Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ЛигаСтрой" (далее- Общество, Заявитель, Участник закупки) на действия Федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (далее - Заказчик, ФГКУ "3 отряд ФПС по ЧО", Учреждение) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания пожарного депо (ПЧ-5) по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 35 (извещение N 0369100017516000026) (далее - Аукцион), в присутствии представителей Федерального государственного казенного учреждения "3 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области", действующих на основании доверенностей от 20.06.2016, Устава Заказчика, в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России посредством направления уведомления (исх. N 7528/09 от 10.06.2016) на адрес электронной почты, указанный в жалобе,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 10.06.2016 поступила жалоба ООО "ЛигаСтрой" на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.05.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 6 670 330 рублей.
По состоянию на 20.06.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, предусмотренная документацией об Аукционе, не позволяет установить порядок указания конкретных показателей в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, по мнению Общества, в документации об Аукционе отсутствуют даты начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.
Представители Заявителя на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайств об отложении заседания в антимонопольный орган не направили.
Представители Заказчика против удовлетворения доводов жалобы возражали, представили письменные возражения (исх. N 1435 от 20.06.2016), а также пояснили, что действия Заказчика отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе позволяет определить требования Учреждения к указанию участниками закупки конкретных показателей товаров (материалов), которые будут использоваться при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Доводы Заявителя об отсутствии в документации об Аукционе дат начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе представители Заказчика не опровергали, указав на то, что отсутствие указанных сведений не повлияло на права и интересы Заявителя, который воспользовался своим правом на направление Заказчику запроса о разъяснении положений документации об Аукционе.
I. Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ЛигаСтрой", пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе должна содержаться инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе предусматривает следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в Аукционе: "Характеристики используемых материалов (товара), содержащиеся в Задании на аукцион, при указании на конкретную марку, тип товара или конкретного изготовителя (производителя), следует читать: "ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ".
Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником закупки к использованию, по своим конкретным, диапазонным показателям должны соответствовать значениям, установленным в НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ со всеми рекомендованными и иными приложениями к НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ с учетом требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в Задании на аукцион.
Качественные характеристики (потребительские свойства) каждого конкретного товара, предлагаемого Участником закупки к использованию, не должны содержать следующие слова (словосочетания) - "или", "менее", "более", "не менее", "не более", "должен быть", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "не раннее", "не позднее", "раннее", "позднее", "примерно", "около", "допустимый", "требуемый", "приблизительно", "может быть", "идентично", "типа", "аналогично", "др.", "необходимо", "включительно" и другие аналогичные слова (словосочетания), за исключением, если это предусмотрено ТУ, ГОСТом и при этом в Задании на аукцион содержится ссылка на соответствующий ТУ, ГОСТ.
В заявке указываются значения показателей идентично значениям соответствующего НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ, ссылка на который содержится в Задании на аукцион.
Знак "(/)*" между двумя значениями показателей (за исключением использования знака "/", в том числе, в обозначении напряжения, фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3", а также размере присоединения (обозначение диаметра), марке битума и тп.) приравнивается к разделительному союзу "или" и означает, что Участник закупки должен дать по данным показателям конкретное значение. В показателях с использованием фразы "и/или" Участник закупки должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". Использование знака препинания ",", ";" при перечислении значений показателя приравнивается к соединительному союзу "и".
В случае, если в ТУ, паспорте, ГОСТе указаны неконкретные показатели, то такие величины следует сопровождать словами "согласно ТУ", "согласно ГОСТу".
В случае указания в Задании на аукцион слов "идентично", "аналогично", "др." Участнику закупки в своей заявке необходимо указать конкретно описываемый показатель (вид, размер, цвет, метод, способ и т.д.).
В случае, если значения показателей сопровождаются "**", Участник при описании характеристик (потребительских свойств) товара не учитывает крайние значения показателя, указывает следующее числовое значение показателя в сторону увеличения - для показателей, которые не являются диапазонными. Если показатель является диапазонным, то при заполнении заявки Участник не учитывает наибольшее числовое значение в диапазоне, и указывает следующее числовое значение в сторону уменьшения.
В случае, если показатели предлагаемого товара являются переменными, такие показатели необходимо сопровождать фразой "в диапазоне".
