Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 октября 2016 г. N 203/2016
Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
руководителя Инспекции:
<_>
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) провела внеплановую проверку соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок действий заказчика ГБУЗ ВО "Кольчугинская центральная районная больница" при осуществлении процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов (N закупки 0128200000116009054).
Основанием для проведения проверки послужило обращение ООО "Комбинат питания Судогодец" (далее - общество).
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком - ГБУЗ ВО "Кольчугинская центральная районная больница" принято решение о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов (N закупки 0128200000116009054), вследствие чего 05.09.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт) опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием.
Начальная (максимальная) цена контракта: 21 033 378,22 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 06.09.2016, 09:00.
Дата и время окончания подачи заявок: 27.09.2016, 10:00.
Из обращения следует, что заказчиком составлено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием с нарушениями законодательства о контрактной системе ввиду следующего.
1.Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика.
2.Заказчиком не указан в извещении, документации и проекте контракта источник финансирования.
3.Также заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование о наличии исполненных контрактов только в оказании услуг питания без учета контрактов на поставку продуктов.
4. Оценочный критерий "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, квалифицированными в области:- диетологии по лечебному питанию: наличие врача-диетолога. работающего более 1 года на предприятии участника закупки;- гигиены питания: наличие врача по гигиене питания, работающего более 1 года на предприятии участника закупки" не содержит функциональной значимости. Поскольку осуществление данными лицами своих обязанностей возможно только при наличии у организации лицензии на оказание доврачебной помощи по услуге "Диетология" данный критерий не соответствует предмету закупки. Также данный критерий противоречит условиям контракта, в соответствии с которыми контроль готовой продукции осуществляет дежурный врач, врач-диетолог или медицинская сестра диетическая из штата Заказчика.
5.Оценочный критерий "Наличие шеф-повара, наличие квалифицированных поваров (не ниже 4 разряда), квалифицированных в сфере оказания услуг по организации лечебного питания" некорректен, так как в общероссийском классификаторе профессий шеф-повар имеет еще одно название с аналогичными должностными обязанностями и одинаковой функциональной значимостью - заведующий производством. Также не приведены документы, на основании которых присваивается квалификация в сфере оказания услуг по организации лечебного питания. Также неправомерно установлено требование о наличии квалификации только в оказании услуг лечебного питания, без квалификации по организации общественного питания.
6.Оценочный критерий "Деловая репутация участника закупки. Наличие положительных отзывов по качеству и организации ежедневного лечебного питания от государственных медицинских организаций" необъективен, четко разграничивает лиц, оказывающих услуги по общественному питанию в иных учреждениях и лиц, оказывающих услугу по организации питания в ЛПУ, хотя установлено, что эти услуги равны.
7.Оценочный критерий "Наличие в собственности Исполнителя специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм" некорректен, поскольку услуга будет оказываться на территории заказчика и не предполагает доставку питания из иных мест. Также потребность заказчика может удовлетворить использований автомобиля, находящегося в аренде, доверительном управлении или лизинге. Также некорректно требование о перевозке лишь лечебного питания.
8.Оценочный критерий "Опыт работы во Владимирской области в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений" ограничивает конкуренцию, поскольку дает преимущество организациям уже работающим на территории области. Также требуется подтверждение опыта работы только в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений, без возможности подтверждения опыта работы в сфере организации общественного питания и в других учреждениях (казенные, автономные).
9.Заказчиком в приложении N5 к конкурсной документации при описании продуктов, применяемых для приготовления питания, использовались недействующие ГОСТы.
В силу изложенного, ООО "Комбинат питания Судогодец" просит провести проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик с доводами ООО "Комбинат питания Судогодец" не согласился в силу следующего.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Одним из таких случаев является оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей (Постановление правительства N 99 от 04.02.2015 года).
С учетом указанных норм заказчик считает, что при определении учреждением способа закупки были соблюдены все действующие нормы законодательства и определен способ закупки, который позволит предусмотреть все возможные требования для удовлетворения потребностей ГБУЗВО "Кольчугинская ЦРБ".
Действующим законодательством Заказчику предоставляется право, а не обязанность осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 ст. 56, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии п. 6 Приложения N 2 к Постановлению правительства N 99 от 04.02.2015 года и ст. 56 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан указать дополнительные требования к участникам закупки, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. Подтверждается копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги. В связи с тем, что предметом конкурса является оказание услуг по организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов, а не поставка пищевых продуктов, было прописано требование о наличии опыта на оказание услуг общественною питания. Кроме того предметы договоров по оказанию услуг общественного питания и поставки пищевых продуктов имеют абсолютно разные виды деятельности.
