Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
|
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
|
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Смирнова Л.О. |
|
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Родиной С.Н.
- Цветнова А.Ю.
- Родькиной А.А.
- Прыткова С.О. |
представителя Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (доверенность б/н от 05.09.2016), представителя Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (доверенность б/н от 05.09.2016), представителя ПАО "МТС" (доверенность N 0216/15 от 12.10.2015), представителя ООО "МегаМакс" (доверенность N 714/2016/ММ/С от 01.02.2016), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МегаМакс" (далее также - ООО "МегаМакс", заявитель) на действия Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "МегаМакс" о нарушении Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет для нужд министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, номер извещения 0132200004416000022 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представитель ООО "МегаМакс" доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "МегаМакс" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 12.09.2016 в Единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-micex.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет для нужд министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, номер извещения 0132200004416000022 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является - АО "Электронная торговая система".
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 000,00 рублей.
2) Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 4.17 раздела II документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта" установлены требования к объекту закупки, например, "при необходимости, Исполнитель предоставляет Госзаказчику в пользование аппаратно-программные комплексы шифрования (оборудование, защитное программное обеспечение) по защите информации Госзаказчика от утечки информации по техническим каналам и угроз несанкционированного доступа к информации извне, сертифицированное ФСТЭК и ФСБ РФ, для формирования устойчивого доступа через установленный канал связи к ресурсам сети Интернет с совместно с эксплуатируемой Госзаказчиком корпоративной информационно - телекоммуникационной сетью органов исполнительной власти Нижегородской области".
Установление в документации требования о том, что исполнитель предоставляет Госзаказчику в пользование аппаратно-программные комплексы шифрования, не противоречит Законодательству о контрактной системе и не приводит к ограничению количества участников закупки, соответствует потребностям Заказчика. Доказательств обратного при рассмотрении жалобы не представлено.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ООО "МегаМакс".
3) Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона указываются требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В нарушение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона не содержит в полном объеме требований к участникам закупки.
4) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки помимо прочего должно содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а также информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки помимо прочего должна содержаться информация об ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Однако в нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в пункте 6 извещения об осуществлении закупки и в пункте 7 документации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе на выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом настоящей закупки, в отношении продуктов и услуг иностранных Интернет-компаний на основании решения Координационного Совета по защите информации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 28 мая 2015 года N А53-4256 и распоряжение Губернатора Нижегородской области от 29 апреля 2015 года N 741-р, тогда как названной нормой данный запрет устанавливается исключительно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к каковым указанные акты не относятся.
То есть, установив в извещении об осуществлении закупки и в документации об электронном аукционе рассматриваемые запреты, заказчик лишил названные компании возможности участвовать в данном аукционе, что указывает на ограничение количества участников закупки.
5) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
16.09.2016 оператору электронной площадки направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, который передан заказчику в установленные действующим законодательством сроки.
В соответствии с данным запросом необходимо предоставить пояснения к пункту 4.6 раздела II документации об электронном аукционе.
Однако Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, разместив в Единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе (19.09.2016), не указало предмет запроса. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушения части 2 статьи 8, части 5 статьи 63 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком - Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, в данном случае могут быть устранены только путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и в документацию об электронном аукционе.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (АО "Электронная торговая система").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "МегаМакс" о нарушении Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет для нужд министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, номер извещения 0132200004416000022, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения части 2 статьи 8, части 5 статьи 63 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки АО "Электронная торговая система" предписание об устранении нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 сентября 2016 г. N 1779
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2016