Если характеристика сопровождается словами "диапазонная величина", Участник в своей заявке указывает минимальные и максимальные числовые значения показателя.
Если заказчиком используются такие слова (словосочетания) как "включительно*", то при указании минимальных, максимальных значений Участник учитывает, что минимальным значением является нижняя граница или минимальные значения, максимальным значением является верхняя граница или максимальные значения, соответствующие Заданию на аукцион.
Если в Перечне установлены максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей, сопровождаясь при этом, соответственно, фразами "не более" и (или) "не менее", Участником размещения заказа в 1 части заявки устанавливается конкретное значение.
Если в Перечне устанавливается показатель или диапазонная величина, значение которых не может изменяться в ту или иную сторону, сопровождаясь при этом фразой "неизменный показатель", Участником размещения закупки должен быть предложен товар именно с таким значением показателя или диапазонной величины.
Слова "от" и "до" включают крайние значения соответствующих показателей.
При указании минимальных значений: "не менее", "не хуже", "не уже", "не уже чем", "" и т.п. минимальным значением является нижняя граница или минимальные значения установленного диапазона значений; числовое значение, сопровождаемое словом "более", "выше", "шире", "выше чем", "шире чем", означает, что минимальным значением данного показателя является наибольшее значение, следующее за указанным, не включая самого указанного значения, или минимальные значения установленного диапазона значений, не включая самих крайних показателей значений установленного диапазона.
При указании максимальных значений: "не более", "_" и т.п. максимальным значением является верхняя граница или максимальные значения установленного диапазона значений; числовое значение, сопровождаемое словом "менее", "ниже", "уже", "ниже чем", "уже чем", означает, что максимальным значением данного показателя является наименьшее значение, следующее за указанным, не включая самого указанного значения или максимальные значения установленного диапазона значений, не включая самих крайних показателей значений установленного диапазона".
Доводы Заявителя относительно того, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не представляет возможности верно заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе, являются правомерными.
Так, например, по позиции 3 Таблицы в составе части II "Задание на Аукцион" заказчику требуется значение водородного показателя pH7-pH8.
Однако изложение указанного показателя и содержание инструкции в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не позволяет установить к какой категории показателей необходимо отнести количественное значение pH7-pH8: диапазонному (остается неизменным при подаче заявки) или участникам закупки необходимо предложить один из вариантов.
По позиции 6 части II "Задание на Аукцион" Заказчиком предусмотрены требования к ППРС Клапану 50 RVS: "Материалы и рабочие характеристики: Материал PR-R (Полипропилен/Рандом/Сополимер, Тип 3)".
В нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе из инструкции и описания объекта закупки невозможно установить Тип 3 должен относиться к любому материалу из числа перечисленных Заказчиком или только к Сополимеру.
Аналогичное нарушение законодательства о контрактной системе содержится и по позициям N 11,12 части II "Задание на Аукцион".
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Порядок предоставления разъяснений предусмотрен статьей 65 Закона о контрактной системе и отражен Заказчиком в подразделе "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации" раздела 2 документации об Аукционе.
Вместе с тем, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, соответствующие статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
II. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика и аукционной комиссии выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-5,7,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются едиными для всех участников закупки вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 1,3-5,7-9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, определены Заказчиком в пункте 1.6 раздела 1 документации об Аукционе и в подразделе "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе.
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 3-5,7,9,10 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона отсутствуют единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-5,7,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 1.6 раздела 1 документации об Аукционе, подразделом "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе.
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не позволяет доподлинно установить требование к участникам закупки, которое предусмотрено Заказчиком в соответствии с объектом рассматриваемой закупки (обоснование выводов антимонопольного органа содержится в пункте 2 раздел II мотивировочной части настоящего решения).
2. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
2.1. Пунктом 1.6 раздела 1 документации об Аукционе, подразделом "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указанные положения документации об Аукционе не содержат перечень требований законодательства Российской Федерации, которым должны соответствовать участники закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России представителями Заказчика пояснено, что свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, определенным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" не требуется.
При указанных условиях становятся непонятными действия Заказчика по установлению в документации об Аукционе требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2.2. Следует отметить, что между положениями пункта 1.6 раздела 1 документации об Аукционе и подраздела "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе содержатся противоречия в части требования к участникам закупки, что они не являются офшорными компаниями.
