Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.09.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. -руководитель управления;
члены Комиссии:
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - специалист Iразряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 07.10.2015 года N ЮК-147;
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_", действующая на основании доверенности от 30.03.2016 г.,
в отсутствии надлежащим образом извещенного подателя жалобы -Общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее - ООО "Стройиндустрия");
рассмотрев жалобу (вх. N 3945 от 16.09.2016 года) ООО "Стройиндустрия" (125368, г. Москва, переулок Митинский 3-й, д. 3, этаж 1, ком. 119) и на положения документации электронного аукциона N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап) и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Стройиндустрия" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и уполномоченного органа:
- в документации аукциона в электронной форме не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерацииот 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услугк товарам, работам, услугам, которые по причине их технической сложности, инновационного высокотехнологичного и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить оказать только поставщик, (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее -Постановление Правительства N 99);
- в проекте контракта отсутствует условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Представительуполномоченного органа и государственного заказчикас доводами жалобы не согласилась и пояснили, чтов документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в связи с внесенными изменениями.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронном форме N0112200000816003867, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru02.09.2016 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап), начальная (максимальная) цена контракта 24 382 605,00 рублей.
Документация об электронном аукционе N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап)утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 02.09.2016 г. N 1349.
15.09.2016 г. в адрес государственного заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации электронного аукциона N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап).
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru16.09.2016 года размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап).
20.09.2016 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ruтакжеразмещены изменения извещения о проведении электронного аукциона и документацию электронного аукциона N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап).
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что государственным заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме N0112200000816003867 указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 41.20.20.180 "Работы общестроительные по возведению зданий образовательных и культурных учреждений", данный код включен в Раздел F"Сооружения и строительные работы" ,при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 24 382 605,00 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, согласно пункту 16 части 2 "Информационная карта" документации аукциона в электронной форме N0112200000816003867 установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренныеПостановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 г. N 99, в том числе указано примечание,согласно которому требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На основании вышеизложенного следует, что документация аукциона в электронной форме N0112200000816003867 содержит дополнительные требования к участникам закупки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 г. N 99.
Таким образом, довод подателя жалобы о не установлении в документации аукциона в электронной форме группы работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 является необоснованным.
2. В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Таким образом, Закон о контрактной системеобязываетзаказчика включить условие о поэтапной оплате в контракт на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России согласно проектугосударственного контракта, являющегося приложением к документациям аукциона в электронной форме N0112200000816003867в редакциях от02.09.2016 г., 16.09.2016 г. (недействующие редакции) государственным заказчиком не установлено условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Таким образом, довод подателя жалобы о не установлении вдокументациям аукциона в электронной форме N0112200000816003867 условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта является обоснованным.
Вместе с тем, как указано было выше, 20.09.2016 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона и документацию электронного аукциона N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап).
Согласно подпункту 5.3 пункта 5 проекта государственного контракта части V действующей редакции документации электронного аукциона N 0112200000816003867 установлено, что расчет с подрядчиком за выполненные работы осуществляется заказчиком после подписания сторонами актов выполненных работ в течение периодов, указанных в п. 1.7 контракта и приложения N 3 к контракту. Оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки, Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основаниичасти 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно описанию объекта закупки установленному в части 3аукционной документацииN 0112200000816003867 в редакциях от 02.09.2016 г., 16.09.2016 г. (недействующие редакции), в частности по позиции 44 установлены требования к горячекатаной арматурной стали гладкая: "_Содержание углерода не < 0,2 %, марганца не > 1,6 %, Кремния не > 0,9 %. Предельные отклонения содержания углерода должно быть менее 0,03%.".
Кроме того, в позиции 51 установлены требования к извести строительной негашеной комовой": "_Активные СаО + МgO, не менее: 70%, Активный МgOнеболее 40%, СО2 не более: 6%, Непогасившиеся зерна не более 10%. Доломитовая или кальциевая. Активные СаО не менее 10 %".
Таким образом, анализ аукционной документации вышеуказанных редакцийпозволяет сделать вывод, что описание материалов, используемых при выполнении работ содержат требований к химическому составу таких материалов. При этом, исходя из технических регламентов (стандартов) следует, что указанные требования (углерод, кремний, марганец и т.д.)применяются при изготовлении материала.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае установление соответствующих требований к указанным материалам затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели используемых при производстве работ товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии стали, извести, проведения соответствующих испытаний и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний и данных ее химического состава.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования аукционной документации предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, непредусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят (могут привести) к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлены требования к описанию участниками закупки химического состава материалов, используемых при изготовлении материалов, что носит не объективный характер.
Вместе с тем, как указано было выше, 20.09.2016 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона и документации электронного аукциона N 0112200000816003867 на строительство здания ГБНИОУ "Тувинский институт гуманитарных исследований" (3 этап).
В пунктах 44, 51 действующей редакции документацииэлектронного аукциона N 0112200000816003867 требования к химическому составу стали и извести уполномоченным органом исключены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 5 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в аукционной документации электронного аукциона N 0112200000816003867 условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего не объективный характер.
4. В связи с внесением изменений в аукционную документацию электронного аукциона N 0112200000816003867 предписание уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупокоб устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.В. Саин
С.С. Оюн
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 сентября 2016 г. N 05-05-06/226-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016