Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Транспроект 59" (далее - Заявитель) на действия администрации Суксунского района (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Ключи-Агафонково участок (Ключи-Тис) км 0+900 - км 14+833, участок (Тис-Агафонково) км 0+000 - км 2+933" (изв. N 0156300057216000083),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300057216000083 Заказчиком проводился открытый конкурс на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Ключи-Агафонково участок (Ключи-Тис) км 0+900 - км 14+833, участок (Тис-Агафонково) км 0+000 - км 2+933".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии со ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч.1 ст.2 Закона закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Описание объекта закупки, согласно п.4.2 Раздела 4 документации о закупке, содержится в Главе 5 конкурсной документации.
В соответствии с требованиями Технического задания (в редакции от 27.09.2016 г.) потенциальный Подрядчик должен при проектировании:
5.1. Выполнить сбор исходных данных необходимых для проектирования, в том числе определить местонахождение инженерных коммуникаций и их владельцев, попадающих в границы проектных работ.
5.2. Выполнить инженерно-геодезические (съемку по существующей трассе произвести поперечниками через 20-30 метров, подготовить планы масштаба 1:500 или 1:1000), инженерно-геологические, инженерно-гидрологические.
5.3. Составить ведомость дефектов участка существующей автодороги и искусственных сооружений. По результатам изысканий, имеющимся дефектам определить участки (по возможности) не требующие капитального ремонта и выделить их по видам работ как участки, подлежащие ремонту. Согласовать участки проектирования по видам работ с Заказчиком и проектировать согласно принятому решению. Выделить при проектировании несколько (3-4) пусковых комплекса, согласовать с заказчиком.
5.4 Капитальный ремонт участка выполнить в границах существующей полосы отвода (для населенных пунктах - в красных линиях). Исходные данные по уточненным границам земельного участка под существующую автомобильную дорогу получить у Заказчика.
5.5 Проектная документация должна соответствовать техническому регламенту Таможенного союза "ТР ТС 014/2011". Состав работ, предусмотренных проектной документации, должен соответствовать классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 402 от 16.11.2012 г.
5.6. Обеспечить выполнение работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, техническими нормами, регламентами и правилами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими выполнение проектных работ,
5.7. Выполнить технико-экономическое сравнение вариантов конструкции дорожной одежды, предварительно согласовав с Заказчиком ведомость источников получения материалов и ведомость сметных цен на материалы, с учетом трудоемкости строительства.
5.8 Разработать проект планировки территории и проект межевания территории.
В п.6 Технического задания установлены следующие требования: Требования к составу работ, содержанию и оформлению рабочего проекта:
6.1. Состав проектной документации принять с учетом требований Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (постановление правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87).
6.2.Сметную документацию рассчитать согласно ФЕР, применить индексы Минстроя РФ;
6.3.Материалы проекта оформить в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2009 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
6.4.Проект оформить подписями руководителя генеральной проектной организации и главного инженера проекта, круглой печатью генеральной проектной организации, а также справкой проектной организации о соответствии рабочего проекта требованиям действующего законодательства и задания на проектирование;
7.Дополнительные требования
7.1. Проектной организации участвовать без дополнительной оплаты при рассмотрении материалов рабочего проекта Заказчиком в установленном им порядке, защите рабочего проекта в органах государственной экспертизы, оплатить государственную экспертизу, а также оплатить повторную при получении отрицательного заключения, представлять пояснения, документы и обоснования, вносить по результатам рассмотрения Заказчиком и государственной экспертизы (до получения положительного заключения) изменения и дополнения, не противоречащие данному заданию, оплачивать другие необходимые экспертизы.
8. Особые условия
8.1 Разработать проект планировки территории и проект межевания территории на объект и передать Заказчику на утверждение.
8.2 Для искусственных сооружений, находящихся в удовлетворительном состоянии и не требующих капитального ремонта, предусмотреть вид работ как ремонт. По мостовым сооружениям рассмотреть 2-3 варианта усиления конструкций (при необходимости усиления).
8.3 Необходимость устройства тротуаров для отдельных участков в населенных пунктах согласовать с Заказчиком.
9.Требования к сдаче документации Заказчику:
9.1 Проект сдать с сопроводительным письмом или по накладной в 4-х экз. в бумажном виде и в 1 экз. на CD или DVD диске. Отчеты по изысканиям сдать в 1 экз. в бумажном и электронном видах. В накладных, в том числе: указать номер и дату контракта.
