Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 ноября 2016 г. N 44-3956/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по информатизации и связи (далее - Заказчик):
ООО "Узел" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 24405/16 от 27.10.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение второй очереди работ по созданию государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Комплексная информационная система управления городским пассажирским и пригородным транспортом общего пользования" для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" в 2016-2017 году (извещение N 0172200006116000180) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.10.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200006116000180. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 102 366,50 рублей.
В жалобе ООО "Узел" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении требований к товарам таким образом, что они соответствуют исключительно продукции одного производителя;
- нарушении правил описания объекта закупки;
- установлении незаконных требований к участникам закупки, а также к субподрядчикам.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной, поскольку при рассмотрении жалоб на аналогичные документации в 2016 году Комиссией УФАС не были выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в обжалуемой Заявителем части.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон и представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Первым доводом жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком требований к товарам таким образом, что они соответствуют исключительно продукции одного производителя, а именно - ООО "Штрих М".
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание товаров, которые используются при выполнении работ, и требования к ним установлены Заказчиком в Приложении N 3.2 "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к необходимому товару.
Анализ первых частей заявок показал, что участниками закупки предложены к использованию товары "Программно-аппаратный комплекс бортового оборудования "RS Интеллектуальный транспорт" и "Программно-аппаратный комплекс бортового оборудования "Штрих-М: транспорт".
Учитывая вышеизложенное Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. В доводах жалобы Заявитель указывает на несоответствие состава оборудования, входящего в комплекс бортового оборудования, а именно элемента "технические средства контролера".
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода, а на момент заседания Комиссии УФАС основания полагать, что данный элемент не входит в комплекс бортового оборудования отсутствуют, в связи с чем данный довод жалобы также не находит своего подтверждения.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком незаконных требований к участникам закупки (и их субподрядчикам), а именно:
"Наличие у участника закупки действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ, предусмотренных подпунктами "д" (проектирование в защищенном исполнении средств и систем информатизации) и "е" (установка, монтаж средств защиты информации (технических средств защиты информации) пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Требование установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Наличие у участника закупки действующей лицензии ФСБ России на право осуществления деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, предусмотренных пунктами 2, 13 "Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств", являющегося приложением к Положению, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 6 ст. 31 Закона о контрактной системе запрещается заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности. Аукционная документация содержит условие, дающее право участнику аукциона привлечь соисполнителя услуг, который также должен иметь соответствующие лицензии. При этом привлечение к исполнению контракта субподрядчика не освобождает Заявителя от обязанности получения лицензии на тот вид деятельности, который является предметом закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы также не находят своего подтверждения.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Узел" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 ноября 2016 г. N 44-3956/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2016