При проведении закупки на оказание услуг по организации лечебного питания нельзя руководствоваться лишь ценовым предложением.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 .4° 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" целью закупок, является повышение эффективности и результативности определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При осуществлении закупок заказчики обязаны реализовать такой принцип, как ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. В рамках реализации данного принципа заказчик обязан при планировании и осуществлении закупок исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд: обеспечение высокого уровня качества услуги по организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов.
Предмет закупки: организация ежедневного горячего лечебного питания пациентов - это передача на договорной основе медицинской организацией функции приготовления диетических блюд сторонней компании - Исполнителю, которая специализируется в области питания и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами по организации и проведению лечебно-профилактическою питания и требует от Исполнителя привлечение квалифицированных специалистов/сотрудников.
Наличие в штате Исполнителя врача-диетолога позволяет осуществлять такие функции, как осуществление контроля за работой пищеблока, подготовка документации по организации лечебного питания (карточки-раскладки, семидневное меню, семидневное сводное меню - летний и зимний вариант), осуществление контроля за правильностью закладки продуктов при приготовлении блюд.
Наличие в штате Исполнителя врача по гигиене питания позволяет осуществлять такие функции, как контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
Организация горячего лечебного питания пациентов должна осуществляться ежедневно, непрерывно, включая выходные и праздничные дни, без нарушения режима питания пациентов. Наличие шеф-повара в штате организации Исполнителя предполагает ежедневный контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд.
Наличие в штате Исполнителя поваров (не ниже 4 разряда) квалифицированных в сфере оказания услуг по организации лечебного питания подтверждает квалификацию Исполнителя. Документом, подтверждающим квалификацию является свидетельство о повышении квалификации. Этот документ подтверждает, что повар обладает специальными знаниями в сфере лечебного питания: знает характеристики диет, виды и способы обработки сырья для диетических блюд, технологию приготовления диетических блюд, основы лечебного профилактического питания.
Организация - участник закупки, имеющая в штате квалифицированных специалистов имеет конкурентное преимущество перед другими организациями - участниками закупки, не имеющими таких специалистов, которое заключается в наличии опыта работы в сфере организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов в лечебно-профилактических учреждениях. квалифицированных специалистов с профессиональным образованием и специальной подготовкой.
Исключение данного показателя из конкурсной документации может привести к определению победителя с недостаточной компетенцией или вообще с отсутствием опыта в сфере организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов, а следовательно - некачественное оказание услуги.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки в документации о закупке устанавливается следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, заказчиком установлен вышеуказанный показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки":
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, квалифицированными в области диетологии по лечебному питанию:
- наличие врача-диетолога, работающего более 1 года на предприятии участника закупки;
- гигиены питания: наличие врача по гигиене питания, работающего более 1 года на предприятии участника закупки,
- Наличие шеф-повара (приложение 4 к Приказу Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации"), наличие квалифицированных поваров (не ниже 4 разряда), квалифицированных в сфере оказания услуг по организации лечебного питания. Может подтверждаться предоставлением копий следующих документов в составе заявки: выписки из трудовых книжек, подтверждающие наличие Специалистов в штате организации: копии дипломов, сертификатов о профессиональном образовании подтверждающих наличие квалификации Специалистов.
Установление данного показателя соответствует положению пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.1 1.2013 N 1085 "Правила опенки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Лицензия по специальности "Диетология" выдается организации на осуществление медицинской деятельности при оказании стационарной первично-санитарной и специализированной помощи, а также специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене - пункт 4 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 июня 2010 г. N 474н. В функции врача-диетолога входит оказание первичной медико-санитарной и специализированной диетологической медицинской помощи населению, назначение и применение лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Предметом закупки является оказание услуг по организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов для нужд ГБУЗ ВО "Кольчугинская центральная районная больница", что не является медицинской деятельностью, не входит в перечень лицензируемых видов деятельности и, соответственно, может осуществляться без лицензии. В конкурсной документации отсутствует требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности в части осуществления работ и услуг по специальности "Диетология", поскольку данное требование к участнику закупки, не предусмотрено частями 1 - 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, противоречит части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Постановлением от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания" регулируются отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания. В соответствии с этим Постановлением, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Медицинские учреждения не являются местами общественного питания, приготовление пищи в медицинских учреждениях регулируется приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Федеральным законом от 21.11.2011 года N 323-ф3 "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" дано определение лечебному питанию. Лечебное питание - это питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. ( Статья 39).