Согласно п.2.3 проекта контракта цена контракта включает все расходы Подрядчика на выполнение работ в полном объеме, в том числе затраты на:
выполнение инженерно-экологических, инженерно-геологических, инженерно-геодезических и инженерно-гидрологических изысканий на объекте с предоставлением отчетов по всем перечисленным в данном пункте видам изысканий и топографической съёмки участка работ (в объеме, необходимом для разработки документации);
выполнение работ, связанных с получением технических условий на подключение ко всем инженерным сетям объекта, оплату за получение технических условий на переустройство коммуникаций;
согласование проектной документации со всеми уполномоченными органами и сетевыми организациями в объёме, отвечающем всем требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;
получение положительного заключения государственной экспертизы и экспертизы достоверности стоимости работ;
транспортные расходы по доставке специалистов до места выполнения работ;
расходы на страхование;
Согласно п.3.1 проекта контракта, п.5.2 Раздела5 документации о закупке - срок выполнения работ 60 календарных дней.
Заказчик с доводами жалобы не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве, полагает, что выполнить все работы, получить положительное заключение экспертизы возможно в установленный документацией срок.
Заявителем в материалы дела представлено свидетельство СРО, которое дает ему право выполнять работы, являющиеся объектом закупки, однако, Заявитель указывает, что в указанный в документации срок, исполнить контракт в полном объеме не представляется возможным.
В целях принятия объективного решения по данной жалобе Пермским УФАС России в адрес КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" был направлен запрос (исх. N 12208-16) следующего содержания: "В соответствии с ч.1 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно ч.7 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на тридцать дней. Просим пояснить, в каких случаях возможно проведение экспертизы менее чем за 60 дней, каков минимальный срок проведения экспертизы, в каких случаях возможно рассчитывать на минимальный срок проведения экспертизы".
В представленном ответе (вх. N 015067-16 от 228.10.2016 г.) указано следующее: "Частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 29 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение), установлено, что срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:
а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам.
в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.
В соответствии с пунктом 26 Положения правовое регулирование договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор), который заключается между заявителем и органом или организацией, осуществляющей проведение государственной экспертизы, осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации применительно к договору возмездного оказания услуг.
В связи с этим сторонам договора в соответствии с подпунктом "б" вышеуказанного пункта Положения предоставлено право определять срок проведения государственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Кодексом и Положением.
В соответствии с Кодексом и Положением КГАУ "Управление госэкспертизы Пермского края" при подготовке проекта договора устанавливает предельный срок проведения государственной экспертизы (60 или 45 дней в зависимости от типа объекта экспертизы), в котором учтены требуемые трудовые ресурсы, а также все временные составляющие этапов проведения государственной экспертизы: оценка представленной проектной документации группой экспертов, в том числе подготовка и направление заявителю недостатков, выявленных по результатам такой оценки, возможность устранения проектной организацией выявленных экспертами недостатков, а также оценка экспертами откорректированной проектной организацией документации и подготовка соответствующего заключения государственной экспертизы.
КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" указывает, что установление сокращенных сроков проведения государственной экспертизы может привести к недостаточности срока устранения замечаний экспертов и выдаче отрицательного заключения, что в свою очередь повлечет дополнительные финансовые и временные затраты заявителей.
Следует отметить, что в процессе проведения экспертизы по замечаниям экспертов проектными организациями дорабатывается практически вся представляемая на экспертизу проектная документация и результаты инженерных изысканий, в которых выявляются нарушения требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной и иной безопасности.
Также КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" обращает внимание, что действующее законодательство не устанавливает минимального срока проведения государственной экспертизы, поэтому подготовка заключений государственной экспертизы раньше установленного предельного срока возможна при качественной подготовке проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также при оперативности устранения проектной организацией выявленных экспертами недостатков в процессе проведения государственной экспертизы.
На основании изложенного, с учетом приведенного выше ответа, в описании объекта закупки Комиссия усматривает ограничение количества участников закупки, и, как следствие, Заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
То обстоятельство, что на участие в конкурсе была подана 1 заявка, по мнению антимонопольного органа, подтверждает указанный вывод.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транспроект 59" на действия администрации Суксунского района при проведении открытого конкурса на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Ключи-Агафонково участок (Ключи-Тис) км 0+900 - км 14+833, участок (Тис-Агафонково) км 0+000 - км 2+933" (изв. N 0156300057216000083 обоснованной.
2.Признать в действиях администрации Суксунского района выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений, выдать предписание Заказчику, Конкурсной комиссии.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2016