нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании указаны технические характеристики утеплителя с изменяемыми характеристиками но не ухудшающие общие технический характеристики.
Также фасадные панели имеют свою личную подсистему и альбом технических решений, исходя из этого Подрядчик руководствуясь ею и устанавливает крепления соответствующею техническому регламенту изготовителя, а также учитывает климатически - районные условия и сейсмические условия.
3. Заказчик не утвердил выбор типа Навесной Фасадной Системы и не утвердил проектную документацию ссылаясь при этом на Распоряжение Министерства строительства Сахалинской области от 18 января 2012 года N 3.
Заявитель не в полном объёме изучил проектную документацию и Распоряжение на которое сам и ссылается, а именно на листе N 9 Проекта сказано, что "1. Отделка фасадов здания принята в системе вентилируемых фасадов с применением - "металлический сайдинг" по вертикальной металлической обрешетке с креплением заклепками. 2. Утеплитель - минераловатные плиты на каменной основе".
Согласно раздела 13 положения утверждённого Распоряжением Министерства строительства Сахалинской области от 18 января 2012 года N 3 при проведении реконструкции или капитального ремонта объекта утверждение выбора типа НФС не предусмотрено.
Кроме того рассчитать объем работ, материалов и затрат находится возможным, так как все размеры стен, оконных рам, отступов и изгибов указаны в проектной документации. Данный факт подтверждается количеством поданных заявок. На участие в электронном аукционе подано 13 заявок.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, что в приведенном в аукционной документации техническом задании установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, что повлекло за собой нарушение принципов обеспечения конкуренции. Заявитель в своей жалобе лишь приводит рекомендации по разработке проектной документации.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "СТРОЙПРОГРЕСС" и ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации - ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" утвержденной для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт фасада здания ГБУ Кировский детский дом - интернат для умственно - отсталых детей" (извещение N 0361200015016000710) - необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А.Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 июня 2016 г. N 267/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2016