Вместе с тем, документация об Аукционе является единым документом и все ее положения должны соответствовать друг другу, чтобы не создавать неопределенности в части требований Заказчика к участникам закупки.
2.2. Пунктом 1.6 раздела 1 документации об Аукционе, подразделом "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем, из содержания документации об Аукционе и проекта контракта не следует, что в связи с исполнением контракта заказчик будет приобретать права на такие результаты, что исключает возможность предъявления такого требования к участникам закупки.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе в нарушение части 3 статьи 64, пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование к участникам закупки об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что не соответствует объекту рассматриваемой закупки и условиям исполнения проекта контракта.
2. Согласно части 5 статьи 63, пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки указывается ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе и предполагает обязанность Заказчика осуществлять закупки исключительно у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 63, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона в разделе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)", Заказчиком предусмотрено требование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - ПП РФ N 1457), которое в силу законодательства о контрактной системе устанавливается в рамках национального режима, предусмотренного статьей 14 Закона о контрактной системе, или как требование к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанная позиция антимонопольного органа подтверждается совместными письмом ФАС N АЦ/28993/16 от 28.04.2016 и Министерства экономического развития Российской Федерации N 12589-ЕЕ/Д28и от 28.04.2016.
3. В силу части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона указываются размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
При этом требования к обеспечению исполнения контракта предусмотрены статьями 37,45,96 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано следующее: "Документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, размещается в ЕИС в форме электронного документа совместно с проектом контракта, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона. Обеспечение исполнения контракта предоставляется по каждому лоту отдельно. Способ обеспечения исполнения государственного контракта (безотзывная банковская гарантия или передача Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) определяется участником аукциона самостоятельно)".
3.1. В нарушение части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона отсутствуют требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде банковской гарантии, предусмотренные частью 3 статьи 96, статьей 45 Закона о контрактной системе.
3.2. В нарушение части 5 статьи 63, пункта 8 статьи 42, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлено требование к способу обеспечения исполнения контракта в виде перечисления денежных средств в залог, в том числе в форме вклада (депозита).
4. В нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в разделе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" указано на ПП РФ N 1457 (позиция антимонопольного органа по указанному нарушению содержится в пункте 2 раздела II мотивировочной части настоящего решения).
5. Пунктом 9 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об Аукционе должна содержать возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона (часть 18 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания пожарного депо (ПЧ-5) по адресу: г. Челябинск, ул. Горького, 35, а не поставка товара, следовательно, положение части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе не может быть применимо к рассматриваемой закупке.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункт 9 части 1 статьи 64, часть 18 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
6.1. Требования к первой части заявки на участие в Аукционе в зависимости от объекта закупки (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг без использования товара, выполнение работ, оказание услуг с использованием товара), а также от наличия или отсутствия в документации об Аукционе указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара установлены в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В подразделе "Требования к содержанию и составу первой части заявки" раздела 2 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе Заказчиком продублированы положения части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе без применения к объекту закупки.
Так, ввиду того, что в объект закупки входит выполнение работ с использованием товара, указанного в части II "Задание на Аукцион", к рассматриваемому Аукциону применимо положение подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком при установлении требований к первой части заявки на участие в Аукционе нарушены пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе требование к содержанию первой части заявки конкретизировано, что также создает противоречия между рассматриваемыми положениями документации об Аукционе.
6.2. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в подразделе "Требования к содержанию и составу второй части заявки" раздела 2 документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении участниками закупки во второй части заявки на участие в Аукционе декларации об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что не соответствует объекту закупки.
6.3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в подразделе "Требования к содержанию и составу второй части заявки" раздела 2 документации об Аукционе Заказчиком не указан перечень документов, которые участники закупки должны представить во второй части заявки на участие в Аукционе для подтверждения соответствия товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в подразделе "Требования к содержанию и составу второй части заявки" раздела 2 документации об Аукционе Заказчиком предусмотрено требование о представлении участниками закупки во второй части заявки на участие в Аукционе декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, поскольку указанное ограничение участие в определении подрядчика в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе Заказчиком не устанавливалось.
7. В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в подразделе "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" раздела 2 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к способу обеспечения исполнения контракта, не предусмотренному Законом о контрактной системе, а именно передаче денежных средств в залог.