В настоящее время действует приказ МЗ РФ от 05.08.2003 года N 330 "О мерах но совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ", в соответствии с которым организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.
Блюда, используемые в лечебном питании, имеют свою технологию приготовления, где учитывается щадящий режим питания, на каждое блюдо имеется карточка-раскладка из официально используемых сборников по лечебному питанию.
Приказом МЗ РФ от 05.08.2003 года N 330 определены
1.Перечень специализированных продуктов питания, используемых для приготовления,
2.Перечень взаимозаменяемости продуктов при приготовлении диетических блюд.
3.Среднесуточный набор продуктов питания.
Соблюдение установленных норм обязательно при организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях.
Опыт работы организации в оказании услуг общественного питания не равняется опыту по организации лечебного питания.
Квалификационный признак о наличии специализированного транспорта указан в целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди пациентов, связанных с употреблением недоброкачественной пищи. Заказчик является лечебным учреждением, которое обязано осуществлять организацию питания больных пациентов, которые находятся в стационаре. Доставка питания больным на транспорте, не соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, может привести к тому, что у пациентов с ослабленным здоровьем, употребивших пищу несоответствующего качества, ухудшится состояние здоровья, что может привести к летальному исходу.
Так же согласно ст. 56 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могли использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Инспекция, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон, пришла к следующим выводам.
1.Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению правительства от 04.02.2015 N 99 оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, относится к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, закупку услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов (в том числе услуг по организации лечебного питания) для медицинских организаций, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. рублей, заказчик вправе осуществить путем проведения конкурса с ограниченным участием с обязательным установлением дополнительного требования.
Учитывая вышеизложенное, заказчиком при определении способа определения поставщика были соблюдены все действующие нормы законодательства.
Таким образом, довод общества не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пункт 22 извещения о проведении конкурса с ограниченным участием содержит информацию об источнике финансирования: областной бюджет, фонд ОМС.
Статья 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок содержит требования к содержанию контракта, не включающие в себя требование об указании в контракте информации об источнике финансирования.
Таким образом, довод общества не нашел своего подтверждения.
3. В силу части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
На основании части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно информации о закупке на оказание услуг по организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов (N закупки 0128200000116009054) начальная максимальная цена контракта установлена 21 033 378,22 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства) указаны случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием.
В пункте 6 Приложения N2 к Постановлению Правительства, указан следующий случай "Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей" где дополнительным требованием к участникам закупки является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс и необходимы следующие документы подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В пункте 47 извещения о проведении конкурса с ограниченным участием указано дополнительное требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.
Также извещение о проведении конкурса с ограниченным участием содержит перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс на сумму 4 206 675,64 рублей. Подтверждается копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги.
Поскольку объектом закупки является оказание услуг лечебного питания, то и опыт подтверждается с учетом правопреемства на оказание услуг по организации питания, а не на поставку продуктов.
Тем самым заказчиком соблюдены требования части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно установлены дополнительные требования в отношении участников конкурса с ограниченным участием, которые отображены в пункте 6 Приложения N2 к Постановлению Правительства.
Таким образом, довод общества не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки в документации о закупке устанавливается следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 данных Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В пункте 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В приложении N1 к извещению о проведении конкурса с ограниченным участием установлены критерий оценки заявок:
- Цена контракта,
- Квалификация участника закупки.
Одним из показателей, раскрывающим содержание нестоимостного критерия является обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: наличие врача-диетолога, работающего более 1 года на предприятии участника закупки; наличие врача по гигиене питания, работающего более 1 года на предприятии участника закупки.
Согласно Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N330 на пищеблоке лечебно-профилактического учреждения контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, ст. повар), контроль за качеством готовых диетических блюд - врач-диетолог, медицинская сестра диетическая, дежурный врач, разрешающий выдачу готовой пищи в отделения.
Согласно пункту 4.14 контракта контроль готовой пищи перед выдачей ее в отделение производится дежурным врачом, а также осуществляется врачом-диетологом, а при его отсутствии в штате заказчика медицинской сестрой диетической.
Из документов, представленных заказчиком, установлено, что данными специалистами в штате участника закупки должны исполняться такие функции, как осуществление контроля за работой пищеблока, подготовка документации по организации лечебного питания (карточки-раскладки, семидневное меню, семидневное сводное меню - летний и зимний вариант), осуществление контроля за правильностью закладки продуктов при приготовлении блюд, контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
С учетом вышеизложенного, показатель не отображает объективной потребности заказчика в наличии у участника закупки требуемых специалистов, так как функции, возлагаемые на них могут удовлетворить специалисты, имеющиеся в штате заказчика.
