Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Ткаченко С.И., Врио руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Терпуговой Ю.А. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции моста через р. Могойтуй на км 2+300 автомобильной дороги подъезд к п. Могойтуй в Могойтуйском районе Забайкальского края (240-ЭА) (реестровый номер N 0891200000616000259),
в присутствии представителей заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края - Гурьева С.Ю. (доверенность от 25.04.2016 б/н) и Иванова М.В. (доверенность от 14.06.2016 б/н); представителей уполномоченного учреждения - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок": Клещёнок Е.Ю. (доверенность от 18.01.2016 N2), Колесниченко А.Е. (доверенность от 18.01.2016 N3);
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрении жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
09 июня 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" - жалоба N137 на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции моста через р. Могойтуй на км 2+300 автомобильной дороги подъезд к п. Могойтуй в Могойтуйском районе Забайкальского края (240-ЭА) (реестровый номер N 0891200000616000259).
Из существа жалобы следует, что, по мнению заявителя, заказчиком и нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно п.8.33 проекта контракта обязанностью подрядчика является: "Привлечь к исполнению обязательств по настоящему контракту (в случае, если подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией) в качестве субподрядчиков организации (индивидуальных предпринимателей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ по настоящему контракту, выполняемый такими субподрядчиками, должен составлять 15 (пятнадцать) процентов от цены настоящего контракта, что составляет _______ рублей".
Ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций отсутствует.
Заявитель просит приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с требованиями текущего законодательства, известить заявителя о результатах рассмотрения жалобы в электронном виде.
Представителями уполномоченного учреждения представлены следующие пояснения.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 4 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ, при обжаловании действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, установлено дополнительное условие, о том, что такое обжалование может быть осуществлено участником закупки в период аккредитации на электронной площадке.
Заявитель на электронной торговой площадке RTS-tender на момент подачи жалобы не аккредитован, ввиду чего правами на обжалования положений документации об аукционе не обладает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2. Постановления Правительства Забайкальского края от 17.12.2013г. N 544 (ред. от 17.11.2015) "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" не наделено полномочиями на определение поставщиков в части описания объекта закупки и определений условий контракта.
Согласно пункту 19 Порядка взаимодействия ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" с заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.11.2015 года N 574, утверждение аукционной документации осуществляется совместно уполномоченным учреждением и заказчиком, каждым в своей части с персонализированным разграничением ответственности.
Согласно пункта 8.33. раздела 8 проекта государственного контракта установлено обязательство подрядчика "Привлечь к исполнению обязательств по настоящему контракту (в случае, если подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально -ориентированной некоммерческой организацией) в качестве субподрядчиков организации (индивидуальных предпринимателей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ по настоящему контракту, выполняемый такими субподрядчиками, должен составлять 15 (пятнадцать) процентов от цены настоящего контракта, что составляет _______ рублей.
Представить копии договоров субподряда и декларацию, подтверждающую принадлежность субподрядчика к субъектам малого предпринимательства (социально ориентированным некоммерческим организациям)".
Согласно пункта 11.1. проекта государственного контракта "В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 11.1. проекта государственного контракта установлено общее требование об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащие исполнения обязательств предусмотренных контрактом, обязательства подрядчика, предусмотренные контрактом изложены в разделе 8 проекта государственного контракта.
Часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, указывает на необходимость включения в контракт условия о гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащего исполнения условия о привлечении к исполнению контрактов лиц из числа СМП, СОНО, не конкретизирует порядок определения такой ответственности (правил позволяющих Заказчику проконтролировать исполнение указанного требования), ее вид и размер. Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных условий, является не чем иным, как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусмотренных контрактом, следовательно, ответственность определяется в соответствии с общим порядком, установленным Законом о контрактной системе.
Соответствующий порядок определен в статье 34 Закона о контрактной системе, в силу части 8 которой за несвязанное с просрочкой неисполнение или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начисляются штрафы. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Представители заказчика считают доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту установлена в разделе 11 проекта государственного контракта. Указанным разделом предусмотрено, в том числе, начислению подрядчику штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, в виде фиксированной суммы в размере процента в зависимости от цены контракта.