Аналогичное нарушение допущено и при установлении способов обеспечения исполнения контракта в пункте 11.3 проекта контракта.
8. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.1.2 проекта контракта предусмотрено следующее положение: "Работы (результаты Работ) должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, если такие требования предъявляются Контрактом и (или) законодательством Российской Федерации".
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 2.1.2 проекта контракта отсутствует перечень требований законодательства о контрактной системе, которым должно соответствовать качество работ, что не позволяет определить условия исполнения контракта и потребность Заказчика.
9. Часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что проект контракта должен содержать обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Части 5,7,8,9 статьи 34 Закона о контрактной системе определяют порядок установления размеров штрафов и пени за ненадлежащее исполнение обязательств сторонами, а также за просрочку исполнения обязательств вне зависимости от кратности (количества раз) нарушений сторонами таких обязательства.
При этом единственным основанием для освобождения стороны контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени) является представлением ею доказательств того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Пунктом 7.2.2 проекта контракта установлено следующее: "Применение штрафных санкций к Заказчику применимо в случае неоднократного (от двух и более раз) незаконного отказа от приемки работ по настоящему Контракту".
Вместе с тем, положение пункта 7.2.2 проекта контракта противоречит требованиям частей 4,9 статьи 34 Закона о контрактной системе и ставит Заказчика и Подрядчика в неравные условия при исполнении контракта.
10. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует положение о том, что Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.
11. В нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контракта в пункте 7.3.5 проекта контракта Заказчиком зафиксировано, что исполнение обязательств подрядчика по контракту будет обеспечиваться банковской гарантией, что исключает самостоятельность участника закупки в выборе способа обеспечения исполнения контракта.
В силу частей 1,2 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе и заявки участника закупки.
Следовательно, положение пункта 7.3.5 проекта контракта не может быть изменено при заключении и исполнении контракта.
12. Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Из материалов дела следует, что в адрес Заказчика 09.06.2016 поступил запрос о разъяснении положений документации об Аукционе с требованием внести изменения в описание объекта закупки и инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе путем уточнения требований к указанию значений показателей в составе заявки и разграничению в описании объекта закупки минимальных и (или) максимальных показателей, а также показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в ЕИС 10.06.2016 размещено разъяснение положений документации об Аукционе, из которого следует, что Заказчик не усматривает в своих действиях нарушений законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснение положений документации об Аукционе, размещенное в ЕИС, не содержит предмет запроса.
13. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 регламентировано, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.06.2016 N0369100017516000026-1 следует, что на участие в Аукционе поступило 8 заявок, только один участник закупки (с защищенным номером заявки 3 в протоколе) допущен к участию в Аукционе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев первую часть заявки ООО "Строительный холдинг "Фора", требования Заказчика к составу первой части заявки на участие в Аукционе, положения инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе ("Знак "(/)*" между двумя значениями показателей (за исключением использования знака "/", в том числе, в обозначении напряжения, фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3", а также размере присоединения (обозначение диаметра), марке битума и тп.) приравнивается к разделительному союзу "или" и означает, что Участник закупки должен дать по данным показателям конкретное значение"), протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.06.2016 N0369100017516000026-1, приходит к выводу о нарушении Аукционной комиссией частей 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившемся в неправомерном допуске указанного участника закупки к участию в Аукционе ввиду непредставления им по позициям 5,6,8,9, 10,11, 12 части II "Задание на Аукцион" документации об Аукционе конкретных показателей, а именно назначения ППРС крана для радиатора, ППРС клапана, ППРС тройника, ППРС угла, ППРС муфты (применяется для монтажа: систем холодного и горячего водоснабжения/систем отопления/обвязки систем вентиляции/подача сжатого воздуха).
Вместе с тем, неправомерные действия аукционной комиссии обусловлены нарушениями законодательства о контрактной системе, допущенными Заказчиком в документации об Аукционе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ИТЦ "БАЗИС" на действия Заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,3-5,7,8, 9,10 части 1, части 5 статьи 31, частей 4,9, 18 статьи 34, пунктов 4,8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 63, пунктов 1,2, 9, 11 части 1, части 3 статьи 64, части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3, пунктов 2,3,7 части 5 статьи 66, частей 1,3 статьи 96, части 2 статьи 33, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения частей 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.Н. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 июня 2016 г. N 445-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016