Таким образом, показатель "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: наличие врача-диетолога, работающего более 1 года на предприятии участника закупки; наличие врача по гигиене питания, работающего более 1 года на предприятии участника закупки" указан заказчиком некорректно.
5. Одним из показателей, раскрывающим содержание нестоимостного критерия является наличие шеф-повара, наличие квалифицированных поваров (не ниже 4 разряда), квалифицированных в сфере оказания услуг по организации лечебного питания.
Также указано, что квалификация специалистов может подтверждаться копиями дипломов, сертификатов о профессиональном образовании.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, заказчиком установлен вышеуказанный показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" для раскрытия содержания самого нестоимостного критерия оценки, что соответствует положению пункта 10 Правил.
Заказчик определил показатель нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с подпунктом "г" обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами пункта 27 Правил оценки заявок.
Однако, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N367 профессия шеф-повар также имеет другое название - заведующий производством.
Таким образом, вышеуказанный показатель установлен в соответствии с положениями статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, однако, содержит некорректное наименование профессии шеф-повар.
6. Одним из показателей, раскрывающим содержание нестоимостного критерия является деловая репутация участника закупки, наличие положительных отзывов по качеству и организации ежедневного лечебного питания от государственных медицинских организаций.
Заказчик определил показатель нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с подпунктом "д" (деловая репутация участника закупки) пункта 27 Правил оценки заявок.
Таким образом, заказчиком вышеуказанный показатель установлен в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правилами оценки заявок.
При формировании критериев оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению показателей критериев, соответствующих объекту закупки и в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Таким образом, довод общества не нашел своего подтверждения.
7. Одним из показателей, раскрывающим содержание нестоимостного критерия является наличие в собственности исполнителя специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм (п.11.2 СП 2.3.6.1066-01).
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, заказчиком установлен вышеуказанный показатель нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" для раскрытия содержания самого нестоимостного критерия оценки, что соответствует положению пункта 10 Правил.
Заказчик определил показатель нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с подпунктом в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг пункта 27 Правил оценки заявок.
Согласно пункту 7.1 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных Постановлением Правительства от 08.11.2011 N31 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования), в целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний транспортирование сырья и пищевых продуктов осуществляется специальным, чистым транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт.
Согласно пункту 7.2 Санитарно-эпидемиологических требований кузов автотранспорта изнутри обивается материалом, легко поддающимся санитарной обработке, и оборудуется стеллажами.
Таким образом, вышеуказанный показатель установлен в соответствии с положениями статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, однако, содержит некорректное требование о праве собственности автомобиля и о его предназначении. Потребность заказчика может удовлетворить автомобиль, принадлежащий участнику закупки на ином законном основании и предназначенный для транспортировки помимо лечебного питания также пищевых продуктов, так как автомобиль для перевозки продуктов питания тоже соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
8. Одним из показателей, раскрывающим содержание нестоимостного критерия является опыт работы во Владимирской области в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений.
Заказчик определил показатель нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", в соответствии с подпунктом "б" опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Таким образом, заказчиком вышеуказанный показатель установлен в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правилами оценки заявок.
При формировании критериев оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению показателей критериев, соответствующих объекту закупки и в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Таким образом, довод общества не нашел своего подтверждения.
Инспекция установила, что ни один из показателей не подобен другому и каждый показатель носит индивидуальный и объективный характер.
Также отсутствие в составе заявки рассматриваемых сведений по показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, не является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки.
9.В Приложении N5 к информационной карте конкурса с ограниченным участием заказчиком указан перечень продуктов питания, которые исполнитель должен использовать при приготовлении ежедневного горячего лечебного питания.
Также в Приложении N5 указаны ГОСТы, которым должны соответствовать продукты питания, используемые для приготовления питания.
Инспекция установила, что ГОСТ Р 52601-2006, ГОСТ 21-94, ГОСТ 108-76 являются недействующими.
Таким образом, Приложение N5 к информационной карте конкурса с ограниченным участием содержит некорректную информацию в части соответствия используемых продуктов недействующим ГОСТам.
На основании изложенного, Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика при осуществлении процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации ежедневного горячего лечебного питания пациентов (N закупки 0128200000116009054) нарушившим требования части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, в связи с заключением контракта по указанной закупке.
Решение контрольного органа в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Руководитель Инспекции <_>
Исп.Звёздкина В.М.
33-49-78
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 октября 2016 г. N 203/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016