Обязанность по привлечению к исполнению обязательств по контракту в качестве субподрядчиков организаций (индивидуальных предпринимателей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлена разделом 8 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта. Следовательно, неисполнение данного обязательства влечет наступление ответственности, предусмотренной соответствующим пунктом раздела "Ответственность сторон" проекта государственного контракта.
На основании изложенного представитель заказчика просит признать жалобу заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
19 апреля 2016 года уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона в электронной форме на Выполнение работ по реконструкции моста через р. Могойтуй на км 2+300 автомобильной дороги подъезд к п. Могойтуй в Могойтуйском районе Забайкальского края (240-ЭА) (реестровый номер N 0891200000616000259).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 71 602 021,00 рублей.
В соответствии с Извещением N1-И (240-ЭА) о внесении изменений в документацию открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта: Выполнение работ по реконструкции моста через р. Могойтуй на км 2+300 автомобильной дороги подъезд к п. Могойтуй в Могойтуйском районе Забайкальского края для нужд ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края на основании предписания Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13.05.2016 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по жалобе N99 в аукционную документацию N 240-ЭА внесены изменения, дата окончания срока подачи аукционных заявок продлена до 17 часов 00 минут (местного времени) 08.06.2016.
В соответствии с порядком взаимодействия (постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - далее Порядок взаимодействия) уполномоченное учреждение и государственный заказчик совместно утверждают аукционную документацию. В соответствии с пунктом 19 Порядка взаимодействия уполномоченное учреждение утверждает документацию в пределах переданных ему полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть за исключением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
На участие в аукционе поступило 3 заявки, все признаны соответствующими требованиям аукционной документации (протокол рассмотрения заявок от 14.06.2016).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения представителей заказчика и уполномоченного органа, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с Документацией о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта: "выполнение работ по реконструкции моста через р.Могойтуй на км 2+300 автомобильной дороги подъезд к п. Могойтуй в Могойтуйском районе Забайкальского края подрядчик обязуется выполнить все работы по реконструкции объекта в соответствии с условиями Контракта и Проекта" (абз.4 раздела 3 Место, условия и сроки выполнения работ (услуг)).
Согласно пункту 8.33 проекта государственного контракта "для выполнения работ по настоящему Контракту Подрядчик принимает на себя обязательства привлечь к исполнению обязательств по настоящему контракту (в случае, если подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией) в качестве субподрядчиков организации (индивидуальных предпринимателей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ по настоящему контракту, выполняемый такими субподрядчиками, должен составлять 15 (пятнадцать) процентов от цены настоящего контракта, что составляет _____ рублей".
Пунктом 11.1 Раздела 11 Проекта государственного контракта (Ответственность сторон) установлена ответственность подрядчика: "В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
При нарушении Контрактных обязательств Подрядчиком Заказчик вправе взыскать с него штраф в следующих случаях:
- установление Заказчиком нарушений по качеству работ, выполняемых Подрядчиком на объекте реконструкции и подтвержденных соответствующими документами, за каждый выявленный Заказчиком факт некачественного производства работ на объекте. При этом соответствующими документами является двусторонний акт Заказчика и Подрядчика о выявленных нарушениях по качеству работ, предписания Заказчика или контрольно-надзорных органов в области строительства;
- неисполнение или несвоевременное исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, выданных представителями Заказчика либо другими контролирующими органами.
- за несвоевременное освобождение строительной площадки от принадлежащего ему имущества.
- за нарушение Подрядчиком сроков предоставления документации указанной в п.6.2, 6.3.
- за несвоевременное, а также за недостоверное представление результатов лабораторного контроля качества в части входного, операционного и приемочного контроля и при несоответствии выпускаемой продукции согласованному составу.
- за ненадлежащее ведение, а также несвоевременное предоставление исполнительной документации Подрядчиком.
- неприбытие представителя Подрядчика для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты;
- не предоставление Заказчику в установленный срок графика устранения дефектов по гарантийным обязательствам.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе проект государственного контракта не содержит обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройиндустрия" признать обоснованной.
2. Государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края признать нарушившим часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, уполномоченному учреждению выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалоб должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии: С.И. Ткаченко
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Ю.А. Терпугова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 15 июня 2016 г. N 137
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2016